Стресс

Найдено 46 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТРЕСС
состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

СТРЕСС

конфликтное эмоциональное состояние, которое появляется в опасной ситуации.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Стресс
состояние повышенной эмоциональной напряженности, возникающее в ответ на различные экстремальные воздействия (стрессоры).

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

Стресс
неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров.

Источник: Глоссарий, клиническая психология. 2003

Стресс
психофизиологическое состояние крайнего психического (эмоционального) напряжения, имеющего негативные последствия для психического и физического здоровья человека.

Источник: Ильин Е. Психофизиология состояний человека

стресс
Модель специфической и неспецифической реакции на события-раздражители, которые тревожат душевное равновесие и испытывают или превышают способность справляться с трудностями.

Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

Стресс
психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

СТРЕСС
англ. stress - давление, напряжение) - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

стресс

(англ. stress – напряжение) – термин, вошедший в психологическую науку после работ канадского патолога Г. Селье: состояние спада, подавленности, возникающее у человека под влиянием экстремальных воздействий.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

СТРЕСС
стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его, жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающееся на его психологии, поведении и состоянии здоровья.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

СТРЕСС
от английского stress – «напряжение, давление, гнёт» – психическое напряжение, представляющее собой совокупность ответных реакций, зависящих от социальной или биологической значимости возникшей ситуации для субъекта, определяемых индивидуальными особенностями организации его психики.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

СТРЕСС
понятие , введенное Г.СЕЛЬЕ в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

СТРЕСС
(англ. stress — напряжение) Характеризует эмоциональное состояние человека, возникающее в результате сильного психического напряжения. В стрессовом состоянии у человека наблюдаются нарушения координации движений, неадекватность эмоциональных реакций, резкое увеличение количества допускаемых ошибок и другие отклонения в поведении.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

СТРЕСС
(англ. stress — напряжение) — термин, вошедший в психологическую науку после работ современного канадского патолога Г. Селье: состояние спада, подавленности, возникающее у человека под влиянием экстремальных воздействий. В советской авиационной психологии изучена своеобразная форма С.— напряженность в полете, проявляющаяся и в других видах труда.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

СТРЕСС
состояние сильного эмоционального перенапряжения (см. Эмоции, Эмоциональность), связанное с душевным расстройством, с неспособностью трезво размышлять и принимать разумные решения. С. отрицательно действуют на здоровье человека, порождая социально дезадаптивное поведение (см. Социальная дезадаптация), вызывая серьезные нервные и органические заболевания или осложняя их лечение.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

СТРЕСС
англ., stress - давление, напражение) (Н. Selye, 1936) - состояние человека,
характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные патогенные раздражители (смотри Адаптационный синдром). Реакция психики на психотравмирующую ситуацию. Может обуславливать формирование суицидального поведения.

Источник: Билле-Браге У.и соавт. Глоссарий суицидологических терминов. 1999

Стресс
англ. stress — давление, напряжение) — психическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия; интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или на повышенную нагрузку. Стресс представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических и социальных проявлений.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Стресс
англ. «напряжение») – состояние психического напряжения вследствие сильного психологического воздействия. Стресс может оказывать и положительное, и отрицательное воздействие. Ср. ситуацию с Вышневским, когда раскрылись его растраты казенных денег и другие злоупотребления и ему грозит суд (А.Н. Островский, Доходное место). Ср. ситуации в романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо». См. Адаптационный синдром.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

СТРЕСС
stress) - любой фактор, который может нанести вред здоровью человека или негативно сказывается на функции его организма (к таким факторам относятся, например, травма, болезнь или сильное волнение). Существование какого-либо одного вида стресса приводит к ослаблению сопротивляемости человеческого организма к другим видам стресса. Длительный стресс вызывает различные гормональные изменения в организме человека.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

стресс
[stress] В настоящее время этот термин в неизменяемой форме используется для описания аверсивных раздражителей чрезмерной интенсивности; физиологических, поведенческих и субъективных реакций на них; контекста, в котором происходит столкновения индивидуума со стрессогенными стимулами; либо совокупности всех вышеперечисленных явлений. Таким образом, значение этого термина слишком широко, а поэтому употреблять его следует реже.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

СТРЕСС
от англ, stress - давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Используется для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс).

Источник: Балабанова Л. Судебная патопсихология. Изд-во "Сталкер". 1998

Стресс
состояние сильного психического (эмоционального) перенапряжения, связанное с душевным расстройством, с неспособностью трезво размышлять и принимать разумные решения. Это защитно-Приспособительная реакция организма на воздействие неблагоприятных жизненных обстоятельств. Стресс отрицательно действует на здоровье человека, порождая дезадаптивное поведение, вызывая серьезные нервные и органические заболевания или осложняя их лечение.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

СТРЕСС
внутреннее психическое давление, позитивное или негативное, чаще всего связанное с тягостным внешним событием (конфликт, траур и т.д.), а также с любой ситуацией изменения жизненного стереотипа (брак, отпуск и т.д.). Используя работы Селье (1956), Холмс установил шкалу стресса (1967). Накопленный стресс ослабляет иммунную систему и благоприятствует возникновению болезней (рак и т.д.). Выражение эмоций, приветствуемое Гештальт-подходом, уменьшает напряжение и стресс.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

Стресс
Словообразование. Происходит от англ. stress - напряжение.
Автор. Г.Селье (1936 г.).
Категория. Состояние психического напряжения.
Специфика. Обусловлен выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

стресс

(от англ. stress – давление, нажим, напряжение) – психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспечицическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды. С. может оказывать как положительное, оптимизирующее влияние на деятельность, та и отрицательное вплоть до полной дезорганизации (дистресс). Выделяют с. психический и физиологический. Психический с. делят на информационный и эмоциональный (ситуация угрозы, обиды, опасности и др.).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Стресс
Слово «стресс» может иметь много значений, например иногда им называют какой-то средовой стимул (стрессор), а иногда реакцию на этот стимул (напряжение) Его можно также определять с точки зрения связи между средой и людьми, которую оценивают как превышающую их способность преодоления. В этой книге, если не указано иное, оно используется в качестве рубрики или всеобъемлющего термина, который включает множество потенциально обременяющих сре-довых стимулов (часто называемых «стрессорами»), стрессовые реакции и различные переменные, влияющие на связь между обоими (в том числе факторы личности)

Источник: Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. 2003

Стресс
(от англ. stress - напряжение). Состояние напряженности организма, возникающее у человека под воздействием необычайных или патологических раздражителей и проявляющееся адаптационным синдромом. Термин «стресс» впервые введен в патологию канадским ученым Селье в 1936 г. В результате многочисленных экспериментов с различными лабораторными животными Селье установил, что разнообразные воздействия, причиняющие патологические процессы (интоксикации, инфекции, травмы, ожоги и др.), приводят к возникновению в организме в некоторой степени однотипных изменений; эти неспецифические изменения он назвал стрессами, а причинителей его - стрессорами. Учение о стрессе оказало влияние на современную теорию и практику психиатрии.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

СТРЕСС
в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. См. Стрессоры.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СТРЕСС
1. Вообще – любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений. Обратите внимание, что стресс в этом смысле относится к причине; стресс является антецедентом некоторого эффекта. 2. Состояние психологического напряжения, вызванное видами сил или давлений, указанными в значении 1. Обратите внимание, что в этом смысле стресс – это эффект; стресс – результат других давлений. Когда имеется в виду значение 2, термин стрессор обычно используется для обозначения причинного агента.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СТРЕСС
от англ. stress – давление, напряжение) – адаптивная реакция организма и (или) психики на воздействие таких факторов, которые по своей силе, новизне или продолжительности превышают приспособительные возможности человека. В условиях конфликтной ситуации проявляется на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, но наиболее выражен в виде эмоционального С. Физиологический С. – адаптивная реакция организма на стрессовые факторы конфликта. Психологический С. (иногда его называют психической напряженностью) – психическое состояние человека в трудной для него ситуации. В конфликте С. приводит к изменениям в протекании психических процессов (напр., затрудняет мышление, упрощает речь, вызывает эмоциональные сдвиги, трансформацию мотивационной сферы, нарушения поведения).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Стресс
МКБ 308) - термин, введенный в физиологию человека Кенноном в начале 20-х годов нашего столетия для обозначения всех физических, химических и эмоциональных раздражителей, которые превышают некоторый критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. В "общем адаптационном синдроме", описанном Селье (1950), термин изменил свое значение и стал общим названием для неспецифических реакций организма на такие раздражители. В настоящее время используется в различных значениях для описания ряда аверсивных стимулов чрезмерной интенсивности; физиологических, поведенческих и субъективных реакций на них; контекста, опосредующего соприкосновение субъекта со стимулами, вызывающими стресс, или всего вышеописанного как "системы". Термин явно слишком широко распространен и должен использоваться более осторожно.

Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002

СТРЕСС
англ. stress - давление, напряжение) [Selye Н., 1936]. Состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды С. - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей С., несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, С. может возникнуть при получении радостного известия о том, что считавшийся погибшим близкий человек жив. С. может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. С. с отрицательным воздействием обозначается как дистресс (англ, distress - несчастье, недомогание, нужда). Отсюда положительная оценка и важная роль, по H. Selye, С. без дистресса.
См. Селье синдром адаптации.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Стресс
англ. stress – напряжение, давление) - термин H. Selye (1936), обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы). Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно стресс сам Г.Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения. Термин стресс часто используют как для обозначения некоего стимула, так для обозначения реакции на этот стимул. См. Селье синдром адаптации.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Стресс
совокупность защитно-приспособительных реакций организма человека. Различаются реакции, специфические для того или иного функционального состояния организма и неспецифические, т. е. общие для различных функциональных состояний. Совокупность неспецифических функциональных состояний имеет название «общий адаптационный синдром» или «стресс», а вызывающие эти реакции воздействия называются «стрессорами». При воздействии на организм значительного по силе и продолжительности стрессора возникают три фазы адаптационного синдрома: 1) мобилизация адаптационных резервов; 2) сопротивление стрессору; 3) истощение адаптационных резервов (может закончиться гибелью индивида). Вегетативные процессы (выделение гормонов, изменения в работе систем кровообращения, пищеварения и т. д.) не подчиняются непосредственно сознанию человека. Однако его эмоциональные переживания, воля влияют на динамику вегетативных процессов. На этом основаны методы аутотренинга. Следует отличать «дистресс» – неблагоприятные проявления стресса и «эустресс» – стресс радости, любви, вдохновения, энтузиазма.

Источник: Толковый словарь анестезиолога реаниматолога.

СТРЕСС
сила, которая, будучи приложенной к живой системе, порождает ее существенное изменение, выходящее за пределы нормы, т. е. фактически вызывает деформацию и даже разрушение данной живой системы. В специальном, психо-физиологическом значении С.-это состояние сильного эмоционального расстройства, перевозбуждения и перенапряжения, выражающееся в неспособности человека думать и принимать разумные решения, а также в неадекватном, дезадаптивном социальном поведении этого человека, в невозможности действовать рационально и целенаправленно в сложившейся ситуации. С. в этом его понимании представляет собой отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в результате фрустрации или каких-либо серьезных неудач в жизни человека. Часто возникающие продолжительные ситуации, порождающие С., крайне неблагоприятно воздействует на здоровье человека, вызывая и осложняя лечение многих заболеваний, в том числе таких, как сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные и эндокринные. С. могут порождать у человека неврозы и другие душевные расстройства, а также многие органические (психогенные) заболевания. См. дезадаптация социальная, невроз, психогенный, фрустрация, эмоции (виды).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Стресс
Неспецифические психофизиологические проявления адаптации организма при действии любых значимых для него факторов (стрессоров). В биологическом плане важно, что конечным звеном С. является движение, которое и должно разрешить жизненно важную ситуацию. В развитии С. во времени различают 3 стадии, или фазы: 1. Фаза тревоги с мобилизацией функций организма на воздействие; 2. Фаза резистентности с повышением неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов и 3. Фаза истощения, возникающая при чрезмерно сильном или длительном воздействии стрессора. Первые две фазы рассматриваются как благоприятные – эустресс, а третья как неблагоприятная – дистресс. Последний у человека возникает исключительно часто в связи со все более значительной ролью социальных стрессоров по сравнению с биологическими и исключением движения как конечного звена С. В этом отношении особое и все более заметное значение имеет так называемый эмоциональный С. как субъективное состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком ситуаций, которые остро или длительно ограничивают его в удовлетворении социальных и биологических потребностей.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

СТРЕСС
состояние психического напряжения, психической обструкции, кот. репродуцируется-возникает в психике субъекта в процессе его деятельности-активности, в основном, в экстремально-сложных условиях онтологии-экзистенции; в совр. эпоху, понятие С., введенное канадским физиологом Г.Селье, широко используют для дескрипции – фиксации дискурс психокомментариев-состояний субъекта в экстремумных кондициях на психическом-психофизиологическомчувственно-поведенческо-эмотивно-мотивационных уровнях; стрессоры — это деструктивно-негативные по интенсивности и негативности экстерофеномены и интровоздействия, кот. и приводят психику субъекта к возникновению-экстраполяции стрессовых состояний, а в зависимости от модальности стрессора и дифференцируют бинарно-кардинальные формы-матрицы С. — физиологическую С. и психологическую С., когда психологическая С. кластероизируется на а) информационно-экстремальную и б) чувственно-эмотивную; а) инкарнируется-продуцируется в обстоятельствах информационных перегрузок-утомляемости, когда субъект не в силах, справляться с целями-задачами-проектами и не в состоянии работать в определенном ритме-режиме; б) продуцируется-дефиницируется в эпизодах-обстоятельствах опасности-предосторожности-обиды-вины-боязни, а дифференциально-индивидуальные феномены такого стресса приводят к генерально-трансформационным чувственно-эмотивно-мотивационным метаболизациям-интерполяциям, к аберрациям-деструкциям личностно-ритуальных актов-матриц поведения.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Стресс
Существует несколько различных определений стресса: 1. Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т. д.). 2. Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства. Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой (модель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования. Важным аспектом этой модели является акцент на предполагаемых способностях и требованиях обстановки, а не на фактических требованиях и реальных способностях. Вполне может существовать настоящий разрыв между требованиями и способностями, но если человек не осознает этого, он не испытывает стресса. Стресс имеет различные последствия, включая следующие: а) Субъективные эффекты: чувство общей усталости, апатия, низкая самооценки. б) Поведенческие эффекты: злоупотребление алкоголем, потеря аппетита и суетливость. в) Когнитивные эффекты: чрезмерно острая реакция на критику и неспособность сосредоточивать внимание. г) Физиологические эффекты: повышенное кровяное давление и содержание глюкозы в крови, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание. д) Проблемы со здоровьем: коронарная недостаточность, язва желудка, головные боли. е) Организационные последствия: неудовлетворенность работой, плохие отношения с коллегами и прогулы.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

СТРЕСС
понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма ("общего адаптационного синдрома") в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.
Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия решений.
Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.
В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Стресс

Состояние эмоционального напряжения. Чаще всего с ним связывались негативные последствия. Но Ганс Селье, изучая механизмы стресса, установил, что стресс играет адаптационную роль, помогая человеку активней и плодотворней включаться в новую (или изменившуюся) деятельность. Повышение уровня возбуждения дает возможность быстрее и точнее воспринимать раздражитель (ситуацию), оценивать его и адекватно реагировать.
Но не всякий стресс, как это обнаружил Селье, является "помощником человека". Все дело в том, что развитие напряжения происходит в три стадии, сопровождающиеся биохимическими изменениями в организме.
Первая стадия – активизация организма. Она характеризуется повышением умственной и физической работоспособности, активности, что помогает быстрее ориентироваться и адаптироваться в новых условиях, сложных работах, достижении цели и т.д.
Вторая стадия эмоционального напряжения – максимальная мобилизация всех ресурсных возможностей организма. Психологически это проявляется как злость, ярость, одержимость.
Третья стадия – астенизации – возникает в ситуациях истощения ресурсов организма и не достижения цели. Психологически она сопровождается "букетом" отрицательных эмоций – тревоги, тоски, ужаса.
Если первые два уровня стресса помогают человеку в его деятельности, то наличие третьей стадии в деятельности личности сигнализирует о "завышенном выборе", для достижения которого явно не достаточны индивидуальные потенции. Именно на этой стадии стресс негативно может влиять на весь организм. Известен ряд заболеваний, называемых "психогенными" (язва желудка, гипертония и др.). Если возникающее препятствие кажется человеку непреодолимым, напряжение усиливается. Такое состояние называют фрустрацией.

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

СТРЕСС
неспецифический паттерн реакций организма на нагрузку. Реакции, имеющие целью повышение сопротивляемости организма, называются общим адаптационным синдромом. С. вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т. д. Теория С. была создана Г. Селье (1907-1982), канадским биологом и врачом. Под воздействием стрессорных стимулов на психику человека, развертывание событий идет, по Г. Селье, в следующей последовательности: после воздействия стрессора от коры головного мозга импульс поступает в гипоталамус (центр эмоций), затем происходит стимуляция нервной системы, и в результате раздражается мозговое вещество надпочечников, увеличивающее отдачу адреналина в кровь. Адреналиновая секреция стимулирует сердечную деятельность, повышает обменные процессы и т. д. Когда на психику человека выпадает сильная нагрузка, она проходит три стадии. Вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает, обретает «второе дыхание» и в конце концов все же теряет силы и вынужден прекратить работу. Ресурсы организма, помогающие человеку первое время, Г. Селье назвал «адаптационной энергией». В состоянии С. нарушаются прежде всего сложные действия и интеллектуальные процессы, тогда как простые обладают относительно большей устойчивостью. Отрицательное влияние С., например, в деятельности учащихся, выражается в ухудшении внимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений и т. д. Положительные эффекты С. выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти и т. д. Устойчивость к С., сохранение эффективности деятельности в напряженной ситуации определяются прежде всего высоким уровнем профессионального мастерства, направленностью личности, мотивами поведения, готовностью к активным действиям, а также умением быстро улучшить свое самочувствие с помощью приемов аутогенной тренировки.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СТРЕСС
Мистер Смит — учитель. Ему трудно поддерживать порядок в старших классах школы. Почти все время подростки разговаривают и мешают ему вести урок. Когда мистер Смит пытается проявить строгость, они отвечают грубостью, а один из них даже пригрозил проткнуть колеса его автомобиля. Мистер Смит никак не может забыть об этом происшествии и думает, как же ему вести себя с ними в следующий раз. Ему трудно сосредоточиться; хотя к вечеру он очень устает, ему никак не удается заснуть. Утром он едет в школу и вдруг замечает, что его ладони вспотели, сердце сильно бьется и что думать он может только об этих грубиянах и о том, что же с ними делать. Два дня спустя мистер Смит решает отдохнуть от работы и остается дома до конца недели.
В повседневной речи мы часто используем слово «стресс», но в очень широком и неопределенном смысле. Взяв для примера ситуацию, в которой оказался мистер Смит, можно выделить четыре основных признака стресса.
Во-первых, особое эмоциональное состояние, такое, как чувство тревоги и напряжения.
Во-вторых, особое физиологическое состояние, такое, как учащенное сердцебиение и потеря аппетита.
В-третьих, специфические психологические нарушения: недостаток концентрации и отвлечение внимания. В-четвертых, особенности поведения, такие, как нарушенный сон и невыход на работу.
Но что вызывает стресс? Одна из теорий утверждает, что стрессовое состояние возникает тогда, когда человек думает, что не может разрешить ту или иную проблему. Так, стресс мистера Смита вызван его предположением, что он не способен справиться с трудными подростками в классе.
Длительное состояние стресса может привести к ряду физических нарушений, в том числе к сердечным заболеваниям, расстройствам иммунной системы и язве желудка. Различные способы преодоления стресса называются контролированием стрессовых ситуаций. Их эффективность зависит от разных причин. Среди них — индивидуальная приспособляемость людей к тем или иным ситуациям.
См. также статьи «Биопсихология», «Контролирование стрессовые ситуаций», «Психология здоровья», «Психология труда», «Сон», «Удовлетворение от работы».

Источник: 101 ключевая идея психологии

СТРЕСС
СТРЭС / STRESS (от англ. stress– давление, напряжение)– состояние психического напряжения, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. С. вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т. д. Теория С. была создана канадским физиологом Г. Селье (1907–1982) при описании общего адаптационного синдрома (см. Адаптационный синдром). После воздействия стрессора (см. Стрессоры) от коры головного мозга импульс поступает в гипоталамус (центр эмоций), затем происходит стимуляция нервной системы, и в результате раздражается мозговое вещество надпочечников, увеличивающее отдачу адреналина в кровь. Адреналиновая секреция стимулирует сердечную деятельность, повышает обменные процессы и т. д. Развитие стрессовой ситуации у человека проходит три стадии. Вначале ему чрезвычайно трудно (фаза тревоги), затем он привыкает, обретает второе дыхание (фаза сопротивления) и, в конце концов, все же теряет силы и вынужден прекратить работу (фаза истощения). Ресурсы организма, помогающие человеку первое время, Г. Селье назвал адаптационной энергией. На сегодняшний день интенсивно развиваются теории и модели С., по-своему объясняя его сущность, причины развития, механизмы регуляции, особенности проявления (генетически-конституциональная теория, модель предрасположенности к С., междисциплинарная модель С., психодинамическая теория, теория конфликтов, когнитивная теория т. д.). В состоянии С. нарушаются, прежде всего, сложные действия и интеллектуальные процессы, тогда как простые обладают относительно большей устойчивостью. Отрицательное влияние С., например, в деятельности учащихся выражается в ухудшении внимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений и т. д. Положительные эффекты С. выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти и т. д. Стрессоры / Стрэсары / Stressors– неблагоприятные внешние и внутренние факторы, выраженные по силе и продолжительности, в результате действия которых человек оказывается в стрессовом состоянии. К ним относят сильные физические и психические нагрузки, инфекционные заболевания, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия, конфликтные ситуации и др.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

СТРЕСС
от англ. stress — давление, напряжение) — термин для обозначения широкого числа состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры. Основанием для объединения этих состояний в единую группу служит существование общих закономерностей формирования и проявления ответной реакции человека на воздействие стрессора. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма — «общего адаптационного синдрома» в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются физиологический С. и психологический С. Физиологический С. представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило физико-химической природы. Соответствующие этому типу С. состояния характеризуются выраженными сдвигами в функционировании различных физиологических систем и сопутствующими им ощущениями физиологического дискомфорта. Для прикладных исследований большое значение имею? знания о конкретных формах проявления различных видов физиологического С.— шумового С, температурного С, вибрационного С. и др. Психологический С. характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредствующих влияние стрессора на организм человека. Анализ этого класса состояний нередко ведется с помощью различных вариантов термина «напряженность». Физиологические проявления этого типа С. аналогичны описанным выше, однако спектр психологических и поведенческих изменений значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании различных психических процессов, в эмоциональных реакциях, изменения мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения, вплоть до полной дезорганизации Психологический С. подразделяется на два вида — информационный и эмоциональный. Информационный С. возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принять верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный С. проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. Устойчивость человека к возникновению различных форм С. определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Психологический С. может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на результаты деятельности. Однако работа в стрессогенных условиях вызывает дополнительную мобилизацию психологических и физиологических резервов человека, что может иметь отсроченные отрицательные последствия. Такая работа неблагоприятно влияет на здоровье человека (возникновение сердечно-сосудистых и кишечно-желудочных патологий, психосоматических расстройств, неврозов и т. п.), а также имеет отрицательные социально-экономические последствия (падение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров). Вследствие этого оптимизация любого вида трудовой деятельности предполагает разработку системы мероприятий, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения С. на производстве.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Стресс
(от англ. stress — «давление, нажим, напряжение») — экстремальное состояние человека.
В научный обиход понятие «С.» введено Г. Селье в 30-х гг. XX в. Под С. им понималась совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождавшихся перестройкой защитных систем организма. Сначала Селье и его сотрудники уделяли внимание лишь биологическим и физиологическим аспектам проблемы С. Поэтому традиционным стало понимание С. как физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих
угрозу для организма. С. выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химический, термический, физический) и имеющим определенные стадии:
стадия тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противотока»);
стадия устойчивости (резистентности), когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям;
стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. На первых этапах создания учения о
С. Селье подчеркивал, что возникают не только функциональные изменения во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфологические необратимые изменения, т. е. серьезные заболевания. И этому есть много доказательств, когда в результате психической травмы у человека возникает патология внутренних органов, вплоть до онкологических заболеваний. В стрессовом состоянии в организме вырабатывается гормон кортизол, который способствует появлению дополнительной энергии (за счет расщепления белков) и поддерживает уровень кровяного давления. Однако он ослабляет иммунитет, т. е. невосприимчивость к инфекционным заболеваниям. Отсюда в состоянии С. или после него люди часто заболевают простудой, гриппом и т. п.
Ведущую роль в развитии общего адаптационного синдрома, как первоначально считал Селье, играет эндокринная система, в частности гипофиз. Постепенно, по мере изучения С., Селье пришел к пониманию роли психологического фактора в его развитии. Этому во многом способствовали работы ученых, обобщавших опыт Второй мировой войны.
Все чаще стали появляться такие понятия, как «психический С.», «эмоциональный С.». Это привело к размыванию понятия «С.», так как в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции с сопутствующими им физиологическими механизмами.
Следствием этого явилось то, что в более поздних работах под С. стала пониматься неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, т. е. произошло упрощение этого феномена и соответствующего ему понятия. Все чаще под С. стали понимать любое физическое, психическое и эмоциональное напряжение.
На финальной стадии разработки своего учения Г. Селье стал говорить о двух видах С. — дистрессе, связанном с отрицательными эмоциональными реакциями, и эустрессе, связанном с положительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу этих понятий вошли все физиологические явления, включая и сон. Так, Селье пишет, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый С. и что полная свобода от С. означает смерть.
Таким образом, в настоящее время понятие «С.» стало расплывчатым и неопределенным, можно сказать — модным.
Литература
Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивостьчеловека. СПб., 1999.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995.
Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Стресс
stress) В наиболее общем смысле термин "С." употребляется для ссылки на ситуацию, в к-рой чел. испытывает перенапряжение. Однако внутри этой общей концепции выделилось неск. более конкретных определений, подчеркивающих разные аспекты этой ситуации перенапряжения, но в целом согласующихся между собой. Каждое из этих определений тж содержит эксплицитную или имплицитную ссылку на деформацию - отрицательное или патологическое последствие С. Первый тип определения формулируется исходя из реакции организма на к.-л. ситуацию. В формулировке Ганса Селье акцентируется роль стрессоров как стимулов, к-рые, в силу их чрезвычайной важности для организма, приводят к реакции, названной им общим адаптационным синдромом. Первой фазой этого синдрома является реакция тревоги, т. е. индивид реагирует на сигнал вхождением в состояние тревоги. Следующая фаза - реакция сопротивления, посредством к-рой организм пытается ограничить воздействие данного стрессора. Эта фаза подготавливает организм либо к нападению, либо к бегству от стрессора. Если какая-либо из этих реакций не приводит к успеху, индивид переходит в фазу истощения, к-рое может повлечь за собой полный упадок сил организма или даже вызвать смерть. Др. словами, продолжающийся С. может приводить к физ. повреждениям организма. Реакция организма на С. проявляется в повышении кровяного давления, увеличении уровня адреналина, учащении сердцебиения, увеличении количества эритроцитов, замедлении пищеварения и т. д. Однако Селье утверждал, что нек-рый С. может быть положительным опытом; слишком мало С. - тоже плохо. Второй тип определения С. фокусируется на ситуации, или на стимулах, определяемых независимо от реакции человека на них, и даже независимо от того, как они им воспринимаются. Как правило, эти ситуации оказываются настолько серьезными, что представляют собой испытание для большинства людей, поэтому не будет большой ошибкой пренебречь вариациями в их восприятии различными людьми. Разнообразие таких ситуаций влечет за собой значительные трудности при их описании и измерении. Тем не менее было установлено, что эти С. приводят к таким видам деформации, как болезни (напр., язвы и инфаркты), биохимические изменения в организме (напр., уровня мочевой кислоты) и изменение кровяного давления, депрессия, тревога, алкоголизм и даже смерть. Третье определение фокусируется на восприятии людьми требований различных ситуаций. Томас Холмс и Р. Г. Раэ измеряли индивидуальное восприятие различных типов событий, предлагая респондентам оценить степень своего приспособления к каждому из них. Респондентов просили тж указать частоту возникновения этих событий в их собственной жизни. После этого частота встречаемости каждого события (для каждого респондента в отдельности) умножалась на соотв. оценку адапт. и полученные произведения суммировались. Оказалось, что эти суммарные показатели, названные показателями соц. приспособления (Social Readjustment Scores, SRS), коррелировали с такими видами деформации, как хронические болезни (включая сердечно-сосудистые заболевания, диабеты и язвы; алкоголизм); несчастные случаи и травмы; трудности в обучении; неудачи в профессиональной деятельности и ситуациях соревнования (конкурса). Более того, в нек-рых случаях показатели SRS позволяли предсказать такие деформации. Четвертый - интерактивный - подход представлен концепциями Джозефа Мак-Грэта, Ричарда Лазаруса и Джона Френча, к-рые еще в большей степени сконцентрировались на анализе реакций индивидуума на ситуацию перегрузки. Этот подход был сформулирован в своем наиболее общем виде Френчем как неудовлетворительное соответствие между ресурсами индивидуума и требованиями окружения. Такое понятие С. сходно с представлением Селье о том, что слишком низкий уровень стимуляции тж может приводить к С. Френч и его коллеги обнаружили, что работники, чьи способности не до конца использовались, испытывали неудовлетворенность. С др. стороны, ситуация может предъявлять требования, выходящие за пределы возможности индивидуума справиться с ними, даже при наличии необходимых для этого ресурсов. Очевидно, степень С. является функцией от способности данного индивидуума справляться с этими требованиями ситуации. Неудовлетворительное соответствие может выражаться либо в восприятии чел. собственной неспособности справиться с требованиями данной ситуации и удовлетворить личные мотивы, либо в действительной неспособности данного чел. решить проблему. Отдельные люди с высоким уровнем притязаний могут сами ввергать себя в С., ставя перед собой чрезмерно высокие цели. Нек-рые исследователи классифицируют людей на А-тип и В-тип, при этом для людей А-типа характерно стремление прилагать усилия и фокусироваться на все больших и больших достижениях. Такие люди характеризуются более высокой степенью риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранний инфаркт, по сравнению с подвергающими себя меньшему напряжению людьми B-типа. Точный процесс, посредством к-рого С. вызывает деформацию, остается до сих пор не вполне понятным. Кроме того, мы мало знаем о том, почему эта деформация приобретает у разных людей столь различные формы. Для одних она может выражаться в специфических, преходящих, физиолог. изменениях, таких как изменения кровяного давления и концентрация кислот в крови. У др. она может быть связана с серьезными нарушениями здоровья: сердечно-сосудистые заболевания, рак, повышенное кровяное давление или язвенная болезнь. У третьих она может обнаруживать себя в психич. проблемах, таких как приступы тревоги, депрессия или даже психозы. А у кого-то могут возникать поведенческие проблемы: алкоголизм, преступность, употребление наркотиков или суицид. Виды, к-рые принимает деформация, могут зависеть как от типа С., так и от склонности индивидуума проявлять перенапряжение присущими ему специфическими способами. Связи между этими различными формами деформации тж остаются не вполне понятными. Как выяснилось, нек-рые из факторов способны ослаблять степень деформации в личной жизни, хотя остается неясным, снижают ли эти факторы С. или его последствия (т. е. деформацию), либо то и др. вместе. Наиболее значимым из них является соц. поддержка со стороны людей своего круга, супруга или даже непосредственного руководителя. Др. важный фактор - физ. упражнения или, в более широком смысле, физ. нагрузка. См. также A-тип личности, В-тип личности, Общий адаптационный синдром, Последствия стресса Э. Стотленд

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
298.51 кб

Личностные детерминанты реакции на стресс

Урываев Владимир Анатольевич, Тарасова Алина Александровна
Изложены результаты исследования субъективного благополучия в группе студентов-медиков (n=104) с использованием комплекса личностных психодиагностических методик: Шкала субъективного благополучия, NEO-PI-R (опросник, отражающий ко
Читать PDF
186.39 кб

Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия

Фонталова Наталья Сергеевна
Посвящена особенностям психологического стресса, которые могут проявляться в процессе профессиональной деятельности.
Читать PDF
346.31 кб

Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (копинга) на примере Российской

Исаева Е. Р.
В статье представлен обзор современных теоретических представлений и подходов к изучению совладающего со стрессом поведения (копинг).
Читать PDF
577.29 кб

Стресс мирного населения при введении «Ограниченного воинского контингента»

Китаев-смык Л. А.
Читать PDF
337.86 кб

Психический стресс спортсмена: педагогический и уголовно-правовой аспекты

Сараев В. В.
Читать PDF
283.18 кб

Информационный стресс как причина психологических последствий террористических актов

Коваль Г. А.
Читать PDF
214.24 кб

Зависимость стресс-реакции иммунной системы от особенностей личности

Нененко Н. Д., Кучина Н. В.
Читать PDF
223.82 кб

Стресс в подростковом возрасте

Андреева И. А., Анохина Светлана Александровна
Читать PDF
358.69 кб

Исследование смысловой сферы военнослужащих, переживших боевой стресс

Устюганов А. А.
В работе проанализированы основные теоретические и практические подходы к изучению смысловой сферы военнослужащих, переживших боевой стресс.
Читать PDF
133.88 кб

Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности

Рогозян Алексей Борисович
В статье анализируются различные исследования в области стресс-устойчивости; рассматривается психология совладающего поведения как непременной составляющей успешной адаптации человека к постоянно меняющейся социальной среде.
Читать PDF
212.68 кб

Свойства социальной адаптивности в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости личности

Рогозян Алексей Борисович
В статье рассматривается взаимосвязь психодинамических особенностей личности и специфических проявлений восприятия стресса.
Читать PDF
144.10 кб

Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания

Бабанов С. А.
Читать PDF
0.00 байт

Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления

Новгородцева И. В., Мусихина С. Е., Пьянкова В. О.
Читать PDF
0.00 байт

Стресс «Минного» террора на дорогах Чечни

А.А. Китаев-Смык
Читать PDF
0.00 байт

Психосоматическое здоровье: психологические защиты и стресс сотрудников силовых структур

Баранова А.Б., Лаврова М.А.

Похожие термины:

  • Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации

    Эта категория отличается от других тем, что включает расстройства, которые определяются не только на основе симптоматологии и течения, но и на основании наличия одного или другого из двух причинн
  • Стресс вызванный безработицей

    достаточно тяжелая для большинства людей психотравмирующая ситуация, порождающая острое чувство несостоятельности, склонность к употреблению алкоголя, конфликтность, распад семьи, депрессию, с
  • Стресс, злоупотребления диагнозом

    необоснованная связь различных правонарушений, дела о которых рассматриваются в судах, со стрессом.
  • Другие реакции на тяжелый стресс

    Следует отметить: В эту рубрику относятся нозогенные реакции, возникающие в связи с тяжелым соматическим заболеванием (последнее выступает в качестве психотравмирующего события). Страхи и трево
  • Стресс-фактор

    (от анг. stress и лат. factor - творец, создатель). Необычный или патологический раздражитель, вызывающий стресс. Син. Стрессор.
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ

    Переживание стресса и управление им относятся к центральным, ключевым явлениям многих человеческих проблем внутри и вне области психопатологии. Под психическим стрессом понимается несоответств
  • СТРЕСС ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

    разновидность психологического стресса, возникающего под действием эмоциогенных факторов.
  • Стресс и фрустрация

    Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у ч
  • Гендерно-ролевой стресс

    состояние нервного напряжения, возникающее, когда индивиду трудно поддерживать стандарт традиционной гендерной роли, или он вынужден проявлять поведение, характерное для противоположной гендер
  • хронический стресс

    (от греч. chonikor – долговременный) – длящийся много времени, затяжной, постоянный. Х.с. постоянная психотравма личности как результат неблагоприятного окружения среды; осознание и переживание како
  • Стресс, вызванный разводом или раздельным проживанием

    частая причина обращения за психологической помощью, важный источник уязвимости также в плане психопатологии.
  • Стресс, вызванный изнасилованием

    непосредственные и отдаленные последствия изнасилования у женщин, установленные в исследованиях ряда авторов. Симптомокомплекс расстройства включает следующие основные признаки: 1. типичные си
  • КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ СТРЕСС

    реакция на исключительно тяжелый соматический или психический стресс, характеризующаяся нарушением адаптивного поведения, выраженной тревогой и шоковым состоянием. Термин применим также к сост
  • Концепция предрасположенность-стресс

    diathesis-stress view) - точка зрения, согласно которой непосредственное воздействие психологического стресса реализуется лишь при наличии предрасположения к соответствующему расстройству.
  • Реакция на острый стресс

    А. Воздействие исключительно медицинского или физического стрессора. Б. Симптомы возникают немедленно вслед за подверженностью стрессору (в течение 1 часа). В. Выделяются две группы симптомов; реа
  • ОСТРАЯ РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС

    Так, по МКБ-10 (F43.0.), обозначаются клинические проявления невротической реакции, если характерная для нее симптоматика сохраняется короткий период – от нескольких часов до 3 суток. При этом возможн
  • Реакция на стресс отсроченная

    Проявляется через определенный латентный период (от нескольких недель до 6 мес.) после острого тяжелейшего эмоциогенного стресса (катастрофа, пожар, изнасилование, пытки и пр.). При этом характерны
  • Посттравматический стресс

    Расстройство с характерными симптомами, которое развивается в результате травматического события (например, авиакатастрофы, киднэппинга или изнасилования). Симптомы посттравматического стресс
  • Профессиональный стресс

    occupational stress) П. с. - рез-т взаимодействия людей и выполняемой ими работы, характеризуется тем, что с людьми происходят определенные изменения, к-рые не позволяют им нормально функционировать. Было вы
  • Стресс психический

    несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т.д.