Психология воздействия: концепция Г. А. Ковалева ПСИХОЛОГИЯ ВОСТОЧНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ

Найдено 5 определений термина ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ

отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в связи с возрастом - на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Ныне выделяются такие разделы психологии возрастной являются:

1) психология детская (=> детство);

2) психология подростка (-> возраст подростковый);

3) психология юности (=> юность);

4) психология возраста зрелого - психология взрослости (=> зрелость);

5) геронтопсихология (-> старость).

Каждый возрастной этап характерен теми специфически возрастными задачами освоения внешнего мира и культуры, кои решаются посредством формирования новых видов поведения и деятельности. Психология возрастная стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для нее весьма существенны дифференциально-психологические различия, к коим относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Психология возрастная составляет научное основание психологии педагогической.

Значительное число исследований строится на базе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся по хронологическому возрасту. Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают исследования лонгитюдные, в коих развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении достаточно длительного периода онтогенеза.

Особое место в современной психологии возрастной занимает группа методов генетико-моделирующих, основанных на методе каузально-генетическом Л. С. Выготского. Изучение развития с помощью метода эксперимента формирующего активного и других методов обучающих ведется в ходе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта.

К числу важнейших практических задач, стоящих перед психологии возрастной, относятся:

1) создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка;

2) организация оптимальных форм детской деятельности и общения;

3) организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

см. Психология возрастная.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Возрастная психология

отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В. п. оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В. п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. В настоящее время разделами В. п. являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология и др. В. п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Г.В.Бурменская

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Психология возрастная

направление в психологии, изучающее изменения психической деятельности в возрастном их аспекте.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

возрастная психология

отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития психики людей на разных этапах развития личности, различного возраста.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Показать все [+2] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Возрастные особенности восприятия смерти: опыт психолого-философских обобщений

Мордовцева Т.В.
Скачать PDF

Диалог в контексте возрастной психологии

Янченко И.В.
Скачать PDF

Факторы социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву различных возрастных групп

Приступа Ирина Владимировна
В начале статьи автор кратко характеризует основные научные подходы к изучению проблем, связанных с адаптацией/дезадаптацией личности в различных условиях. Отмечается, что в научной литературе отсутствует целостное представление об этом явлении. Далее идет описание экспериментального исследования, проведенного автором, по выявлению факторов социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву с учетом их возраста. Основная часть статьи посвящена характеристике результатов проведенного исследования. Описаны факторы, определяющие эффективную адаптацию молодых людей в условиях армии, а также факторы, свидетельствующие о наличии трудностей в адаптации военнослужащих по призыву различных возрастных групп. На основе анализа результатов исследования автор делает заключения и дает рекомендации военным психологам, медицинским работникам, командирам.
Скачать PDF

Возрастные особенности использования механизмов психологических защит военнослужащими по призыву как

Приступа Ирина Владимировна
В статье рассмотрены теоретические подходы к проблеме механизмов психологических защит. Приведены результаты эмпирического исследования психологических защитных механизмов военнослужащих по призыву разных возрастных групп. В частности, определены особенности использования психологических защитных механизмов у военнослужащих по призыву с учетом возраста, а также выявлена их взаимосвязь с социально-психологической адаптацией в условиях армии. Автор, опираясь на результаты проведенного исследования и опыт практической работы, считает, что в современных условиях военному психологу необходимо не только уметь интерпретировать механизмы психологических защит, но и помогать военнослужащим по призыву их осознанию для устранения тревоги и напряженности, а также для подготовки и выработки активного копинг-поведения.
Скачать PDF

Психолого-возрастные особенности и основные психологические функции взрослых обучающихся

Матухии Дмитрий Леонидович
Обзор методической, психологической, психолингвистической литературы, посвященной проблеме обучения взрослых иностранному языку, позволяет сделать вывод о ее недостаточной разработанности. Исследования показывают, что возраст сам по себе не снижает способности обучающихся овладевать знаниями и интеллектуальными умениями, более того, в процессе длительного обучения у взрослых людей развиваются общие и специальные способности, синтезирующиеся в способности к учению. Развитие таких функций, как мышление, память и внимание, обусловливается в первую очередь образованием, жизненным опытом, учебной и трудовой деятельностью
Скачать PDF

Социально-психологические проявления личностной беспомощности на различных возрастных этапах

Галажинский Эдуард Владимирович, Циринг Диана Александровна
Рассматривается феномен личностной беспомощности как системное качество субъекта. Изучаются особенности ее проявлений в сфере взаимоотношений субъекта в детском, подростковом и юношеском возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей испытуемых с личностной беспомощностью, подтверждающие, что субъект с личностной беспомощностью отличается не только сниженной привлекательностью общения для себя, но и меньшими способностями для реализации потребности в общении
Скачать PDF

Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза

Кобзева Наталья Ивановна
Проанализированы возрастные и социально-психологические особенности современного студента образовательного процесса вуза. На основе полученных данных составлен портрет студента, как человека сенситивного периода развития. Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию огромная сила студенческого возраста.
Скачать PDF

Социально-психологическое исследование возрастных стереотипов молодежи

Курышева О.В.
Статья посвящена теоретическому и эмпирическому исследованию специфики возрастных стереотипов молодежи. В качестве основных критериев анализа рассматриваются структура и функции возрастных стереотипов, специфика возрастных аутостереотипов молодежи.
Скачать PDF

Факторы социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву различных возрастных групп

Приступа И. В.
Скачать PDF

Понятие воли в педагогике, психологии, богословии. Возрастные кризисы как опорные точки развития вол

Склярова Т.В.
В статье рассматривается понятие воли, описанное в работах К.Д. Ушинского, У. Джемса, Л.С. Выготского, с позиции учения о человеческой воле в христианской антропологии, заложенного в трудах преподобного Максима Исповедника. Связывая этапы волевого становления в детстве с постепенным нарастанием свободы выбора у детей, автор определяет основные положения воспитания воли в русле теории возрастных кризисов Л.С. Выготского. В каждом кризисном периоде развития ребенка вызревает очередное новообразование воли, свойственное данному возрасту.
Скачать PDF

К вопросу применения категорий возрастно-психологического анализа в геронтопсихологии

Гурова Елена Васильевна
В статье рассматриваются проблемы психологического старения в русле геронтологии, социальной геронтологии и геронтопсихологии. Ставится вопрос о возможности применения идей Л.С. Выготского о возрастных критериях к анализу старости как возрасту развития. Рассматривается специфика социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований в позднем возрасте.
Скачать PDF

Возрастно-психологические особенности восприятия как критерий эффективности массовой коммуникации

Солдатова Елена Леонидовна
Обосновывается актуальность определения концептуальных возрастнопсихологических основ, направленных на повышение эффективности познавательного и развивающего влияния средств массовой коммуникации во всех сферах жизнедеятельности человека. Анализируется развивающий потенциал средств массовой коммуникации на примере программ телевидения. Выявляются и обосновываются критерии и психологические особенности, определяющие познавательные потребности разных возрастных групп, а также основные принципы, обеспечивающие образовательный и развивающий потенциал воздействия средств массовой коммуникации на примере программ телевидения.
Скачать PDF

Похожие термины: