АГРЕССИВНОСТЬ

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Агрессивность
Враждебность, злобность, гнев по отношению к субъекту или объекту, возможны потеря самоконтроля и тенденция к нападению.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Агрессивность
враждебность) — черта характера человека, поведение которого отличается стремлением причинить неприятности, нанести вред другим людям.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

АГРЕССИВНОСТЬ
лат. aggredi - нападать) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Агрессивность
Agressiveness). Человек агрессивен, когда он активно испытывает свои конструкты на практике. Агрессия, это прекрасный способ развития, пересмотра, и уточнения собственных конструктов.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Агрессивность

Устойчивая черта личности, обеспечивающая поведение, направленное на нанесение физического или психического вреда другому человеку или группе. Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации и как способ защиты, сохранения своей индивидуальности, достоинства, ценностей.

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

АГРЕССИВНОСТЬ
(лат. aggressio — нападение) — психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях. Может проявляться как ситуативный кратковременный психический процесс или состояние. Но может быть свойством личности и даже чертой характера как результат недостаточного воспитания или симптом психического заболевания.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

агрессивность

(лат. aggressio – нападение) – психическое явление, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях в форме насильственных действий, оскорблений. Различаются по длительности как психическое состояние или кратковременный процесс. А. – может быть результатом недостаточного воспитания (черта характера); заболевание психики.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

агрессивность

(от лат. agredi – нападать) – качество человека, выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремлении к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или обьектам. А. может являться формой снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления патопсихических личностных процессов.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Агрессивность
(Aggressio) (от лат. agredior - враждебный). В психиатрии - болезненное проявление при некоторых психических заболеваниях, выражающееся в нападении и нанесении травм отдельному лицу, группе лиц или всем окружающим. Чаще всего является результатом галлюцинаторных или параноидных переживаний, импульсивных действий, хаотичного помрачения сознания и др. Ср. Автоагрессия, син. Агрессия.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

АГРЕССИВНОСТЬ
лат. aggressio - нападение). Склонность некоторых психически больных к нападению на окружающих и нанесению им телесных повреждений, к разрушительным действиям. Объектом агрессии могут оказаться и неодушевленные предметы. Чаще всего возникает в результате галлюцинаторных и бредовых переживаний, импульсивных поступков кататоников. Наблюдается и при состояниях нарушенного сознания.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

АГРЕССИВНОСТЬ
свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Является одним из обязательных условий возможности войны. Природную основу агрессивности составляют генетически первичные эмоции, включенные в процесс социализации человека и участвующие в формировании содержательно-динамических характеристик его личности. Умеренная А. является необходимым фактором формирования ненависти к врагу и боевой активности военнослужащих.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

АГРЕССИВНОСТЬ
1. Исходное значение – проявление агрессии. Склонность действовать враждебно, агрессивно. 2. Самоутверждение; склонность работать энергично и, возможно, безжалостно для достижения поставленных целей. 3. Стремление к социальному доминированию, контролю над действиями и убеждениями других членов группы. Обратите внимание, что в зависимости оттого, в каком из значений используется термин, он может приобретать положительную или отрицательную окраску.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Агрессивность
готовность субъекта к агрессивному поведению от¬ношению к другим людям, стремление причинить им неприятности, нане¬сти вред. А. - специфическая форма действий человека, характеризующа¬яся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отно¬шению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. А. может варьироваться от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений и применения грубой физической силы.

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003

АГРЕССИВНОСТЬ
от латинского ad-gressere - приближаться к другому человеку; близко по смыслу к рго-gressere, по смыслу противоположно re-gressere - отходить, идти назад)& Для Перлза и для современных этологов агрессивность представляется "импульсом жизни", а не "импульсом смерти", как это выглядело для Фрейда; она необходима для активной ассимиляции внешнего мира и позволяет избежать интроекций. К примеру, чтобы переварить яблоко, необходимо сначала его разгрызть и прожевать.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

АГРЕССИВНОСТЬ
относительно устойчивая черта личности, ее качество, проявляющееся в готовности субъекта к агрессивному поведению. Наличие и развитость А. определяются: а) научением в процессе социализации; б) ориентацией субъекта на культурно-социальные нормы (нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акт агрессии); в) ситуативными переменными (интерпретация намерений окружающих, провокационное влияние наличия средств насилия и др.); г) биопсихологическими факторами, в т. ч. патопсихологическими изменениями.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Агрессивность
свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. С одной стороны, не любые агрессивные действия субъекта представляют собой ее проявление. С другой стороны, А. не всегда выражается в явно агрессивных действиях. В большинстве случаев она вызвана не одной какой-либо причиной, а целым рядом наследственных, личностных, средовых и ситуационных факторов. У агрессивной личности агрессивное поведение в большей степени обусловлено именно этим качеством, у неагрессивной личности — средовыми и ситуационными факторами.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

АГРЕССИВНОСТЬ
(от лат. aggressio – нападение) – психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях. Может проявляться как ситуативный кратковременный психический процесс или состояние. Но может быть свойством личности и даже чертой характера как результат недостаточного воспитания или симптомом психического заболевания (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и др.). Агрессивные действия могут быть направлены не только на другого, других индивидов, но и на самого себя, принимая форму аутоагрессии (напр., суицидное поведение и др.).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

АГРЕССИВНОСТЬ
характеристика поведения и отношения человека к людям, выражающаяся в его враждебности к ним. Такая враждебность не имеет объективной основы, не вызвана какими-либо серьёзными, морально оправданными причинами, не выступает как ответная реакция на враждебные или агрессивные действия других людей. А. может быть ситуативной (временной) и личностной (постоянной) чертой характера человека. Она порождается разными причинами, которые могут действовать в отдельности и вместе. Это - аномалии на уровне физиологических процессов мозга (повышенная активность «центра агрессивности»), неправильное воспитание, неблагоприятный прошлый опыт (например, многочисленные жизненные неудачи, вызванные противодействием других людей), ненормальное эмоциональное или физическое состояние человека в данный момент времени.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

АГРЕССИВНОСТЬ
от латинского aggressio – «нападение» – качество личности, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Уровень А. детерминирован процессом социализации и осознанием ответственности за свои поступки, хотя, по мнению некоторых исследователей (например, К. Лоренца), А. человека имеет биологические предпосылки и определена генетически. В экстремальных условиях профессиональной (и спортивной в том числе) деятельности уровень проявления А. может играть положительную роль, являясь мощнейшим фактором максимальной мобилизации сил и возможностей спортсмена. Однако превышение некоторого критического уровня ее проявления ведет к отрицательному воздействию на психику, регуляции двигательных актов и в целом на результаты осуществляемой спортивной деятельности, т.е. переходу к своей противоположности.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

АГРЕССИВНОСТЬ
черта характера человека, проявляющаяся в его враждебности по отношению к другим людям, животным, предметам или явлениям окружающего мира. А. выражается в стремлении человека нанести им вред, уничтожить, разрушить. Вместе с тем, А. не называется вынужденная, ответная, защитная реакция на угрозу или совершение наносящих вред действия в отношении человека, который сам агрессивно ведет себя по отношению к другим людям. Агрессивный-это тот человек, кто проявляет не вынужденную, не случайную, не вызванную объективными обстоятельствами (например, необходимостью самообороны или защиты других людей) склонность нападать на других людей, оскорблять их словом и делом. А. может порождаться различными причинами. Среди них неправильное воспитание, ненормальное, напряженное и постоянно раздраженное (систематически раздражаемое) психическое состояние человека, неблагополучный личный опыт жизни, частые фрустрации, повышенная активность биологического центра А., существующего в мозге, и рядом других причин. До сих пор единой теории происхождения агрессивности не существует. См. агрессивности теория, агрессивности теория самооценочная, агрессивности теория фрустрационная, агрессия, фрустрация.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

АГРЕССИВНОСТЬ
Агрессивность - устойчивая черта личности - готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов). Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из коих - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия, и пр.
На всем протяжении развития человека агрессивность играла важную роль в выживании. Со времени появления цивилизаций вся история отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами или нациями, причем связь между этими конфликтами и непосредственно выживанием индивидов не обнаруживается. Но есть культуры, сумевшие создать способы сдерживания агрессивности, выработав системы особых сигналов, угрожающего поведения или воинственных ритуалов; обнаружены даже общества, коим агрессивность, по-видимому, неведома. Агрессивность - одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления. Согласно З. Фрейду, агрессия - отпрыск и главный представитель первичного позыва Смерти, разделяющий с Эросом господство над миром. Склонность к агрессии - первоначальная и самостоятельная предрасположенность людей, в коей культура, ограничивающая влечения, встречает наибольшее препятствие (=> танатос; мортидо).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Агрессивность
лат. aggressio — нападать] — относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей. В то же время в связи с тем, что А. связана с мощными мотивационными и энергетическими ресурсами и импульсами, термин "агрессивный" стал нередко употребляться и с позитивной коннотацией в отношении ряда специфических форм поведения, требующих высокой активности и настойчивости при преодолении преград и достижений поставленной цели (например, "агрессивный игрок" в спорте, "агрессивный маркетинг" в предпринимательстве и т.п.). А. может рассматриваться как кратковременное эмоциональное состояние, которое выражается в гневе, злости, действиях против других людей при достижении цели или удовлетворении потребностей. Причиной А. могут выступать неудача, конфликт, обман, стремление к самоутверждению, если затронуты честь, достоинство человека. Уровни А. определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на социальные нормы, правила и т.п. Важнейшие культурно-социальные нормы — социальная ответственность и нормы воздействия на акты агрессии. Для овладения данными нормами важная роль принадлежит таким переменным как истолкование намерений окружающих, возможности получения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия и др. А. играла важную роль в выживании на всем протяжении развития человека. Для формирования самоконтроля над А. и ее сдерживания большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации, децентрации, которые лежат в основе способности к пониманию других людей, к сопереживанию им, формированию представлений о другом человеке как уникальной личности. С.Н. Ениколопов

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

АГРЕССИВНОСТЬ
АГРЭСІЎНАСЦЬ / AGGRESSIVENESS (от лат. aggressio– нападать)– кратковременное эмоциональное состояние или устойчивая личностная черта человека. А. выражается в гневе, злости, психологических или физических действиях против других людей, живтоных, предметов, если они мешают удовлетворению потребностей, достижению цели, или изначально имеет целью причинение вреда окружающим. Причиной ситуативной А. могут быть неудача, конфликт, обман, стремление к самоутверждению. Как черта характера А. проявляется в более разнообразных ситуациях, без заметных причин. Результатом А. является агрессивное поведение, или агрессия. Предупреждению и преодолению А. способствует воспитание человечности, альтруизма, коллективизма, самообладания, выдержки, деликатности, внутренней культуры. А. может выступать как предрасположенность к реализации такой модели поведения, которая обеспечивает адаптацию человека и является одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресс, депривация, фрустрация). М. Мид отмечала, что есть народы, у которых благодаря особым условиям воспитания агрессивные реакции отсутствуют, соответственно, причиной агрессивности могут выступать негативные социальные условия.
Э. Фромм выделяет «доброкачественную» (инструментальную) А., не несущую первично деструктивного заряда (псевдоагрессия, «агрессия обороны»), и «злокачественную» (враждебную) А.– неадаптивную форму, имеющую социальные корни (жестокость, насилие, садизм).
Формы А.:
– физическая– нанесение физических повреждений;
– вербальная (речевая)– нанесение оскорблений и психического ущерба жертве;
– пассивная– несогласие, неоказание помощи или противодействие;
– активная– агрессор является зачинщиком нападения;
– прямая– нанесение физического или психологического ущерба жертве;
– косвенная– причинение вреда не самой жертве, а ее близким или имуществу, сплетни, злословие.
Виды А.:
– наступательная– нанесение агрессором психических или физических повреждений жертве, которая не применяла насилия;
– защитная– агрессивное поведение с нанесением повреждений в ответ на насилие со стороны другого;
– ответная– мщение другому с нанесением повреждений в ответ на ранее нанесенные повреждения;
– спровоцированная– агрессивное нападение в результате предварительных агрессивных действий со стороны жертвы;
– неспровоцированная/немотивированная– агрессивные действия нападающего в отношении жертвы, которая не осуществляла никаких провоцирующих действий в отношении агрессора;
– неконтролируемая– результат раздражения и нервно-психического перенапряжения;
– побудительная– агрессивное поведение, цель которого– вызвать внешнюю ответную стимуляцию;
– санкционированная, которая не выходит за рамки социальных норм и служит в целях их соблюдения.
Для диагностики А. подростков хорошо зарекомендовали себя: опросник агрессивности Басса– Дарки (Buss– Durkee Hostility Inventory– BDHI), на русском языке стандартизирован А. А. Хваном, Ю. А. Зайцевым и Ю. А. Кузнецовой в 2005 г. ; тест руки (Hand test)– проективная методика, разработанная в 1962 г. Э. Е. Вагнером– является средством глубинного исследования личности, применяется для диагностики А. среди взрослых и детей, в России адаптирован Т. Н. Курбатовой. А. в сочетании с некоторыми индивидуально-психологическими характеристиками личности является достоверным диагностическим и прогностическим критерием нарушений поведения. Предрасположенность к агрессивности вне зависимости от ее модальности и способа выражения имеют дети подросткового и юношеского возраста с расстройствами регуляторных функций в различных сферах личности, что обусловливает высокую актуальность ее диагностики. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Агрессивность
лат. aggressio - нападение) – качество личности в виде склонности к агрессии, враждебности, доминирование в ней разрушительного начала, проявляющегося в том числе стойким, сверхценным убеждением в том, что насилие суть наиболее эффективное средство достижения успеха в воспринимаемой как таящей угрозу социальной среде, отчего агрессия сознательно или бессознательно предпочитается иным, партнерским моделям поведения, дружбе, сотрудничеству, кооперации, взаимопомощи. При очевидно патологической, в частности, параноидной агрессивности ощущение преувеличенной или даже мнимой враждебности окружающих людей и внешнего мира в целом может проявляться в поведении индивида постоянно и в самых разных ситуациях до тех пор, пока не иссякнет его собственная бессознательная аутоагрессивность, то есть по существу болезненное отношение к самому себе, субъективно воспринимаемое как агрессивность окружающих людей (см. Деперсонализация, Проекция). Свойственная при определенных обстоятельствах и вполне нормальным индивидам агрессивность, особенно если она систематически поощряется социокультуральными факторами, подкрепляется желаемыми для индивида результатами либо некими преимуществами, пусть и воображаемыми, способна тем самым как бы укрепляться в структуре личности, усиливаться и в конечном счете может кристаллизоваться в стойкую неадаптивную и разрушительную черту характера. Особенно часто становление такой черты характера приходится, повидимому, на детско-подростковый возраст. Существует высокая степень вероятности того, что агрессивность может оказаться в итоге самоценной, самодовлеющей и как бы спонтанной, в значительной степени определяющей самооценку индивида до степени, в которой она может оказать существенное влияние на нравственную позицию индивида согласно таким принятым принципам, как «кто сильнее, тот и прав» или «у кого сила, тому дозволено все». В то же время собственное или чужое миролюбие, добродушие, напротив, могут рассматриваться как юродствующее «непротивление злу», как признак слабости, ущербности, дегенеративности, расовой или национальной неполноценности, недостаточной адаптивности, а принятие людьми нравственных ограничений и принципов коллективизма, – как неоспоримое указание на принадлежность таких индивидов к людям «второго сорта», к изгоям общества, к отверженным социальным слоям (так, например, истолковали нацисты позицию Ф.Ницше, который агрессивность считал атавистическим признаком, симптомом вырождения). Агрессивность, врожденная (если таковая существует) или развившаяся до степени патологической характеристики личности, становится труднопреодолеваемой или вовсе неискоренимой, неконтролируемой и, в конечном счете, чреватой самыми негативными последствиями как для самого индивида, окружающих его людей, общества, так и природной среды обитания. Именно с нею связаны бурный рост преступности во многих странах мира, непрекращающиеся войны, гонка вооружений, военная агрессия, практикуемая даже в обход норм международного права, которое ныне фактически прекратил свое существование или который используют весьма тенденциозно. Агрессивность в таком ее представлении свойственна только человеку, всякого рода аналогии с поведением хищных животных, борьбой за внутривидовое доминирование, выживаемость и т. д., многие психологи рассматривают как абсолютно неправомерные, такие сравнения ничего в сущности не проясняют, если, разумеется, не разделять позицию социал-дарвинизма. Когда говорят, что человек без агрессивности вообще перестанет быть человеком и неизбежно выродится, то это делают именно с такой позиции, как если бы у человечества уже исчезли проблемы, требующие чрезвычайного напряжения ума, огромных усилий, упорства и осознания грядущих проблем своего существования. Напротив, агрессия порождает все новые и новые проблемы, она все более загоняет человечество в безвыходный тупик, отчего проблема агрессивности многими психологами рассматривается ныне как наиболее актуальная. Антиподом агрессивности, как разрушительного начала, являются не пассивность или виктимность, а креативность, созидательность, сотрудничество, взаимопомощь. В этом смысле можно утверждать, что степень агрессивности человека пропорциональна в конечном счете степени его непродуктивности. Агрессивность может быть и сниженной, и это почти всегда связано с патологией (см. Мазохизи, Виктимность) либо направленной на самого себя, на некоего «врага», находящегося внутри собственной личности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АГРЕССИВНОСТЬ
в психоанализе: отношение человека к другим людям и к самому себе, характеризующееся насилием, разрушением, унижением, причинением страдания.
   На начальных этапах своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд столкнулся с проявлением амбивалентности (двойственности) влечений и желаний человека. Работа с пациентами и осуществленный им в 90-х годах ХIХ столетия самоанализ подвели его к утверждению, что уже в раннем детстве человек может испытывать одновременно любовные и враждебные чувства к своим родителям, братьям, сестрам. Это двойственное проявление чувств у человека наблюдается не только в реальной жизни, но и в его сновидениях, фантазиях. В работе «Толкование сновидений» (1900) З. Фрейд писал, что нередко в сновидениях человека изображается смерть близких ему людей, и это можно расценивать как отражение своего рода агрессивности по отношению к данным людям, которая могла иметь место когда-нибудь в детстве сновидящего. Он считал необоснованным утверждение, что отношение детей к их братьям и сестрам является по преимуществу любовным. Имеется много примеров вражды между братьями и сестрами в зрелом возрасте, и эта вражда, как считал З. Фрейд, «ведет свое происхождение с детства и даже наблюдается с самого их рождения».
   В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд уделил внимание проблеме садизма и мазохизма, рассмотрел склонность некоторых людей причинять боль сексуальному партнеру, показал связь между сексуальным удовлетворением и испытанием физической и душевной боли со стороны сексуального объекта. По его словам, сексуальность большинства мужчин содержит «примесь агрессивности», «склонности к насильственному преодолению сопротивления» сексуального объекта, и садизм в таком случае может соответствовать ставшему самостоятельным и занявшим главное место «агрессивному компоненту сексуального влечения».
   На протяжении последующих 15 лет З. Фрейд рассматривал агрессивность не в качестве особого влечения, наряду с влечениями к самосохранению, а как составную часть сексуального влечения. Он исходил из того, что, хотя история культуры человечества является наглядным свидетельством тесной связи жестокости и полового влечения, тем не менее существование противоположной пары садизм-мазохизм нельзя объяснить только «примесью агрессивности». В то время основатель психоанализа не разделял точку зрения тех аналитиков, которые, подобно А. Адлеру (1870–1937) или С. Шпильрейн (1885–1942), выступали с идеей существования особого «агрессивного», «деструктивного» влечения.
   Только в 20-е годы З. Фрейд пересмотрел свои представления об агрессивности. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он подчеркнул, что сама любовь к объекту показывает полярность между «нежностью» и «агрессивностью» и что в самом Я обнаруживаются «деструктивные влечения». В работе «Массовая психология и анализ человеческого «Я» (1921) он отметил готовность людей к ненависти и агрессивности.
   В 20-е годы З. Фрейд еще говорил о том, что происхождение агрессивности неизвестно и хотелось бы приписать ей примитивный характер. В работах 30-х годов он не только соглашался с предположением А. Эйнштейна о присущем людям «инстинкте ненависти и уничтожения», но и писал о том, что в случае слишком большой активизации процесса поворота агрессивности вовнутрь можно ожидать ухудшение здоровья человека, в то время как поворот «деструктивных влечений» во внешний мир «облегчает живые существа и действует на них благоприятно».
   В написанной в конце жизни и опубликованной после смерти работе «Очерк о психоанализе» (1940) З. Фрейд недвусмысленно подчеркивал: «Сдерживание агрессии в целом является вредным для здоровья и ведет к заболеванию (подавлению)».
   Представления З. Фрейда об агрессивности нашли свое дальнейшее развитие в исследованиях психоаналитиков. В частности, М. Кляйн (1882–1960) высказала предположение, что между агрессивными и ли-бидозными импульсами всегда существует проявляющееся в различных пропорциях взаимодействие. Она полагала, что периоды свободы от голода и напряжения у грудного ребенка являются не чем иным, как равновесием между этими двумя импульсами, а изменения в равновесии между ними дают начало возникновению жадности, являющейся первичной на оральной стадии инфантильного развития. Причем любое увеличение интенсивности жадности укрепляет, по ее мнению, «ощущение фрустрации и, в свою очередь, агрессивные импульсы».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Агрессивность
качества личности, определяющие готовность индивида к деструктивному поведению. В каждом конкретном случае связь агрессивности с той или иной формой агрессивного поведения является уникальной. Так, она может коррелировать с негативизмом, косвенной, вербальной, психологической, физической агрессией, а также другими формами агрессии или их сочетаниями. Агрессивность проявляется агрессией, то есть соответствующим поведением. В отличие от гнева, она не обнаруживает себя объективными физиологическими проявлениями аффекта, в отличие от жестокости – тем, что не является оценочной характеристикой разрушительных действий. Агрессивность непосредственным образом связана с агрессивными установками, а также агрессивными убеждениями индивида (то есть с бессознательным и сознанием в психике индивида), в соответствии с чем формируется влиятельный и более или менее стойкий личностный паттерн враждебности по отношению к окружающим людям, обществу и/или самому себе.
Агрессивность предлагают рассматривать, как структуру, состоящую из трех компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого (Barefoot J.C., 1992).
- когнитивный компонент представлен различного рода предубеждениями относительно человека и социума, их недоброжелательности, враждебности и проч.;
- аффективный компонент составляют эмоции гнева, раздражения, обиды, презрения, негодования, отвращения и проч.;
- поведенческий компонент включает различные формы проявления агрессивности, т.е. собственно агрессию.
Помимо этого отмечается, что индивидуально-агрессивная личность характеризуется низким уровнем «социальной тревоги», т.е. отсутствием страха за последствия и негативную оценку своего деяния (Dorsky, 1972), а также недостаточностью внутреннего локуса контроля (Williams, Wentrerf, 1974). Агрессивность при этом тесно коррелирует с высокой импульсивностью, опрометчивостью, эмоциональной неуравновешенностью, низким уровнем контроля за поведением и прочими эмоциональными и поведенческими проявлениями (Нильсен, Пройс, Уэтмор цит. по Соловьева, 1996). Установлено, что лица с высоким уровнем агрессивности склонны наделять окружающих более низкими нравственными характеристиками, приписывать им дурные и враждебные намерения (Щербаха, 2003).
Проблема агрессивности рассматривается с позиций разных теоретических подходов. Так, в контексте психоанализа агрессивность представляется проявлением инстинкта смерти. Для этологов и эволюционистов агрессивность, напротив, является «импульсом жизни» (Гинзер, 2003). Согласно другим данным, агрессивность в значительной степени связана с такими личностными чертами, как авторитарность, склонность к доминированию и лидерству (Фромм, 1990). Ряд исследователей усматривают связь агрессивности с уровнем самооценки, например, в поведении подростков, повышающих самоуважение за счет враждебной активности (Кулаков, Эйдемиллер, Черемисин, 1991). В социальной психологии агрессивность связывают прежде всего с влиянием социальной группы. Так, предполагается, что агрессивность выступает в качестве ценности, возведенной в идеологический конструкт, поскольку именно она обеспечивает самоидентификацию членов группы, их статусное положение и т.п. (Кондратьев, Ильин, 2007). Немало внимания изучению агрессивности уделяют представители бихевиоризма, в качестве её объяснения они выдвигают теорию научения агрессии. Источником последней считается процесс социализации и обеспечивающие его способы научения (моделирование или подражание, классическое и оперантное научение и др). Особое значение придаётся внешнему поощрению и/или наказанию за проявляемую агрессивность. Бихевиористы изучают, кроме того, влияние условий среды и ситуационных факторов на конкретные проявления агрессивности. Отмечается связь агрессивности с болевыми ощущениями, переживаниями эмоций злости и гнева (Kassinove H., 1995), а также иными аверсивными стимулами (жара, холод, запахи).
Ныне упоминаются следующие формы агрессивности (выделенные по различным основаниям):
агрессивность ситуативная – непродолжительное эмоциональное состояние, связанное с готовностью действовать враждебно в определённой ситуации;
агрессивность. личностная – устойчивая черта характера индивида, выражающая склонность к агрессивному поведению (Якубик, 1982; Петровский, Ярошевский, 1990);
агрессивность деструктивная – выражается готовностью совершать разрушительные асоциальные действия;
агрессивность конструктивная – обусловливающая некоторые формы псевдоагрессии или ориентированная на общественно-одобряемое поведение (Липнидкий, 1996);
агрессивность дефицитарная – нереализованная агрессивность, проявляющаяся в психосоматических заболеваниях и различных формах аддиктивного поведения.
агрессивность сверхценная - проявляется тенденцией позитивно оценивать проявления собственной агрессивности и, кроме того, придавать им особое личное значение.
агрессивность аномальная – агрессивность, представленная в патологических чертах характера и в структуре психопатологических феноменов.
агрессивность патологическая – склонность психиатрических пациентов к агрессивным и разрушительным действиям (Блейхер, Крук, 2001).
Нередко основания классификации агрессивности совпадают с аналогичными основаниями типологиии агрессии. В таком контексте различают импульсивную, реактивную, проактивную, спровоцированную, враждебную и иные формы агрессивности.
См. также детская агрессивность, агрессивность в структуре депрессии, сверхценная агрессивность, аномальная агрессивность.

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

Агрессивность
от лат. aggressio — нападать] — стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда. Подобный физический или психологический ущерб, который наносит или готова нанести агрессивная личность, может быть «частичным», «локальным», а порой и «абсолютным», когда речь идет об уничтожении объекта агрессии, будь то личность или общность людей, либо какой-то неодушевленный объект агрессивного нападения. Агрессивность в ряде случаев может рассматриваться не только как устойчивая личностная черта, но и как конкретно-актуальное состояние, а поведение агрессивной направленности, им вызванное, как деяние, осуществленное в состоянии аффекта. В логике противоправного поступка в этом случае для его оценки требуется заключение судебно-психологической экспертизы. При этом необходимо понимать, что агрессивность на протяжении тысячелетий играла одну из решающих ролей в процессе выживания человека. Меняющиеся нормы реагирования на проявление агрессивности, содержание и степень жесткости суждений по поводу подобной поведенческой активности в существенной мере отражались в том, что традиционно рассматривается в психологической науке как процесс социализации. Понятно, что агрессивность как стабильная личностная черта проявляется в реальном контактном поведении. В то же время столь же очевидно, что развивающаяся человеческая особь такой характеристикой, как агрессивность, изначально не обладает. Именно в связи с этим проблематика агрессивности и агрессивного поведения наиболее полно разработана в рамках концепции социального научения (А. Бандура и др.). В частности, в рамках этого подхода было однозначно показано, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми практически с момента их рождения. По сути дела, речь идет о том, что люди «учатся» вести себя агрессивно и что для понимания того, почему активность данной личности носит агрессивный характер, необходимо учитывать целый ряд факторов: каким образом были усвоены образцы подобных действий, что конкретно в каждом индивидуальном случае побудило и спровоцировало подобную активность и в связи с чем данный стиль поведения и конкретные действия получили подкрепление и, в конечном счете, «закрепление». Не менее значимым моментом в этом плане является тот факт, что для того, чтобы реализовать агрессию на поведенческом уровне, необходимо владеть определенными навыками, обеспечивающими успешность, результативность агрессивного поведения, конкретного акта агрессии. Как показывают исследования самого А. Бандуры и его последователей, решающее значение здесь имеют факторы социального научения и, прежде всего, внешнего поощрения и наказания (при этом не обязательно адресованные самому субъекту, а, например, просто им наблюдаемые). В современной обыденной лексике существует ряд широко употребляемых словосочетаний, в рамках которых смысловое значение агрессивности приобретает позитивное звучание, подчеркивающее силу, мощность, целеустремленность (например, агрессивная игра форварда в футболе или хоккее, агрессивный стиль вождения автомобиля и т. д.).
В рамках классических экспериментов, направленных на изучение психологической природы агрессивности и агрессивного поведения и особенностей их формирования и складывания, в частности, в исследованиях А. Бандуры и его последователей, доказывающих, что содержание внешних стимулов, в частности телевизионных программ, значимо влияет на уровень агрессивности, испытуемые обычно «...смотрели фрагмент программы либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающей, но без показа насилия. Затем им давали возможность выразить агрессию по отношению к другому человеку, чаще при помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Хотя были случайные исключения, исследователи обычно обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел программу без демонстрации насилия». Однако, по справедливому замечанию американских социальных психологов Л. Хьелла и Д. Зиглера, «хотя такое исследование очень наглядно, у него есть некоторые серьезные ограничения. Воздействие сохраняется в течение краткого промежутка времени и действия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред другому человеку (например, нажатие кнопки для электрического разряда), далеки от реальной жизни. Следовательно, уместно спросить, насколько существенна информация о влиянии телевидения и агрессивных фильмов, полученная при помощи этих исследований, для повседневной жизни»1.
Эти сомнения относительно эвристичности подобных экспериментов, выглядят тем более основательными в связи с тем, что в ряде других исследований агрессивности, построенных по схожему сценарию, не было получено однозначного подтверждения влияния просмотра сцен насилия на уровень личностной агрессивности.
Так, в рамках эксперимента, поставленного американским исследователем В. Джозефсоном в 1987 году, группе мальчиков из начальной школы было объявлено о замене ожидавшегося мультфильма просмотром другой телепрограммы (в задачи эксперимента входило изучение влияния фрустрации на агрессивное поведение). При этом одной части испытуемых был показан фрагмент передачи, включающей сцены насилия, а другой — фрагмент передачи, в котором насилия не было. Сразу после просмотра обеим группам было предложено сыграть в хоккей на полу. Во время игры, экспериментаторы методом целенаправленного наблюдения фиксировали проявления агрессивности у испытуемых. Выяснилось, что «программа, в которой показывалось насилие, привела к повышению насилия в группах, куда входили мальчики, которых ранее их учителя оценивали как агрессивных. Напротив, мальчики, которые считались малоагрессивными, реагировали на программу с насилием пониженной агрессией (по сравнению с контрольной программой без насилия), если только не оказывались в группах, где были высокоагрессивные мальчики. Эти результаты заставляют предположить, что фрустрация приводит к агрессии у некоторых мальчиков, но не у всех, и что просмотр сцен насилия способствует этой агрессии, но опять же лишь у некоторых мальчиков»1.
В какой-то степени прояснить ситуацию позволяет лонгитюдное исследование, проводившееся на протяжении 30 лет в США группой психологов и социологов во главе с Л. Ироном. Как сообщают Л. Хьелл и Д. Зиглер, «в 1960 году они провели обследование среди школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в полуаграрном городке северной части штата Нью-Йорк. Они изучили некоторые поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собрали данные об их родителях и домашнем окружении. Основным открытием этого начального исследования было то, что восьмилетние дети, предпочитавшие телевизионные программы, показывающие насилие, числились среди наиболее агрессивных в школе. Через десять лет ученые провели повторное обследование 427 из этих детей, чтобы изучить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивны они были теперь. Они обнаружили, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте в какой-то степени предсказало агрессивность в возрасте 18 лет. Дети, отнесенные к агрессивным своими восьмилетними сверстниками, оценивались как агрессивные и подростками, знавшими их в 18-летнем возрасте, то есть наблюдалась стабильность в агрессивном поведении на протяжении 10 лет. Более поразительным, однако, было открытие, что дети, считавшиеся агрессивными в восьмилетнем возрасте, в три раза чаще привлекали внимание полиции в течение последующих 10 лет, чем те, кто был неагрессивен. Фактически наилучшим предсказателем мужской агрессивности в возрасте 18 лет, даже после контроля на враждебность по другим факторам, была степень насилия в телевизионных программах, которые они предпочитали смотреть в восьмилетнем возрасте.
Не так давно Л. Ирон и его коллеги сообщили о втором исследовании свыше 400 индивидов из той же группы, которым к этому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего времени, прошедшего от предыдущего обследования, а наиболее агрессивные дети не только имели неприятности с законом, но также были более жестоки со своими женами и детьми 22 года спустя. Более того, исследователи обнаружили значительную связь между количеством программ, показывающих насилие, которые смотрели дети в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они будут обвинены в серьезном преступлении в возрасте 30 лет. Следовательно, тяжесть уголовных преступлений, совершенных в возрасте 30 лет, прямо зависит от количества телевизионных программ, демонстрирующих насилие, которые были просмотрены в восьмилетнем возрасте. Ирон признает, однако, что статистическая природа его исследования, построенная на вычислении корреляции, не позволяет говорить о каких-то определенных причинно-следственных отношениях»2.
В целом результаты описанных экспериментов позволяют однозначно утверждать, что демонстрация насилия в большинстве случаев является своеобразным катализатором агрессивности. Вместе с тем, собственно агрессивность как стабильная личностная черта, а также количественные и качественные особенности ее проявлений в социальной среде, зависят от множества переменных, лишь одной из которых (хотя и бесспорно достаточно значимой) является социальное научение.
С точки зрения ортодоксального фрейдизма, агрессивность правомерно рассматривать как форму сублимации инстинкта смерти — т. е. она носит врожденный характер. Эта идея получила частичное подтверждение в серии экспериментов, направленных на изучение влияния различных эмоций на агрессивное поведение: «После того, как в одном из опытов экспериментатор предложил испытуемым записать свои мысли насчет умирания и тем самым заставил их осознать свою смертность, они повели себя более агрессивно по отношению к предполагаемому объекту, своему товарищу»1. Знаменитая гипотеза фрустрации — агрессии, сформулированная Д. Доллардом и Н. Миллером также имеет в своей основе представления З. Фрейда об инстинкте смерти (Тонатосе).
По мнению Д. Майерса, «хотя склонность людей к агрессии может и не квалифицироваться как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически»2.
В то же время, безусловно, на проявления агрессивности большое влияние оказывают условия среды и ситуационные переменные. Так, например, внешние воздействия, вызывающие боль (как физическую, так и психологическую) усиливают агрессивность: «Леонард Берковиц и его сотрудники продемонстрировали это на студентах Висконсинского университета, которым предлагалось подержать одну руку либо в чуть теплой, либо в холодной до боли воде. Те, кто опускал руку в ледяную воду, сообщали о растущем раздражении и досаде, и о том, что готовы буквально осыпать проклятьями другого участника эксперимента, издававшего неприятные звуки. Полученные результаты позволили Берковицу сделать вывод о том, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является спусковым механизмом враждебной агрессии»3. Помимо этого ряд наблюдений и экспериментов показывает, что на агрессивность влияют такие средовые факторы, как жара и теснота.
С точки зрения социальной психологии, наибольший интерес, представляет, естественно, влияние группы на агрессивность личности. Совершенно очевидно, что существует целый ряд специфических групп, в том числе и закрытого типа, в которых повышенная агрессивность является не просто одобряемым личностным качеством, позволяющим индивиду занять высокое статусное положение в неформальной структуре сообщества, но, по сути дела, необходимым условием физического выживания. Помимо этого, данная тенденция присуща не только корпоративным сообществам, находящимся в явном состоянии изоляции, например, криминальным группировкам. В той или иной степени проявляется практически в любых группах низкого социально-психологического уровня развития, в которых недостаточной степени опосредствованы задачами, целями и содержанием просоциальной совместной деятельности. Этому способствуют такие групповые эффекты, как поляризация, деперсонализация, «размывание» ответственности. Причем, как показал ряд исследований, увеличение размера группы способствует усилению агрессивности. Так, как пишет Д. Майерс, «когда Брайен Маллен анализировал сообщение о 60 судах Линча, имевших место в период с 1899 по 1946 год, он сделал интересное открытие: чем большая по численности толпа наблюдала за линчиванием, тем более ужасными были истязания и убийства»4.
На сегодняшний день есть все основания утверждать, что при определенных условиях агрессивность может распространяться посредством социального заражения и приобретать характер массовидного явления. Это отчетливо видно на примерах асоциальных молодежных группировок — футбольных фанатов, скинхедов и т. п. Достаточно вспомнить массовый погром, имевший место в Москве во время чемпионата мира по футболу 2002 года. На несколько часов центр города оказался фактически во власти беснующийся толпы, сметавшей все на своем пути. Крайняя социальная опасность подобной массовой агрессивности не требует доказательств. Однако и гораздо более локальные проявления агрессивности в групповом контексте чаще всего носят деструктивный характер. Даже в тех сферах деятельности, где, как уже отмечалось, агрессивность в целом оправдана и целесообразна, чрезмерные ее проявления разрушают групповое взаимодействие и препятствуют достижению общей цели.
Практический социальный психолог должен в рамках своей профессиональной деятельности не просто сам не стимулировать агрессивные проявления конкретных личностей в курируемой им общности и не только пресекать спонтанные проявления агрессивности на поведенческом уровне, но и целенаправленно выстраивать свое коррекционно-поддерживающее влияние таким образом, чтобы деструктивная межличностная активность не свела «на нет» ни благоприятный социально-психологический климат, ни действенную групповую эмоциональную идентификацию, ни способность адекватно атрибутировать ответственность за успехи и неудачи в групповой деятельности, ни все другие содержательные социально-психологические параметры процессов конструктивного просоциального группообразования и личностного развития в рамках той общности или организации, с которой работает социальный психолог-практик.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
190.72 кб

Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности

Шабалин Олег Михайлович
Многообразие форм человеческой агрессивности, их неоднозначность и сложность приводят к тому, что в настоящее время в психологической науке отсутствует общепринятое определение этого понятия.
Читать PDF
138.46 кб

Агрессивность как фактор риска правонарушающего поведения подростков

Шабалин О. М.
Читать PDF
199.87 кб

Социальная адаптация и агрессивность подростков, воспитывающихся в условиях психической депривации

Зубкова Татьяна Николаевна, Бисалиев Рафаэль Валерьевич
Осуществлен сравнительный анализ уровней социально-психологической адаптации и форм агрессивных и враждебных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях депривации.
Читать PDF
339.87 кб

Агрессивное поведение и агрессивность личности

Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я.
Авторы статьи предприняли теоретический анализ агрессии в контексте, во-первых, ее дифференциации на понятия агрессивного поведения и агрессивности личности, во-вторых, ее деструктивности («негативности») и конструктивности («пози
Читать PDF
246.59 кб

Агрессивность в структуре межличностного взаимодействия делинквентной личности

Печерский В. Г.
Читать PDF
246.59 кб

Агрессивность в структуре межличностного взаимодействия делинквентной личности

Печерский В. Г.
Читать PDF
180.22 кб

Агрессивность в единоборствах и ее влияние на адаптированность к спортивной деятельности

Кутергин Н. Б.
Читать PDF
32.98 мб

АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ДЕФИЦИТА ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ У ПОДРОСТКОВ

Артур Александрович Реан, Екатерина Сергеевна Кошелева
Читать PDF
128.10 кб

Агрессивность ребенка в системе детско-родительских отношений: специфика и формы проявления, особенн

Тарасова Е. В.
В статье приведены некоторые результаты теоретического анализа и эмпирического изучения проблемы агрессивности ребенка, в частности акцентировано внимание на специфику и формы ее проявления в системе детско-родительских отношений
Читать PDF
273.54 кб

Агрессивность и особенности ее проявления в связи с группой крови человека

Вяткин Бронислав Александрович, Ротманова Наталья Валерьевна
В статье обосновывается возможность и необходимость использования в психологических исследованиях такого биохимического показателя, как группа крови.
Читать PDF
120.33 кб

Агрессивность как свойство личности и особенности ее проявления у ребенка в системе детско-родительс

Тарасова Е. В.
В статье рассмотрены некоторые аспекты агрессивности как свойства личности и особенности ее проявления у ребенка в системе детско-родительских отношений.
Читать PDF
228.42 кб

Агрессивность в контексте психологической науки

Мельников Владимир Михайлович
В статье представлены общенаучные и методологические подходы к исследованию агрессивности в поведении личности.
Читать PDF
253.35 кб

Агрессивность, враждебность, восприятие эмоциональной экспрессии и тяжесть депрессивного расстройств

Абрамова А. А., Кузнецова С. О.
Читать PDF
253.21 кб

Патохарактерологические черты и агрессивность как адаптивно-регуляторная функция образа «я»

Самойленко Эдуард Юрьевич, Матиенко Марина Владимировна, Агабегов Ибрагим Ханбабаевич
Представлено обоснование необходимости патохарактерологических черт и агрессивных тенденций в структуре образа «Я» как проявления фазы резистентности общего адаптационного синдрома.
Читать PDF
268.20 кб

Агрессивность и алекситимия у врачей пожилого возраста с различными типами поведенческой активности

Яковлева Наталья Владимировна, Силина Юлия Викторовна, Арефьев Артем Андреевич, Телепнев Николай Александрович, Жданова Ирина Викторовна
Изучена взаимосвязь уровня выраженности алекситимической симптоматики, вербальной, физической, предметной, эмоциональной, общей и самоагрессии у врачей пожилого возраста с различными типами поведенческой активности.

Похожие термины:

  • АГРЕССИВНОСТЬ, АГРЕССИЯ

    как биологическая особенность организмов, более низких, чем человек, является компонентом поведения, реализуемым в определенных ситуациях для удовлетворения жизненных потребностей и устранения
  • Оральная агрессивность

    лат. oris – рот + агрессивность) – в психоанализе – проявление врожденной, инстинктной агрессивности в младенческом возрасте (кусание груди матери, предметов, которые ребенок тащит в рот).
  • ВНУТРЕННЯЯ АГРЕССИВНОСТЬ

    эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости социально-политических барьеров. (Д.В. Ольшанский, с.427)
  • АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ

    комплексное личностное образование, причинами к–рого могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические
  • Агрессивность в структуре депрессии

    склонность индивида к причинению вреда себе и другим людям, обострившаяся на фоне депрессивного состояния. Зачастую проявляется в анамнезе дисфорической депрессии, часто сопровождаемой проявле
  • Аномальная агрессивность

    склонность индивида к неадекватным формам проявления агрессивности. Границы адекватности агрессии не поддаются строгому научному определению, чаще они умещаются в неких общих рамках «здравого
  • Сверхценная агрессивность

    это болезненная убежденность в том, что агрессия является необходимым и главным инструментом достижения жизненно важных целей. Пациенты с такого рода убеждением уверены в том, что более эффектив
  • Влияние психоактивных веществ на агрессивность

    это влияние психоактивных веществ (ПАВ) на содержание и интенсивность деструктивного поведения. Ныне большинство исследователей склоняется к тому, что существует некая взаимосвязь между употреб
  • Агрессивно-оборонительная реакция

    форма агонистического и оборонительного поведения, имеющая выраженный агрессивный характер. Такое поведение, как правило, характеризуется открытой атакой в ответ на воздействие. Различают безус
  • АГРЕССИВНО-ОРАЛЬНЫЙ

    (в психоанализе)-агрессивное поведение взрослого человека, которое происходит из сублимации на поздней оральной стадии. Агрессивно-оральное поведение может проявляться в непомерных амбициях, за
  • Психопатия агрессивно-параноидная

    одна из форм паранойяльной психопатии, сопровождающаяся повышенной агрессивностью.
  • АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СИТУАЦИЯ

    система социальнопсихологических факторов, наиболее способствующих проявлению агрессии в процессе взаимодействия между людьми. А. п. с. может являться решающим фактором таких негативных явлений
  • Буферы агрессивного поведения

    (Дерягина, Бутовская, 1992; Дерягина, 1999) – психоэмоциональные барьеры, сдерживающие и угнетающие агрессивность индивида и активируемые посредством отвлекающего стимулирования. У животных, наприме
  • Факторы агрессивного поведения

    совокупность причин и условий, инициирующих агрессию или определяющих ее характер и отдельные черты. В современной литературе прослеживается тенденция, в соответствии с которой многие исследова
  • Пассивно-агрессивное расстройство личности

    Характеризуется стремлением к постоянным спорам и возражениям, откладыванием дел на долгий срок, упрямством и непродуктивностью.
  • ПДССИВНО АГРЕССИВНОЕ ЛИЧНОСТНОЕ РАССТРОЙСТВО

    Личностное расстройство, характеризующееся моделью пассивного сопротивления просьбам о выполнении каких-то соответствующих социальных и/или профессиональных требований. Индивид обычно медлит,
  • ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ

    нападки на оппонента без учета ситуации и чувств, потребностей или прав объекта нападок.
  • ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ

    угроза и действия животного, направленные на представителей того же или, реже, другого вида животных; поведение, направленное на их уничтожение или устранение из сферы влияния. Может реализоватьс
  • АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

    Словообразование. Происходит от лат. aggressiо - нападение. Категория. Форма поведения животных. Специфика. Направлено на уничтожение или устранение из сферы влияния других живых организмов. Виды: - в с
  • АГРЕССИВНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ

    AGGRESSIVE DRIVE)Выраженное физически или вербально стремление подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может выражаться непосредственно, как при открытой атаке во время военных дейст