Возраст в психологии

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВОЗРАСТ (в психологии)
категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (см. Детство). Первая попытка системного анализа категории психологического В. принадлежит Л.С.Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал «социальную ситуацию развития», отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов В. и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями (см. Кризисы возрастные). С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизические изменения, однако совпадения во времени тесно взаимосвязанных между собой линий физического (физиологического), психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической и социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и др. В. заметно варьирует в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А.В.Запорожец). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление к–рых, однако, и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепций В. рассматривается как «суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных исторических условиях». (Б.Г.Ананьев). Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики подчеркивается в современной российской и зарубежной психологии (В.В.Давыдов, И.С.Кон, П.Балтес, О.Брим и др.).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Возраст в психологии
категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Попытка системного анализа категории психологического В. принадлежит Л.С. Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал социальную ситуацию развития, отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов психологического В. и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами, противоречиями. В нормативно-ценностном плане, приобретающем особое значение за пределами детства, каждый В. характеризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап (например, выбор профессии и профессиональная подготовка, создание семьи и др.). С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения. Однако тесно взаимосвязанные между собой линии физического (физиологического), психического и социального развития индивида могут не совпадать во времени. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической и социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, асинхронии психического развития, психофизического и личностного инфантилизма и др. Хронологические границы В. заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А.В. Запорожец). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление которых, однако, и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепций В. рассматривается как «суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных исторических условиях» (Б.Г. Ананьев). В современной психологии подчеркивается необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики. Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики В. определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения — границы В. подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В психологии принимаются различные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 20-е годы XX в. складывались концепции развития психики, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка (П.П. Блонский и др.). В 70-е годы Д.Б. Элькониным была предложена периодизация развития психики, основанная на смене фиксированных для каждого возраста ведущих видов деятельности: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юноши). В 80-е годы А.В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, которая определяется типом деятельностно-опосредствованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами. Безотносительно к решению вопроса о детерминации возрастных особенностей, концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов. Г.В.Бурменская, А.В.Петровский

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
336.17 кб

О системе возрастной психологии

Читать PDF
166.73 кб

Диалог в контексте возрастной психологии

Янченко И. В.
Читать PDF
13.85 мб

Психология переживаний в юношеском возрасте

Шагивалеева Гузалия Расиховна
Статья посвящена исследованию переживания одиночества в юношеском возрасте.
Читать PDF
658.49 кб

Психологический анализ возрастных схем самости

Курышева Ольга Васильевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования возрастных схем самости.
Читать PDF
780.33 кб

Проблема кризиса среднего возраста в психологии

Марова Вера Александровна
В статье представлена попытка установления связи между ценностными ориентациями лиц среднего возраста (35-45лет) и наличием симптомов кризиса среднего возраста.
Читать PDF
242.89 кб

Социально-психологический анализ феномена возраста

Белугина Е. В.
Читать PDF
117.91 кб

Психологические особенности людей пожилого возраста

Боженкова К.А.
В данной статье предпринята попытка раскрыть основные психологические особенности пожилых людей.
Читать PDF
278.18 кб

Психологическое время личности в подростковом возрасте

Солдатов Дмитрий Вячеславович, Жильцова Ольга Николаевна
Статья содержит описание результатов экспериментального исследования субъективных представлений о количестве значимых событий в прошлом, настоящем, будущем, а также о психологическом возрасте подростков, оставшихся без попечения р
Читать PDF
427.20 кб

Психологические особенности мужчин призывного возраста

Глазырина Т.М., Чернега И.М.
Читать PDF
559.17 кб

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Ковынева Оксана Геннадьевна, Введенский Вадим Николаевич
Психологические особенности детей дошкольного возраста всесторонне изучены, благодаря рассмотрению с разных ракурсов. В первую очередь рассмотрены основные критерии психологического здоровья дошкольника.
Читать PDF
51.28 мб

Психологические барьеры общения в подростковом возрасте

Джиоева Оксана Феликсовна, Султанова Кристина Артуровна
В статье анализируется проблемы общения в подростковом возрасте. Выявляются специфические для этого возраста психологические и социальные новообразования.
Читать PDF
1.12 мб

Сравнительный анализ психологии возрастов Фрейда и Юнга

Трунёва Виктория Александровна
В данной статье рассмотрена проблема понимания возраста и деления жизни человека на этапы. Проанализированы два типа периодизации: по Фрейду и Юнгу.
Читать PDF
83.01 кб

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Масленникова Юлия Павловна
Статья посвящена анализу процесса адаптации в юношеском возрасте. В работе приведён общий обзор психологических проблем юношеского возраста и особенностей процесса адаптации в этом возрасте.
Читать PDF
396.80 кб

Специфика психологической защиты в подростковом возрасте

Соловьева Анна Владимировна
Подростковый возраст это возраст быстрых физических, когнитивных и социальных перемен, обуславливающих дисбаланс всей психической структуры личности подростка.
Читать PDF
578.33 кб

Психологические характеристики кризиса пожилого возраста

Рыбинская Анастасия Владимировна
Анализируются проблемы кризиса пожилого возраста, его психологические характеристики, а также мировоззренческие аспекты лиц вышедших на пенсию

Похожие термины: