ЗНАНИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗНАНИЯ
это совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности, формируемых в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

знания

психическое образование, представляющее проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Процесс овладения З. проходит ряд этапов:
· восприятие,
· осмысление,
· запоминание
· и применение на практике.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Знания
проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Наиболее распространена классификация знаний по локализации отражения, включающая в себя: (1) индивидуальные знания (сознание), которые представляют собой совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира; (2) общественные знания, которые представляют собой продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в язык» науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениям людей, цивилизацией.

Источник: Психология человека в организации: схемы таблицы тесты тезаурус. Учебно-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken 2016

Знания
запечатлевшиеся в памяти человека или народа (этноса) результаты взаимодействия с предметным и духовным миром, другими людьми. Они сохраняются в различных формах (образы, представления, понятия, алгоритмы действий, идеи, факты, закономерности, нормы, традиции, чувства и т. п.).
3. народа (этноса) передаются в текстах из поколения в поколения благодаря письменности. До появления текста как памяти этноса 3. сообщались непосредственно от одного носителя к другому.
Они представляют собой компонент культуры, поскольку отражают все то, что сохранилось в сознании определенного народа как значимое и важное для жизни. Поэтому при социализации людей в той или иной культуре важным оказывается вопрос о том, какие 3. должно получить новое поколение.
«Очеловеченные 3.», т. е. усвоенные в процессе жизни каждым конкретным человеком, обладают субъективными характеристиками. Они могут различаться по содержанию, объему, соотношению конкретной и обобщенной информации, качественным характеристикам: глубине, гибкости, прочности, систематичности и др.
На качестве 3. конкретного человека сказывается тот путь (психологические механизмы), которым они приобретались. Если преобладали только процессы механического запоминания, 3. могут оказаться формальными. Признаки этого: воспроизведение без понимания, затруднение переноса 3. в новые условия или отсутствие такового, отсутствие развития 3. от конкретного к общему и от общего к конкретному.
Будучи одним из элементов опыта человека, 3. включаются в целостную организацию, влияя практически на все психические образования: овладение деятельностью, общение с людьми, развитие человека как субъекта и индивидуальности.
Взаимосвязи между различными видами 3. (о природе, о мире, о людях, о себе и т. п.) формируют в сознании личности мировоззрение, картину мира. Каждая из составляющих последней выполняет свои жизненно важные функции, помогая человеку адаптироваться к миру, регулировать свое поведение.
Литература
Пономарев А. Я. 3нания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
Рубинштейн С. Л. Общая психология. СПб., 1999.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
95.40 кб

Историографическое направление историко-психологического знания

Алексеенко Ирина Сергеевна
В статье раскрывается понятие историографии истории психологии; анализируется опыт изучения проблем историографии в мировой и отечественной историко-психологической мысли, ее современное состояние и перспективы развития.
Читать PDF
153.61 кб

Взаимообусловленность личности и общения в системе современного психологического знания о человеке

Танасов Георгий Георгиевич
Статья посвящена взаимосвязи и взаимообусловленности феноменов «личность» и «общение». Заявленная тема рассматривается с позиций принципа «личностности», субъектного подхода и идеологии диалогизма.
Читать PDF
355.37 кб

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ И ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДёЖИ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И АНТР

Кулешова Екатерина Николаевна
Рассмотрены особенности смысложизненных ориентиров и ценностей молодого человека в сопоставлении с «чувством Жизни», выделенным Р. Штайнером в иерархии «двенадцати чувств».
Читать PDF
273.94 кб

Моделирование механизма развития личности в онтогенезе с опорой на знания о развитии целостных систе

Краснова О. В.
Оттолкнувшись от факта имманентно присущего личности стремления к интеграции в социум и формировании личности в социуме, автор предлагает моделировать механизм развития личности как системы личность социум, обладающей признаками ц
Читать PDF
8.94 мб

Коммуникативная методология психологической науки: возможный путь интеграции знания

Мазилов В. А.
Читать PDF
255.21 кб

2002. 01. 020. Парк Р. Э. Новость как форма знания. Park R. E. news as a form of knowledge // societ

Николаева В. Г.
Читать PDF
124.78 кб

Коммуникативная методология психологической науки: возможный путь интеграции психологического знания

Мазилов В. А.
Предлагается концепция коммуникативной методологии, ориентированная на соотнесение различных психологических концепций и тем самым способствующая решению проблемы интеграции психологического знания.
Читать PDF
261.53 кб

Ценностно-смысловые основания и проблема поиска этической составляющей психологического знания

Черменская Г. Г.
Исследуются методологические проблемы научной самоорганизации психологии в контексте становления гуманитарной парадигмы и нового типа рациональности.
Читать PDF
356.38 кб

Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания

Ральникова Ирина Александровна
Определены базовые основания осмысления понятия «жизненная перспектива личности», дан анализ его содержания, предложено авторское понимание жизненной перспективы с точки зрения системного подхода.
Читать PDF
291.23 кб

Семья как объект гуманитарного знания

Лукьянченко Наталья Владимировна
В статье рассматриваются значимость семьи как особой группы, смыкающей в себе индивидуальное и социальное в жизнедеятельности человека. Даётся классификация подходов к исследованию семьи в гуманитарных науках.
Читать PDF
199.29 кб

Возможности детерминации категории «Воспитание» в системе профессионально-педагогического знания

Шалаева Е.А., Баженова Т.С.
Читать PDF
252.89 кб

Методологические знания инструментарий мыслительной деятельности библиотечного специалиста

Кожевникова Л. А.
Читать PDF
598.42 кб

Военная психология как область специального научного знания и практики

Караяни А. Г., Волобуева Ю. М.
В статье анализируется история становления военно-психологическогознания в России. Раскрыты основные этапы развития военно-психологической теории и практики. Дается характеристика объекта и предмета военной психологии.
Читать PDF
388.77 кб

Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания

Знаков Виктор Владимирович
В статье анализируются три реальности, в которых живет человек, - эмпирическая, социокультурная и экзистенциальная.
Читать PDF
101.53 кб

Изучение феномена духовности в контексте религиозного знания и психологической науки

Агузумцян Рубен Вазгенович, Хачатрян Нарине Гагиковна
Рассмотрены представления о духовности, которые сложились в рамках разных философских течений, а также в различных религиозных конфессиях: христианстве, буддизме, иудаизме и др.

Похожие термины:

  • Декларативные знания

    знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного характера.
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

    специальные знания и умения человека, составляющие основу его математических способностей.
  • ОБЩИЕ ЗНАНИЯ

    См. знания, общие.
  • Пассивные знания

    Знания, которые не удается восстановить в памяти, когда в этом возникает необходимость.
  • Процедурные знания

    знания типа «как», т. е. знания об операциях и способах действия с декларативными знаниями.
  • Психологические знания

    знания, опирающиеся на психологическую фактологию (см. Психологическая фактология) и теоретические рассуждения о закономерностях и механизмах формирования, развития и функционирования психики.
  • Социология психологического знания

    sociology of psychological knowledge) С. п. з. можно определить как изучение соц., политического и идеологического контекста, в к-ром психология развивалась как профессия и как наука. С. п. з. на деле представляет собо
  • АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

    Акмеология тесно связана с такими социальными науками, как философия, история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акме
  • ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ (ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

    знания, которые получены человеком в процессе наблюдения за окружающей природой с помощью имеющихся органов чувств; знания, основанные на опыте. Эмпирический опыт человек стал приобретать в проц
  • ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ (ЗНАНИЯ)

    (от лат. irrationalis неразумный) — находящееся за пределами разума, алогическое, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему. Противоположность иррациональному — рациональное. Знан
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗНАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПРАКТИКА

    формальное исследование на основе личных собеседований, во время которых опрашиваемым задают стандартизованный набор вопросов, касающихся их знаний о методах контрацепции, отношения к ним и их и
  • теория знания-воспоминания

    представление Платона, в соответствии с которым все знание заложено в душе человека с рождения; поэтому «знать» означает припомнить душевное содержание.
  • ТВОРЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЙ

    оно достигается в обучении с помощью создания проблемных ситуаций и обеспечения возможностей «открытия» учеником усваиваемых знаний. Обеспечение возможностей творческого усвоения не требует в
  • Знание акмеологическое

    это специфическое комплексное знание, имеющее методолого-теоретическую, практическую ориентацию и трехкомпонентную структуру. Оно интегрирует социальные, гуманитарные и естественнонаучные зак
  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

    знание, которым человек обладает, но в данный момент времени его не осознает.
  • Знание того, чего узнать нельзя

    Ложный довод, в котором приводятся числовые значения величин, которые невозможно определить.
  • ЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО

    В отличие от процедурного знания и декларативного знания это то знание, которое мы осознаем непосредственно, знание о людях, местах и вещах, полученное из данных наших ощущений.
  • ЗНАНИЕ ЧТО

    Декларативное знание.
  • Декларативное знание

    См. знание, декларативное.
  • Декларируемое знание

    declarative knowledge). Фактическое знание; знание того, «что».