Стресс это что такое Стресс: определение — Психология.НЭС
СТРЕПТОМИЦИН Стресс вызванный безработицей

Стресс

Найдено 34 определения термина Стресс

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТРЕСС

состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

стресс

(от англ. stress – давление, нажим, напряжение) – психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспечицическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды. С. может оказывать как положительное, оптимизирующее влияние на деятельность, та и отрицательное вплоть до полной дезорганизации (дистресс). Выделяют с. психический и физиологический. Психический с. делят на информационный и эмоциональный (ситуация угрозы, обиды, опасности и др.).

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Стресс

stress) В наиболее общем смысле термин "С." употребляется для ссылки на ситуацию, в к-рой чел. испытывает перенапряжение. Однако внутри этой общей концепции выделилось неск. более конкретных определений, подчеркивающих разные аспекты этой ситуации перенапряжения, но в целом согласующихся между собой. Каждое из этих определений тж содержит эксплицитную или имплицитную ссылку на деформацию - отрицательное или патологическое последствие С. Первый тип определения формулируется исходя из реакции организма на к.-л. ситуацию. В формулировке Ганса Селье акцентируется роль стрессоров как стимулов, к-рые, в силу их чрезвычайной важности для организма, приводят к реакции, названной им общим адаптационным синдромом. Первой фазой этого синдрома является реакция тревоги, т. е. индивид реагирует на сигнал вхождением в состояние тревоги. Следующая фаза - реакция сопротивления, посредством к-рой организм пытается ограничить воздействие данного стрессора. Эта фаза подготавливает организм либо к нападению, либо к бегству от стрессора. Если какая-либо из этих реакций не приводит к успеху, индивид переходит в фазу истощения, к-рое может повлечь за собой полный упадок сил организма или даже вызвать смерть. Др. словами, продолжающийся С. может приводить к физ. повреждениям организма. Реакция организма на С. проявляется в повышении кровяного давления, увеличении уровня адреналина, учащении сердцебиения, увеличении количества эритроцитов, замедлении пищеварения и т. д. Однако Селье утверждал, что нек-рый С. может быть положительным опытом; слишком мало С. - тоже плохо. Второй тип определения С. фокусируется на ситуации, или на стимулах, определяемых независимо от реакции человека на них, и даже независимо от того, как они им воспринимаются. Как правило, эти ситуации оказываются настолько серьезными, что представляют собой испытание для большинства людей, поэтому не будет большой ошибкой пренебречь вариациями в их восприятии различными людьми. Разнообразие таких ситуаций влечет за собой значительные трудности при их описании и измерении. Тем не менее было установлено, что эти С. приводят к таким видам деформации, как болезни (напр., язвы и инфаркты), биохимические изменения в организме (напр., уровня мочевой кислоты) и изменение кровяного давления, депрессия, тревога, алкоголизм и даже смерть. Третье определение фокусируется на восприятии людьми требований различных ситуаций. Томас Холмс и Р. Г. Раэ измеряли индивидуальное восприятие различных типов событий, предлагая респондентам оценить степень своего приспособления к каждому из них. Респондентов просили тж указать частоту возникновения этих событий в их собственной жизни. После этого частота встречаемости каждого события (для каждого респондента в отдельности) умножалась на соотв. оценку адапт. и полученные произведения суммировались. Оказалось, что эти суммарные показатели, названные показателями соц. приспособления (Social Readjustment Scores, SRS), коррелировали с такими видами деформации, как хронические болезни (включая сердечно-сосудистые заболевания, диабеты и язвы; алкоголизм); несчастные случаи и травмы; трудности в обучении; неудачи в профессиональной деятельности и ситуациях соревнования (конкурса). Более того, в нек-рых случаях показатели SRS позволяли предсказать такие деформации. Четвертый - интерактивный - подход представлен концепциями Джозефа Мак-Грэта, Ричарда Лазаруса и Джона Френча, к-рые еще в большей степени сконцентрировались на анализе реакций индивидуума на ситуацию перегрузки. Этот подход был сформулирован в своем наиболее общем виде Френчем как неудовлетворительное соответствие между ресурсами индивидуума и требованиями окружения. Такое понятие С. сходно с представлением Селье о том, что слишком низкий уровень стимуляции тж может приводить к С. Френч и его коллеги обнаружили, что работники, чьи способности не до конца использовались, испытывали неудовлетворенность. С др. стороны, ситуация может предъявлять требования, выходящие за пределы возможности индивидуума справиться с ними, даже при наличии необходимых для этого ресурсов. Очевидно, степень С. является функцией от способности данного индивидуума справляться с этими требованиями ситуации. Неудовлетворительное соответствие может выражаться либо в восприятии чел. собственной неспособности справиться с требованиями данной ситуации и удовлетворить личные мотивы, либо в действительной неспособности данного чел. решить проблему. Отдельные люди с высоким уровнем притязаний могут сами ввергать себя в С., ставя перед собой чрезмерно высокие цели. Нек-рые исследователи классифицируют людей на А-тип и В-тип, при этом для людей А-типа характерно стремление прилагать усилия и фокусироваться на все больших и больших достижениях. Такие люди характеризуются более высокой степенью риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранний инфаркт, по сравнению с подвергающими себя меньшему напряжению людьми B-типа. Точный процесс, посредством к-рого С. вызывает деформацию, остается до сих пор не вполне понятным. Кроме того, мы мало знаем о том, почему эта деформация приобретает у разных людей столь различные формы. Для одних она может выражаться в специфических, преходящих, физиолог. изменениях, таких как изменения кровяного давления и концентрация кислот в крови. У др. она может быть связана с серьезными нарушениями здоровья: сердечно-сосудистые заболевания, рак, повышенное кровяное давление или язвенная болезнь. У третьих она может обнаруживать себя в психич. проблемах, таких как приступы тревоги, депрессия или даже психозы. А у кого-то могут возникать поведенческие проблемы: алкоголизм, преступность, употребление наркотиков или суицид. Виды, к-рые принимает деформация, могут зависеть как от типа С., так и от склонности индивидуума проявлять перенапряжение присущими ему специфическими способами. Связи между этими различными формами деформации тж остаются не вполне понятными. Как выяснилось, нек-рые из факторов способны ослаблять степень деформации в личной жизни, хотя остается неясным, снижают ли эти факторы С. или его последствия (т. е. деформацию), либо то и др. вместе. Наиболее значимым из них является соц. поддержка со стороны людей своего круга, супруга или даже непосредственного руководителя. Др. важный фактор - физ. упражнения или, в более широком смысле, физ. нагрузка. См. также A-тип личности, В-тип личности, Общий адаптационный синдром, Последствия стресса Э. Стотленд

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

СТРЕСС

понятие , введенное Г.СЕЛЬЕ в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

СТРЕСС

англ. stress - давление, напряжение) - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

СТРЕСС

понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма ("общего адаптационного синдрома") в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия решений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СТРЕСС

англ. stress - давление, напряжение) [Selye Н., 1936]. Состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды С. - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей С., несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, С. может возникнуть при получении радостного известия о том, что считавшийся погибшим близкий человек жив. С. может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. С. с отрицательным воздействием обозначается как дистресс (англ, distress - несчастье, недомогание, нужда). Отсюда положительная оценка и важная роль, по H. Selye, С. без дистресса.

См. Селье синдром адаптации.

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

СТРЕСС

состояние человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды стресса - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей стресс, несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, стресс может возникнуть при получении радостного известия. Стресс может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. Стресс с отрицательным воздействием обозначается как дистресс.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.1825

СТРЕСС

в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. См. Стрессоры.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

СТРЕСС

внутреннее психическое давление, позитивное или негативное, чаще всего связанное с тягостным внешним событием (конфликт, траур и т.д.), а также с любой ситуацией изменения жизненного стереотипа (брак, отпуск и т.д.). Используя работы Селье (1956), Холмс установил шкалу стресса (1967). Накопленный стресс ослабляет иммунную систему и благоприятствует возникновению болезней (рак и т.д.). Выражение эмоций, приветствуемое Гештальт-подходом, уменьшает напряжение и стресс.

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г.516

Стресс

Существует несколько различных определений стресса: 1. Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т. д.). 2. Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства. Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой (модель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования. Важным аспектом этой модели является акцент на предполагаемых способностях и требованиях обстановки, а не на фактических требованиях и реальных способностях. Вполне может существовать настоящий разрыв между требованиями и способностями, но если человек не осознает этого, он не испытывает стресса. Стресс имеет различные последствия, включая следующие: а) Субъективные эффекты: чувство общей усталости, апатия, низкая самооценки. б) Поведенческие эффекты: злоупотребление алкоголем, потеря аппетита и суетливость. в) Когнитивные эффекты: чрезмерно острая реакция на критику и неспособность сосредоточивать внимание. г) Физиологические эффекты: повышенное кровяное давление и содержание глюкозы в крови, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание. д) Проблемы со здоровьем: коронарная недостаточность, язва желудка, головные боли. е) Организационные последствия: неудовлетворенность работой, плохие отношения с коллегами и прогулы.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

СТРЕСС

stress) - любой фактор, который может нанести вред здоровью человека или негативно сказывается на функции его организма (к таким факторам относятся, например, травма, болезнь или сильное волнение). Существование какого-либо одного вида стресса приводит к ослаблению сопротивляемости человеческого организма к другим видам стресса. Длительный стресс вызывает различные гормональные изменения в организме человека.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

Стресс

Словообразование. Происходит от англ. stress - напряжение.

Автор. Г.Селье (1936 г.).

Категория. Состояние психического напряжения.

Специфика. Обусловлен выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

Источник: Психологический словарь

СТРЕСС

1. Вообще – любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений. Обратите внимание, что стресс в этом смысле относится к причине; стресс является антецедентом некоторого эффекта. 2. Состояние психологического напряжения, вызванное видами сил или давлений, указанными в значении 1. Обратите внимание, что в этом смысле стресс – это эффект; стресс – результат других давлений. Когда имеется в виду значение 2, термин стрессор обычно используется для обозначения причинного агента.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Стресс

Состояние эмоционального напряжения. Чаще всего с ним связывались негативные последствия. Но Ганс Селье, изучая механизмы стресса, установил, что стресс играет адаптационную роль, помогая человеку активней и плодотворней включаться в новую (или изменившуюся) деятельность. Повышение уровня возбуждения дает возможность быстрее и точнее воспринимать раздражитель (ситуацию), оценивать его и адекватно реагировать.

Но не всякий стресс, как это обнаружил Селье, является "помощником человека". Все дело в том, что развитие напряжения происходит в три стадии, сопровождающиеся биохимическими изменениями в организме.

Первая стадия – активизация организма. Она характеризуется повышением умственной и физической работоспособности, активности, что помогает быстрее ориентироваться и адаптироваться в новых условиях, сложных работах, достижении цели и т.д.

Вторая стадия эмоционального напряжения – максимальная мобилизация всех ресурсных возможностей организма. Психологически это проявляется как злость, ярость, одержимость.

Третья стадия – астенизации – возникает в ситуациях истощения ресурсов организма и не достижения цели. Психологически она сопровождается "букетом" отрицательных эмоций – тревоги, тоски, ужаса.

Если первые два уровня стресса помогают человеку в его деятельности, то наличие третьей стадии в деятельности личности сигнализирует о "завышенном выборе", для достижения которого явно не достаточны индивидуальные потенции. Именно на этой стадии стресс негативно может влиять на весь организм. Известен ряд заболеваний, называемых "психогенными" (язва желудка, гипертония и др.). Если возникающее препятствие кажется человеку непреодолимым, напряжение усиливается. Такое состояние называют фрустрацией.

Источник: Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

СТРЕСС

от англ, stress - давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Используется для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс).

Источник: Судебная патопсихология (термины книги)

Стресс

психофизиологическое состояние крайнего психического (эмоционального) напряжения, имеющего негативные последствия для психического и физического здоровья человека.

Источник: Психофизиология состояний человека: терминологический словарь

Стресс

МКБ 308) - термин, введенный в физиологию человека Кенноном в начале 20-х годов нашего столетия для обозначения всех физических, химических и эмоциональных раздражителей, которые превышают некоторый критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. В "общем адаптационном синдроме", описанном Селье (1950), термин изменил свое значение и стал общим названием для неспецифических реакций организма на такие раздражители. В настоящее время используется в различных значениях для описания ряда аверсивных стимулов чрезмерной интенсивности; физиологических, поведенческих и субъективных реакций на них; контекста, опосредующего соприкосновение субъекта со стимулами, вызывающими стресс, или всего вышеописанного как "системы". Термин явно слишком широко распространен и должен использоваться более осторожно.

Источник: Краткий словарик по психиатрии

Стресс

англ. stress — давление, напряжение) — психическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия; интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или на повышенную нагрузку. Стресс представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических и социальных проявлений.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Стресс

психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.

Источник: Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины

Стресс

состояние повышенной эмоциональной напряженности, возникающее в ответ на различные экстремальные воздействия (стрессоры).

Источник: Психология менеджмента. Словарь основных терминов

СТРЕСС

стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его, жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающееся на его психологии, поведении и состоянии здоровья.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

СТРЕСС

от англ. stress – давление, напряжение) – адаптивная реакция организма и (или) психики на воздействие таких факторов, которые по своей силе, новизне или продолжительности превышают приспособительные возможности человека. В условиях конфликтной ситуации проявляется на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, но наиболее выражен в виде эмоционального С. Физиологический С. – адаптивная реакция организма на стрессовые факторы конфликта. Психологический С. (иногда его называют психической напряженностью) – психическое состояние человека в трудной для него ситуации. В конфликте С. приводит к изменениям в протекании психических процессов (напр., затрудняет мышление, упрощает речь, вызывает эмоциональные сдвиги, трансформацию мотивационной сферы, нарушения поведения).

Источник: Словарь конфликтолога

СТРЕСС

от англ. stress — давление, напряжение) — термин для обозначения широкого числа состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры. Основанием для объединения этих состояний в единую группу служит существование общих закономерностей формирования и проявления ответной реакции человека на воздействие стрессора. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма — «общего адаптационного синдрома» в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются физиологический С. и психологический С. Физиологический С. представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило физико-химической природы. Соответствующие этому типу С. состояния характеризуются выраженными сдвигами в функционировании различных физиологических систем и сопутствующими им ощущениями физиологического дискомфорта. Для прикладных исследований большое значение имею? знания о конкретных формах проявления различных видов физиологического С.— шумового С, температурного С, вибрационного С. и др. Психологический С. характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредствующих влияние стрессора на организм человека. Анализ этого класса состояний нередко ведется с помощью различных вариантов термина «напряженность». Физиологические проявления этого типа С. аналогичны описанным выше, однако спектр психологических и поведенческих изменений значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании различных психических процессов, в эмоциональных реакциях, изменения мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения, вплоть до полной дезорганизации Психологический С. подразделяется на два вида — информационный и эмоциональный. Информационный С. возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принять верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный С. проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. Устойчивость человека к возникновению различных форм С. определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Психологический С. может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на результаты деятельности. Однако работа в стрессогенных условиях вызывает дополнительную мобилизацию психологических и физиологических резервов человека, что может иметь отсроченные отрицательные последствия. Такая работа неблагоприятно влияет на здоровье человека (возникновение сердечно-сосудистых и кишечно-желудочных патологий, психосоматических расстройств, неврозов и т. п.), а также имеет отрицательные социально-экономические последствия (падение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров). Вследствие этого оптимизация любого вида трудовой деятельности предполагает разработку системы мероприятий, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения С. на производстве.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Стресс

неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров.

Источник: Клиническая психология. Глоссарий для преподавателей и студентов факультетов психологии

Стресс

состояние сильного психического (эмоционального) перенапряжения, связанное с душевным расстройством, с неспособностью трезво размышлять и принимать разумные решения. Это защитно-Приспособительная реакция организма на воздействие неблагоприятных жизненных обстоятельств. Стресс отрицательно действует на здоровье человека, порождая дезадаптивное поведение, вызывая серьезные нервные и органические заболевания или осложняя их лечение.

Источник: Словарь по конфликтологии

Стресс

англ. «напряжение») – состояние психического напряжения вследствие сильного психологического воздействия. Стресс может оказывать и положительное, и отрицательное воздействие. Ср. ситуацию с Вышневским, когда раскрылись его растраты казенных денег и другие злоупотребления и ему грозит суд (А.Н. Островский, Доходное место). Ср. ситуации в романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо». См. Адаптационный синдром.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Стресс

англ. stress – напряжение, давление) - термин H. Selye (1936), обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы). Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно стресс сам Г.Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения. Термин стресс часто используют как для обозначения некоего стимула, так для обозначения реакции на этот стимул. См. Селье синдром адаптации.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Стресс

Слово «стресс» может иметь много значений, например иногда им называют какой-то средовой стимул (стрессор), а иногда реакцию на этот стимул (напряжение) Его можно также определять с точки зрения связи между средой и людьми, которую оценивают как превышающую их способность преодоления. В этой книге, если не указано иное, оно используется в качестве рубрики или всеобъемлющего термина, который включает множество потенциально обременяющих сре-довых стимулов (часто называемых «стрессорами»), стрессовые реакции и различные переменные, влияющие на связь между обоими (в том числе факторы личности)

Источник: Стресс. Теории, исследования, мифы

стресс

(англ. stress – напряжение) – термин, вошедший в психологическую науку после работ канадского патолога Г. Селье: состояние спада, подавленности, возникающее у человека под влиянием экстремальных воздействий.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

стресс

Модель специфической и неспецифической реакции на события-раздражители, которые тревожат душевное равновесие и испытывают или превышают способность справляться с трудностями.

Источник: Глоссарий. Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

Стресс

Неспецифические психофизиологические проявления адаптации организма при действии любых значимых для него факторов (стрессоров). В биологическом плане важно, что конечным звеном С. является движение, которое и должно разрешить жизненно важную ситуацию. В развитии С. во времени различают 3 стадии, или фазы: 1. Фаза тревоги с мобилизацией функций организма на воздействие; 2. Фаза резистентности с повышением неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов и 3. Фаза истощения, возникающая при чрезмерно сильном или длительном воздействии стрессора. Первые две фазы рассматриваются как благоприятные – эустресс, а третья как неблагоприятная – дистресс. Последний у человека возникает исключительно часто в связи со все более значительной ролью социальных стрессоров по сравнению с биологическими и исключением движения как конечного звена С. В этом отношении особое и все более заметное значение имеет так называемый эмоциональный С. как субъективное состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком ситуаций, которые остро или длительно ограничивают его в удовлетворении социальных и биологических потребностей.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

СТРЕСС

конфликтное эмоциональное состояние, которое появляется в опасной ситуации.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296

СТРЕСС

англ., stress - давление, напражение) (Н. Selye, 1936) - состояние человека,

характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные патогенные раздражители (смотри Адаптационный синдром). Реакция психики на психотравмирующую ситуацию. Может обуславливать формирование суицидального поведения.

Источник: Справочник невропатолога и психиатра Под ред. Гращенкова, Н.И.Снежневского, А.В., 1965 г.

Найдено рефератов по теме Стресс — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Личностные детерминанты реакции на стресс

Урываев Владимир Анатольевич, Тарасова Алина Александровна
Изложены результаты исследования субъективного благополучия в группе студентов-медиков (n=104) с использованием комплекса личностных психодиагностических методик: Шкала субъективного благополучия, NEO-PI-R (опросник, отражающий концепцию личности «большая пятерка»), опросник приспособленности Белла, Биографический опросник (BIV), ТОБОЛ (тип реакции личности на болезнь). Выделены ведущие факторы, формирующие позитивное самоощущение. В числе факторов, формирующих позитивную реакцию на стресс можно указать: добросовестность, экстравертированность, социальную зрелость личности, активность, гибкость поведения, адекватную реакцию на болезнь.
Скачать PDF

Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия

Фонталова Наталья Сергеевна
Посвящена особенностям психологического стресса, которые могут проявляться в процессе профессиональной деятельности. Дается определение понятия «стресс», приводится общая модель профессионального стресса, выделяются профессиональные стрессоры. Рассмотрены виды и причины профессионального стресса, его влияние на работоспособность, производительность и качество труда человека.
Скачать PDF

Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (копинга) на примере Российской

Исаева Е. Р.
В статье представлен обзор современных теоретических представлений и подходов к изучению совладающего со стрессом поведения (копинг). Описаны основные функции, структура и виды копинга, указываются наиболее адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии. Представлены зарубежные методы исследования копинг-поведения. В конце статьи автор начинает знакомить читателя с результатами масштабного отечественного исследования репертуара копинг-поведения в выборке, охватившей 1627 россиян. Исследование проводилось рамках адаптации и стандартизации оригинальной методики Р. Лазаруса.
Скачать PDF

Стресс мирного населения при введении «Ограниченного воинского контингента»

Китаев-Смык Л.А.
Скачать PDF

Психический стресс спортсмена: педагогический и уголовно-правовой аспекты

Сараев В.В.
Скачать PDF

Исследование смысловой сферы военнослужащих, переживших боевой стресс

Устюганов А. А.
В работе проанализированы основные теоретические и практические подходы к изучению смысловой сферы военнослужащих, переживших боевой стресс. В данном контексте охарактеризована смысловая сфера личности как особым образом организованная совокупность смысловых образований, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах.
Скачать PDF

Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности

Рогозян Алексей Борисович
В статье анализируются различные исследования в области стресс-устойчивости; рассматривается психология совладающего поведения как непременной составляющей успешной адаптации человека к постоянно меняющейся социальной среде. Приводятся примеры различных классификаций индивидуальных психологических ресурсов человека и стратегий поведения, являющихся определяющими факторами в процессе преодоления стресса. Отдельно рассматривается эффективность использования психологических ресурсов в зависимости от индивидуальных особенностей человека и условий возникновения стрессогенной ситуации.
Скачать PDF

Свойства социальной адаптивности в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости личности

Рогозян Алексей Борисович
В статье рассматривается взаимосвязь психодинамических особенностей личности и специфических проявлений восприятия стресса. Обосновывается предположение о наличии в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости (ИССУ) личности свойств социальной адаптивности. Показано, что независимо от психодинамических особенностей индивидуума конструктивный ИССУ включает опору в затрудненных жизненных ситуациях свойство «адаптивность-конформность», являющееся инвариантной составляющей продуктивного ИССУ. Для обладателей хорошей НПУ специфику ИССУ определяет способность находить и устанавливать новые правила взаимодействия в группе, а при слабой нервно-психической устойчивости стресс-резистентность достигается включением в совокупность психологических компонентов ИССУ свойства «адаптивность-лабильность», которое противодействует, в первую очередь, восприятию факторов организационного стресса.
Скачать PDF

Эмоциональный стресс хирургических и онкологических пациентов: личностный и ситуационный факторы

Русина Н.А., Барабошин А.Т.
В статье исследуется влияние личностного и ситуационного факторов на поведение хирургических онкологических пациентов во время операции. Эмоциональный стресс рассматривается как ведущая и составляющая часть операционного стресса. Изучаются адаптационные ресурсы пациентов, в частности защитные механизмы и копинг-стратегии. Сравниваются группы пациентов хирургической клиники, оперируемы в экстренном и плановом порядке, и онкологические больные, подвергающиеся калечащим операциям. Доказывается, что плановые хирургические больные и онкологические пациенты отличаются сходным поведением в критических ситуациях по психосоматическому типу: сдерживание эмоций и сверхконтроль. Экстренные пациенты сходны в своем психологическом статусе со здоровыми людьми. Плановые хирургические больные и онкологические пациенты нуждаются в психологической коррекции и психотерапии в период подготовки к операции и после нее в соответствии с их типами личности и адаптационными ресурсами. В качестве психотерапевтических мишеней выбираются обучение отреагированию эмоций, преодолению зависимости от стереотипов поведения и мышления и изменению Я-концепции.
Скачать PDF

Различие в культурных ценностях как стресс-фактор кросскультурной адаптации

Гришина Е. А.
Временное проживание в неродной культуре серьезное испытание для индивида, сопровождаемое стрессом аккультурации и требующее мобилизации психических ресурсов для адаптации к новым условиям. В статье анализируются позитивные и негативные высказывания проживающих в России иностранцев из стран Запада с позиций различий в культурных ценностях между исходной и принимающей культурами.
Скачать PDF

Конфликт, стресс, невроз

Ревина Н.Е.
В результате сравнения различных точек зрения делается вывод, что при изучении конфликта как причины стрессов и неврозов важную роль играет сопоставительный анализ типологических особенностей личности человека, его мотивационного спектра активности и их вегетативного обеспечения.
Скачать PDF

Организационный стресс у сотрудников банка

Артамонова Людмила Николаевна, Леонова Анна Борисовна
В статье дается определение организационного стресса и излагаются результаты апробации модели его диагностики у сотрудников различных подразделений крупной банковской организации. В исследовании установлено, что переменная «тип подразделения» не оказывает детерминирующего влияния на развитие организационного стресса у персонала банка
Скачать PDF