ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Психология возрастная
направление в психологии, изучающее изменения психической деятельности в возрастном их аспекте.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ
отрасль психологии, где представлены психологические факты и явления, относящиеся к людям разного возраста.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом, психологические особенности людей различного возраста.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

возрастная психология

отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития психики людей на разных этапах развития личности, различного возраста.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Возрастная психология
Раздел психологии, изучающий особенности психической деятельности у людей разных возрастных групп. Уточняет особенности у личности, которые определенно имеют связь с ее возрастным развитием.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии личности, изучающая в сравнительном плане с психикой здорового взрослого человека психологические особенности людей различного возраста, в частности в дородовом (пренатальном) периоде, новорожденных, раннего детского, дошкольного, подросткового и старческого (геронтопсихология) возрастов.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ
область психологии, где ведутся исследования и представлены знания о психологических особенностях людей разного возраста, где обсуждаются законы изменения психологии и поведения людей при переходе из одного возраста в другой. См. геронтопсихология, психология взрослых, психология детская, психология развития.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Возрастная психология
отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В. п. оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В. п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. В настоящее время разделами В. п. являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология и др. В. п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Г.В.Бурменская

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В.п. как самостоятельная наука оформилась к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В.п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. Разделами В.п. являются: детская психология (см. Детство) психология юности (см. Юность), психология зрелого возраста (см. Зрелость), геронтопсихология (см. Старость). В.п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для В.п. весьма существенны дифференциально-психологические различия, к к–рым относятся половозрастные и типологические свойства индивида. К числу важнейших практических задач, стоящих перед В.п., относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. В. п. составляет научное основание педагогической психологии.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ
отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в связи с возрастом - на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Ныне выделяются такие разделы психологии возрастной являются:
1) психология детская (=> детство);
2) психология подростка (-> возраст подростковый);
3) психология юности (=> юность);
4) психология возраста зрелого - психология взрослости (=> зрелость);
5) геронтопсихология (-> старость).
Каждый возрастной этап характерен теми специфически возрастными задачами освоения внешнего мира и культуры, кои решаются посредством формирования новых видов поведения и деятельности. Психология возрастная стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для нее весьма существенны дифференциально-психологические различия, к коим относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Психология возрастная составляет научное основание психологии педагогической.
Значительное число исследований строится на базе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся по хронологическому возрасту. Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают исследования лонгитюдные, в коих развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении достаточно длительного периода онтогенеза.
Особое место в современной психологии возрастной занимает группа методов генетико-моделирующих, основанных на методе каузально-генетическом Л. С. Выготского. Изучение развития с помощью метода эксперимента формирующего активного и других методов обучающих ведется в ходе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта.
К числу важнейших практических задач, стоящих перед психологии возрастной, относятся:
1) создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка;
2) организация оптимальных форм детской деятельности и общения;
3) организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Возрастная психология
область научного знания, изучающая изменения, происходящие со временем в психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Некоторые процессы развития имеют преимущественно биологический характер (например, рост органов, формирование телосложения), другие происходят в большей степени под влиянием среды (например, формирование социальных навыков и моделей поведения). Развитие человека — сложный процесс, он охватывает физические и физиологические изменения, когнитивную сферу (процессы восприятия, мышления, памяти, речи, творческие процессы), становление личности и межличностных отношений.
Возраст — это функция биологического и исторического времени, поэтому возрастные изменения тех или иных функций и свойств индивидуума одновременно онтогенетические и биографические, а его развитие — результат взаимодействия возрастных и исторических факторов, а также сугубо личных событий, происшествий, перемен в его жизни.
Сложность изучения возрастной эволюции психики обусловлена несколькими причинами. Во-первых, изменчивость психики, связанная с возрастом, отличается разной интенсивностью в различные периоды жизни (максимальные темпы — в ранние периоды) — так проявляется неравномерность психического развития.
Во-вторых, последнему свойственна высокая индивидуальная вариативность: чем старше человек, тем больше проявляется его индивидуальное своеобразие, т. е. происходит усиление индивидуальных различий в течение жизни.
В-третьих, психическому развитию присуща разновременность в созревании различных функций, органов и систем, проявляющаяся в явлениях гетерохронности, что отражает его противоречивый характер. Так, например, пик сенсорного и сенсомоторного развития приходится на период ранней юности, пики творческих, интеллектуальных достижений — в среднем на возраст 35 и 47 лет, а социальных достижений — скорее всего, на 55— 65 лет.
Для того чтобы познать основные закономерности возрастной эволюции психики, необходимо системное изучение, включающее четыре основных аспекта: биосоциальный, хронологический, структурно-динамический и казуальный. Биосоциальный, или онтологический, аспект позволяет выделить специфику соотношения социального и биологического. Хронологический аспект характеризует психическую эволюцию как процесс, разворачивающийся во времени на протяжении всей жизни человека, и учитывает темп, скорость, длительность и направленность изменений. Структурно-динамический подход раскрывает процесс структурообразования, взаимодействия и взаимосвязей на разных уровнях психического развития. Казуальный предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие движущих сил и условий возрастной эволюции человека.
В. п. изучает человека в течение всей его жизни. Выделяются такие ее разделы: психология детского возраста, психология подростка, психология юношеского возраста, психология взрослости (акмеология), психология старения и старости (психогеронтология).
К числу научных проблем, которыми занимается В. п., относятся:
разработка научно обоснованных нормативных показателей возрастного развития как в детском, так и в молодом и пожилом возрасте;
определение эталонов зрелости человека как индивида и личности;
выявление актуальных и потенциальных возможностей и способностей;
прогнозирование развития;
выявление преемственности в развитии и понимание роли ранних периодов для всего последующего развития человека.
Среди практических задач следует отметить психодиагностические (распознавание и оценка уровня развития когнитивных функций, личностных свойств на разных этапах жизни человека; определение готовности к обучению, диагностика способностей и т. д.), а также коррекционные задачи, ориентированные на исправление отклонений в развитии, оказание психологической помощи в ситуации возрастных кризисов.
Литература
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
336.17 кб

О системе возрастной психологии

Читать PDF
166.73 кб

Диалог в контексте возрастной психологии

Янченко И. В.
Читать PDF
658.49 кб

Психологический анализ возрастных схем самости

Курышева Ольга Васильевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования возрастных схем самости.
Читать PDF
755.31 кб

Проблема выбора и психология возрастного развития человека

Носкова Н. В.
В статье проведен анализ разнообразных концепций выбора, выделены основные характеристики выбора в теоретическом, экспериментальном и прикладном аспектах.
Читать PDF
200.46 кб

Психологическое здоровье человека и его возрастная динамика

Матасова И. Л.
В статье рассматриваются основные подходы в понимании категории «психологическое здоровье», определяется актуальность его изучения в современной социокультурной ситуации, выделяются основные структурные составляющие феномена.
Читать PDF
436.30 кб

Психология выбора в контексте возрастного развития человека

Носкова Наталья Витальевна
В статье проведен анализ разнообразных концепций выбора, выделены основные характеристики выбора в теоретическом, экспериментальном и прикладном аспектах.
Читать PDF
2.08 мб

Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии

Корнеева Елена Николаевна
Читать PDF
144.33 кб

Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников

Коблева Светлана Якубовна
Статья посвящена проблеме учета возрастных психологических особенностей старшеклассников при обучении иностранному языку. Современный старшеклассник продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив.
Читать PDF
412.19 кб

Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы

Курышева Ольга Васильевна
В статье представлен социально-психологический анализ молодежи как возрастной группы. Рассматривается историко-социальный контекст формирования ключевых характеристик молодежи как возрастной группы.
Читать PDF
188.01 кб

Возрастно-психологические особенности современного студенчества

Жуланова И. В., Медведев А. М.
Читать PDF
113.07 кб

Психологические и возрастные особенности студенческого возраста

Дорофеева Ю.А.
В статье рассмотрены психологические и возрастные особенности студенческого возраста, а также их влияние на формирование профессиональных компетенций.
Читать PDF
272.04 кб

Психологическое здоровье личностив контексте возрастного развития

Дубровина Ирина Владимировна
Речь идет о широких возможностях психологии, обслуживающей систему образования, в развитии личности и укреплении психологического здоровья учащихся, которое в настоящее время стало рассматриваться как приоритетная проблема совреме
Читать PDF
523.84 кб

Гендерные и возрастные отличия некоторых психологических состояний

Кравченко Ирина Сергеевна, Лебедев Аркадий Борисович
Читать PDF
1.07 мб

Социально-психологическое исследование возрастных стереотипов молодежи

Курышева О. В.
Статья посвящена теоретическому и эмпирическому исследованию специфики возрастных стереотипов молодежи.
Читать PDF
204.00 кб

Возрастные возможности становления психологической культуры школьников

Колмогорова Людмила Степановна
В статье рассматриваются понятие и функции общей психологической культуры личности, представлены показатели психологической культуры, которые соответствуют возрастным возможностям школьников и могут стать ориентиром для разработки

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины:

  • Практическая возрастная психология

    отрасль практической психологии, имеющая дело с оказанием психологической помощи клиентам с использованием методов, методик, приемов, знаний и принципов теоретической возрастной психологии. Осн