ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Психологический возраст
psychological age). Непосредственная способность индивида справляться с требованиями среды и социума и адаптироваться к ним.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Психологический возраст
характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
понятие «возраст» многоплановое. Выделяют четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. П.в. имеет некоторые характерные особенности: измеряется во «внутренней шкале отсчета» каждой индивидуальности; в некоторых пределах обратим, т.е. человек может молодеть и стареть за счет увеличения удельного веса психологического будущего или уменьшения психологического прошлого; может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности человека (в личной жизни, в деловой сфере); может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
условная оценка в годах (иногда – в днях или месяцах) уровня психологического развития человека, взятая относительно его физического возраста. В отличие от возраста физического, определяемого временем, прошедшим с момента рождения человека, В.п. оценивается по тому физическому возрасту, которому по уровню своего психологического развития соответствует человек. Например, ребенок шестилетнего физического возраста может быть психологически развит как семилетний ребенок, и тогда его психологический возраст будет равен не шести, а семи годам. И, наоборот, ребенок того же физического возраста (шестилетний) будет иметь психологический возраст, равный пяти годам, если уровень его психологического развития соответствует среднему уровню психологического развития пятилетнего ребенка. В.п. обычно определяется в результате тестологической оценки уровня развития психологических процессов и свойств человека. Понятие В.п. было предложено А. Бине и Т. Симоном, создателями первого психологического теста интеллекта. См. свойства психические (свойства психологические), процессы психические (процессы психологические), тест психологический.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Возраст психологический
субъективно переживаемый возраст, зависящий от событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации; определяется характером планов, перспектив будущей жизни. Чем больше нереализованных планов, тем моложе В. п. человека. Он измеряется внутренней системой отсчета личности и зависит от удельного веса в нем психологического прошлого и психологического будущего. Личность в определенный момент своей жизни может чувствовать себя более или менее реализовавшейся, психологически старше или моложе в зависимости от специфики видения своего прошлого, настоящего и будущего жизненного пути с точки зрения его насыщенности значимыми событиями. В. п. служит важной составляющей субъективной картины жизненного пути личности. Для определения В. п. как меры реализованности психологического времени существует методика «график жизни», созданная А. А. Кроником.
Многими исследованиями установлено, что В. п. существенно увеличивается у людей, ставших инвалидами, а также у подростков, страдающих наркоманией, которые оценивают свое будущее как бесперспективное, не содержащее сколько-нибудь значимых событий. В. п. представляет собой один из важных показателей адаптированности личности.
Литература
Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
Кроник А. А. Картина продуктивности жизни и ее динамика в самосознании личности // Жизнь как творчество / Под ред. Л. В. Сохань. Киев, 1985.
Многими исследованиями установлено, что В. п. существенно увеличивается у людей, ставших инвалидами, а также у подростков, страдающих наркоманией, которые оценивают свое будущее как бесперспективное, не содержащее сколько-нибудь значимых событий. В. п. представляет собой один из важных показателей адаптированности личности.
Литература
Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
Кроник А. А. Картина продуктивности жизни и ее динамика в самосознании личности // Жизнь как творчество / Под ред. Л. В. Сохань. Киев, 1985.
ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
в отличие от возраста хронологического это понятие означает определенную, качественно своеобразную ступень развития онтогенетического, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (=> детство). Первая попытка анализа системного категории возраста психологического принадлежит Л. С. Выготскому. Ключевыми характеристиками он считал: "социальную ситуацию развития", отражающую место ребенка в системе общественных отношений; деятельность ребенка; новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных компонент возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями (-> кризис возрастной). В нормативно-ценностном плане, особо значимым за пределами детства, каждый возраст характерен специфическими жизненными задачами, от своевременного решения коих зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап. С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения, но совпадения во времени тесно взаимосвязанных линий физического (физиологического), психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития этих сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и пр. Хронологические границы возрастов психологических заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обусловливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющая конкретно-историческое происхождение. Движущими силами развития Л.С. Выготский считал «социальную ситуацию развития», отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой сопровождается преобразованием всех названных структурных компонентов и может проявляться в выраженных конфликтах и противоречиях. В нормативно-ценностном плане, каждый В.п. характеризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап (напр., выбор профессии, создание семьи и др.). В возрастном развитии происходят необратимые психофизиологические изменения, при этом линии физического (физиологического), психического и социального развития в динамике не совпадают. Неравномерность темпов их развития приводит к акселерации или к психофизическому и личностному инфантилизму. Хронологические границы В.п. значительно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Различают онтогенетическое и функциональное развитие в рамках отдельных психических процессов. Для функционального характерны частные изменения, накопление которых создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В России принята следующая периодизация В.п.: • младенчество (от рождения до 1 года - здесь выделяют период новорожденности от рождения до 10 дней и грудной период до 1 года); • преддошкольное детство (1-3 года); • дошкольное детство (3-7 лет); • младший школьный возраст (7-10 лет); • подростковый возраст (10-15 лет); • юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-21 год); • зрелый возраст: первый период (21-35 лет), второй период (35-60 лет); • пожилой возраст (60-75 лет); • старческий возраст (75-90 лет); • долгожители (90 лет и старше). В психологии принимаются различные по принципам построения концепции возрастной периодизации (См. возрастную периодизацию).