СЛУХ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Слух
передача предметных сведений по каналам коммуникации межличностной.

Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)

СЛУХ
Восприятие звука, прежде всего через ухо. Некоторые авторы предпочитают употреблять этот термин для обозначения процесса, используя понятие аудирования (или слушания) для обозначения слуховой чувствительности; большинство других не делают такого различия. См. аудирование и связанные с ним термины.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СЛУХ
Обширная область исследований, охватывающая психологические, физиологические и психофизические аспекты звука; особенно исследования механизмов слушания. Многие авторы придерживаются мнения, что слух - это ощущение, а слушание - процесс, но другие так не считают. О составных терминах, не включенных в эту статью, см. слушание и следующие статьи.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СЛУХ
способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра:
1) громкость - которая соотносится с интенсивностью раздражителя звукового;
2) высоту - соотносимую частоте;
3) тембр, или окраска - для звуков сложных, соотносимый со структурой звукового спектра.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СЛУХ
Непроверенное и обычно неточное сообщение, история или характеристика, которые обычно передаются по сообществу устно. Слухи имеют тенденцию возникать в периоды социального напряжения; обычно они касаются людей или событий, к которым имеется значительный интерес, но о которых мало конкретной, достоверной информации. С распространением слухи имеют тенденцию претерпевать как нивелирование (становятся более короткими и простыми), так и заострение (усиление определенных деталей и пренебрежение другими).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СЛУХ
один из пяти органов чувств; восприятие звуковых колебаний.
Мощный фактор сексуальной возбудимости, прежде всего для женщин. Чаще всего активность половая стимулируется комплиментами, музыкой, стихами, иногда – грубо чувственными высказываниями эротического характера. Ср. Копролалия; Копрофемия; Секс телефонный; Эксаудоризм.
«Хосе Аркадио почувствовал, что он возносится в какие-то райские выси, из его переполненного сердца хлынули фонтаном нежнейшие непристойности, они вливались в девушку через уши и выливались у нее изо рта, переведенные на ее язык.» Г. Г. Маркес. Сто лет одиночества.

Источник: Словарь доктора либидо

СЛУХ
способность к восприятию колебаний давления воздуха в виде слуховых ощущений и к реагированию на звуки, физически представляющие собой, соответственно, периодические или непериодические, простые или сложные колебания давления воздуха с частотой в диапазоне от 20 Гц до 20 000 Гц. С. имеет существенное значение в жизни человека и является второй после зрения по степени своей важности сенсорной способностью. Значение С. состоит в том, что многие существенные для человека объекты и процессы, происходящие во внешнем мире, производят движения и вызывают колебания воздушной среды. Эти колебания выступают в качестве сигналов, по которым человек ориентируется в окружающем мире. Максимально низкий порог слышимости (абсолютный нижний порог слуховых ощущений) наблюдается при частотах 100—300 Гц.. См. абсолютный нижний порог ощущения, анализатор слуховой, рецепторы слуховые, слух музыкальный, слух тембральный, слух тональный, слух фонематический, слух цветной, слуха объем, слуха теория локализационная, слуха теория телефонная, слуха теория фортепьянная, ухо внешнее, ухо внутреннее, ухо среднее.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СЛУХ
способность живого организма воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора, который связан с другими анализаторами и эфференными системами. Первоначальными, жизненно важными стимулами, формировавшими С, были звуки и шумы живой и неживой природы. Для человека особым, чрезвычайно важным фактором формирования слуховой функции является членораздельная речь, акустические характеристики которой находят определенное отражение в соответствующих характеристиках С. Помимо речевых имеется ряд других культурных форм звуков, таких как музыкальные звуки, звуки трудовых процессов и т. п., которые не привели, однако, к формированию особых параметров С. в филогенетическом смысле, а только определили его частные навыки и способности. Как и для любой другой сенсорной системы, основной особенностью действия С. является отражение внешнего мира в форме адекватного образа, т. е. в данном случае — звукового. Статический звуковой образ содержит три параметра, определенным образом связанные с объективными характеристиками звуков: громкость (соответствует интенсивности), высота (соответствует частоте) и для звуков сложного состава тембр, или «окраска» (соответствует структуре звукового спектра). Однако для звуков сложного состава их спектр является носителем информации не только о тембре, но и о высоте и громкости. Реальные звуки практически никогда не имеют статической структуры, поэтому для звукового образа весьма характерна его динамическая структура, определяемая изменением и взаимосвязью громкостных, высотных и тембровых признаков во времени. На интенсивности стимулов для С, как и для других сенсорных систем, характерна логарифмическая зависимость уровня ощущения от силы воздействия стимулов (масштаб равных относительных приращений).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

СЛУХ
англ. audition, hearing) - способность человека (живого организма) с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе С. лежит деятельность слухового анализатора, который связан с др. анализаторами и эфферентными системами.
Первоначальными, жизненно важными стимулами, формировавшими С, были звуки и шумы неживой и живой природы. Для человека особым, чрезвычайно важным фактором формирования слуховой функции является членораздельная речь, акустические характеристики которой находят определенное отражение в соответствующих характеристиках С. Помимо речевых имеется ряд др. культурных форм звуков, таких как музыкальные звуки, звуки трудовых процессов и т. п., которые, однако, не привели к формированию особых параметров С. в филогенетическом смысле, а только определили его частные навыки и способности (напр., С. музыканта, врача, регулировщика машины и т. п.). Возможности С. ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (напр., инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого С.
Как и для любой др. сенсорной системы, основной особенностью действия С. является отражение внешнего мира в форме адекватного образа, т. е. в данном случае - звукового. Простейший звуковой образ содержит 3 параметра, определенно связанные с объективными характеристиками звуков: громкость (соответствует интенсивности), высота (соответствует частоте) и тембр, или "окраска" (соответствует структуре звукового спектра).
На средних уровнях интенсивности стимулов для С. характерна логарифмическая зависимость уровня ощущения (громкости) от силы воздействия стимулов (масштаб равных относительных приращений), которая утверждается в законе Фехнера. См. также Абсолютный слух, Адаптация слуховая, Аудиометрия; Акустика психологическая, Акустика физиологическая, Белый шум, Бинауральный слух, Восприятие сложных звуков, Децибел, Музыкальный слух, Острота слуха, Психология глухих, Слуховой анализатор, Спектр звуковой, Фонематический слух.
Добавление: Слуховые ощущения различаются по высоте, громкости и тембру. Высота зависит от частоты колебаний звуковой волны, которая меряется в герцах (Гц). Человеческий С. характеризуется сравнительно большим диапазоном различения частот колебаний звуковых волн (от If 20 000 Гц). Границей слышимых звуков в отношении низких частот является граница инфразвука в отношении высоких частот - граница ультразвуков. Верхняя граница воспринимаемых час у взрослого человека каждые 6 мес снижается примерно на 80 Гц.
Громкость определяется в основном амплитудой колебаний (интенсивностью) звуковой вол но зависит и от частоты. Весь диапазон интенсивности звуков, воспринимаемых человеком, составляет 130 дБ. Звук интенсивностью свыше 130 дБ вызывает ощущение боли в ушах. За единицу громкости принят "сон". Один сон соответствует громкости тона 1000 Гц на уровне 40 дБ (фонов) выше порога.
Тембр определяется формой колебаний звуковой волны и зависит от источника звука - колеблющегося тела. Звуки, производимые различными музыкальными инструментами, человеческие голоса имеют свой, присущий им тембр. По тембру часто легко определить характер звучащего i (металл, стекло и т. п.).
С, как и зрение, имеет огромное значение в жизни человека. Слуховой анализатор адекватно отражает окружающую среду в таких условиях, когда работа зрительного анализатора затруднена: напр., в условиях кислородного голодания на больших высотах, при воздействии больших положительных ускорений, в состоянии невесомости, в условиях ограниченной видимости и т. п.
К слуховым ощущениям относятся ощущения музыкальных звуков и шумов. Музыкальные звуки вызываются периодическими воздушными колебаниями, шумы - апериодическими. Громкий шум неблагоприятно воздействует на организм человека и вызывает у него неприятные ощущения. Уровень шума измеряется шумомером и выражается в единицах интенсивности (дБ). Сильный производственный шум снижает работоспособность человека, производительность труда, увеличивает вероятность развития неврозов, ухудшает зрение, вызывает головные боли и усталость, является причиной снижения внимания и увеличения времени реакции. Отрицат. воздействие шума возрастает с увеличением его интенсивности. Шум с переменной интенсивностью более вреден, чем шум постоянной интенсивности. В соответствии с уровнем шума цеховые помещения делятся на очень шумные (выше 90 дБ), шумные (70-90 дБ) и малошумные (менее 70 дБ). Длительное воздействие шума интенсивностью ок. 90 дБ снижает производительность труда на 30-66%. При уровне шума свыше 120 дБ необходимо использовать защитные шлемы. Границей, выше которой нельзя допускать длительного воздействия шума на человека (без защитных приспособлений), является 135 дБ. Интенсивность импульсного разового шума не должна превышать 150 дБ. При работе в шумном помещении должны быть предусмотрены длительные интервалы тишины, необходимые для отдыха органов С. и предотвращения слуховой усталости. При умственной работе, требующей длительного сосредоточения, предельно допустимый уровень шума составляет 40 дБ. Если работа требует периодического использования телефона, уровень шума, измеренный ок. телефонного аппарата, не должен превышать 50-55 дБ, уровень шума в 75 дБ полностью исключает возможность использования телефонной связи. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
293.42 кб

Эмоциональный слух как способ компенсаторной возможности дошкольников с общим недоразвитием речи

Ковязина Инна Валентиновна
Статья посвящена изучению особенностей распознавания эмоциональной информации по голосу детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Читать PDF
447.53 кб

РЕЧЬ АКТЕРА И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ

Автушенко И.А.
The article is about a certain phenomenon that can be called an «emotional ear», which plays an important role in the interaction between actors.
Читать PDF
288.26 кб

Слух (слухи) (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)

Исупов Константин Глебович
Статья «Слух (слухи)» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
830.69 кб

Нормативы и регламенты воздействия звука на слух человека: рекомендации в соответствии с научными ос

Овчинников Евгений Леонтьевич, Ерёмина Наталья Викторовна, Ромашова Наталья Александровна, Шаталаева Марина Николаевна
Концепция научных принципов дозиметрии звука строится на предположении, что функциональные свойства слуховых рецепторов определяются морфоструктурой спирального органа.
Читать PDF
75.34 кб

Барашнев Ю. И. , Пономарева Л. П. Зрение и слух у новорожденных. Диагностические скрининг-технологии

Новиков П. В.
Читать PDF
315.75 кб

Фонематический слух как средство развития аудитивной компетенции

Бондарева Л. В.
Читать PDF
33.76 кб

Р. К. Миньяр-белоручев. Методика обучения переводу на слух. Издательство иmо. Москва, 1959. 183 с

Гарбовский Н.К.
Читать PDF
139.74 кб

Сравнительное исследование интеллектуального развития старшеклассников с сохранным и нарушенным слух

Богданова Тамара Геннадиевна
С целью изучения интеллекта старшеклассников с сохранным и нарушенным слухом был апробирован школьный тест умственного развития, позволивший установить количественные различия в интеллектуальном развитии школьников и охарактеризов
Читать PDF
631.50 кб

Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Ковязина Инна Валентиновна, Агавелян Оганес Карапетович
Статья посвящена изучению особенностей распознавания эмоциональной информации по голосу детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Читать PDF
169.03 кб

Понятие «Стилевой слух» как категория музыкальной педагогики

Чиркина Дарья Владимировна
Статья посвящена обоснованию и введению в категориальный аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух», в ней конкретизируется содержание понятия «стилевой слух», определяется его структура, обосновывается значимость в на
Читать PDF
144.33 кб

ТАРДОВСКАЯ СТАТИСТИКА, МАШИННЫЙ СЛУХ И BIG DATA. ВСЕ, ЧТО ВОСПРИНИМАЕМО, - ЛИШЬ ЧИСЛО

Сивер Ник, ,
Читать PDF
224.87 кб

Связь функциональной готовности к школе и развитие моторных навыков, у детей депривированных по слух

Белова О. А., Клочкова И. А.
Most the thorny question of diagnostics of readiness for school rises in case of its application to children developing in adverse conditions, in particular, in the conditions of acoustical deprivation.
Читать PDF
62.45 кб

Понятие «Стилевой слух» как категория музыкальной педагогики

Чиркина Дарья Владимировна
Статья посвящена обоснованию и введению в категориальный аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух», который рассматривается как одна из разновидностей музыкального слуха, направленная на распознавание стилевой характе
Читать PDF
241.51 кб

Преподавание и интенсификация обучения восприятию иноязычной речи на слух

Бутова Ирина Владимировна
Анализируются перспективы внедрения целенаправленного и последовательного развития умений аудирования в учебный процесс.

Похожие термины:

  • СЛУХ АБСОЛЮТНЫЙ

    Способность распознавать высоту любого звука и правильно называть ее. Также называется совершенный слух.
  • Слух агрессивный

    одна из разновидностей слуха по экспрессивной классификации. Отражает эмоцию ненависти к какой-либо социальной общности (этнической, конфессиональной, сословной) и в ряде случаев способствует фо
  • СЛУХ БИНАУРАЛЬНЫЙ

    восприятие звуковой информации через оба уха. За счет различий некоторых характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, источник звука локализуется в пространстве: звуковой образ см
  • ЦВЕТНОЙ СЛУХ

    См. слух, цветной.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ

    англ.emotional car) – термин В.П.Морозова (1985), обозначает способность по голосу человека в нескольких фразах распознавать его эмоциональное состояние.
  • СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

    способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Ф. с. - слуховое восприятие фонем данного языка.
  • МОНОУРАЛЬНЫЙ СЛУХ

    см. Бинаураль-ный слух.
  • Речевой слух

    способность выделять из совокупности звуковых раздражителей, воздействующих на индивида, речь другого человека.
  • СОВЕРШЕННЫЙ СЛУХ

    См. абсолютный слух.
  • СЛУХ, ХРОМАТИЧЕСКИЙ

    вариант синестезии, когда акустические стимулы сопровождаются оптическими цветовыми ощущениями.
  • СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

    способность человека определять абсолютную высоту, громкость и тембр звуков. С.м., в свою очередь, делится на абсолютный, относительный и внутренний. Абсолютный С.м.-это способность определять абсо
  • СЛУХ: НАРУШЕНИЕ

    соответственно степени нарушения (ослабления) слуха люди разделяются на три группы: 1) глухие, или глухонемые - имеют врожденные или приобретенные в раннем детстве нарушения слуха и не могут овладе
  • СЛУХ, ОСЛАБЛЕННЫЙ

    Характеристика человека с относительно серьезным нарушением слуха, но, по сути, не являющегося абсолютно или глубоко глухим. Многие предпочитают этот термин термину глухота (см. этот и связанные с
  • Псевдоабсолютный слух

    Словообразование. Происходит от греч. pseudos - ложь + лат. absolutus - неограниченный. Категория. Характеристика слуховой чувствительности. Специфика. Способность к точному определению высоты звуков, при
  • Слух-пугало

    одна из разновидностей слуха по экспрессивной классификации. Отражает преобладающую эмоцию страха или социального пессимизма и усиливает вероятность паники массовой
  • Слух-желание

    одна из разновидностей слуха по экспрессивной классификации. Отражает оптимистические настроения и ожидания и часто приводит к благодушному бездействию; общество, пораженное эйфорией, впоследс
  • СЛУХ ТЕМБРАЛЬНЫЙ

    слух, в основе которого находится способность человека воспринимать и тонко различать звуки, имеющие различный тембр. См слух, слух фонематический, тембр.
  • СЛУХ ТОНАЛЬНЫЙ

    слух, основанный на способности человека или животного различать звуки по их основному тону. См. слух, слух тембральный, тон.