ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Психология возрастная
направление в психологии, изучающее изменения психической деятельности в возрастном их аспекте.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ
отрасль психологии, где представлены психологические факты и явления, относящиеся к людям разного возраста.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом, психологические особенности людей различного возраста.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

возрастная психология

отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития психики людей на разных этапах развития личности, различного возраста.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Возрастная психология
Раздел психологии, изучающий особенности психической деятельности у людей разных возрастных групп. Уточняет особенности у личности, которые определенно имеют связь с ее возрастным развитием.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии личности, изучающая в сравнительном плане с психикой здорового взрослого человека психологические особенности людей различного возраста, в частности в дородовом (пренатальном) периоде, новорожденных, раннего детского, дошкольного, подросткового и старческого (геронтопсихология) возрастов.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ
область психологии, где ведутся исследования и представлены знания о психологических особенностях людей разного возраста, где обсуждаются законы изменения психологии и поведения людей при переходе из одного возраста в другой. См. геронтопсихология, психология взрослых, психология детская, психология развития.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Возрастная психология
отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В. п. оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В. п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. В настоящее время разделами В. п. являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология и др. В. п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Г.В.Бурменская

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УЗРОСТАВАЯ ПСІХАЛОГІЯ / AGE PSY CHOLOGY– отрасль психологической науки, изучающая специфические закономерности психического развития человека на разных возрастных стадиях. Существуют периодизации, имеющие в своей основе различные теоретические построения: периодизация Л. С. Выготского на основе изменения социальной ситуации развития; периодизация Ж. Пиаже, основанная на изменениях развития интеллекта; периодизация Э. Эриксона, основанная на решении актуальных задач развития; периодизация Д. Б. Эльконина, основанная на смене ведущей деятельности в рамках различных социальных институтов и др. Наиболее изученными в В. п. оказались детство, подростковый и юношеский возраст. В настоящее время наблюдается расширение проблематики В. п.: изучение психологических особенностей студенчества, людей зрелого и старческого возраста. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. С возрастом происходит не только наращивание или спад умственных сил, но иногда затухание и даже утрата некоторых ценных психологических качеств. В. п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В.п. как самостоятельная наука оформилась к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В.п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. Разделами В.п. являются: детская психология (см. Детство) психология юности (см. Юность), психология зрелого возраста (см. Зрелость), геронтопсихология (см. Старость). В.п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для В.п. весьма существенны дифференциально-психологические различия, к к–рым относятся половозрастные и типологические свойства индивида. К числу важнейших практических задач, стоящих перед В.п., относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. В. п. составляет научное основание педагогической психологии.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ
отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в связи с возрастом - на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Ныне выделяются такие разделы психологии возрастной являются:
1) психология детская (=> детство);
2) психология подростка (-> возраст подростковый);
3) психология юности (=> юность);
4) психология возраста зрелого - психология взрослости (=> зрелость);
5) геронтопсихология (-> старость).
Каждый возрастной этап характерен теми специфически возрастными задачами освоения внешнего мира и культуры, кои решаются посредством формирования новых видов поведения и деятельности. Психология возрастная стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для нее весьма существенны дифференциально-психологические различия, к коим относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Психология возрастная составляет научное основание психологии педагогической.
Значительное число исследований строится на базе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся по хронологическому возрасту. Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают исследования лонгитюдные, в коих развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении достаточно длительного периода онтогенеза.
Особое место в современной психологии возрастной занимает группа методов генетико-моделирующих, основанных на методе каузально-генетическом Л. С. Выготского. Изучение развития с помощью метода эксперимента формирующего активного и других методов обучающих ведется в ходе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта.
К числу важнейших практических задач, стоящих перед психологии возрастной, относятся:
1) создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка;
2) организация оптимальных форм детской деятельности и общения;
3) организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Возрастная психология
область научного знания, изучающая изменения, происходящие со временем в психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Некоторые процессы развития имеют преимущественно биологический характер (например, рост органов, формирование телосложения), другие происходят в большей степени под влиянием среды (например, формирование социальных навыков и моделей поведения). Развитие человека — сложный процесс, он охватывает физические и физиологические изменения, когнитивную сферу (процессы восприятия, мышления, памяти, речи, творческие процессы), становление личности и межличностных отношений.
Возраст — это функция биологического и исторического времени, поэтому возрастные изменения тех или иных функций и свойств индивидуума одновременно онтогенетические и биографические, а его развитие — результат взаимодействия возрастных и исторических факторов, а также сугубо личных событий, происшествий, перемен в его жизни.
Сложность изучения возрастной эволюции психики обусловлена несколькими причинами. Во-первых, изменчивость психики, связанная с возрастом, отличается разной интенсивностью в различные периоды жизни (максимальные темпы — в ранние периоды) — так проявляется неравномерность психического развития.
Во-вторых, последнему свойственна высокая индивидуальная вариативность: чем старше человек, тем больше проявляется его индивидуальное своеобразие, т. е. происходит усиление индивидуальных различий в течение жизни.
В-третьих, психическому развитию присуща разновременность в созревании различных функций, органов и систем, проявляющаяся в явлениях гетерохронности, что отражает его противоречивый характер. Так, например, пик сенсорного и сенсомоторного развития приходится на период ранней юности, пики творческих, интеллектуальных достижений — в среднем на возраст 35 и 47 лет, а социальных достижений — скорее всего, на 55— 65 лет.
Для того чтобы познать основные закономерности возрастной эволюции психики, необходимо системное изучение, включающее четыре основных аспекта: биосоциальный, хронологический, структурно-динамический и казуальный. Биосоциальный, или онтологический, аспект позволяет выделить специфику соотношения социального и биологического. Хронологический аспект характеризует психическую эволюцию как процесс, разворачивающийся во времени на протяжении всей жизни человека, и учитывает темп, скорость, длительность и направленность изменений. Структурно-динамический подход раскрывает процесс структурообразования, взаимодействия и взаимосвязей на разных уровнях психического развития. Казуальный предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие движущих сил и условий возрастной эволюции человека.
В. п. изучает человека в течение всей его жизни. Выделяются такие ее разделы: психология детского возраста, психология подростка, психология юношеского возраста, психология взрослости (акмеология), психология старения и старости (психогеронтология).
К числу научных проблем, которыми занимается В. п., относятся:
разработка научно обоснованных нормативных показателей возрастного развития как в детском, так и в молодом и пожилом возрасте;
определение эталонов зрелости человека как индивида и личности;
выявление актуальных и потенциальных возможностей и способностей;
прогнозирование развития;
выявление преемственности в развитии и понимание роли ранних периодов для всего последующего развития человека.
Среди практических задач следует отметить психодиагностические (распознавание и оценка уровня развития когнитивных функций, личностных свойств на разных этапах жизни человека; определение готовности к обучению, диагностика способностей и т. д.), а также коррекционные задачи, ориентированные на исправление отклонений в развитии, оказание психологической помощи в ситуации возрастных кризисов.
Литература
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007