АСКЕТИЗМ
аскетизм
[asceticism) Отказ или избегание доставляющего удовольствие опыта по религиозным или культуральным причинам.
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
АСКЕТИЗМ
Стиль жизни, основанный на добровольном воздержании от чувственных, физических удовольствий и превознесении простоты и самодисциплины. Аскет обычно проповедует сосредоточение на высшей морально-религиозной системе ценностей.
Аскетизм
от греч. askein «упражняться») – сознательное воздержание от жизненных благ, ведение строгой, воздержной жизни.
И отшельники, и монахи жили в воздержании, вкушали пищу лишь после захода солнца… Все они соблюдали целомудрие…после долгих бдений спали на голой земле (А. Франс, Таис).
Я предпочитаю быть безумным, чем предаваться наслаждениям (Антисфен).
И отшельники, и монахи жили в воздержании, вкушали пищу лишь после захода солнца… Все они соблюдали целомудрие…после долгих бдений спали на голой земле (А. Франс, Таис).
Я предпочитаю быть безумным, чем предаваться наслаждениям (Антисфен).
Аскетизм
греч. asketes - упражняющийся, подвижник) - 1. крайняя, нередко патологическая степень воздержания, отказа от жизненных благ, склонность к самопожертвованию ради неких идеалов и считающихся возвышенными или спасительными ценностей, встречается иногда у шизоидов, параноиков, религиозных фанатиков. Последние становятся иногда объектом пародий, как, например, у М.Твена; 2. система мер нравственного усовершенствования в религиозно-этических учениях.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АСКЕТИЗМ
(от греч. упражняющийся, подвижник) – моральнопсихологический принцип, предписывающий отказ от жизненных благ, удовольствий, подавление в себе естественных желаний и побуждений. Церковные сановники ставят в пример верующим тех, кто уходил в монашество, истязал свою плоть, доводил себя до изнеможения постами, обрекал себя на одиночество. Однако аскетические правила могут быть лишены крайностей и направляться на удержание человека от гурманства, лености, распущенности, на укрепление воли и достижение ясности мышления. А. обычно противопоставляется гедонизму.
Аскетизм
от греч. asketes упражняющийся в чем-либо), присущие практике некоторых философских школ (напр., киников), религий (монашество и т.п.), социальных движений отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.д. Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа. Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.).
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
АСКЕТИЗМ
от греч. asketes – упражняющийся в чем-либо; отшельник, монах) – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, А. является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы во имя социальных целей). Истоки А. обнаруживаются уже в первобытном обществе. Значительного развития А. достиг в восточных религиях (брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, древне-иудейские секты). А. выступает как путь преодоления плоти, освобождение от нее. Наиболее частые формы А.: отшельничество, посты, безбрачие, различные самоистязания. Для А. характерна низкая внутриличностная конфликтность человека.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
АСКЕТИЗМ
от греч. askesis - упражнение, подвиг) - учение об ограничении, воздержании, подавлении органических потребностей (питание, сон и др.) и чувственных желаний для достижения нравственного совершенства (трезвость, половое воздержание), а также практическая реализация такого учения. Как правило, А. не только сводит до минимума удовлетворение естественных потребностей, но и требует отказа от чувственных удовольствий, которые теоретически м. б. и при минимальном уровне потребления ("мало, но вкусно"). Исторические типы А.: восточный (индийский), античный (напр. у пифагорейцев), христианский. Православие рассматривает религиозный А. как высший подвиг, а аскетов именует "подвижниками". Аскетическим образцом объявляется земная жизнь Иисуса Христа. Религиозный А. выражается в отшельничестве, монашестве, самоистязаниях (напр. ношении вериг), постничестве, молчальничестве и т. п. А. обязателен для монашествующих. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
АСКЕТИЗМ
/от греч. askesis упражнение, подвиг/, сознательное ограничение или подавление влечения, присущее религиозному и философскому мировоззрению.
На практике А. заключается в жестком воздержании (1), безбрачии, сохранении девственности, умервщлении плоти (1) и т. п. Достигается методами бичевания, флагеллянтизма, добровольного перенесения физической боли, одиночества, лишений и др. См. также Синдром богомолки.
«Требовательный аскетизм никогда во всемирной истории не смог стать руководящим принципом для масс». Д. Андреев. Роза мира.
Аскеза – в Древней Греции спортивные упражнения и элемент здорового образа жизни.
«Ведь аскеза есть средство, а не цель; цель – это близость к Богу.» А. Мень. Сын Человеческий.
Аскеты – 1) монахи-подвижники, отшельники; 2) лица, придерживающиеся принципов А.
В «Житиях святых» описаны подвиги святых Макария Александрийского и Феодосия, которые терпели укусы оводов и ядовитых насекомых. Симеон Столпник связывал себя веревками и принимал пищу только раз в неделю. Прославился тем, что тридцать лет простоял на высоком столбе.
«Гуртьев – вояка хороший, – сказал немного захмелевший Саврасов, грамотный честный. Но в чем беда – жуткий аскет! Монастырь завел.» В. Гроссман. Жизнь и судьба.
Аскетический (-ая; -ое) – имеющий свойства А.
«…я веду почти аскетический образ жизни» Л. Гурченко. Аплодисменты.
На практике А. заключается в жестком воздержании (1), безбрачии, сохранении девственности, умервщлении плоти (1) и т. п. Достигается методами бичевания, флагеллянтизма, добровольного перенесения физической боли, одиночества, лишений и др. См. также Синдром богомолки.
«Требовательный аскетизм никогда во всемирной истории не смог стать руководящим принципом для масс». Д. Андреев. Роза мира.
Аскеза – в Древней Греции спортивные упражнения и элемент здорового образа жизни.
«Ведь аскеза есть средство, а не цель; цель – это близость к Богу.» А. Мень. Сын Человеческий.
Аскеты – 1) монахи-подвижники, отшельники; 2) лица, придерживающиеся принципов А.
В «Житиях святых» описаны подвиги святых Макария Александрийского и Феодосия, которые терпели укусы оводов и ядовитых насекомых. Симеон Столпник связывал себя веревками и принимал пищу только раз в неделю. Прославился тем, что тридцать лет простоял на высоком столбе.
«Гуртьев – вояка хороший, – сказал немного захмелевший Саврасов, грамотный честный. Но в чем беда – жуткий аскет! Монастырь завел.» В. Гроссман. Жизнь и судьба.
Аскетический (-ая; -ое) – имеющий свойства А.
«…я веду почти аскетический образ жизни» Л. Гурченко. Аплодисменты.
Источник: Словарь доктора либидо
АСКЕТИЗМ
(АСКЕЗА) / АСКЕТЫЗМ / ASCETICISM– 1) методика достижения духовных целей посредством упражнений в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении, самоистязаний и пр.; 2) морально-психологический принцип, предписывающий отказ от жизненных благ, удовольствий, подавление в себе естественных желаний и побуждений. В религиозном понимании понятие А. впервые употреблялось пифагорейцами, идеи А. имеются во всех мировых религиях. В психоанализе А.– адаптивный механизм психологической защиты. Термин был предложен З. Фрейдом, в дальнейшем развит в трудах А. Фрейд как подавление и отрицание всех инстинктивных побуждений, отрицание, отказ и подавление в себе чувственных стремлений. В результате работы данного защитного механизма исчезают желание и тяга к достижению определенных социальных целей или желаний. А. Фрейд при описании данного защитного механизма основывалась на поведении подростков, приводя их проблемы как пример проявления А. Чрезмерные проявления А. могут быть деструктивны и приводить к различным нарушениям поведения, в частности пищевого (по типу нервно-психической анорексии), что потребует психологического и медицинского вмешательства. Однако умеренные аскетические правила могут быть полезны, удерживая человека от гурманства, лени, распущенности, и направлены на укрепление воли и достижение ясности мышления. В ряде профессий, достижение мастерства в которых требует концентрации, самоограничений, самодисциплины, самоотречения (спорт, балет, военное дело и др.), аскетичные установки будут способствовать профессиональному успеху. А. обычно противопоставляется гедонизму (см. Гедонизм). С. Л. Кандыбович