СЛУХ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Слух
передача предметных сведений по каналам коммуникации межличностной.

Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)

Слухи
информация, источники которой Неофициальны и достоверность которой не установлена.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Слухи
Rumor) — Переносимая «виноградной лозой» информация, распространяемая без предоставления общепринятых свидетельств достоверности.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

Слухи
специфический вид межличностных неформальных коммуникаций, в процессе которых сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

СЛУХИ
массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего С. возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу. С.— фактор, заметно влияющий на психологический климат группы.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

слухи

социально-психическое явление, вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, лишь в некоторой степени соответствующий реальным событиям (а иногда и вымышленный), становится достоянием обширной диффузной общности людей.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

СЛУХ
Восприятие звука, прежде всего через ухо. Некоторые авторы предпочитают употреблять этот термин для обозначения процесса, используя понятие аудирования (или слушания) для обозначения слуховой чувствительности; большинство других не делают такого различия. См. аудирование и связанные с ним термины.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СЛУХ
Обширная область исследований, охватывающая психологические, физиологические и психофизические аспекты звука; особенно исследования механизмов слушания. Многие авторы придерживаются мнения, что слух - это ощущение, а слушание - процесс, но другие так не считают. О составных терминах, не включенных в эту статью, см. слушание и следующие статьи.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СЛУХ
способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра:
1) громкость - которая соотносится с интенсивностью раздражителя звукового;
2) высоту - соотносимую частоте;
3) тембр, или окраска - для звуков сложных, соотносимый со структурой звукового спектра.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СЛУХ
Непроверенное и обычно неточное сообщение, история или характеристика, которые обычно передаются по сообществу устно. Слухи имеют тенденцию возникать в периоды социального напряжения; обычно они касаются людей или событий, к которым имеется значительный интерес, но о которых мало конкретной, достоверной информации. С распространением слухи имеют тенденцию претерпевать как нивелирование (становятся более короткими и простыми), так и заострение (усиление определенных деталей и пренебрежение другими).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СЛУХ
один из пяти органов чувств; восприятие звуковых колебаний.
Мощный фактор сексуальной возбудимости, прежде всего для женщин. Чаще всего активность половая стимулируется комплиментами, музыкой, стихами, иногда – грубо чувственными высказываниями эротического характера. Ср. Копролалия; Копрофемия; Секс телефонный; Эксаудоризм.
«Хосе Аркадио почувствовал, что он возносится в какие-то райские выси, из его переполненного сердца хлынули фонтаном нежнейшие непристойности, они вливались в девушку через уши и выливались у нее изо рта, переведенные на ее язык.» Г. Г. Маркес. Сто лет одиночества.

Источник: Словарь доктора либидо

СЛУХИ
явление межличностного обмена искаженной эмоционально окрашенной информацией; стихийное или преднамеренное распространение искаженной информации. Психологическими механизмами живучести и быстрого распространения С. являются: неудовлетворенность людей информацией о жизненно важных событиях, стремление людей занимать ключевые, высокостатусные позиции в информационных потоках, компенсировать дефицит общения, трудность «удержания» актуальной информации и др. С. являются одним из средств осуществления психологических операций. Выделяют С.: пугала, желания, агрессивные. Борьба со слухами является важной задачей противодействия психологическим операциям противника.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СЛУХИ
форма-модель интерличностной коммуникации-контактирования в фабуле-процессе кот. инкарнируются-проявляются определенные достоверно-наличные или же фальсифицировано-ложные события-обстоятельства-эпизоды, связанные с теми или иными людьми, группами, альянсами, группировками, союзами, кланами; чаще всего С. явл. источниками демагогическо-фальсифицированной информации, когда, к примеру, один из субъектов пытается ввести в заблуждение-обман другого субъекта, с целью заполучить те или иные личностные выгоды-привилегии; исследовательский интерес представляет информационно-модельный подход к С., когда, например, необходимо субъекту установить-зафиксировать ложность или достоверность тех или иных слухов, кот. либо близки к реальным событиям, или же совершенно искажают-деформируют истинное положение вещей-предметов-объектов-ситуаций-событий.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СЛУХ
способность к восприятию колебаний давления воздуха в виде слуховых ощущений и к реагированию на звуки, физически представляющие собой, соответственно, периодические или непериодические, простые или сложные колебания давления воздуха с частотой в диапазоне от 20 Гц до 20 000 Гц. С. имеет существенное значение в жизни человека и является второй после зрения по степени своей важности сенсорной способностью. Значение С. состоит в том, что многие существенные для человека объекты и процессы, происходящие во внешнем мире, производят движения и вызывают колебания воздушной среды. Эти колебания выступают в качестве сигналов, по которым человек ориентируется в окружающем мире. Максимально низкий порог слышимости (абсолютный нижний порог слуховых ощущений) наблюдается при частотах 100—300 Гц.. См. абсолютный нижний порог ощущения, анализатор слуховой, рецепторы слуховые, слух музыкальный, слух тембральный, слух тональный, слух фонематический, слух цветной, слуха объем, слуха теория локализационная, слуха теория телефонная, слуха теория фортепьянная, ухо внешнее, ухо внутреннее, ухо среднее.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СЛУХИ
специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории. Наряду с описываемым событием С. отражают также общественное мнение и настроение, более общие социальные стереотипы и установки аудитории и, наконец, информационную ситуацию в регионе. С. зачастую являются источником ложной, искаженной информации, провоцирующей напряженность и конфликты. С. принято классифицировать по двум параметрам: 1) экспрессивный – эмоциональные состояния, выражаемые в содержании С., и соответствующие типы эмоциональных реакций: С. – желание, С. пугало, агрессивный С.; 2) информационный – степень достоверности сюжета: от абсолютно ложных до относительно близких к действительности. Основной фактор циркуляции С. – возникающий вследствие неудовлетворенного интереса информационный вакуум, который заполняется спонтанно или усилиями заинтересованной в С. стороны. Знание причин и закономерностей распространения С. помогает организовать информационную политику т. о., чтобы свести к минимуму вероятность их возникновения и в случае возникновения эффективно им противодействовать.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

СЛУХИ
массовидное явление психики, представляющее собой непроверенную информацию, вызывающую эмоции и повышенный интерес у людей, передаваемую друг другу в устной форме. Речь в данном случае чаще всего идет о непроверенной или в принципе не проверяемой, не вполне достоверной информации, которая искажается при ее передаче через множество людей. С. могут быть разных типов: 1. Слух-желание. В нем выражаются ожидания, интересы и потребности больших масс населения. Содержанием таких С. обычно становится то, что хотели бы видеть или иметь люди (например, С. об ожидаемом повышении зарплаты). 2. Слух-пугало. Это С., в которых содержится информация о событиях, угрожающих благополучию людей, вызывающих у них чувства страха и тревоги (например, С. о резком повышении цен или о грозящей природной катастрофе). 3. Агрессивный слух. Это С. о событиях, вызывающих агрессивные чувства у больших масс людей (например, С. о том, что какой-то известный и не очень любимый в народе человек совершил отвратительный поступок, например, лишил жизни того, кто, напротив, любим и популярен в народе). 4. Слух-нелепица. В нем содержится «информация» о какие-либо невероятных событиях (например, о грядущем конце света или об инопланетянах, спустившихся на Землю). Чаще всего С. возникают и распространяются сами по себе, спонтанно, но иногда их распространяют целенаправленно, сознательно и специально, в каких-либо пропагандистских или политических целях, и делают это вполне определенные люди и организации. С. считаются типичной составляющей обыденного сознания. См. массовидные явления психики, пропаганда, сознание обыденное.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СЛУХ
способность живого организма воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора, который связан с другими анализаторами и эфференными системами. Первоначальными, жизненно важными стимулами, формировавшими С, были звуки и шумы живой и неживой природы. Для человека особым, чрезвычайно важным фактором формирования слуховой функции является членораздельная речь, акустические характеристики которой находят определенное отражение в соответствующих характеристиках С. Помимо речевых имеется ряд других культурных форм звуков, таких как музыкальные звуки, звуки трудовых процессов и т. п., которые не привели, однако, к формированию особых параметров С. в филогенетическом смысле, а только определили его частные навыки и способности. Как и для любой другой сенсорной системы, основной особенностью действия С. является отражение внешнего мира в форме адекватного образа, т. е. в данном случае — звукового. Статический звуковой образ содержит три параметра, определенным образом связанные с объективными характеристиками звуков: громкость (соответствует интенсивности), высота (соответствует частоте) и для звуков сложного состава тембр, или «окраска» (соответствует структуре звукового спектра). Однако для звуков сложного состава их спектр является носителем информации не только о тембре, но и о высоте и громкости. Реальные звуки практически никогда не имеют статической структуры, поэтому для звукового образа весьма характерна его динамическая структура, определяемая изменением и взаимосвязью громкостных, высотных и тембровых признаков во времени. На интенсивности стимулов для С, как и для других сенсорных систем, характерна логарифмическая зависимость уровня ощущения от силы воздействия стимулов (масштаб равных относительных приращений).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Слухи
специфический вид межличностной коммуникации, процесс и форма распространения более или менее достоверных сведений о социально значимом предмете по каналам межличностной коммуникации в обширной диффузной аудитории. Наряду с описываемыми событиями (реальными или воображаемыми) содержание С. отражает также обществ. мнение и настроение, стереотипы и установки аудитории и, наконец, общую информационную ситуацию. Поэтому изучение и составление баланса С. обеспечивает исследователя (психолога, социолога) ценными разносторонними данными о состоянии и динамике социально-психол. реальности. Вместе с тем циркулирующие С. служат самост. фактором формирования мнений, настроений, установок и т. о. опосредованно влияют на идеологические, полит. и эконом. процессы. С. принято классифицировать по 2 осн. параметрам: экспрессивному и информационному. По типу эмоциональных состояний, выраженных содержанием С., и по соответствующим реакциям аудитории (экспрессивный параметр) выделяются С.-желание, С.-пугало, агрессивные С. По степени достоверности содержания (информационный параметр) С. выстраиваются в шкалу от совершенно ложных до практически совпадающих с действительностью. Исследованиями показано, что С., циркулирующие в рамках широкой значимой аудитории, не бывают полностью достоверными, потому что в процессе распространения сюжет подвергается закономерным изменениям: одни детали исчезают (сглаживание), другие гиперболизируются (заострение) или видоизменяются, приспосабливаясь к актуализированным стереотипам и установкам (адаптация). Осн. факторы циркуляции С.: интерес аудитории к предмету и дефицит субъективно надежной информации. Второй фактор, в свою очередь, определяется соотношением количества, доступности официальных сообщений и доверия к источнику сообщений. Возникающий вследствие неудовлетворенного интереса информационный вакуум заполняется спонтанно или целенаправленными пропагандистскими усилиями. Знание причин и закономерностей распространения С. помогает формировать «слухоустойчивые» системы информации, снижая вероятность возникновения опасных С. и создавая возможность при их возникновении эффективно им противодействовать. Лит.: Назаретян А. П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. М., 2007. А. П. Назаретян, Ю. А. Шерковин

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Слухи
процесс распространения предметных сведений по каналам межличностного О. Наряду с описываемыми событиями (реальными или воображаемыми) содержание С. отражает также обществ. мнение и настроение, стереотипы и установки аудитории. Поэтому изучение и составление баланса С. обеспечивает исследователя (психолога, социолога) ценными разносторонними данными о состоянии и динамике социально-психол. реальности. Вместе с тем циркулирующие С. служат самост. фактором формирования мнений, настроений, установок и т. о. опосредованно влияют на идеологические, полит. и эконом. процессы. С. принято классифицировать по 2 основным параметрам: экспрессивному и информационному. По типу эмоциональных реакций, выраженных содержанием С. (экспрессивный параметр), выделяются: С. - желание, С. - пугало, агрессивный С. По степени достоверности содержания (информационный параметр) С. выстраиваются в шкалу от ложных до близких к действительности; в ряде случаев содержание С. оказывается достовернее сведений из официальных источников и каналов массовой информации. Тем не менее, содержание С., циркулирующего в рамках широкой и политически значимой аудитории, не бывает полностью достоверным, потому что в процессе распространения сюжет подвергается закономерным изменениям: одни детали исчезают (сглаживание), другие гиперболизируются (заострение) или видоизменяются, приспосабливаясь к актуализированным стереотипам и установкам (адаптация). Основные факторы циркуляции С.: интерес аудитории к предмету и дефицит субъективно надежной информации. Второй фактор, в свою очередь, определяется соотношением количества, доступности официальных сообщений и доверия к источнику сообщений. Возникающий вследствие неудовлетворенного интереса информационный вакуум заполняется спонтанно или целенаправленно. Знание причин и закономерностей распространения С. помогает формировать «слухоустойчивую» информационную среду, а также оперативно ликвидировать нежелательные С. Лит.: Беззубцев С. Слухи, которые работают на вас. СПб., 2003; Горбатов Д. С. Сплетничание как социально-психологический феномен // Психол. журн., 2009, № 1; Дмитриев А. В., Тощенко Ж. Т. Общественное мнение в системе информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сб. ст. и мат-лов конф.). М., 1996; Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. Учеб. пособие. М., 2005; Шерковин Ю. А., Назаретян А. П. Слухи как социальное явление и как орудие психологической войны // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. А. П. Назаретян

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Слух
субъективное специфическое чувство, возникающие при действии звуковых сигналов. Слуховая чувствительность характеризуется абсолютным слуховым порогом, который зависит от частоты сигналов. У человека наиболее низкие пороги наблюдаются при частоте стимуляции в диапазоне 1000—4000 Гц и равны примерно 0,00001 Ньютона на м2 (10—5 Н/м2). Этот уровень принято обозначать как уровень звукового давления (УЗД) (см. Звукового давления уровень), от которого ведется отсчет интенсивности звуков в дБ.
У человека и животных С. воспринимает разные диапазоны частот (у человека от 16 Гц до 20 кГц. С возрастом у человека ухудшается слуховая чувствительность, особенно на высоких частотах. Интенсивность звука, вызывающая болевое ощущение (болевой порог слуха), равна примерно 140 дБ.
С. характеризуется восприятием громкости — субъективным коррелятом интенсивности звуковых сигналов, зависящей от их частоты. Это следует из так называемых кривых равной громкости, свидетельствующих, что для достижения определенного уровня громкости для разных частот тонального сигнала требуется различная физическая интенсивность звука. Наиболее громкие тона — сигналы в диапазоне частот 1—4 кГц, для достижения с ними равной громкости тоны более низкой частоты (например, 100—200 Гц) требуют увеличения интенсивности звука на 10-20 дБ.
Для количественной оценки громкости используют понятие ее уровня. За единицу такового принимается фон. Один фон соответствует громкости тона с частотой 1000 Гц при интенсивности 40 дБ над порогом слышимости нормально слышащего наблюдателя.
Громкость существенно зависит от ширины спектра многокомпонентных по частоте звуковых сигналов. При ширине полосы частот, не выходящей за пределы критической слуховой полосы, и при средних интенсивностях сигнала громкость остается постоянной. Расширение спектра за пределы этой полосы приводит к ее снижению.
Значительно влияют на громкость маскирующие шумы сигналов (см. Маскировка слуховая): на их фоне она оказывается меньше, чем в тишине. Чем выше уровень маскирующего шума, тем быстрее возрастает громкость маскируемого звука при увеличении его интенсивности. Этот феномен получил название «выравнивания громкости». У больных с нарушенным звуковоспринимающим аппаратом данный феномен наблюдается и в тишине.
Разрешающую способность слуховой системы по громкости характеризуют дифференциальные, или разностные, пороги по интенсивности. Они оцениваются как абсолютная минимальная величина приращения интенсивности звука, которая может быть отмечена наблюдателем. В среднем диапазон слышимых человеком частот равен 0,3—0,7 дБ. При увеличении интенсивности звука, на которой производятся измерения дифференциальных порогов, их значения уменьшаются. Увеличение субъективно воспринимаемой громкости на надпороговом уровне звукового сигнала при увеличении его длительности называется «временной суммацией громкости». Различные данные ее исследований совпадают не полностью. При увеличении длительности тона с частотой 1000 Гц с изменением длительности звука в 10 раз громкость тона возрастает на 10— 12 дБ в диапазоне его интенсивности 20— 80 дБ над порогом слышимости. При бинауральном слухе (двумя ушами) происходит бинауральная суммация громкости: она увеличивается в два раза.
Другой важной характеристикой С. служит восприятие высоты (субъективный коррелят периодичности звуковых сигналов). За единицу таковой был принят мел: 1000 мел соответствует высоте тона, равной 1000 Гц при интенсивности звука 40 дБ над порогом слышимости.
Различение тонов по частоте характеризуется абсолютными дифференциальными порогами по частоте. При средних частотах звуковых сигналов человек способен различать два тона, если разница между ними по частоте всего 1—2 Гц. Восприятие высоты обнаружило феномен абсолютного слуха.
Описано субъективное обнаружение определенной высоты в сложном периодическом сигнале (как в серии звуковых импульсов, в амплитудно-модулированном тоне, в шуме с определенной частотой прерывания), где спектр воспринимаемой частоты физически отсутствует. Феномен получил название «периодичности высоты» и противоречит «принципу места» в теории С. (см. Слуховая система). С

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СЛУХ
это способность субъекта перцептировать-воспринимать акустические сигналы, акустико-модели и ориентироваться, согласно им, в экстеросреде, социуме, а в основе этого феномена лежит деятельность модели слухового анализатора, кот. коррелирован с другими анализаторными системами и эфферентными системами-моделями-субсистемами; для субъекта, кардинально-базально-онтологическо-витальным явл. формирование слуховых функций, при помощи речи, акустическо-модальные характеристики кот. и находят свою интерпретацию-отражение-дефиницию в дифференциально-специфических параметрах-характеристиках; потенции, связанные с С., несколько ограничены теми матрицами кодоотражения-мультикодирования акустических сигналов, кот. витально-жизненно необходимы индивиду в условиях его онтологизации-бытийственности-экзистенциональности в мире-экстеросреде. укажем, что многие звукофеномены, акустические явления остаются, практически, за пределами человеческого С., к примеру, дифференциальные инфразвуки, ультразвуки; адекватно-эквивалентно другим сенсорным системам-моделям кардинально-специфической особенностью действия-активации С., явл. кодоотражение-кодоакустикокодирование экстеромира, экстерообъектов в матрице-форме эквивалентно-изо-морфного образа — звукового, звуковых моделей, а сам акустический образ, звуковые модели имеют, как максима, три параметра-модальности, когеренцируемые с параметрами-характеристиками акустических сигналов: громкость, кот. конгруэнтна интенсивности, высота, кот. конгруэнтна частоте, тембр, кот. конгруэнтен модели-структуре мультиакустических спектров; слуховой анализатор (С.а.) — аддитивность соматическо-рецепторных и нервных структур-субструктур, активация-деятельность коих обеспечивает перцептирование-восприятие субъектом, или же животными акустическо-звуковых вибраций, флуктуаций; С.а. состоит из наружного-среднего и внутреннего уха, слухового нерва, подкорково-релейных локусов-центров и кортикально-корковых локальных отделов; само ухо явл. усилителем и реинкарнатором акустических вибраций, сейсмизмов-колебаний; внутреннее ухо или же улитка, представляет собой спиралеобразный ход, кот. состоит из двух с половиной витков, а волосково-клеточные ансамбли улитки и явл. кардинально-специфическими аппаратами слуховой рецепции, дифференциально-реагируя на флуктуации эндолимфы, они реинкарнируют-превращают детектороизируемые-улавливаемые звуки, акустические колебания в нервные кодоимпульсы, кот. иррадиируют-передают акустокоинформацию-акустикомикромодели-акустикосигналы уже по волокнам слухового нерва; само возбуждение-ирритация, кот. репродуцируется-возникает в волокнах слухового нерва, интенционируется-магистралеизируется центральным отделом нервной системы, а первосубстанционным центром переработки звукоакусточеской информации явл. на уровне варолиева моста ядра слухового нерва; уже впоследствии, ввиду различных процессов, коррелируемых с интеграцией сигналов, поступающих от левой и правой улитки, афферентно-магистральные пути слухового нерва, направляются-интенционируются к нижним буграм четверохолмия, кот. представляют по своей специфической модели элементарно-рефлекторный центр акустическо-слуховой системы-модели, и уже в этом центре-локусе инкарнируется-осуществляется передача слуховых кодоимпульсов на двигательные пути, в результате чего могут возникать реакции двигательно-кинетического настораживания или же реакции, когеренцируемые с паттерно-сокращением зрачка в ответ на внезапноиррадиируемые-возникаемые акустические сигналы; кардинально-фундаментальным отличием корковых отделов слухового анализатора от визуально-оптического анализатора, явл. то, что в его отделах-локусах-региончиках не существует спорадическо-изолированного представительства каждого уха, или же их локусов-частей в противоположном полушарии кортекса головного мозга; укажем, что над первичными отделами слуховой коры надстроены-расположены-локусоизированы вторичные отделы слуховой коры и в отличии от первичной слуховой коры, вторичные отделы — это консолидационно-синтетично-сложный аппарат, кот. обеспечивает довольно сложные формы переработки-анализа-синтеза-обобщения акустическо-звуковой информации, акустико-модели и делает реально-конкретно-потенциальным перцептирование-восприятие-переработку-анализ музыкальных и речевых сигналов-звуков.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СЛУХ
англ. audition, hearing) - способность человека (живого организма) с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе С. лежит деятельность слухового анализатора, который связан с др. анализаторами и эфферентными системами.
Первоначальными, жизненно важными стимулами, формировавшими С, были звуки и шумы неживой и живой природы. Для человека особым, чрезвычайно важным фактором формирования слуховой функции является членораздельная речь, акустические характеристики которой находят определенное отражение в соответствующих характеристиках С. Помимо речевых имеется ряд др. культурных форм звуков, таких как музыкальные звуки, звуки трудовых процессов и т. п., которые, однако, не привели к формированию особых параметров С. в филогенетическом смысле, а только определили его частные навыки и способности (напр., С. музыканта, врача, регулировщика машины и т. п.). Возможности С. ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (напр., инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого С.
Как и для любой др. сенсорной системы, основной особенностью действия С. является отражение внешнего мира в форме адекватного образа, т. е. в данном случае - звукового. Простейший звуковой образ содержит 3 параметра, определенно связанные с объективными характеристиками звуков: громкость (соответствует интенсивности), высота (соответствует частоте) и тембр, или "окраска" (соответствует структуре звукового спектра).
На средних уровнях интенсивности стимулов для С. характерна логарифмическая зависимость уровня ощущения (громкости) от силы воздействия стимулов (масштаб равных относительных приращений), которая утверждается в законе Фехнера. См. также Абсолютный слух, Адаптация слуховая, Аудиометрия; Акустика психологическая, Акустика физиологическая, Белый шум, Бинауральный слух, Восприятие сложных звуков, Децибел, Музыкальный слух, Острота слуха, Психология глухих, Слуховой анализатор, Спектр звуковой, Фонематический слух.
Добавление: Слуховые ощущения различаются по высоте, громкости и тембру. Высота зависит от частоты колебаний звуковой волны, которая меряется в герцах (Гц). Человеческий С. характеризуется сравнительно большим диапазоном различения частот колебаний звуковых волн (от If 20 000 Гц). Границей слышимых звуков в отношении низких частот является граница инфразвука в отношении высоких частот - граница ультразвуков. Верхняя граница воспринимаемых час у взрослого человека каждые 6 мес снижается примерно на 80 Гц.
Громкость определяется в основном амплитудой колебаний (интенсивностью) звуковой вол но зависит и от частоты. Весь диапазон интенсивности звуков, воспринимаемых человеком, составляет 130 дБ. Звук интенсивностью свыше 130 дБ вызывает ощущение боли в ушах. За единицу громкости принят "сон". Один сон соответствует громкости тона 1000 Гц на уровне 40 дБ (фонов) выше порога.
Тембр определяется формой колебаний звуковой волны и зависит от источника звука - колеблющегося тела. Звуки, производимые различными музыкальными инструментами, человеческие голоса имеют свой, присущий им тембр. По тембру часто легко определить характер звучащего i (металл, стекло и т. п.).
С, как и зрение, имеет огромное значение в жизни человека. Слуховой анализатор адекватно отражает окружающую среду в таких условиях, когда работа зрительного анализатора затруднена: напр., в условиях кислородного голодания на больших высотах, при воздействии больших положительных ускорений, в состоянии невесомости, в условиях ограниченной видимости и т. п.
К слуховым ощущениям относятся ощущения музыкальных звуков и шумов. Музыкальные звуки вызываются периодическими воздушными колебаниями, шумы - апериодическими. Громкий шум неблагоприятно воздействует на организм человека и вызывает у него неприятные ощущения. Уровень шума измеряется шумомером и выражается в единицах интенсивности (дБ). Сильный производственный шум снижает работоспособность человека, производительность труда, увеличивает вероятность развития неврозов, ухудшает зрение, вызывает головные боли и усталость, является причиной снижения внимания и увеличения времени реакции. Отрицат. воздействие шума возрастает с увеличением его интенсивности. Шум с переменной интенсивностью более вреден, чем шум постоянной интенсивности. В соответствии с уровнем шума цеховые помещения делятся на очень шумные (выше 90 дБ), шумные (70-90 дБ) и малошумные (менее 70 дБ). Длительное воздействие шума интенсивностью ок. 90 дБ снижает производительность труда на 30-66%. При уровне шума свыше 120 дБ необходимо использовать защитные шлемы. Границей, выше которой нельзя допускать длительного воздействия шума на человека (без защитных приспособлений), является 135 дБ. Интенсивность импульсного разового шума не должна превышать 150 дБ. При работе в шумном помещении должны быть предусмотрены длительные интервалы тишины, необходимые для отдыха органов С. и предотвращения слуховой усталости. При умственной работе, требующей длительного сосредоточения, предельно допустимый уровень шума составляет 40 дБ. Если работа требует периодического использования телефона, уровень шума, измеренный ок. телефонного аппарата, не должен превышать 50-55 дБ, уровень шума в 75 дБ полностью исключает возможность использования телефонной связи. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
293.42 кб

Эмоциональный слух как способ компенсаторной возможности дошкольников с общим недоразвитием речи

Ковязина Инна Валентиновна
Статья посвящена изучению особенностей распознавания эмоциональной информации по голосу детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Читать PDF
447.53 кб

РЕЧЬ АКТЕРА И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ

Автушенко И.А.
The article is about a certain phenomenon that can be called an «emotional ear», which plays an important role in the interaction between actors.
Читать PDF
288.26 кб

Слух (слухи) (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)

Исупов Константин Глебович
Статья «Слух (слухи)» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
830.69 кб

Нормативы и регламенты воздействия звука на слух человека: рекомендации в соответствии с научными ос

Овчинников Евгений Леонтьевич, Ерёмина Наталья Викторовна, Ромашова Наталья Александровна, Шаталаева Марина Николаевна
Концепция научных принципов дозиметрии звука строится на предположении, что функциональные свойства слуховых рецепторов определяются морфоструктурой спирального органа.
Читать PDF
75.34 кб

Барашнев Ю. И. , Пономарева Л. П. Зрение и слух у новорожденных. Диагностические скрининг-технологии

Новиков П. В.
Читать PDF
315.75 кб

Фонематический слух как средство развития аудитивной компетенции

Бондарева Л. В.
Читать PDF
33.76 кб

Р. К. Миньяр-белоручев. Методика обучения переводу на слух. Издательство иmо. Москва, 1959. 183 с

Гарбовский Н.К.
Читать PDF
139.74 кб

Сравнительное исследование интеллектуального развития старшеклассников с сохранным и нарушенным слух

Богданова Тамара Геннадиевна
С целью изучения интеллекта старшеклассников с сохранным и нарушенным слухом был апробирован школьный тест умственного развития, позволивший установить количественные различия в интеллектуальном развитии школьников и охарактеризов
Читать PDF
631.50 кб

Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Ковязина Инна Валентиновна, Агавелян Оганес Карапетович
Статья посвящена изучению особенностей распознавания эмоциональной информации по голосу детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Читать PDF
169.03 кб

Понятие «Стилевой слух» как категория музыкальной педагогики

Чиркина Дарья Владимировна
Статья посвящена обоснованию и введению в категориальный аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух», в ней конкретизируется содержание понятия «стилевой слух», определяется его структура, обосновывается значимость в на
Читать PDF
144.33 кб

ТАРДОВСКАЯ СТАТИСТИКА, МАШИННЫЙ СЛУХ И BIG DATA. ВСЕ, ЧТО ВОСПРИНИМАЕМО, - ЛИШЬ ЧИСЛО

Сивер Ник, ,
Читать PDF
224.87 кб

Связь функциональной готовности к школе и развитие моторных навыков, у детей депривированных по слух

Белова О. А., Клочкова И. А.
Most the thorny question of diagnostics of readiness for school rises in case of its application to children developing in adverse conditions, in particular, in the conditions of acoustical deprivation.
Читать PDF
62.45 кб

Понятие «Стилевой слух» как категория музыкальной педагогики

Чиркина Дарья Владимировна
Статья посвящена обоснованию и введению в категориальный аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух», который рассматривается как одна из разновидностей музыкального слуха, направленная на распознавание стилевой характе
Читать PDF
241.51 кб

Преподавание и интенсификация обучения восприятию иноязычной речи на слух

Бутова Ирина Владимировна
Анализируются перспективы внедрения целенаправленного и последовательного развития умений аудирования в учебный процесс.

Похожие термины:

  • СЛУХ АБСОЛЮТНЫЙ

    Способность распознавать высоту любого звука и правильно называть ее. Также называется совершенный слух.
  • Слух агрессивный

    одна из разновидностей слуха по экспрессивной классификации. Отражает эмоцию ненависти к какой-либо социальной общности (этнической, конфессиональной, сословной) и в ряде случаев способствует фо
  • СЛУХ БИНАУРАЛЬНЫЙ

    восприятие звуковой информации через оба уха. За счет различий некоторых характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, источник звука локализуется в пространстве: звуковой образ см
  • ЦВЕТНОЙ СЛУХ

    См. слух, цветной.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ

    англ.emotional car) – термин В.П.Морозова (1985), обозначает способность по голосу человека в нескольких фразах распознавать его эмоциональное состояние.
  • СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

    способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Ф. с. - слуховое восприятие фонем данного языка.
  • МОНОУРАЛЬНЫЙ СЛУХ

    см. Бинаураль-ный слух.
  • Речевой слух

    способность выделять из совокупности звуковых раздражителей, воздействующих на индивида, речь другого человека.
  • СОВЕРШЕННЫЙ СЛУХ

    См. абсолютный слух.
  • СЛУХ, ХРОМАТИЧЕСКИЙ

    вариант синестезии, когда акустические стимулы сопровождаются оптическими цветовыми ощущениями.
  • СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

    способность человека определять абсолютную высоту, громкость и тембр звуков. С.м., в свою очередь, делится на абсолютный, относительный и внутренний. Абсолютный С.м.-это способность определять абсо
  • СЛУХ: НАРУШЕНИЕ

    соответственно степени нарушения (ослабления) слуха люди разделяются на три группы: 1) глухие, или глухонемые - имеют врожденные или приобретенные в раннем детстве нарушения слуха и не могут овладе
  • СЛУХ, ОСЛАБЛЕННЫЙ

    Характеристика человека с относительно серьезным нарушением слуха, но, по сути, не являющегося абсолютно или глубоко глухим. Многие предпочитают этот термин термину глухота (см. этот и связанные с
  • Псевдоабсолютный слух

    Словообразование. Происходит от греч. pseudos - ложь + лат. absolutus - неограниченный. Категория. Характеристика слуховой чувствительности. Специфика. Способность к точному определению высоты звуков, при
  • Слух-пугало

    одна из разновидностей слуха по экспрессивной классификации. Отражает преобладающую эмоцию страха или социального пессимизма и усиливает вероятность паники массовой
  • Слух-желание

    одна из разновидностей слуха по экспрессивной классификации. Отражает оптимистические настроения и ожидания и часто приводит к благодушному бездействию; общество, пораженное эйфорией, впоследс
  • СЛУХ ТЕМБРАЛЬНЫЙ

    слух, в основе которого находится способность человека воспринимать и тонко различать звуки, имеющие различный тембр. См слух, слух фонематический, тембр.
  • СЛУХ ТОНАЛЬНЫЙ

    слух, основанный на способности человека или животного различать звуки по их основному тону. См. слух, слух тембральный, тон.