Социальная среда и личность

Найдено 1 определение
Социальная среда и личность
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия. Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий. Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек". Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF

Социальная среда и личность

Петрова Софья Игоревна
В статье рассматривается социальная среда, ее влияния на личность и культурные процессы в целом.
Читать PDF

Социальная среда и личность

Петрова С.И.
В статье рассматривается социальная среда, ее влияния на личность и культурные процессы в целом.
Читать PDF

Интернет как среда реализации социальных мотивов личности

Козлова Наталия Сергеевна
Данная работа посвящена анализу интернет-среды как виртуального пространства, в котором личность удовлетворяет свои социальные потребности и мотивы.
Читать PDF

Социальная среда как психологический фактор развития обучающейся личности

Ичин-Норбу Зоя Николаевна
Читать PDF

Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении

Холопова Любовь Алексеевна
статье речь идёт о важности составляющих той среды, где развивается личность и получает первые социальные опыты, которые должны ей помочь определиться в жизни во всех положительных смыслах и стать достойным гражданином страны, уме
Читать PDF

Комфортная социокультурная среда класса как средство формирования личностных и социальных умений мла

Горланова Светлана Алексеевна
Одним из приоритетов утвержденных ФГОС начального общего образования является духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. На примере своей воспитательной программы «Мы вместе!
Читать PDF

Социально-культурная среда вуза как фактор профессионального становления личности студента (на приме

Петрова Мария Сергеевна
В статье дана характеристика социально-культурной среды Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова.