АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ
АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ
комплексное личностное образование, причинами к–рого могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение детскородительских отношений, стиль воспитания). Появляется как естественная реакция младенца на преграды к удовлетворению потребностей. В дальнейшем А. д. зависит от отношения к ней ближайших родственников, а позднее – от успешности и скорости процессов полоролевой идентификации и социализации. Три основные теории агрессивности: 1) Теория влечения. По З. Фрейду это проявление инстинкта смерти, разрушения; фиксация ребенка на оральной стадии предрасполагает к вербальной А., сарказму и сплетням; на анальной – к гневу и мстительности. По А. Адлеру агрессивность может быть антитезой насилию, позволяет индивиду ощущать себя субъектом. 2) Фрустрационная теория. По Дж. Долларду А. д. – реакция на фрустрацию, помеху в достижении цели. Выход из фрустрирующей ситуации через агрессию может снизить (катарсис) или закрепить А. д. 3) Теория социального научения А. Бандуры: поведение ориентировано на образец (подражание) и зависит от подкрепления положительного и отрицательного (когда устранение стимула усиливает реакцию).
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002