РАБОЧАЯ СИЛА Рабочая территория

Рабочая среда

Найдено 2 определения термина Рабочая среда

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Рабочая среда

физические условия, в которых работает группа.

Оцените определение:

Источник: Психология общения. Глоссарий по книге

РАБОЧАЯ СРЕДА

совокупность физических (электромагнитные факторы, физические свойства воздушной среды, механические факторы: шумы, вибрации, ускорения), химических (естественный газовый состав воздуха, вредные примеси в воздухе), биологических (микроорганизмы, макроорганизмы), социально-психологических и эстетических факторов внешней среды, воздействующих на оператора. Внешняя среда рабочего места может определяться следующими факторами: 1) метеорологическими условиями (температура, влажность воздуха, давление, микроклимат, газовый состав воздуха и т. п.); 2) работой машин и производственного оборудования (шумы, вибрации, электромагнитные излучения, вредные примеси воздуха и др.). При нормировании факторов Р. с. различают следующие четыре уровня: 1) комфортная Р. с, обеспечивающая оптимальную динамику работоспособности человека, хорошее самочувствие и сохранение его здоровья; 2) относительно дискомфортная Р. с, воздействие которой обеспечивает заданную работоспособность, но вызывает у человека неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы; 3) экстремальная Р. с, приводящая к снижению работоспособности человека и вызывающая функциональные изменения, не имеющие патологического характера; 4) сверхэкстремальная Р. с, под влиянием которой в организме происходят патологические изменения и (или) создается невозможность выполнения работы. Изменения функционального состояния оператора в условиях 1 и 2 носят, как правило, характер адекватной мобилизации, в условиях 3 и 4 — динамического рассогласования. При проектировании Р. с. необходимо учитывать следующие положения: 1) факторы Р. с. при их комплексном воздействии не должны оказывать отрицательного влияния на здоровье человека в течение длительного времени (годы); 2) допустимые параметры неблагоприятных факторов не должны вызывать существенного снижения работоспособности в течение рабочего дня.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Образовательная среда современного вуза: организационно-психологический взгляд

Ясько Бэла Аслановна, Шалюгина Татьяна Александровна
Проблема конкуренции в системе образовательных услуг рассматривается в контексте современных подходов к интерпретации мира «конфликтующих реальностей»; проводится организационно-психологический анализ некоторых аспектов конкуренции/сотрудничества в системе высшего профессионального образования. Делается вывод о необходимости конструирования объединительной концепции и движения к продуктивной конкуренции с опорой на высшие этические принципы отечественной педагогической деятельности: преданность профессии, служение, коллективизм.
Скачать PDF

Социально-воспитательная среда вуза как основа развития социальной идентичности и социализации субъе

Фёдорова Полина Сергеевна
В статье рассматривается социально-воспитательная среда вуза, вопросы взаимодействия с ней студентов, эффективность данного взаимодействия.
Скачать PDF

Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики

Мануйлов Юрий Степанович
Необоснованные, неточные, неполные, а то и ошибочные определения ведут к путанице и дезориентируют исследователей. К примеру, кто-то полагает, что изучает образовательную среду, тогда как на деле анализирует образовательное пространство, и вместо того, чтобы делать обобщения, касающиеся пространства, он ошибочно их распространяет на среду. Обсуждению соотношения педагогических понятий посвящена данная статья.
Скачать PDF

Социально-образовательная среда как фасилитатор или ингибитор для формирования субъектности подраста

Кочеткова Татьяна Николаевна
Предметом работы является анализ роли социально-образовательной среды в становлении субъектности подрастающего поколения. Цель работы заключалась в исследовании причин, по которым социальнообразовательная среда выступает ингибитором или фасилитатором для развития субъектности. В исследовании использовались методы теоретического, количественного и качественного анализа данных. В современных условиях нестабильности социально-экономического уровня жизни подавляющей части российского населения произошла серьезная трансформация взглядов на вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. В наступившие времена воинствующего покорения материального благополучия ценой его достижения являются амбивалентные представления о ценностях, необходимых для развития полноценно функционирующей личности. Одной из ее граней является субъектность. Статья направлена на исследование признаков субъектности, анализ условий, необходимых для формирования субъектности личности.
Скачать PDF

Концептуальное проектирование информационных систем. Программная среда психосемантической идентифика

Бутенко Д. В., Ананьев А. С., В Попов К.
В статье описаны этапы проектирования новых информационных систем, позволяющие создавать нетривиальные проекты. В качестве примера описывается концептуальное проектирование автоматизированной системы, осуществляющей психосемантическую экспертизу аудиопродукции.
Скачать PDF

Образовательно-коррекционная среда и психоэмоциональные блоки при обучении в экстремальных условиях

Волов Вячеслав Теодорович, Волов Всеволод Вячеславович, Волова Наталья Юрьевна
В статье представлены системный анализ психологических и дидактических факторов, воздействующих на процесс обучения в экстремальных условиях, и результаты исследования психоэмоциональных характеристик обучающихся в пенитенциарной системе. Выявлены общие тенденции в перцептивной системе и системе психологических защит, влияющих на когнитивные и коммуникативные процессы. Установлено, что телекоммуникационные технологии наиболее адекватны психическому состоянию обучающегося в экстремальных условиях и эффективны в реализации педагогических задач. Определена коррекционная роль обучения, основанного на телекоммуникационных технологиях.
Скачать PDF

Образовательные учреждения как социально-организационная среда профилактики молодежного наркопотребл

Комбарова Анна Юрьевна
В течение последнего десятилетия одной из самых сложных и важных проблем российского общества, которая в значительной мере затрагивает высшие, средние профессиональные учебные заведения, является проблема здоровья молодого поколения. Образовательные учреждения как социальные институты обладают сегодня достаточным опытом и научным потенциалом для того, чтобы внести свой вклад в решение социально значимых теоретических и прикладных проблем в области профилактики наркомании и других социально-негативных явлений.
Скачать PDF

Интернет-форум как среда психологической поддержки супругов из семей трудовых мигрантов в ситуации в

Гриценко Валентина Васильевна, Ефременкова Мария Николаевна
Цель работы заключается в описании психологических особенностей коммуникации участников форума относительно ситуации вынужденного расставания супругов в условиях трудовой миграции. Практическая значимость и новизна работы заключается в выявлении возможностей Интернет-среды для психологической поддержки семей трудовых мигрантов. С помощью метода контент анализа материалов Интернет – форумов выявляются поводы обращения за психологической поддержкой к участникам виртуальной коммуникации членами семей, находящихся в условиях трудовой миграции, анализируются реакции участников форума на заявленные темы. Отмечено, что актуальность обращения к Интернет-ресурсам чаще возникает на стадии принятия решения о трудовой миграции, реже – на стадии разлуки, как правило, со стороны остающегося супруга. Большинство участников форумов оценивают ситуацию отъезда одного из супругов на заработки критически, описывая негативные варианты развития событий. В статье рассматриваются описанные на форумах копинг-стратегии, которые оцениваются с позиций оказания поддержки, расширения психологического опыта в ситуации вынужденной разлуки. Приведены примеры адаптивных, неадаптивных или относительно адаптивных копинг-механизмов, реализуемых участниками форумов. Итоговым обобщением в статье выступает обзор возможностей коммуникации в рамках Интернет-форумов для поиска эффективных стратегий совладания с ситуацией вынужденной разлуки по причине трудовой миграции.
Скачать PDF

Виртуальная образовательная среда для девиантных подростков в условиях специального закрытого учрежд

Мельникова Маргарита Леонидовна
Описан содержательный аспект виртуальной образовательной среды в условиях специального учреждения. Рассмотрены основные противоречия при решении задач социальной реабилитации подростков. Представлены общие проблемы образовательного процесса в условиях специального учреждения. Охарактеризованы основные положения концепции программированного обучения как основного аспекта в оптимизации виртуальной образовательной среды для девиантных подростков в условиях специального закрытого учреждения.
Скачать PDF

Психическое здоровье и окружающая среда

Маркелов Владимир Иванович
В статье делается попытка показать значение психологии и психологических исследований в туристической деятельности. Рассматривается экологическая психология как самостоятельная область психологических исследований, в основе которых лежит изучение психологических аспектов взаимодействия человека с различными видами окружающей природной среды. Приводятся основные направления эколого-психологических исследований, из которых два психологическая экология и психология окружающей среды рассматриваются более подробно. Освещаются отдельные аспекты влияния окружающей среды на психику и психические процессы индивидуума
Скачать PDF

Специфика адаптационных взаимодействий в системе «Личность -социокультурная среда» у студентов

Гилемханова Эльвира Нурахматовна
С использованием современных научных подходов системно-субъектного и системносинергетического проанализировано понятие «социально-психологическая адаптация». Выявлена специфика адаптационных взаимодействий в системе «личность социокультурная среда» у студентов. Введено и обосновано понятие «зона социально-психологической адаптации», представлена его типология.
Скачать PDF

Личность и экстремальная среда: от выживания к полноценному функционированию

Ширяева Ольга Сергеевна, Кондрашенкова Светлана Владимировна, Сурикова Яна Алексеевна
В статье с позиции субъектно-средового подхода рассматривается психологическая готовность личности к экстремальному воздействию. Представлена классификация экстремальных воздействий на основе их пространственно-временных характеристик и характера преобладающей оценки экстремальности. Предлагается модель системы личностных ресурсов, способствующих конструктивному преодолению экстремального воздействия и составляющих психологическую готовность к чрезвычайным и кризисным ситуациям как ситуативного, так и биографического уровня. Описывается разработанная система психологического сопровождения людей, проживающих на территориях с экстремальными условиями жизнедеятельности (на примере Камчатского края). Представлены теоретико-методологические предпосылки, лежащие в основе психологического сопровождения людей, проживающих на территориях с экстремальными условиями жизнедеятельности, общие принципы его реализации. Описаны программы, реализуемые на разных уровнях психологического сопровождения населения. Представлены данные об апробации комплекса программ, реализующих модель психологического сопровождения людей, проживающих на территориях с экстремальными условиями жизнедеятельности.
Скачать PDF