СРЕДА это что такое СРЕДА: определение — Психология.НЭС
Сребролюбие среда внешняя

Среда

Найдено 7 определений термина Среда

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Среда

Термин, который обычно подразумевает внешнюю среду обитания организма, хотя может применяться и для описания нашей внутренней (т. е. физиологической среды). Он содержит в себе имплицитную предпосылку о том, что определенная среда оказывает модифицирующее воздействие на организм. Таким образом, мы можем сказать, что некий организм является «продуктом своей среды».
Оцените определение:

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

СРЕДА

medium) - 1. Любое вещество (обычно бульон, агар или желатин), используемое для культивирования микроорганизмов или клеток. Так, испытательная среда (assay medium) используется для определения концентрации фактора роста или какого-либо химического вещества путем измерения его количества, образовавшегося в результате жизнедеятельности какого-либо микроорганизма; все остальные питательные вещества присутствуют в количествах, необходимых для его нормального роста. 2. См. Вещество контрастное.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

СРЕДА

Термин происходит из старофранцузского и переводится приблизительно как окружать. Следовательно, среда – это то, что окружает. Ясно, что это общее значение влечет за собой широкий круг способов употребления. Обычно этот термин содержит определение, позволяющее точно понять, что именно окружается. Например, клеточная среда состоит из жидкостей ткани, окружающей клетку; пренатальная (или маточная) среда – это та, которая окружает организм во время беременности матери; внутренняя среда индивида состоит из тех физиологических и психологических событий, которые в ней происходят, и т.д. Когда термин используется без определения, обычно он обозначает общее физическое и социальное окружение организма индивида. Обратите внимание также, что термин несет в себе коннотацию влияния, то есть то, что является частью данной среды организма, играет некоторую фактическую или потенциальную роль в жизни этого организма. Следовательно, собрание муниципалитета в Кардифе не является частью среды для жителя Нью-Йорка, за исключением наиболее тривиального и неинтересного смысла. Однако ультрафиолетовое излучение, к которому человек является на удивление нечувствительным, как стимульное событие считается частью среды каждого человека.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Среда

окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Среда

в широком смысле - все факторы внешнего воздействия на развитие индивидуума. В психогенетике принято выделять среду общесемейную и индивидуальную. Общесемейная среда различна в разных семьях. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов семьи и потому снижает их сходство. Она делится на систематическую и несистематическую. К систематической индивидуальной среде относится, например, пол ребенка, номер (порядок) его рождения, отношения с другими членами семьи, внесемейные связи и т.д.; к несистематической- болезни, случайные события и т.д.

Источник: Словарь по психогенетике

Среда

старофр. – «то, что окружает») – 1. вещество, которое заполняет какое-либо пространство и обладает определенными свойствами. Например, внутренняя среда организма; 2. совокупность природных условий жизнедеятельности организма; 3. совокупность социально - психологических и бытовых условий жизни человека, социальной группы, класса; 4. середина недели (старославян. «середа» - середина).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Среда

Среда для человека в конечном счете есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом. Если же социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений (3.1, 88 – 89) весь окружающий объективный мир, среди которого живет, развивается, действует человек. Физическая или естественная среда, представленная миром природы, отличается от социальной или искусственной, представленной человеческим обществом. (12.1, 165) Каждый возраст имеет свою, известным образом организованную для ребенка среду, так что среда, в чисто внешнем смысле этого слова, меняется для ребенка при переходе от возраста к возрасту. (7.1, 76) среда выступает в отношении развития высших специфических для человека свойств и форм деятельности в качестве источника развития. (7.1, 93) См. Возраст, Развитие, Социальная среда

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

Найдено рефератов по теме Среда — 0

Найдено книг по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 12

Образовательная среда современного вуза: организационно-психологический взгляд

Ясько Бэла Аслановна, Шалюгина Татьяна Александровна
Проблема конкуренции в системе образовательных услуг рассматривается в контексте современных подходов к интерпретации мира «конфликтующих реальностей»; проводится организационно-психологический анализ некоторых аспектов конкуренции/сотрудничества в системе высшего профессионального образования. Делается вывод о необходимости конструирования объединительной концепции и движения к продуктивной конкуренции с опорой на высшие этические принципы отечественной педагогической деятельности: преданность профессии, служение, коллективизм.
Скачать PDF

Социально-воспитательная среда вуза как основа развития социальной идентичности и социализации субъе

Фёдорова Полина Сергеевна
В статье рассматривается социально-воспитательная среда вуза, вопросы взаимодействия с ней студентов, эффективность данного взаимодействия.
Скачать PDF

Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики

Мануйлов Юрий Степанович
Необоснованные, неточные, неполные, а то и ошибочные определения ведут к путанице и дезориентируют исследователей. К примеру, кто-то полагает, что изучает образовательную среду, тогда как на деле анализирует образовательное пространство, и вместо того, чтобы делать обобщения, касающиеся пространства, он ошибочно их распространяет на среду. Обсуждению соотношения педагогических понятий посвящена данная статья.
Скачать PDF

Социально-образовательная среда как фасилитатор или ингибитор для формирования субъектности подраста

Кочеткова Татьяна Николаевна
Предметом работы является анализ роли социально-образовательной среды в становлении субъектности подрастающего поколения. Цель работы заключалась в исследовании причин, по которым социальнообразовательная среда выступает ингибитором или фасилитатором для развития субъектности. В исследовании использовались методы теоретического, количественного и качественного анализа данных. В современных условиях нестабильности социально-экономического уровня жизни подавляющей части российского населения произошла серьезная трансформация взглядов на вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. В наступившие времена воинствующего покорения материального благополучия ценой его достижения являются амбивалентные представления о ценностях, необходимых для развития полноценно функционирующей личности. Одной из ее граней является субъектность. Статья направлена на исследование признаков субъектности, анализ условий, необходимых для формирования субъектности личности.
Скачать PDF

Концептуальное проектирование информационных систем. Программная среда психосемантической идентифика

Бутенко Д. В., Ананьев А. С., В Попов К.
В статье описаны этапы проектирования новых информационных систем, позволяющие создавать нетривиальные проекты. В качестве примера описывается концептуальное проектирование автоматизированной системы, осуществляющей психосемантическую экспертизу аудиопродукции.
Скачать PDF

Образовательно-коррекционная среда и психоэмоциональные блоки при обучении в экстремальных условиях

Волов Вячеслав Теодорович, Волов Всеволод Вячеславович, Волова Наталья Юрьевна
В статье представлены системный анализ психологических и дидактических факторов, воздействующих на процесс обучения в экстремальных условиях, и результаты исследования психоэмоциональных характеристик обучающихся в пенитенциарной системе. Выявлены общие тенденции в перцептивной системе и системе психологических защит, влияющих на когнитивные и коммуникативные процессы. Установлено, что телекоммуникационные технологии наиболее адекватны психическому состоянию обучающегося в экстремальных условиях и эффективны в реализации педагогических задач. Определена коррекционная роль обучения, основанного на телекоммуникационных технологиях.
Скачать PDF

Образовательные учреждения как социально-организационная среда профилактики молодежного наркопотребл

Комбарова Анна Юрьевна
В течение последнего десятилетия одной из самых сложных и важных проблем российского общества, которая в значительной мере затрагивает высшие, средние профессиональные учебные заведения, является проблема здоровья молодого поколения. Образовательные учреждения как социальные институты обладают сегодня достаточным опытом и научным потенциалом для того, чтобы внести свой вклад в решение социально значимых теоретических и прикладных проблем в области профилактики наркомании и других социально-негативных явлений.
Скачать PDF

Интернет-форум как среда психологической поддержки супругов из семей трудовых мигрантов в ситуации в

Гриценко Валентина Васильевна, Ефременкова Мария Николаевна
Цель работы заключается в описании психологических особенностей коммуникации участников форума относительно ситуации вынужденного расставания супругов в условиях трудовой миграции. Практическая значимость и новизна работы заключается в выявлении возможностей Интернет-среды для психологической поддержки семей трудовых мигрантов. С помощью метода контент анализа материалов Интернет – форумов выявляются поводы обращения за психологической поддержкой к участникам виртуальной коммуникации членами семей, находящихся в условиях трудовой миграции, анализируются реакции участников форума на заявленные темы. Отмечено, что актуальность обращения к Интернет-ресурсам чаще возникает на стадии принятия решения о трудовой миграции, реже – на стадии разлуки, как правило, со стороны остающегося супруга. Большинство участников форумов оценивают ситуацию отъезда одного из супругов на заработки критически, описывая негативные варианты развития событий. В статье рассматриваются описанные на форумах копинг-стратегии, которые оцениваются с позиций оказания поддержки, расширения психологического опыта в ситуации вынужденной разлуки. Приведены примеры адаптивных, неадаптивных или относительно адаптивных копинг-механизмов, реализуемых участниками форумов. Итоговым обобщением в статье выступает обзор возможностей коммуникации в рамках Интернет-форумов для поиска эффективных стратегий совладания с ситуацией вынужденной разлуки по причине трудовой миграции.
Скачать PDF

Виртуальная образовательная среда для девиантных подростков в условиях специального закрытого учрежд

Мельникова Маргарита Леонидовна
Описан содержательный аспект виртуальной образовательной среды в условиях специального учреждения. Рассмотрены основные противоречия при решении задач социальной реабилитации подростков. Представлены общие проблемы образовательного процесса в условиях специального учреждения. Охарактеризованы основные положения концепции программированного обучения как основного аспекта в оптимизации виртуальной образовательной среды для девиантных подростков в условиях специального закрытого учреждения.
Скачать PDF

Психическое здоровье и окружающая среда

Маркелов Владимир Иванович
В статье делается попытка показать значение психологии и психологических исследований в туристической деятельности. Рассматривается экологическая психология как самостоятельная область психологических исследований, в основе которых лежит изучение психологических аспектов взаимодействия человека с различными видами окружающей природной среды. Приводятся основные направления эколого-психологических исследований, из которых два психологическая экология и психология окружающей среды рассматриваются более подробно. Освещаются отдельные аспекты влияния окружающей среды на психику и психические процессы индивидуума
Скачать PDF

Специфика адаптационных взаимодействий в системе «Личность -социокультурная среда» у студентов

Гилемханова Эльвира Нурахматовна
С использованием современных научных подходов системно-субъектного и системносинергетического проанализировано понятие «социально-психологическая адаптация». Выявлена специфика адаптационных взаимодействий в системе «личность социокультурная среда» у студентов. Введено и обосновано понятие «зона социально-психологической адаптации», представлена его типология.
Скачать PDF

Личность и экстремальная среда: от выживания к полноценному функционированию

Ширяева Ольга Сергеевна, Кондрашенкова Светлана Владимировна, Сурикова Яна Алексеевна
В статье с позиции субъектно-средового подхода рассматривается психологическая готовность личности к экстремальному воздействию. Представлена классификация экстремальных воздействий на основе их пространственно-временных характеристик и характера преобладающей оценки экстремальности. Предлагается модель системы личностных ресурсов, способствующих конструктивному преодолению экстремального воздействия и составляющих психологическую готовность к чрезвычайным и кризисным ситуациям как ситуативного, так и биографического уровня. Описывается разработанная система психологического сопровождения людей, проживающих на территориях с экстремальными условиями жизнедеятельности (на примере Камчатского края). Представлены теоретико-методологические предпосылки, лежащие в основе психологического сопровождения людей, проживающих на территориях с экстремальными условиями жизнедеятельности, общие принципы его реализации. Описаны программы, реализуемые на разных уровнях психологического сопровождения населения. Представлены данные об апробации комплекса программ, реализующих модель психологического сопровождения людей, проживающих на территориях с экстремальными условиями жизнедеятельности.
Скачать PDF