ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Психология возрастная
направление в психологии, изучающее изменения психической деятельности в возрастном их аспекте.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ
отрасль психологии, где представлены психологические факты и явления, относящиеся к людям разного возраста.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом, психологические особенности людей различного возраста.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

возрастная психология

отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития психики людей на разных этапах развития личности, различного возраста.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Возрастная психология
Раздел психологии, изучающий особенности психической деятельности у людей разных возрастных групп. Уточняет особенности у личности, которые определенно имеют связь с ее возрастным развитием.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии личности, изучающая в сравнительном плане с психикой здорового взрослого человека психологические особенности людей различного возраста, в частности в дородовом (пренатальном) периоде, новорожденных, раннего детского, дошкольного, подросткового и старческого (геронтопсихология) возрастов.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ
область психологии, где ведутся исследования и представлены знания о психологических особенностях людей разного возраста, где обсуждаются законы изменения психологии и поведения людей при переходе из одного возраста в другой. См. геронтопсихология, психология взрослых, психология детская, психология развития.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Возрастная психология
отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В. п. оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В. п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. В настоящее время разделами В. п. являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология и др. В. п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Г.В.Бурменская

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В.п. как самостоятельная наука оформилась к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В.п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. Разделами В.п. являются: детская психология (см. Детство) психология юности (см. Юность), психология зрелого возраста (см. Зрелость), геронтопсихология (см. Старость). В.п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для В.п. весьма существенны дифференциально-психологические различия, к к–рым относятся половозрастные и типологические свойства индивида. К числу важнейших практических задач, стоящих перед В.п., относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. В. п. составляет научное основание педагогической психологии.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ
отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в связи с возрастом - на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Ныне выделяются такие разделы психологии возрастной являются:
1) психология детская (=> детство);
2) психология подростка (-> возраст подростковый);
3) психология юности (=> юность);
4) психология возраста зрелого - психология взрослости (=> зрелость);
5) геронтопсихология (-> старость).
Каждый возрастной этап характерен теми специфически возрастными задачами освоения внешнего мира и культуры, кои решаются посредством формирования новых видов поведения и деятельности. Психология возрастная стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для нее весьма существенны дифференциально-психологические различия, к коим относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Психология возрастная составляет научное основание психологии педагогической.
Значительное число исследований строится на базе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся по хронологическому возрасту. Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают исследования лонгитюдные, в коих развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении достаточно длительного периода онтогенеза.
Особое место в современной психологии возрастной занимает группа методов генетико-моделирующих, основанных на методе каузально-генетическом Л. С. Выготского. Изучение развития с помощью метода эксперимента формирующего активного и других методов обучающих ведется в ходе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта.
К числу важнейших практических задач, стоящих перед психологии возрастной, относятся:
1) создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка;
2) организация оптимальных форм детской деятельности и общения;
3) организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено схем по теме — 15

Найдено книг по теме — 22

Похожие термины:

  • Практическая возрастная психология

    отрасль практической психологии, имеющая дело с оказанием психологической помощи клиентам с использованием методов, методик, приемов, знаний и принципов теоретической возрастной психологии. Осн