это совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности, формируемых в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта.
ЗНАНИЯ
ЗНАНИЯ
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
знания
психическое образование, представляющее проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Процесс овладения З. проходит ряд этапов:
· восприятие,
· осмысление,
· запоминание
· и применение на практике.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Знания
проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Наиболее распространена классификация знаний по локализации отражения, включающая в себя: (1) индивидуальные знания (сознание), которые представляют собой совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира; (2) общественные знания, которые представляют собой продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в язык» науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениям людей, цивилизацией.
Знания
запечатлевшиеся в памяти человека или народа (этноса) результаты взаимодействия с предметным и духовным миром, другими людьми. Они сохраняются в различных формах (образы, представления, понятия, алгоритмы действий, идеи, факты, закономерности, нормы, традиции, чувства и т. п.).
3. народа (этноса) передаются в текстах из поколения в поколения благодаря письменности. До появления текста как памяти этноса 3. сообщались непосредственно от одного носителя к другому.
Они представляют собой компонент культуры, поскольку отражают все то, что сохранилось в сознании определенного народа как значимое и важное для жизни. Поэтому при социализации людей в той или иной культуре важным оказывается вопрос о том, какие 3. должно получить новое поколение.
«Очеловеченные 3.», т. е. усвоенные в процессе жизни каждым конкретным человеком, обладают субъективными характеристиками. Они могут различаться по содержанию, объему, соотношению конкретной и обобщенной информации, качественным характеристикам: глубине, гибкости, прочности, систематичности и др.
На качестве 3. конкретного человека сказывается тот путь (психологические механизмы), которым они приобретались. Если преобладали только процессы механического запоминания, 3. могут оказаться формальными. Признаки этого: воспроизведение без понимания, затруднение переноса 3. в новые условия или отсутствие такового, отсутствие развития 3. от конкретного к общему и от общего к конкретному.
Будучи одним из элементов опыта человека, 3. включаются в целостную организацию, влияя практически на все психические образования: овладение деятельностью, общение с людьми, развитие человека как субъекта и индивидуальности.
Взаимосвязи между различными видами 3. (о природе, о мире, о людях, о себе и т. п.) формируют в сознании личности мировоззрение, картину мира. Каждая из составляющих последней выполняет свои жизненно важные функции, помогая человеку адаптироваться к миру, регулировать свое поведение.
Литература
Пономарев А. Я. 3нания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
Рубинштейн С. Л. Общая психология. СПб., 1999.
3. народа (этноса) передаются в текстах из поколения в поколения благодаря письменности. До появления текста как памяти этноса 3. сообщались непосредственно от одного носителя к другому.
Они представляют собой компонент культуры, поскольку отражают все то, что сохранилось в сознании определенного народа как значимое и важное для жизни. Поэтому при социализации людей в той или иной культуре важным оказывается вопрос о том, какие 3. должно получить новое поколение.
«Очеловеченные 3.», т. е. усвоенные в процессе жизни каждым конкретным человеком, обладают субъективными характеристиками. Они могут различаться по содержанию, объему, соотношению конкретной и обобщенной информации, качественным характеристикам: глубине, гибкости, прочности, систематичности и др.
На качестве 3. конкретного человека сказывается тот путь (психологические механизмы), которым они приобретались. Если преобладали только процессы механического запоминания, 3. могут оказаться формальными. Признаки этого: воспроизведение без понимания, затруднение переноса 3. в новые условия или отсутствие такового, отсутствие развития 3. от конкретного к общему и от общего к конкретному.
Будучи одним из элементов опыта человека, 3. включаются в целостную организацию, влияя практически на все психические образования: овладение деятельностью, общение с людьми, развитие человека как субъекта и индивидуальности.
Взаимосвязи между различными видами 3. (о природе, о мире, о людях, о себе и т. п.) формируют в сознании личности мировоззрение, картину мира. Каждая из составляющих последней выполняет свои жизненно важные функции, помогая человеку адаптироваться к миру, регулировать свое поведение.
Литература
Пономарев А. Я. 3нания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
Рубинштейн С. Л. Общая психология. СПб., 1999.