АГРЕССИВНОСТЬ
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Устойчивая черта личности, обеспечивающая поведение, направленное на нанесение физического или психического вреда другому человеку или группе. Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации и как способ защиты, сохранения своей индивидуальности, достоинства, ценностей.
Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
(лат. aggressio – нападение) – психическое явление, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях в форме насильственных действий, оскорблений. Различаются по длительности как психическое состояние или кратковременный процесс. А. – может быть результатом недостаточного воспитания (черта характера); заболевание психики.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
(от лат. agredi – нападать) – качество человека, выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремлении к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или обьектам. А. может являться формой снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления патопсихических личностных процессов.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
На всем протяжении развития человека агрессивность играла важную роль в выживании. Со времени появления цивилизаций вся история отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами или нациями, причем связь между этими конфликтами и непосредственно выживанием индивидов не обнаруживается. Но есть культуры, сумевшие создать способы сдерживания агрессивности, выработав системы особых сигналов, угрожающего поведения или воинственных ритуалов; обнаружены даже общества, коим агрессивность, по-видимому, неведома. Агрессивность - одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления. Согласно З. Фрейду, агрессия - отпрыск и главный представитель первичного позыва Смерти, разделяющий с Эросом господство над миром. Склонность к агрессии - первоначальная и самостоятельная предрасположенность людей, в коей культура, ограничивающая влечения, встречает наибольшее препятствие (=> танатос; мортидо).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
Э. Фромм выделяет «доброкачественную» (инструментальную) А., не несущую первично деструктивного заряда (псевдоагрессия, «агрессия обороны»), и «злокачественную» (враждебную) А.– неадаптивную форму, имеющую социальные корни (жестокость, насилие, садизм).
Формы А.:
– физическая– нанесение физических повреждений;
– вербальная (речевая)– нанесение оскорблений и психического ущерба жертве;
– пассивная– несогласие, неоказание помощи или противодействие;
– активная– агрессор является зачинщиком нападения;
– прямая– нанесение физического или психологического ущерба жертве;
– косвенная– причинение вреда не самой жертве, а ее близким или имуществу, сплетни, злословие.
Виды А.:
– наступательная– нанесение агрессором психических или физических повреждений жертве, которая не применяла насилия;
– защитная– агрессивное поведение с нанесением повреждений в ответ на насилие со стороны другого;
– ответная– мщение другому с нанесением повреждений в ответ на ранее нанесенные повреждения;
– спровоцированная– агрессивное нападение в результате предварительных агрессивных действий со стороны жертвы;
– неспровоцированная/немотивированная– агрессивные действия нападающего в отношении жертвы, которая не осуществляла никаких провоцирующих действий в отношении агрессора;
– неконтролируемая– результат раздражения и нервно-психического перенапряжения;
– побудительная– агрессивное поведение, цель которого– вызвать внешнюю ответную стимуляцию;
– санкционированная, которая не выходит за рамки социальных норм и служит в целях их соблюдения.
Для диагностики А. подростков хорошо зарекомендовали себя: опросник агрессивности Басса– Дарки (Buss– Durkee Hostility Inventory– BDHI), на русском языке стандартизирован А. А. Хваном, Ю. А. Зайцевым и Ю. А. Кузнецовой в 2005 г. ; тест руки (Hand test)– проективная методика, разработанная в 1962 г. Э. Е. Вагнером– является средством глубинного исследования личности, применяется для диагностики А. среди взрослых и детей, в России адаптирован Т. Н. Курбатовой. А. в сочетании с некоторыми индивидуально-психологическими характеристиками личности является достоверным диагностическим и прогностическим критерием нарушений поведения. Предрасположенность к агрессивности вне зависимости от ее модальности и способа выражения имеют дети подросткового и юношеского возраста с расстройствами регуляторных функций в различных сферах личности, что обусловливает высокую актуальность ее диагностики. С. Л. Кандыбович
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
На начальных этапах своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд столкнулся с проявлением амбивалентности (двойственности) влечений и желаний человека. Работа с пациентами и осуществленный им в 90-х годах ХIХ столетия самоанализ подвели его к утверждению, что уже в раннем детстве человек может испытывать одновременно любовные и враждебные чувства к своим родителям, братьям, сестрам. Это двойственное проявление чувств у человека наблюдается не только в реальной жизни, но и в его сновидениях, фантазиях. В работе «Толкование сновидений» (1900) З. Фрейд писал, что нередко в сновидениях человека изображается смерть близких ему людей, и это можно расценивать как отражение своего рода агрессивности по отношению к данным людям, которая могла иметь место когда-нибудь в детстве сновидящего. Он считал необоснованным утверждение, что отношение детей к их братьям и сестрам является по преимуществу любовным. Имеется много примеров вражды между братьями и сестрами в зрелом возрасте, и эта вражда, как считал З. Фрейд, «ведет свое происхождение с детства и даже наблюдается с самого их рождения».
В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд уделил внимание проблеме садизма и мазохизма, рассмотрел склонность некоторых людей причинять боль сексуальному партнеру, показал связь между сексуальным удовлетворением и испытанием физической и душевной боли со стороны сексуального объекта. По его словам, сексуальность большинства мужчин содержит «примесь агрессивности», «склонности к насильственному преодолению сопротивления» сексуального объекта, и садизм в таком случае может соответствовать ставшему самостоятельным и занявшим главное место «агрессивному компоненту сексуального влечения».
На протяжении последующих 15 лет З. Фрейд рассматривал агрессивность не в качестве особого влечения, наряду с влечениями к самосохранению, а как составную часть сексуального влечения. Он исходил из того, что, хотя история культуры человечества является наглядным свидетельством тесной связи жестокости и полового влечения, тем не менее существование противоположной пары садизм-мазохизм нельзя объяснить только «примесью агрессивности». В то время основатель психоанализа не разделял точку зрения тех аналитиков, которые, подобно А. Адлеру (1870–1937) или С. Шпильрейн (1885–1942), выступали с идеей существования особого «агрессивного», «деструктивного» влечения.
Только в 20-е годы З. Фрейд пересмотрел свои представления об агрессивности. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он подчеркнул, что сама любовь к объекту показывает полярность между «нежностью» и «агрессивностью» и что в самом Я обнаруживаются «деструктивные влечения». В работе «Массовая психология и анализ человеческого «Я» (1921) он отметил готовность людей к ненависти и агрессивности.
В 20-е годы З. Фрейд еще говорил о том, что происхождение агрессивности неизвестно и хотелось бы приписать ей примитивный характер. В работах 30-х годов он не только соглашался с предположением А. Эйнштейна о присущем людям «инстинкте ненависти и уничтожения», но и писал о том, что в случае слишком большой активизации процесса поворота агрессивности вовнутрь можно ожидать ухудшение здоровья человека, в то время как поворот «деструктивных влечений» во внешний мир «облегчает живые существа и действует на них благоприятно».
В написанной в конце жизни и опубликованной после смерти работе «Очерк о психоанализе» (1940) З. Фрейд недвусмысленно подчеркивал: «Сдерживание агрессии в целом является вредным для здоровья и ведет к заболеванию (подавлению)».
Представления З. Фрейда об агрессивности нашли свое дальнейшее развитие в исследованиях психоаналитиков. В частности, М. Кляйн (1882–1960) высказала предположение, что между агрессивными и ли-бидозными импульсами всегда существует проявляющееся в различных пропорциях взаимодействие. Она полагала, что периоды свободы от голода и напряжения у грудного ребенка являются не чем иным, как равновесием между этими двумя импульсами, а изменения в равновесии между ними дают начало возникновению жадности, являющейся первичной на оральной стадии инфантильного развития. Причем любое увеличение интенсивности жадности укрепляет, по ее мнению, «ощущение фрустрации и, в свою очередь, агрессивные импульсы».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001
Агрессивность предлагают рассматривать, как структуру, состоящую из трех компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого (Barefoot J.C., 1992).
- когнитивный компонент представлен различного рода предубеждениями относительно человека и социума, их недоброжелательности, враждебности и проч.;
- аффективный компонент составляют эмоции гнева, раздражения, обиды, презрения, негодования, отвращения и проч.;
- поведенческий компонент включает различные формы проявления агрессивности, т.е. собственно агрессию.
Помимо этого отмечается, что индивидуально-агрессивная личность характеризуется низким уровнем «социальной тревоги», т.е. отсутствием страха за последствия и негативную оценку своего деяния (Dorsky, 1972), а также недостаточностью внутреннего локуса контроля (Williams, Wentrerf, 1974). Агрессивность при этом тесно коррелирует с высокой импульсивностью, опрометчивостью, эмоциональной неуравновешенностью, низким уровнем контроля за поведением и прочими эмоциональными и поведенческими проявлениями (Нильсен, Пройс, Уэтмор цит. по Соловьева, 1996). Установлено, что лица с высоким уровнем агрессивности склонны наделять окружающих более низкими нравственными характеристиками, приписывать им дурные и враждебные намерения (Щербаха, 2003).
Проблема агрессивности рассматривается с позиций разных теоретических подходов. Так, в контексте психоанализа агрессивность представляется проявлением инстинкта смерти. Для этологов и эволюционистов агрессивность, напротив, является «импульсом жизни» (Гинзер, 2003). Согласно другим данным, агрессивность в значительной степени связана с такими личностными чертами, как авторитарность, склонность к доминированию и лидерству (Фромм, 1990). Ряд исследователей усматривают связь агрессивности с уровнем самооценки, например, в поведении подростков, повышающих самоуважение за счет враждебной активности (Кулаков, Эйдемиллер, Черемисин, 1991). В социальной психологии агрессивность связывают прежде всего с влиянием социальной группы. Так, предполагается, что агрессивность выступает в качестве ценности, возведенной в идеологический конструкт, поскольку именно она обеспечивает самоидентификацию членов группы, их статусное положение и т.п. (Кондратьев, Ильин, 2007). Немало внимания изучению агрессивности уделяют представители бихевиоризма, в качестве её объяснения они выдвигают теорию научения агрессии. Источником последней считается процесс социализации и обеспечивающие его способы научения (моделирование или подражание, классическое и оперантное научение и др). Особое значение придаётся внешнему поощрению и/или наказанию за проявляемую агрессивность. Бихевиористы изучают, кроме того, влияние условий среды и ситуационных факторов на конкретные проявления агрессивности. Отмечается связь агрессивности с болевыми ощущениями, переживаниями эмоций злости и гнева (Kassinove H., 1995), а также иными аверсивными стимулами (жара, холод, запахи).
Ныне упоминаются следующие формы агрессивности (выделенные по различным основаниям):
агрессивность ситуативная – непродолжительное эмоциональное состояние, связанное с готовностью действовать враждебно в определённой ситуации;
агрессивность. личностная – устойчивая черта характера индивида, выражающая склонность к агрессивному поведению (Якубик, 1982; Петровский, Ярошевский, 1990);
агрессивность деструктивная – выражается готовностью совершать разрушительные асоциальные действия;
агрессивность конструктивная – обусловливающая некоторые формы псевдоагрессии или ориентированная на общественно-одобряемое поведение (Липнидкий, 1996);
агрессивность дефицитарная – нереализованная агрессивность, проявляющаяся в психосоматических заболеваниях и различных формах аддиктивного поведения.
агрессивность сверхценная - проявляется тенденцией позитивно оценивать проявления собственной агрессивности и, кроме того, придавать им особое личное значение.
агрессивность аномальная – агрессивность, представленная в патологических чертах характера и в структуре психопатологических феноменов.
агрессивность патологическая – склонность психиатрических пациентов к агрессивным и разрушительным действиям (Блейхер, Крук, 2001).
Нередко основания классификации агрессивности совпадают с аналогичными основаниями типологиии агрессии. В таком контексте различают импульсивную, реактивную, проактивную, спровоцированную, враждебную и иные формы агрессивности.
См. также детская агрессивность, агрессивность в структуре депрессии, сверхценная агрессивность, аномальная агрессивность.
Источник: Словарь терминов агрессии и насилия
В рамках классических экспериментов, направленных на изучение психологической природы агрессивности и агрессивного поведения и особенностей их формирования и складывания, в частности, в исследованиях А. Бандуры и его последователей, доказывающих, что содержание внешних стимулов, в частности телевизионных программ, значимо влияет на уровень агрессивности, испытуемые обычно «...смотрели фрагмент программы либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающей, но без показа насилия. Затем им давали возможность выразить агрессию по отношению к другому человеку, чаще при помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Хотя были случайные исключения, исследователи обычно обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел программу без демонстрации насилия». Однако, по справедливому замечанию американских социальных психологов Л. Хьелла и Д. Зиглера, «хотя такое исследование очень наглядно, у него есть некоторые серьезные ограничения. Воздействие сохраняется в течение краткого промежутка времени и действия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред другому человеку (например, нажатие кнопки для электрического разряда), далеки от реальной жизни. Следовательно, уместно спросить, насколько существенна информация о влиянии телевидения и агрессивных фильмов, полученная при помощи этих исследований, для повседневной жизни»1.
Эти сомнения относительно эвристичности подобных экспериментов, выглядят тем более основательными в связи с тем, что в ряде других исследований агрессивности, построенных по схожему сценарию, не было получено однозначного подтверждения влияния просмотра сцен насилия на уровень личностной агрессивности.
Так, в рамках эксперимента, поставленного американским исследователем В. Джозефсоном в 1987 году, группе мальчиков из начальной школы было объявлено о замене ожидавшегося мультфильма просмотром другой телепрограммы (в задачи эксперимента входило изучение влияния фрустрации на агрессивное поведение). При этом одной части испытуемых был показан фрагмент передачи, включающей сцены насилия, а другой — фрагмент передачи, в котором насилия не было. Сразу после просмотра обеим группам было предложено сыграть в хоккей на полу. Во время игры, экспериментаторы методом целенаправленного наблюдения фиксировали проявления агрессивности у испытуемых. Выяснилось, что «программа, в которой показывалось насилие, привела к повышению насилия в группах, куда входили мальчики, которых ранее их учителя оценивали как агрессивных. Напротив, мальчики, которые считались малоагрессивными, реагировали на программу с насилием пониженной агрессией (по сравнению с контрольной программой без насилия), если только не оказывались в группах, где были высокоагрессивные мальчики. Эти результаты заставляют предположить, что фрустрация приводит к агрессии у некоторых мальчиков, но не у всех, и что просмотр сцен насилия способствует этой агрессии, но опять же лишь у некоторых мальчиков»1.
В какой-то степени прояснить ситуацию позволяет лонгитюдное исследование, проводившееся на протяжении 30 лет в США группой психологов и социологов во главе с Л. Ироном. Как сообщают Л. Хьелл и Д. Зиглер, «в 1960 году они провели обследование среди школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в полуаграрном городке северной части штата Нью-Йорк. Они изучили некоторые поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собрали данные об их родителях и домашнем окружении. Основным открытием этого начального исследования было то, что восьмилетние дети, предпочитавшие телевизионные программы, показывающие насилие, числились среди наиболее агрессивных в школе. Через десять лет ученые провели повторное обследование 427 из этих детей, чтобы изучить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивны они были теперь. Они обнаружили, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте в какой-то степени предсказало агрессивность в возрасте 18 лет. Дети, отнесенные к агрессивным своими восьмилетними сверстниками, оценивались как агрессивные и подростками, знавшими их в 18-летнем возрасте, то есть наблюдалась стабильность в агрессивном поведении на протяжении 10 лет. Более поразительным, однако, было открытие, что дети, считавшиеся агрессивными в восьмилетнем возрасте, в три раза чаще привлекали внимание полиции в течение последующих 10 лет, чем те, кто был неагрессивен. Фактически наилучшим предсказателем мужской агрессивности в возрасте 18 лет, даже после контроля на враждебность по другим факторам, была степень насилия в телевизионных программах, которые они предпочитали смотреть в восьмилетнем возрасте.
Не так давно Л. Ирон и его коллеги сообщили о втором исследовании свыше 400 индивидов из той же группы, которым к этому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего времени, прошедшего от предыдущего обследования, а наиболее агрессивные дети не только имели неприятности с законом, но также были более жестоки со своими женами и детьми 22 года спустя. Более того, исследователи обнаружили значительную связь между количеством программ, показывающих насилие, которые смотрели дети в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они будут обвинены в серьезном преступлении в возрасте 30 лет. Следовательно, тяжесть уголовных преступлений, совершенных в возрасте 30 лет, прямо зависит от количества телевизионных программ, демонстрирующих насилие, которые были просмотрены в восьмилетнем возрасте. Ирон признает, однако, что статистическая природа его исследования, построенная на вычислении корреляции, не позволяет говорить о каких-то определенных причинно-следственных отношениях»2.
В целом результаты описанных экспериментов позволяют однозначно утверждать, что демонстрация насилия в большинстве случаев является своеобразным катализатором агрессивности. Вместе с тем, собственно агрессивность как стабильная личностная черта, а также количественные и качественные особенности ее проявлений в социальной среде, зависят от множества переменных, лишь одной из которых (хотя и бесспорно достаточно значимой) является социальное научение.
С точки зрения ортодоксального фрейдизма, агрессивность правомерно рассматривать как форму сублимации инстинкта смерти — т. е. она носит врожденный характер. Эта идея получила частичное подтверждение в серии экспериментов, направленных на изучение влияния различных эмоций на агрессивное поведение: «После того, как в одном из опытов экспериментатор предложил испытуемым записать свои мысли насчет умирания и тем самым заставил их осознать свою смертность, они повели себя более агрессивно по отношению к предполагаемому объекту, своему товарищу»1. Знаменитая гипотеза фрустрации — агрессии, сформулированная Д. Доллардом и Н. Миллером также имеет в своей основе представления З. Фрейда об инстинкте смерти (Тонатосе).
По мнению Д. Майерса, «хотя склонность людей к агрессии может и не квалифицироваться как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически»2.
В то же время, безусловно, на проявления агрессивности большое влияние оказывают условия среды и ситуационные переменные. Так, например, внешние воздействия, вызывающие боль (как физическую, так и психологическую) усиливают агрессивность: «Леонард Берковиц и его сотрудники продемонстрировали это на студентах Висконсинского университета, которым предлагалось подержать одну руку либо в чуть теплой, либо в холодной до боли воде. Те, кто опускал руку в ледяную воду, сообщали о растущем раздражении и досаде, и о том, что готовы буквально осыпать проклятьями другого участника эксперимента, издававшего неприятные звуки. Полученные результаты позволили Берковицу сделать вывод о том, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является спусковым механизмом враждебной агрессии»3. Помимо этого ряд наблюдений и экспериментов показывает, что на агрессивность влияют такие средовые факторы, как жара и теснота.
С точки зрения социальной психологии, наибольший интерес, представляет, естественно, влияние группы на агрессивность личности. Совершенно очевидно, что существует целый ряд специфических групп, в том числе и закрытого типа, в которых повышенная агрессивность является не просто одобряемым личностным качеством, позволяющим индивиду занять высокое статусное положение в неформальной структуре сообщества, но, по сути дела, необходимым условием физического выживания. Помимо этого, данная тенденция присуща не только корпоративным сообществам, находящимся в явном состоянии изоляции, например, криминальным группировкам. В той или иной степени проявляется практически в любых группах низкого социально-психологического уровня развития, в которых недостаточной степени опосредствованы задачами, целями и содержанием просоциальной совместной деятельности. Этому способствуют такие групповые эффекты, как поляризация, деперсонализация, «размывание» ответственности. Причем, как показал ряд исследований, увеличение размера группы способствует усилению агрессивности. Так, как пишет Д. Майерс, «когда Брайен Маллен анализировал сообщение о 60 судах Линча, имевших место в период с 1899 по 1946 год, он сделал интересное открытие: чем большая по численности толпа наблюдала за линчиванием, тем более ужасными были истязания и убийства»4.
На сегодняшний день есть все основания утверждать, что при определенных условиях агрессивность может распространяться посредством социального заражения и приобретать характер массовидного явления. Это отчетливо видно на примерах асоциальных молодежных группировок — футбольных фанатов, скинхедов и т. п. Достаточно вспомнить массовый погром, имевший место в Москве во время чемпионата мира по футболу 2002 года. На несколько часов центр города оказался фактически во власти беснующийся толпы, сметавшей все на своем пути. Крайняя социальная опасность подобной массовой агрессивности не требует доказательств. Однако и гораздо более локальные проявления агрессивности в групповом контексте чаще всего носят деструктивный характер. Даже в тех сферах деятельности, где, как уже отмечалось, агрессивность в целом оправдана и целесообразна, чрезмерные ее проявления разрушают групповое взаимодействие и препятствуют достижению общей цели.
Практический социальный психолог должен в рамках своей профессиональной деятельности не просто сам не стимулировать агрессивные проявления конкретных личностей в курируемой им общности и не только пресекать спонтанные проявления агрессивности на поведенческом уровне, но и целенаправленно выстраивать свое коррекционно-поддерживающее влияние таким образом, чтобы деструктивная межличностная активность не свела «на нет» ни благоприятный социально-психологический климат, ни действенную групповую эмоциональную идентификацию, ни способность адекватно атрибутировать ответственность за успехи и неудачи в групповой деятельности, ни все другие содержательные социально-психологические параметры процессов конструктивного просоциального группообразования и личностного развития в рамках той общности или организации, с которой работает социальный психолог-практик.
Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007