ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Агрессивное поведение
нападки на оппонента без учета ситуации и чувств, потребностей или прав объекта нападок.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

Поведение агрессивное
форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или угрозой применения силы по отношению к другому человеку или социальной группе, которым субъект стремится причинить ущерб.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Агрессивное поведение
Нападающее поведение. В широком смысле слова - всякое экспансивное, насильственное по отношению к объекту или другим лицам поведение, приводящее к поражениям при недостаточной защите. А. п. может осуществляться преимущественно моторным путем (агрессивное действие) (см.) или преимущественно речевым путем (вербальная агрессия) (см.). Оно может быть преимущественно внешне выражено (экспрессивная агрессия) (см.) или быть более связано с определенными средствами (инструментальная агрессия) (см.), давать непосредственное выражение побуждению (напр. вспышка гнева) (см.) или быть целенаправленным (напр. коварная месть) (см.). А. п. может наблюдаться у лиц с абнормной структурой характера, но может быть и результатом психического расстройства (при психозах с систематизированным бредом - шизофрении, паранойе и др.).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ
специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к др. человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. П. а. может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»). Возможна суммация П. а. отдельных личностей, превращение межличностной агрессии в межгрупповую в рамках т. н. массовидных явлений. В зарубежной психологии существует много объяснений П. а. Психоанализ видит в нем проявление Эдипова комплекса, результат подавления либидозных стремлений. Необихевиоризм считает П. а. следствием фрустраций в процессе «социального научения», интеракционизм – следствием объективного «конфликта интересов», когнитивизм – результатом «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта. Существуют попытки объяснить П. а. как инстинктивное. П. а. является основной формой поведения оппонентов в конфликте по отношению друг к другу. Оно способствует эскалации конфликта.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
от латинского aggressio – «нападение» – деструктивные целенаправленные действия, воспринимаемые в обществе как противоречащие правилам и нормам сосуществования людей, наносящие вред неодушевлённым и/или одушевлённым объектам нападения и вызывающим у них состояние психической напряжённости, страха, подавленности, а также стресс и негативные эмоциональные переживания. А.п. выступает в качестве: 1) способа удовлетворения потребности в самореализации, самоутверждении или достижении индивидуально значимой цели; 2) оно может служить способом психофизиологической разрядки. А.п., проявляемое в экстремальных ситуациях (в спорте, у работников силовых структур и др.), играет мобилизующую роль и позволяет человеку осуществлять свою деятельность на уровне своих предельных психофизиологических возможностей. Особенностью А.п. в экстремальных условиях всегда являются субъектноориентированные, характеризующиеся осознанной мотивацией действия, сопровождаемые чрезвычайно сильным эмоциональным накалом, проявляемым в относительно короткий отрезок времени. А.п. – это форма реагирования субъекта на различные неблагоприятные в психическом и физическом отношении ситуации (стрессогенные, жизненно опасные, экстремальные по неожиданности и мощности воздействия). В таких условиях А.п. выступает одним из основных способов реализации общебиологической закономерности – самосохранения, а также как способ сохранения своей индивидуальности, тождественности, защиты чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний и усиления контроля над значимым для субъекта окружением.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Агрессивное поведение
совокупность деструктивных действий и поступков индивида. Существуют несколько подходов к пониманию природы агрессивного поведения. С одной стороны, «агрессивное поведение» склонны отождествлять с «агрессией». Бэрон и Ричардсон, напомним, определяют агрессию как форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу. В кратком психологическом словаре 1985 г. агрессивное поведение рассматривается как «форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе, либо ее применением по отношению к другому человеку». Согласно иным подходам, агрессия и агрессивное поведение не являются тождественными. Это объясняется тем, что агрессия включает в себя не только агрессивное поведение, как совокупность насильственных действий, но и агрессивные намерения, агрессивное фантазирование и проч.
В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней (Платонова, 2004):
* поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);
* аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства, например гнев, злость, ярость);
* когнитивный (неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);
* мотивационный (сознательные цели и бессознательные агрессивные стремления).
Агрессивное поведение можно варьировать по степени личной вовлеченности на ситуативное и устойчивое; по динамическим характеристикам – на действие или бездействие; по степени эффективности – на конструктивное и деструктивное. По характеру связи с патологиями личности выделяют нормальное и анормальное агрессивное поведение. Нормальное в целом является характерным и типичным для популяции. Анормальное выражается в том, что агрессия реализуется в рамках личностных расстройств, психических заболеваний и психопатологических синдромов (Платонова, 2004).

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ
специфическая форма действий человека, характерная демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу или группе лиц, коим субъект стремится причинить ущерб. Может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства - до словесных оскорблений (агрессия вербальная) - и до применения грубой силы (агрессия физическая). В социально-психологическом плане значима суммация поведения агрессивного отдельных личностей, превращение агрессии межличностной в межгрупповую в рамках так называемых явлений массовидных.
В зарубежной психологии существует множество объяснений поведения агрессивного. Так, психоанализ видит в нем проявление комплекса Эдипа, результат подавления инстинктивных либидинозных стремлений в раннем детстве. Необихевиоризм считает поведение агрессивное следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе научения социального. Интеракционизм - следствием объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и групп социальных. Когнитивизм - результатом диссонансов и несоответствий в сфере познавательной субъекта (-> теория соответствия когнитивного). Есть и биологизаторские попытки объяснить поведение агрессивное как чисто инстинктивное.
Многие из этих объяснений неудовлетворительны в связи с тенденцией к стиранию различий между общественной сущностью человека и биологической обусловленностью поведения животных, а зачастую - излишне идеалистической трактовкой мотивации поведения.
Для понимания происхождения конкретных проявлений поведения агрессивного нужно установить его место в общей структуре индивидуальной и коллективной деятельности, - например, показать, есть ли агрессивный акт неадекватная реакция защитная, следствие "аффекта", или же поведение агрессивное обретает самостоятельную цель и смысл, становясь особой индивидуальной или коллективной деятельностью (в случаях поведения девиантного), и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Поведение агрессивное
форма социального поведения, включающая злонамеренное прямое или опосредованное взаимодействие между людьми, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Причиной П. а. человека могут быть слова, действия, присутствие или появление людей, к которым он испытывает неприязненное отношение. В социальном контексте П. а. характеризуется наличием намерения причинить вред. Агрессоры признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны. П. а. как приобретенное, социальное, прямое научение насилию рассмотрено в работах А. Бандуры. В теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие его формы. Схема анализа П. а. с позиции теории социального научения представлена следующим образом: 1. Агрессия приобретается посредством биологических факторов и научения. 2. Агрессия провоцируется воздействием шаблонов, неприемлемым обращением, побудительными мотивами, инструкциями, эксцентричными убеждениями. 3. Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями, викарными (научение через наблюдение научения других) подкреплениями, механизмами саморегуляции. В дальнейшем (Бандура,1983) рассматривает роль биологических и мотивационных факторов, хотя делает явный акцент на важности влияния социального научения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ П. а. требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий; 2) факторов, провоцирующих их появление; 3) условий, при которых они закрепляются. Понимание П. а. предполагает знание тех же самых факторов и условий, которые могут потребоваться для аналогичного анализа многих других моделей поведения. Необходимо детально рассмотреть социальные, средовые и индивидуальные факторы, подстрекающие к агрессии. Усвоение П. а. в теории социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, "за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения" (Бандура, 1983). Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди учатся вести себя агрессивно. Люди наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. Различные формы П. а., частота их проявлений, ситуации, в которых оно развертывается, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом определяются факторами социального научения. Существуют три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. 1. Материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание, ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. 2. П. а. регулируется жизненным опытом: путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. 3. Человек может сам себе назначать поощрения и наказания. Модели П. а. усваиваются детьми с момента рождения. В.С. Агеев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
– враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей. У маленьких детей А. п. носит неосознанный характер, поскольку у них еще недостаточно развита произвольная регуляция собственных действий. По мере социальной адаптации (см. Адаптация социальная) ребенок осваивает общественно приемлемые способы разрешения конфликтов и удовлетворения потребностей. Неизжитая склонность к А. п. часто свидетельствует о недостатках воспитания, но в ряде случаев является симптомом психических расстройств.
Существует множество приемов, с помощью которых можно добиться изменения поведения в желательную сторону. Однако они оказываются по существу малоэффективны без коррекции внутренней системы побуждений. Порой приходится признать, что “исправившийся” задира и безобразник лишь “затаился”. Не устраненные внутренние импульсы его деструктивности при этом продолжают накапливаться и рискуют прорваться в самой непредсказуемой форме.
Природу этих импульсов ученые объясняют поразному, и, пожалуй, каждая их версия содержит рациональное зерно. Один аспект детской агрессивности отмечается в некоторых работах, но практически никем еще не был досконально изучен. Это компенсаторный характер некоторых деструктивных действий, которые, как можно предположить, направлены на избавление самого агрессора от чувства неполноценности, обделенности, ущербности. Часто такого рода поступки могут производить впечатление вовсе не мотивированных, то есть всецело продиктованных якобы порочной натурой агрессора. Мотив тут, однако, присутствует. Им выступает “восстановление справедливости”, месть за поруганное достоинство, направленная, однако, не на непосредственный источник унижения (что небезопасно), а на объект беззащитный, возможно и вовсе неодушевленный. Соответствующие поступки могут совершаться исподтишка или в такой ситуации, которая позволяет агрессору оставаться неуязвимым. Понятно, что со стороны это производит особенно отвратительное впечатление.
По мнению А. Адлера, ощущение собственной неполноценности неизбежно возникает у любого ребенка в процессе становления его самосознания. Причина тому очень проста и вполне очевидна: по сравнению с сильными, компетентными и умелыми взрослыми ребенок еще очень мал, слаб, неумел, знает еще очень мало – а ведь для детей, как и для некоторых взрослых, недостаток знаний равносилен глупости. На фоне взрослых ребенок, в самом деле, выглядит, а в известном смысле и является неполноценным. Это особенно справедливо в отношении аномальных детей (их изучение в первую очередь и натолкнуло Адлера на создание соответствующей концепции), чья неполноценность на фоне здоровых сверстников выступает объективно и может явиться источником тяжелых эмоциональных переживаний.
Однако, если быть верным первоисточнику, “чувства неполноценности сами по себе не являются ненормальными; они – источник всех улучшений в жизни человека и человечества”. Здоровое стремление компенсировать свою слабость, преодолеть неполноценность является движущей силой развития и роста – в меньшей мере физического, в исключительной мере – интеллектуального и личностного. Когда такое здоровое стремление блокируется, чувства неполноценности и впрямь могут принять болезненные формы и вылиться в нездоровые проявления. Агрессивность – одно из них.
Таким образом, агрессивность, вероятно, следует рассматривать не как самостоятельное явление (по крайней мере – в определенных случаях), а как симптом внутреннего неблагополучия, неудовлетворенности своим положением в отсутствие видимых перспектив его улучшения. В таких случаях эффективная коррекция А.п. с необходимостью требует адекватной диагностики этого самого неблагополучия, устранения его причин. Последнее, в свою очередь, требует открыть перед ребенком реальные перспективы выхода из личностного тупика.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Об агрессивных формах поведения

Токарева Н. Г.
В последнее время проблема агрессивности приобретает все более острую социальную направленность и является одной из наиболее актуальных.
Читать PDF

Терроризм и агрессивное поведение

С. Н. Ениколопов
Читать PDF

О состоянии агрессивных форм поведения

Токарева Н. Г.
В последнее время проблема агрессивности приобретает все более острую социальную направленность и является одной из наиболее актуальных.
Читать PDF

Социальные аспекты агрессивного поведения

Базарова Екатерина Николаевна, Молчанова Екатерина Владимировна
Цель данной работы заключается в исследовании агрессивного (достигающего уровня криминального) поведения лиц признанных невменяемыми, т.е. страдающими тяжелыми психическими расстройствами.
Читать PDF

Специфика агрессивного поведения подростков

Меньшикова Татьяна Ивановна
Рассматриваются основные подходы к изучению агрессии; отличительные признаки подростковой агрессивности. Представлен анализ классификации агрессивного поведения подростков, факторов, стимулирующих агрессию подростков.
Читать PDF

Особенности агрессивного поведения подростков

Сербина Любовь Федоровна
В статье представлены данные изучения особенностей агрессивного поведения подростков в предолимпийском Сочи в зависимости от их личностных качеств.
Читать PDF

Проблема агрессивного поведения после инсульта

Кутлубаев Мансур Амирович, Менделевич В.Д., Ахмадеева Л.Р.
Обзор посвящен проблеме агрессивного поведения у пациентов после инсульта. Поиск источников информации проводился в базах данных PubMed и Google Scholar по основным ключевым словам: «stroke», «aggression», «aggressive behavior».
Читать PDF

Агрессивное поведение и агрессивность личности

Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я.
Авторы статьи предприняли теоретический анализ агрессии в контексте, во-первых, ее дифференциации на понятия агрессивного поведения и агрессивности личности, во-вторых, ее деструктивности («негативности») и конструктивности («пози
Читать PDF

Профилактика агрессивного поведения подростков

Дадова З.И.
Статья посвящена проблеме воспитания подростков. Рассмотрены особенности агрессивного поведения в среде молодежи в условиях современности. Изучены методологические основы проблемы совершенствования воспитания молодежи.
Читать PDF

Диагностика агрессивного поведения дошкольников

Меньшикова Т.И.
В данном исследовании агрессия рассматривается с точки зрения поведенческих реакций.
Читать PDF

Агрессивное поведение женщин (литературный обзор)

Г.Т. Сейсебаева, А. Турганбекова, С. Махкамова, М. Рахымжан, Е.Караулов
В данной статье представлены сведения обо всех аспектах правонарушений, совершенных женщиной, социальных, клинических, биологических, психологических — в их взаимосвязи, а так же сведения о болезненных состояниях и связанных с ним
Читать PDF

Кросс-культурные особенности агрессивного поведения

Гуриева Светлана Дзахотовна, Ван Шо
В работе представлен теоретический анализ научной литературы, касающейся вопросов изучения понимания агрессии, агрессивного поведения, раскрыт механизм формирования агрессивного поведения через такие феномены, как агрессия, вражда
Читать PDF

Феномен агрессивного поведения в студенческой среде

Холина Оксана Александровна
Агрессия как поведенческий феномен и психологическая реальность в различных своих проявлениях является объектом изучения многих научных антропоцентричных дисциплин.
Читать PDF

Речевая реакция на агрессивное поведение собеседника

Белецкая О.
Читать PDF

Психологические проблемы агрессивного поведения детей

Ениколопов С.Н.
Сегодня в стране нарастает насильственная преступность подростков, в то же время сами подростки все чаще становятся жертвами насилия. То же происходит очень часто и с детьми.

Похожие термины:

  • Буферы агрессивного поведения

    (Дерягина, Бутовская, 1992; Дерягина, 1999) – психоэмоциональные барьеры, сдерживающие и угнетающие агрессивность индивида и активируемые посредством отвлекающего стимулирования. У животных, наприме
  • АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

    Словообразование. Происходит от лат. aggressiо - нападение. Категория. Форма поведения животных. Специфика. Направлено на уничтожение или устранение из сферы влияния других живых организмов. Виды: - в с
  • Факторы агрессивного поведения

    совокупность причин и условий, инициирующих агрессию или определяющих ее характер и отдельные черты. В современной литературе прослеживается тенденция, в соответствии с которой многие исследова
  • ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ

    угроза и действия животного, направленные на представителей того же или, реже, другого вида животных; поведение, направленное на их уничтожение или устранение из сферы влияния. Может реализоватьс
  • АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СИТУАЦИЯ

    система социальнопсихологических факторов, наиболее способствующих проявлению агрессии в процессе взаимодействия между людьми. А. п. с. может являться решающим фактором таких негативных явлений