Социология психологического знания это что такое Социология психологического знания: определение — Психология.НЭС
СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА Социология публики

Социология психологического знания

Найдено 1 определение:

Социология психологического знания

sociology of psychological knowledge) С. п. з. можно определить как изучение соц., политического и идеологического контекста, в к-ром психология развивалась как профессия и как наука. С. п. з. на деле представляет собой частный случай более широкой дисциплины, называющейся социол. знания. Эта последняя область пытается изучать связи между знанием как продуктом культуры (напр., идеологий, этических убеждений, науки, технологии) и факторами, относящимися к существованию в обществе. Представляется, что человеческое мышление отчасти обусловлено соц. подструктурами или челов. взаимоотношениями. Примерами данного подхода служат работы таких общественных мыслителей, как Карл Маркс, Макс Шелер, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм, к-рые пытались анализировать соц. условия своего времени, являющиеся результатом взаимодействия капитализма, науки, технологии и демократии. Социол. знания, помимо этого, включает в себя еще одну специализированную подобласть, называемую социол. науки, поскольку наука яв-ся одним из путей приобретения знания. В то время как социология знания интересуется социальными основами мышления, социология науки изучает специфическую структуру и процесс научной деятельности. Сама наука рассматривается при этом как соц. институт, подлежащий тем самым социологическому анализу. Социол. психол. науки фокусирует свое внимание на процессе, посредством к-рого добывается и распространяется психол. знание, в том числе на таких проблемах, как процесс профессиональной коммуникации (напр., процесс отзывов на журнальные публикации), дискриминация по полу при найме и продвижении по службе, государственная поддержка психол. образования и психол. научных исслед., процесс социализации в последипломном психол. образовании и географическое размещение и распределение психологов. Во вводной работе Басса кратко рассматриваются пять примеров С. п. з., иллюстрирующих этот тип анализа. Они относятся к дифференциальной психологии, гуманистической психологии, психологии развития, бихевиоризму и соц. психологии. В частности, Басс расценивает возникновение изучения индивидуальных различий (т. е., дифференциальной психологии) как результат роста капитализма, демократии, либерализма, науки и технологии в Англии в конце XIX столетия. Тест академических достижений. В своем социологическом анализе психол. знания Мюррей Левайн приводит документальные свидетельства для оценки тестов академических достижений и др. родственных мер как продуктов соц. дарвинизма. По мнению Левайна, такое тестирование способствовало узакониванию различий в уровне образования между молодыми людьми низшего и среднего класса и дифференцированному распределению молодежи по позициям в иерархической структуре об-ва. Параллельно с этим, им приводятся документальные свидетельства формирования организационных схем по типу "возраст-класс" (age-grade) в системе школьного образования. Тесты достижений служили некоторым основанием для перехода из одного класса в следующий; тем самым, такие тестовые меры вводили в силу показатели "возраст-класс", которые со временем были претворены в жизнь. Далее он указывает на существование доказательств в пользу мнения, что проблема недостаточной обучаемости (learning disabilities) вполне могла быть следствием распространения тестов академических достижений. Что касается анализа (тестовых) заданий, Ливайн создает прецедент для рассмотрения тестов интеллекта и тестов достижений как неотличимых друг от друга. Если общий интеллект чем-то отличается от школьного научения, то тогда, считает Ливайн, совр. тесты достижений не выполняют своей задачи измерения того, чему обучают и чему научаются в школе. Кроме того, тесты достижений не могут измерять такие аспекты, как интерес к изучаемому предмету, любовь к чтению, развитие межличностной и соц. компетентности и усвоение учебных навыков. Тем не менее эти тесты используются для оценки школьных программ, предназначенных для достижения таких целей. Хотя выводы, извлекаемые в процессе таких социол. анализов, всегда открыты для дискуссий, один вывод оказывается все же неизбежным: существует очевидное взаимодействие между об-вом, с одной стороны, и развитием и использованием знания - с другой, будь это знание психол. или к.-л. другим. См. также Описательная психология, Международная психология, Философия науки А. Барон-мл.
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Социология психологического знания — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Здоровый образ жизни в контексте современного социологического знания

Некрасова Татьяна Александровна
Статья посвящена проблеме определения понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте современных научных представлений. Рассмотрены проблемы трактовки понятия «здоровье» как комплексного и многоаспектного. Проанализированы теоретико-методологические исследования категории «здоровый образ жизни» и «культура здорового образа жизни». Рассмотрены основные компоненты, определяющие культуру здорового образа жизни и факторы, влияющие на ее формирование.The article deals with the definitions of «health» and «healthy lifestyle» in the context of modern scientific concepts. Also author describes the problems of treating the concept of «health» as a complex and multifaceted. In addition, there is the analysis of theoretical and methodological research category «healthy lifestyle» and «the culture of healthy lifestyles». Also the basic components are defined a culture of healthy lifestyle and factors affecting its formation
Скачать PDF

Социологическое сопровождение организации морально-психологического обеспечения ВС РФ как специфичес

Карев И.В.
Скачать PDF

Психологическое знание как фактор оптимизации межпоколенных отношений

Постникова Маргарита Игоревна
Обозначается проблема отношений между поколениями в современном стремительно меняющемся мире. Исходя из специфики социкультурного контекста изучаемой проблемы, выделяется фактор оптимизации межпоколенных отношений психологическое знание. Дано описание экспериментального исследования: выявление проблемных аспектов в отношении подростков к представителям старшего поколения и формирование у подростков, в частности за счет повышения их психологической грамотности, толерантного отношения к пожилым людям.
Скачать PDF

Социально-психологические факторы обмена знаниями в организации

Журавлев Анатолий Лактионович
Выступление на VI Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века». Автор рассматривает психологические основания организации образования, вводит понятия организационной памяти, корпоративной памяти, трансакционной памяти.
Скачать PDF

Модель обучения психологическому знанию в контексте детско-родительских отношений

Каменцева Е.С.
Скачать PDF

Теоретический потенциал медицинской психологии в пространстве психологических знаний

Алёхин Анатолий Николаевич
Рассматриваются актуальные психологические проблемы, порождённые трансформацией социокультурной ситуации в стране, анализируются возможности психологической науки для проблематизации и научного решения практических задач, возникающих в общественной практике. Показаны методологические возможности медицинской психологии для систематизации психологических исследований.
Скачать PDF

Использование психологических знаний во внесудебной экспертизе

Метелев Александр Владимирович
В статье представлены результаты эмпирического исследования одной из актуальных профессионально-психологических проблем использования специальных психологических знаний при оценке правонарушающего поведения сотрудника ОВД участника контртеррористической операции в эмоционально напряженных, конфликтных ситуациях профессиональной деятельности, являющихся объектом служебных проверок (расследований).
Скачать PDF

Историографическое направление историко-психологического знания

Алексеенко Ирина Сергеевна
В статье раскрывается понятие историографии истории психологии; анализируется опыт изучения проблем историографии в мировой и отечественной историко-психологической мысли, ее современное состояние и перспективы развития.
Скачать PDF

Психологическое обеспечение взаимодействия социолога с заказчиком

Аймаутова Н.Е.
В статье рассматриваются психологические факторы, способствующие установлению контакта и повышению уровня доверия заказчика к социологу. Анализируется процесс взаимного психологического влияния, осуществляемый в процессе их общения.
Скачать PDF

Взаимообусловленность личности и общения в системе современного психологического знания о человеке

Танасов Георгий Георгиевич
Статья посвящена взаимосвязи и взаимообусловленности феноменов «личность» и «общение». Заявленная тема рассматривается с позиций принципа «личностности», субъектного подхода и идеологии диалогизма. Принцип «личностности» акцентирует внимание на том, что феноменология и закономерности общения, его психологическая составляющая и его иные аспекты должны исследоваться с позиции личностной обусловленности, рассмотрения личности как субъекта общения, реализующего в этом специфическом виде активности значимые для личности функции и ориентированного на достижение значимых для личности целей. Используемая в статье категория «субъект» привлечена для обоснования качества и направленности активности личности (особым видом которой является общение) на изменение внешнего мира с целью поддержки внутреннего. Включение идеологии диалогизма призвано сделать акцент на необходимости контактов с Иным, с Другим для поиска и определения личностью самой себя, для обретения идентичности. В заключение сделан вывод об обусловленности развития личности процессуальными и содержательными характеристиками общения, теми ролями, которые личность принимает на себя, начиная от рождения до зрелости на продолжении всего жизненного пути человека.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ И ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДёЖИ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И АНТР

Кулешова Екатерина Николаевна
Рассмотрены особенности смысложизненных ориентиров и ценностей молодого человека в сопоставлении с «чувством Жизни», выделенным Р. Штайнером в иерархии «двенадцати чувств».
Скачать PDF

Коммуникативная методология психологической науки: возможный путь интеграции психологического знания

Мазилов В.А.
Предлагается концепция коммуникативной методологии, ориентированная на соотнесение различных психологических концепций и тем самым способствующая решению проблемы интеграции психологического знания. В основе концепции коммуникативной методологии лежит модель соотношения теории и метода в психологии [2-4]. Данная модель представляет собой структурный инвариант, поэтому может быть использована в качестве основы для соотнесения психологических концепций. Предложен и описан вспомогательный аппарат коммуникативной методологии, приводится конкретная технология интеграции психологического знания, разработанная на основе коммуникативной методологии.
Скачать PDF