ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Психологический возраст
psychological age). Непосредственная способность индивида справляться с требованиями среды и социума и адаптироваться к ним.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Психологический возраст
характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
понятие «возраст» многоплановое. Выделяют четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. П.в. имеет некоторые характерные особенности: измеряется во «внутренней шкале отсчета» каждой индивидуальности; в некоторых пределах обратим, т.е. человек может молодеть и стареть за счет увеличения удельного веса психологического будущего или уменьшения психологического прошлого; может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности человека (в личной жизни, в деловой сфере); может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
условная оценка в годах (иногда – в днях или месяцах) уровня психологического развития человека, взятая относительно его физического возраста. В отличие от возраста физического, определяемого временем, прошедшим с момента рождения человека, В.п. оценивается по тому физическому возрасту, которому по уровню своего психологического развития соответствует человек. Например, ребенок шестилетнего физического возраста может быть психологически развит как семилетний ребенок, и тогда его психологический возраст будет равен не шести, а семи годам. И, наоборот, ребенок того же физического возраста (шестилетний) будет иметь психологический возраст, равный пяти годам, если уровень его психологического развития соответствует среднему уровню психологического развития пятилетнего ребенка. В.п. обычно определяется в результате тестологической оценки уровня развития психологических процессов и свойств человека. Понятие В.п. было предложено А. Бине и Т. Симоном, создателями первого психологического теста интеллекта. См. свойства психические (свойства психологические), процессы психические (процессы психологические), тест психологический.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
в отличие от возраста хронологического это понятие означает определенную, качественно своеобразную ступень развития онтогенетического, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (=> детство). Первая попытка анализа системного категории возраста психологического принадлежит Л. С. Выготскому. Ключевыми характеристиками он считал: "социальную ситуацию развития", отражающую место ребенка в системе общественных отношений; деятельность ребенка; новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных компонент возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями (-> кризис возрастной). В нормативно-ценностном плане, особо значимым за пределами детства, каждый возраст характерен специфическими жизненными задачами, от своевременного решения коих зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап. С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения, но совпадения во времени тесно взаимосвязанных линий физического (физиологического), психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития этих сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и пр. Хронологические границы возрастов психологических заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Похожие термины: