Психические состояния

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКИЕ
это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

Психические состояния
понятие, использующееся для условного выделения в психике ее относительно статического момента, в отличие от понятия «психические процессы», подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психические свойства», указывающего на закрепленность проявлений психики в структуре личности.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
менее длительные по сравнению с психическими свойствами психические проявления личности, обусловленные разными видами интегрированного отражения воздействий на человека как внутренних, так и внешних раздражителей (стимулов) без отчетливого их предметного содержания. К П. с. личности относят состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, хорошего или плохого настроения и ряд других состояний

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Психические состояния
разновидность состояний человека, существенной стороной которых являются изменения в психической сфере. К ним относят мотивационные (потребностное напряжение, состояния увлеченности и апатии, состояние лени), волевые (сосредоточенность, решимость, мобилизационная готовность, сдержанность), эмоциональные (веселье, смущение, стыд, эйфория, фрустрация и др.) состояния.
Литература
Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб., 2005.
Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
это целостные, временные и динамичные характеристики психической деятельности. П. с., закрепляясь, могут переходить в устойчивые черты личности. Влияние внешних воздействий на поведение человека зависит от его П. с. К П. с. относятся: подъем, воодушевление, бодрость, уверенность, решительность, тоска, печаль и др. По доминирующему влиянию на деятельность П. с. можно разбить на две группы: положительные (готовность к активным действиям, собранность и т. д.); отрицательные (боязнь, сомнения, раздраженность и т. д.). П. с. в данное время и в данных конкретных обстоятельствах определяются не только вышеперечисленным, но и прошлым опытом человека, всей практикой жизни, свойствами личности, сформированными до этого моральными и физическими качествами. П. с. вызываются значимыми для личности или же слабыми, но длительно действующими воздействиями, влияют на ход и достижение результатов деятельности, на формирование личности. Большое положительное влияние на П. с. воинов оказывают успехи в деятельности, выдержка, такт командира, его доброжелательность, уважение. Взаимоотношения, общение, социально-психологическая атмосфера в воинском коллективе всегда оказывают влияние на П. с. военнослужащих. Зная суть, особенности и причины возникновения психических состояний у воинов, командир эффективнее управляет их деятельностью и поведением. Если же офицер испытывает П. с. фрустрации, то он оказывает деструктивное влияние на ход выполнения учебных и боевых задач.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
ПСІХІЧНЫЯ СТАНЫ / MENTAL STATES– наряду с психическими процессами и свойствами личности являются основными классами психических явлений, которые изучает психология. Согласно Н. Д. Левитову, П. с.– это «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности». К П. с. относятся подъем, воодушевление, бодрость, уверенность, решительность, тоска, печаль и др. По доминирующему влиянию на деятельность П. с. можно разбить на две группы: положительные (готовность к активным действиям, собранность и т. д.); отрицательные (боязнь, сомнения, раздраженность и т. д.). П. с. отражают жизненную и трудовую ситуации и отношение субъекта и вовлекают в процесс разрешения ситуации психические процессы и личностные свойства– мотивационную и эмоционально-волевую сферы, характерологические черты. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь, могут переходить в устойчивые черты личности. Влияние внешних воздействий на поведение человека зависит от его П. с. П. с имеют системный характер. Системообразующим фактором можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного П. с.– радости, воодушевления, восторга и т. д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то П. с. будет негативным по эмоциональному знаку. В структуру П. с. входит значительное количество компонентов: физиологический уровень (частота пульса, артериальное давление и т. п.); моторный уровень (ритм дыхания, мимика, громкость голоса, темп движений и речи и др.); эмоциональный уровень (положительные или отрицательные эмоции); когнитивный уровень (степень логичности мышления, точность прогноза и т. п.); поведенческий уровень (адекватность поведения, импульсивность, целесообразность и т. п.); коммуникативный уровень (характер общения с другими людьми, желание или избегание взаимодействия и др.). П. с. определяются не только текущими конкретными обстоятельствами, но и прошлым опытом человека, всей практикой жизни, свойствами личности, сформированными до этого моральными и физическими качествами. П. с. вызываются значимыми для личности или же слабыми, но длительно действующими воздействиями, влияют на учебнуюи профессиональную деятельность, на формирование личности.
Психические состояния праксические / Псіхічныя станы праксічныя / Mental sta tes related to praxis (от лат. praxis– труд)– исследуются в психологии труда и эргономике. Все многообразие П. с. человека, по мнению Л. Г. Дикой и В. И. Щедрова, можно разделить на два класса: благоприятные, мобилизующие, организующие (функциональный комфорт и продуктивная психическая напряженность) и неблагоприятные, дезорганизующие, деструктивные (эмоциональная возбужденность, повышенная психическая напряженность, психическое утомление, эмоциональный стресс) для деятельности. П. с. периодически возникают в процессе труда и обусловлены его специфическими характеристиками– соотношением элементов деятельности («цель– средства– результат»). Когда человек располагает всеми необходимыми для деятельности условиями (осознанностью цели, достаточностью средств, достигаемостью результата), у него формируется состояние функционального комфорта. В большинстве случаев в деятельности такие условия не соблюдаются и человек вынужден: самостоятельно формулировать конкретную цель действий в данных условиях (что предполагает определенные коммуникативные или когнитивные усилия); осуществлять самостоятельный поиск средств и способов деятельности, осуществлять их модификацию или оперативно обучаться их использованию; добиваться положительного результата в объективно сложных условиях (дефицита времени, информации, обратной связи и т. д.). Затруднение в выполнении человеком данных условий или их комбинаций приводит к появлению психических (праксических) состояний: утомления, напряженности, монотонии, тревожности, психологического (эмоционального) стресса, индифферентного состояния. По мнению С. А. Дружилова, неблагоприятные П. с. в труде являются следствием особенностей выполняемой трудовой деятельности и могут свидетельствовать о недостаточной адаптации человека или о несоответствии свойств работника требованиям профессиональной деятельности или о несоответствии условий труда возможностям человека Психодиагностика П. с. крайне актуальна в силу их большого разнообразия и существенного влияния на все сферы жизнедеятельности. Методика «Оценка психической активации, эмоционального тонуса» предназначена для оценки таких психических состояний, как психическая активация, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность, разработана на факультете психологии ЛГУ в 1990 г. Н. А. Кур ган ским и Т. А. Немчиным. Шкала астенического состояния (ШАС) предназначена для экспресс-диагностики астенического состояния, разработана Л. Д. Малковой на основе пунктов опросника MMPI, позднее адаптирована Т. Г. Чертовой. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний разработана В. А. Жмуровым в 1988 г., предназначена для диагностики уровня выраженности (глубины, тяжести) депрессивного состояния человека, главным образом тоскливой или меланхолической депрессии на момент обследования. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.