СЕРЕДА это что такое СЕРЕДА: определение — Психология.НЭС
СЕРЕБРА НИТРАТ СЕРЕДИНА ЖИЗНИ

СЕРЕДА

Найдено 1 определение:

СЕРЕДА

Григорий Кузьмич (1925-1995) — украинский психолог, специалист в области педагогической психологии и психологии памяти. Д-р психологических наук (1985), профессор. Был чл. Президиума ОП СССР (с 1970), чл. редкол. международного журнала Психология в России и восточно-европейских странах (Калифорния, Сан-Диего; с 1990г.), чл. редкол. журнала Современное общество (с 1993). С. родился в сельской семье, учился в одной из харьковских школ, которую из-за войны не успел закончить. В 1942 г. был отправлен на принудительные работы в Германию. После репатриации в конце войны вернулся в Харьков. Работал художником и одновременно заканчивал обучение в вечерней школе. В 1948 г. поступил на филологический фак-т Харьковского государственного ун-та, по окончании которого в течение 10 лет работал учителем. Интерес к психологии и, в частности, к психологическим аспектам обучения привел его в аспирантуру кафедры психологии Харьковского государственного ун-та, возглавляемую проф. П.И. Зин-ченко. Под его руководством выполнил и защитил канд. дис. на тему: Непроизвольное запоминание и обучение (1967). В 1969, после смерти П.И. Зинченко, возглавил кафедру психологии ХГУ. На протяжении последующих 20 лет разрабатывал интенциональный подход к проблеме памяти, ее природе и механизмам. Основной смысл этого подхода заключается в ориентации памяти на будущее, в понимании ее как механизма системной организации индивидуального опыта, необходимого для осуществления предстоящей деятельности. С этих позиций проводил исследования в трех направлениях: память и учение, специфичные эффекты памяти человека, память и личность. В 1985 в Институте психологии АН СССР защитил докт. дис: Память и деятельность (теоретическое и экспериментальное изучение природы человеческой памяти как функциональной психологической системы). Принимал участие в четырехлетней экспериментальной программе Психологический класс (1990), которая позволила создать практическую модель психологического сопровождения учеников, родителей и педагогов, отследить возможности различных теоретических и практических спецкурсов по психологии для учеников 10-11 классов общеобразовательных школ, выявить возможности работы психолога с классом. Основные положения его концепции, касающиеся психологической природы памяти, ее роли в обучении, разных видах деятельности, изучения специфических эффектов памяти (интерференции, реминисценции и т.д.), проблемы связи памяти с функциональной асимметрией мозга и т.д., изложены во многих статьях, монографиях, учебных пособиях. Главными из них являются: Учебник по инженерной психологии (автор и ред., 1976); Общая психология / под ред. А.В. Петровского (в соавт., 1970,1976,1986);. Психология и обучение / под ред. Б.Ф. Баева (в соавт.). СВ. Ильина

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме СЕРЕДА — 0

Найдено научных статей по теме — 10

Психологические условия развития личности в процессе преодоления экзистенциальных кризисов середины

Труженикова Н.С.
Скачать PDF

К вопросу о кризисе середины жизни

Манукян Виктория Робертовна
Кризис середины жизни рассматривается в данной статье в трех аспектах: как нормативный кризис индивидуальной жизни, как нормативный кризис семейной системы, как нормативный кризис профессионального развития. Приводятся новые эмпирические данные относительно распространенности кризисных явлений и обусловливающих психологических факторов, а именно: личностных качеств, ценностных ориентаций и системы защитных механизмов.
Скачать PDF

Психологические ресурсы преодоления кризиса середины профессиональной карьеры

Потявина Валерия Владимировна
В статье автор рассматривает психологические ресурсы, используемые человеком, переживающим кризис середины профессиональной карьеры. Анализируются понятия профессиональная карьера, кризис середины профессиональной карьеры, психологические ресурсы. Обсуждаются личностные и социально-психологические ресурсы, позволяющие выйти из кризиса с меньшими потерями.
Скачать PDF

Гендерные особенности смысложизненных ориентаций в период кризиса середины жизни и в предпенсионном

Бучацкая Марина Викторовна, Васина Надежда Васильевна, Костыря Светлана Сергеевна, Капранова Марина Валерьевна
Статья посвящена изучению смысложизненных ориентаций в разных возрастных группах, а именно в период кризиса середины жизни и в предпенсионном возрасте. Основной акцент дела­ется на гендерном аспекте данной проблемы.
Скачать PDF

Психологический анализ проживания личностью периода середины жизни

Алферова Маргарита Олеговна, Шаповаленко Ирина Владимировна
В статье представлены подходы к анализу развития личности во взрослости. Эмпирически иссле- дован феномен проживания периода середины жизни. Предложено понятие «вариант проживания середины жизни».
Скачать PDF

Гендерные особенности переживания и преодоления кризиса середины жизни

Чернобровкина Светлана Владимировна
Представлен анализ гендерных особенностей переживания и преодоления кризиса середины жизни. Проведенное эмпирическое исследование показало большую выраженность симптомов кризиса у мужчин в сравнении с женщинами. Была построена типология лиц, переживающих кризис середины жизни.
Скачать PDF

Психологическое благополучие государственных служащих в условиях кризиса середины жизни

Зиновьева Дина Муратовна
В статье описаны особенности проживания кризиса среднего возраста государственными служащими. Приведены результаты, опроса государственных служащих в возрасте от 30 до 50 лет, всего 40 человек, из них 22 женщины, 18 мужчин. Сопоставляются возрастные группы 30-40 (переходная) и 41-50 лет (кризисная). Использованы методики: авторская техника ассоциативной беседы, «Рисуночный тест» Э. Вартегга, модифицированная техника «Незаконченные предложения» Дж. Сакса и С. Леви, методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бака. С помощью психолого-символического опосредования выявлены признаки психологического неблагополучия на стадии продуктивности, выраженное чувство социальной несостоятельности у переходной и кризисной групп.
Скачать PDF

Взаимосвязь особенностей протекания кризиса середины жизни и особенностей мировоззрения личности

Водинчар Екатерина Акександровна, Щелокова Надежда Михайловна
Исследовательская работа посвящена изучению взаимосвязи особенностей протекания кризиса середины жизни и мировоззрения личности. Эмпирически выявлены ресурсные особенности мировоззрения, которые позволяют более продуктивно и мягко прожить неоднозначный период середины жизни.
Скачать PDF

Роль семейной истории в переживании женщиной внутренней трансформации в середине жизни

Жедунова Людмила Григорьевна, Королева Алена Анатольевна
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования роли, которую играют отдельные параметры семейной истории в процессе переживания женщинами внутренней трансформации в период середины жизни (период естественного биологического старения). Представлена процедура и результаты феноменологического и эмпирического исследования, интерпретация которых осуществляется в контексте трансгенерационного подхода. Авторы обосновывают целесообразность использования метафоры при изучении субъективной реальности, открывающей возможности как для понимания индивидуального характера переживаний, так и для их типологизации. В исследовании было установлено, что определенную роль в специфике переживания женщиной собственной трансформации играет характер психологических границ расширенной семьи: закрытости, непроницаемости семейных границ или открытости для окружающих, проницаемости. На основании результатов корреляционного анализа выявлены сильные взаимосвязи между закрытостью семейного пространства и состоянием угнетенности, «неволи» женщины в середине жизни (метафора «девочка на побегушках»), В то же время состояние творческого полета, открытости новому опыту (метафора «время расправить крылья») связано с открытостью семейного пространства в расширенной семье. Таким образом, психологическая закрытость семейного пространства расширенной семьи не позволяет женщине выходить за рамки привычных паттернов поведения в ситуациях, когда возникает необходимость реагировать «по-новому».
Скачать PDF

Факторы кризиса середины жизни у педагогов дополнительного образования

Серякова Светлана Брониславовна, Шмагина Юлия Дмитриевна
В статье актуализирована проблема кризиса середины жизни педагогов дополнительного образования. Даны определения таким понятиям как: кризис, ценностные ориентации, эмоциональное (профессиональное) выгорание, удовлетворенность жизнью, психолого-педагогическое сопровождение. Выделены факторы кризиса среднего возраста. Подчеркивается важность психолого-педагогического сопровождения педагогов дополнительного образования в период кризиса середины жизни. Охарактеризованы особенности и принципы психолого-педагогического сопровождения педагогов дополнительного образования в период кризиса середины жизни. Описаны результаты экспериментального исследования факторов кризиса середины жизни. Перечислены применяемые в исследовании методики. Рассматривается динамика эмоционального (профессионального) выгорания, ценностных ориентаций, удовлетворенности жизнью у педагогов дополнительного образования в период кризиса середины жизни. Проведён сравнительный анализ первичной и вторичной диагностик исследования факторов кризиса середины жизни.
Скачать PDF