МУЖСКОЙ ШОВИНИЗМ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Музыка

Найдено 1 определение:

Музыка

греч. musike – искусство муз) – 1. искусство, отражающее отношение человека к действительности в звуковых художественных образах; 2. произведение или совокупность произведений этого искусства. Свойство музыки оказывать непосредственное воздействие на бессознательную, в первую очередь на аффективную сферу, издавна используется в разных, в том числе религиозных, политических и идеологических целях. Марсельезу, как известно, называли в свое время «пушкой, прикрытой музыкальными цветами». В мире постоянно ведется борьба за признание той или иной музыки, за то, чтобы люди слушали ее, по возможности, чаще, хотя, казалось бы, лучшего, чем музыка, средства объединять людей, не существует. Повидимому, это не случайно – музыка, изменяя тем или иным образом сознание человека, прокладывает дорогу к принятию им определенных ценностей, идей, убеждений, хотя между ее звучанием и содержанием последних прямой связи не существует, в ней самой нет ничего такого, что следовало бы понимать, адресовалось бы умственной сфере. Она является символом определенных ценностей. Так, музыкант заявляет, что «после смерти Сталина танго обрело свободу». Другой известный в РФ джазмен сообщает, что саксафон на протяжении всей его творческой жизни был для него средством борьбы с коммунистической заразой, в чем он не преминул отчитаться перед президентом США, большим любителем саксофона и эксплуатируемых народов мира. Еще один музыкант утверждает, что «джаз – это музыка свободных людей», так, словно музыка Ф. Шопена (1810-1849), С.С. Прокофьева (1891-1953) или Г.В.Свиридова (1915-1998) является музыкой рабов. Музыка является существенным психотерапевтическим фактором воздействия на пациентов с невротическими и вообще психогенными психическими расстройствами, в особеннности в практике работы с детьми. В последние десятилетия, утверждают специалисты, в населении все более модной становится психоделическая музыка. Происхождение музыки является предметом ряда гипотез. Существует, в частности, гипотеза подражания человеком естественным конфигурациям звуков, имеющим для него жизненно важное значение, например, интонациям речи, в которых проявляется эмоциональное состояние человека.

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Музыка как средство эмоционально-психологического развития женщин

Григорьева Е.Н.
В статье дан краткий обзор научных исследований, посвященных психологическим проблемам материнства и возможностям психологической поддержки женщин в период беременности и после родов. Представлены музыкальные программы для прослушивания и непосредственного звукового воспроизведения, что содействует развитию навыков глубокого дыхания, активизирует психофизиологические процессы и поддерживает кислородный баланс в организме женщины.
Скачать PDF

Музыка и чувства: категории аффекта и эмоции в работах российских психологов и музыковедов

Сироткина И. Е.
В статье в историческом плане исследуется вопрос о характере вызванной музыкой чувств. Рассматриваются попытки музыковедов и психологов, начиная с XVII в., дать концепцию того, какие именно переживания возникают под влиянием музыки. Автор придерживается исторической точки зрения, согласно которой понятие об эмоциях сформировалось не ранее рубежа XVIII и XIX вв., заменив предшествующие категории страстей и аффектов. В статье, тем не менее, выдвигается гипотеза о том, что донововременная категория аффекта сохранилась в исследованиях искусства и особенно музыки. Во многих исследованиях того, как музыка способна вызывать чувства, имплицитно используется не естественно-научное понятие об эмоции как о психофизиологической реакции на стимул, а старинное (эпохи барокко) понятие о музыкальном аффекте как о форме, в которую отливаются чувства человека, слушающего определенную музыку.
Скачать PDF

Музыка как важный социально-психологический фактор формирования художественного вкуса

Абасова Умида Рафик Кызы
В статье рассматриваются социально-психологические особенности восприятия музыки слушателями, определяется здесь роль общения, апперцепции, фрустрации, рассматривается проблема воплощения в музыкальных образах архетипов. Даются образцы восприятия классической музыки разных народов слушателями.
Скачать PDF

Музыка и музыкотерапия в эволюции человечества

Близниченко Марина Владимировна
В статье осуществляется ретроспективный анализ психо-физиологического воздействия музыки на человека, в результате которого прослеживается процесс научного осмысления роли и значимости музыкального искусства в эволюции человечества как средства музыкотерапии, имеющей древнейшую историю.
Скачать PDF

Особенности восприятия времени под воздействием музыки, или о том, как музыка продлевает жизнь

Гажим Ион, Лакуста Виктор Николаевич
Статья посвящена проблеме воздействия музыки на восприятие времени человеком. Учёные предпочитают говорить о чувстве времени, а не о самом времени. Гипотеза исследования состояла в предположении того, что чувство времени бывает не только врождённым. Оно может быть сформировано и модифицировано в течение жизни под влиянием различных факторов, среди которых воздействие музыки может играть существенную роль. Возраст и образование влияют на субъективное восприятие времени: в детстве время «идёт», в зрелом возрасте «бежит», а к концу жизни «летит». Научная литература свидетельствует о зависимости позитивной корреляции между возрастом и восприятием времени. На основе полученных экспериментальных данных был сделан общий вывод: воздействие (восприятие) музыки затормаживает психологический процесс протекания времени человеком (то есть «продлевает жизнь»), причём более положительные результаты были получены у респондентов без музыкальной подготовки по сравнению с респондентами с музыкальной подготовкой.
Скачать PDF

Музыка как катализатор процесса коммуникации для детей и взрослых с ограниченными возможностями здор

Таниева Гульнара Маратовна
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются носителями целого комплекса особенностей, связанных с трудностями контроля активности и поведения, эмоциональной неустойчивостью. Роль музыки в их социализации остается малоисследованной сферой педагогики и психологии. Автором предлагается концепция воздействия музыки и музыкальной деятельности на самоопределение и духовное становление детей с ограниченными возможностями здоровья. Совместные музыкальные действия рассматриваются как транслятор для трансформации навыка музицирования в коммуникативные способности.
Скачать PDF

Л.С. ВЫГОТСКИЙ И МУЗЫКА

Гильманов Сергей Амирович
В статье рассматриваются отношение Л.С. Выготского к музыке, поводы и способы упоминания музыки и ее характеристик в его научных трудах. Автор приходит к выводу о том, что Л.С. Выготский обращается к музыке, когда говорит о происхождении, сущности, роли искусства в жизни человека и общества. Выготский адресуется к музыке также в метафорических сравнениях при изложении своих взглядов на самые различные темы, использует музыкальные примеры для анализа и критики искусствоведческих теорий, для иллюстрации соотношения формы и материала художественного произведения. Еще одним поводом для обращения Выготского к музыке является упоминание ее при рассмотрении проблем эстетического воспитания.
Скачать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний. Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.
Скачать PDF

Воздействие музыки на эффективность деятельности операторов персональных компьютеров

Джантемирова Т.Г., Лызь А.Е.
Скачать PDF

Сравнительная оценка различных методов (музыкотерапия и кинезиология) снижения психоэмоционального н

Сугробова Г. А.
Психофизиологические аспекты музыкотерапии давно подвергались пристальному изучению психологами и физиологами. Интересна возможность использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия утомления, а также для повышения работоспособности школьника. Этому способствуют и кинезиологические упражнения, синхронизирующие работу левого логического и правого образного полушарий, что позволяет активизировать ВПФ, гармонизировать психоэмоциональное состояние.
Скачать PDF

«Индивидуальный стиль деятельности» будущего учителя музыки и его становление в условиях психолого-п

Калугина Наталья Андреевна
Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя музыки, по мнению автора, должна быть направлена не только на профессиональную подготовку как педагога, но и на формирование личностных умений и навыков, которые позволяют личности студента уже сейчас использовать полученные знания на основе развития личностной рефлексии для самопознания, направленные на формирование индивидуального стиля деятельности.
Скачать PDF

Психофизиологические механизмы формирования исполнительской техники музыкантов

Корлякова С.Г.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16