Среда

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Среда
окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

СРЕДА
совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Различают С. внутреннюю и внешнюю. Во взаимодействии С. и личности изменения личности могут отставать от изменения С., что создает противоречия, учет к–рых существенен для воспитания и перевоспитания личности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Среда
Термин, который обычно подразумевает внешнюю среду обитания организма, хотя может применяться и для описания нашей внутренней (т. е. физиологической среды). Он содержит в себе имплицитную предпосылку о том, что определенная среда оказывает модифицирующее воздействие на организм. Таким образом, мы можем сказать, что некий организм является «продуктом своей среды».

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Среда
старофр. – «то, что окружает») – 1. вещество, которое заполняет какое-либо пространство и обладает определенными свойствами. Например, внутренняя среда организма; 2. совокупность природных условий жизнедеятельности организма; 3. совокупность социально - психологических и бытовых условий жизни человека, социальной группы, класса; 4. середина недели (старославян. «середа» - середина).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СРЕДА
1. То, что противостоит человеку в окружающем его мире. Этот мир, в отличие от самого человека, выступает в качестве С. для него. 2. То, что отличается от сознания, психики человека, что находится вне его, за пределами его собственной психологии. В этом случае в понятие С. включается и то, что происходит в самом организме (внутренняя С.). 3. То, что находится за пределами любого живого тела, организма, т. е. фактически вне его. См. генотип, среда внешняя, среда внутренняя.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СРЕДА
medium) - 1. Любое вещество (обычно бульон, агар или желатин), используемое для культивирования микроорганизмов или клеток. Так, испытательная среда (assay medium) используется для определения концентрации фактора роста или какого-либо химического вещества путем измерения его количества, образовавшегося в результате жизнедеятельности какого-либо микроорганизма; все остальные питательные вещества присутствуют в количествах, необходимых для его нормального роста. 2. См. Вещество контрастное.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Среда
в широком смысле - все факторы внешнего воздействия на развитие индивидуума. В психогенетике принято выделять среду общесемейную и индивидуальную. Общесемейная среда различна в разных семьях. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов семьи и потому снижает их сходство. Она делится на систематическую и несистематическую. К систематической индивидуальной среде относится, например, пол ребенка, номер (порядок) его рождения, отношения с другими членами семьи, внесемейные связи и т.д.; к несистематической- болезни, случайные события и т.д.

Источник: Словарь по психогенетике

Среда
Среда для человека в конечном счете есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом. Если же социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений (3.1, 88 – 89) весь окружающий объективный мир, среди которого живет, развивается, действует человек. Физическая или естественная среда, представленная миром природы, отличается от социальной или искусственной, представленной человеческим обществом. (12.1, 165) Каждый возраст имеет свою, известным образом организованную для ребенка среду, так что среда, в чисто внешнем смысле этого слова, меняется для ребенка при переходе от возраста к возрасту. (7.1, 76) среда выступает в отношении развития высших специфических для человека свойств и форм деятельности в качестве источника развития. (7.1, 93) См. Возраст, Развитие, Социальная среда

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Среда
Жизненное пространство, в котором осуществляется космическое, социально-экономическое, воспитательное, профессиональное, семейное функционирование индивида; пространство, где реализуется психоаффективный и любой другой обмен между индивидуумами. С. воздействует на людей, начиная с их появления на свет и кончая завершением их жизни. Ее воздействие особенно важно и определяюще в период детства, так как она дополняет базисные органические структуры, предоставляя достигшим зрелости функции, которые остались бы лишь потенциальными или даже атрофировались бы. Известно, что вне человеческого общества, т. е. среды, ребенок может остаться только в «диком состоянии». Только под влиянием среды, в которой он живет, и в силу того, что ему дает контакт с людьми его окружения, человек превращается в личность. Только в окружении других людей человек формируется, преобразовываясь в человеческую личность. С., наряду с влиянием, оказываемым на формирование личности, играет очень существенную роль также при развитии заболеваний человека и при развитии психических расстройств, включая их течение и исход.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

СРЕДА
Термин происходит из старофранцузского и переводится приблизительно как окружать. Следовательно, среда – это то, что окружает. Ясно, что это общее значение влечет за собой широкий круг способов употребления. Обычно этот термин содержит определение, позволяющее точно понять, что именно окружается. Например, клеточная среда состоит из жидкостей ткани, окружающей клетку; пренатальная (или маточная) среда – это та, которая окружает организм во время беременности матери; внутренняя среда индивида состоит из тех физиологических и психологических событий, которые в ней происходят, и т.д. Когда термин используется без определения, обычно он обозначает общее физическое и социальное окружение организма индивида. Обратите внимание также, что термин несет в себе коннотацию влияния, то есть то, что является частью данной среды организма, играет некоторую фактическую или потенциальную роль в жизни этого организма. Следовательно, собрание муниципалитета в Кардифе не является частью среды для жителя Нью-Йорка, за исключением наиболее тривиального и неинтересного смысла. Однако ультрафиолетовое излучение, к которому человек является на удивление нечувствительным, как стимульное событие считается частью среды каждого человека.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Среда
1) окружающий мир; 2) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т.е. те из окружающих их условий, которые они способны переживать и от которых зависит их существование и продолжение рода (К.ф.э.- С.435). Слово «среда» применяется в значении, близком к этимологи-ческому, - «середина». Оно часто употребляется со словом «окружа-ющие». Среда рассматривается в нескольких значениях: Среда как некоторое стандартное условие («условие, без которого нельзя»). Среда в то же время применяется в тех ситуациях, когда не обходимо подчеркнуть несовпадение между привычной ожидаемой средой и средой, в которую попал организм. Среда иногда удовлет-воряет организм (систему), но иногда заставляет систему перестраиваться, либо обороняться (защитное состояние системы), либо система отдает часть своего «суверенитета среде, т.е. изменяется до требований среды и совпадает, адаптируется со средой, либо, наконец, «нападает» на среду - экспансия. Особенности среды, таким Разом, соотнесены с особенностями системы. Диагностика идет по линии установления степени удовлетворенности средой, а также степени расхождения между требуемое средой и реальной. Проблема адекватности среды изучается в первую очередь ) связи с тем, что решается проблема контагиозности человека со средой. При контагиозности, т.е. слиянии со средой, человек свободен в своих маневрах в среде. Это означает расширение пределов действий человека относительно связи с границами его среды.

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

Среда
это комплекс факторов, внешних по отношению к ее обитателям и способных обеспечивать их существование и развитие. Применяя это определение для характеристик городской среды, нельзя давать только перечень факторов; необходимо указывать их организацию, соподчиненность, взаимообусловленность, взаиморасположение и т. д. (Медведков, 1978). Одно из самых кратких и общих определений окружающей среды сводится к утверждению, что среда – это комплекс факторов, внешних по отношению к ее обитателям и способных обеспечивать их существование и развитие. Применяя это определение для характеристик городской среды, нельзя давать только перечень факторов; необходимо указывать их организацию, соподчиненность, взаимообусловленность, взаиморасположение и т. д.;
– понятие относительное, т.е. нет среды вообще, а есть среда по отношению к чему-то или кому-то. В наиболее общем смысле окружающая среда – система; это множество объектов, не входящих в систему, изменение свойств которых может менять состояние системы. Внешние объекты, не влияющие на существенные свойства системы и на которые система также не влияет, не относятся к среде
(Андреева, 1974. С.26);
– по Б.Хиллеру, среда, во-первых, – это набор феноменов, фактов и вещей и, во-вторых, это то, что мы переживаем. Среда, с одной стороны, – это физические факты, с другой – система человеческого опыта;
– понятие среды отражает ту часть бытия вообще, которая окружает данную вещь, оказывает на них то или иное воз действие (Баньковская, 1991. С. 27);
– по Н.Е.Пряшникову, это комплекс факторов, параметров, внешних по отношению к ее обитателям и способных не только обеспечивать их существование и развитие, но и оказывать предписывающее воздействие на индивидов, стимулируя одни формы поведения и ограничивая другие.

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
125.30 кб

Образовательная среда современного вуза: организационно-психологический взгляд

Ясько Бэла Аслановна, Шалюгина Татьяна Александровна
Проблема конкуренции в системе образовательных услуг рассматривается в контексте современных подходов к интерпретации мира «конфликтующих реальностей»; проводится организационно-психологический анализ некоторых аспектов конкуренци
Читать PDF
31.25 кб

Интеллект: среда или гены

Нечаева О.И.
Читать PDF
495.36 кб

Институциональная среда бедности населения северного региона России

Корчак Е. А.
Читать PDF
141.72 кб

Городская среда и свободное время

Закиров Р. С., Смагина Ю. А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Абиотическая среда

    неживое физическое и химическое окружение живых организмов. Эту среду составляют природные условия, происхождение которых непосредственно не связано с жизнедеятельностью живущих в ней организм
  • Предметная среда детства развивающая

    система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единст
  • Экологическая среда

    система взаимодействий человека и мира (по У.Бронфенбреннеру). Представляет собой систему из четырех концентрических структур. Микросистема-структура деятельностей, ролей и межличностных взаимо
  • СРЕДА ОБЩЕСЕМЕЙНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

    см. Психогенетика.
  • Социальная среда и личность

    Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия. Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни,
  • Рабочая среда

    физические условия, в которых работает группа.
  • среда внешняя

    вид среды, окружающей человека, в которой различают С. физическую и социальную.
  • реальная среда

    та часть потенциальной среды, которая актуализируется поведением организма.
  • Профессиональное общение как среда саморазвития специалиста

    Профессиональное общение (П. о.) обеспечивает изменение, развитие ценностной сферы личности специалиста, формирование новых личностных смыслов и новых ценностей, его самореализацию как уникально
  • Окружающая среда в конфликте

    состоит из физической среды (географических, климатических, Экологических и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт).
  • СРЕДА КОНФЛИКТА

    совокупность условий и обстоятельств, в которых зарождается и развивается конфликт. Включает микросреду и макросреду конфликта. Учет конкретной С. к. при его анализе позволяет рассматривать конф
  • Среда косвенного воздействия

    внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но тем не менее влияют на нее.
  • Культурная среда

    Cultural context). Система ценностей, принятая в патриархальном обществе и влияющая на жизнь и развитие личности как мужчины, так и женщины.
  • СВЕРХЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СРЕДА РАБОЧЕГО МЕСТА

    состояние внешней среды на рабочем месте, которое приводит к возникновению в организме человека патологических изменений и (или) невозможности выполнения работы.
  • СРЕДА ОБИТАНИЯ

    Географическая область, условия в которой хорошо подходят для жизни определенного вида.
  • Общая среда

    систематическая, разделенная, межсемейная) - те элементы среды, которые являются общими для сравниваемых родственников.
  • Среда общения

    относительно самост., замкнутые социальные институты с качественно своеобразным ценностно-смысловым содержанием жизнедеятельности, определяющим содержание и стиль О. Качественные различия С. о.
  • ПОСТРОЕННАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

    Вообще – любое физическое окружение, созданное людьми согласно архитектурным планам, не следующим за естественными физическими формами. Большинство зданий построено с квадратными углами, прямы
  • ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

    environment) - все, что окружает живой организм и влияет на его рост, развитие и поведение.
  • ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, СРЕДНЕОЖИДАЕМАЯ

    термин Hartmann (1958), обозначает тип окружения, на которое, гипотетически, изначально рассчитан организм ребенка и которое запускает механизм взросления. Это понятие прямо противоречит взгляду З.Фред