Гельмгольц, Герман Людвиг Фердинанд

Предыдущий термин:
ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ФОН

Следующий термин:
ГЕЛЬМИНТ

Содержание:

Найдено 5 определений термина Гельмгольц, Герман Людвиг Фердинанд

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Гельмгольц, Герман Людвиг Фердинанд | Helmholtz, Hermann von (1821-1894)

Гельмгольц дал математическое обоснование закона сохранения энергии. Он повлиял на экспериментальный подход к психологическим проблемам, особенно в области изучения восприятия и ощущения.

Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд

фон (Helmholtz, 1821-1894) - нем. физик, физиолог и психолог. Своими работами по проблемам ощущения и восприятия, физиологии органов чувств и н. с. сыграл значительную роль в превращении психологии в самостоятельную науку. Впервые в истории естествознания измерил в поведенческом эксперименте скорость проведения возбуждения по нервным волокнам. В психологии восприятия придерживался концепции "бессознательных умозаключений*: по Г., восприятие актуального события зависит от приобретенного индивидом опыта, в котором хранятся "привычные способы" восприятия, актуализирующиеся бессознательно для индивида и помогающие нам сохранить постоянство видимого мира. При этом большую роль играют в восприятии мышечные ощущения и движения. Подобным механизмом Г. объяснял, в частности, восприятие пространства. Продолжил развитие "трехкомпонентной" теории цветового зрения, "резонансную" теорию слуха, изобрел офтальмоскоп для исследования глазного дна. Сотрудниками и учениками Г. были В. Вундт и И. М. Сеченов. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд

Герман фон Гельмгольц родился в Потсдаме 31 августа 1821 г. Он прославился не только как психолог, но и как физик, математик и физиолог. Его отец на протяжении всей своей жизни работал учителем в гимназии. Мать была из английской семьи, переселившейся в Германию. Уже со школьной скамьи Герман удивлял своих учителей пристрастием к физике и математике. Еще в гимназии он твердо решает посвятить себя изучению естествознания. В 1838 г. он окончил гимназию. Но, несмотря на повышенную тягу к физике, он не может вследствие материальных трудностей поступить в университет. Обязавшись прослужить восемь лет военным хирургом, он смог поступить в Военно-медицинский институт Фридриха Вильгельма в Берлине, в котором студенты обучались за государственный счет. В принципе, это обстоятельство сыграло положительную роль, поскольку вплотную приближает Гельмгольца к проблемам медицины и физиологии, способствует созданию его знаменитых работ в области нервно-мышечной деятельности, физиологии слуха и зрения. В 1842 г. Гельмгольц с блеском защищает диссертацию по физиологии. В 1843-1848 гг. Гельмгольц служит военным врачом в Потсдаме, где начинает всерьез интересоваться физиологией, которую преподавал известный физиолог И. Мюллер, близко сходится с молодыми исследователями Э. Дюбуа-Реймоном и Э. Брюкке, увлеченными идеей преобразования физиологии путем применения в ней методов физики и химии. В это время Гельмгольц усиленно изучает в физической лаборатории профессора Магнуса явления брожения и гниения, а также тепловой эффект при работе мышц. В 1847 г. появляется его первая основополагающая работа «О сохранении силы», посвященная закону сохранения энергии. Эта работа способствует всемирной известности Гельмгольца и дает ему возможность получить место преподавателя анатомии в Берлинской академии художеств, а в 1848 г. его наконец освобождают от военной службы и он занимает должность экстраординарного профессора физиологии и общей патологии в университете Кенигсберга по рекомендации И. Мюллера. Тогда же он женится на Ольге фон Фельтен В первый период деятельности появляются работы, тесно связанные с законом сохранения энергии; в 1847-1848 гг. публикуется его работа о тепловых явлениях при мускульном сокращении, явившаяся следствием приложения закона сохранения энергии к физиологии; позднее - «Скорость распространения первичного возбуждения», «Учение о слуховых ощущениях» и др. Гельмгольц одним из первых измеряет скорость распространения нервного импульса, изучает процесс мышечного сокращения. Он становится первым человеком, увидевшим сетчатку глаза живого человека; для этого он использует специальное глазное зеркало - офтальмоскоп, изобретенное и сконструированное им собственноручно в 1850 г. Его обширные исследования по физиологии зрения (теория аккомодации, цветового зрения и т.д.) были обобщены и систематизированы в классическом труде «Руководство по физиологической оптике», вышедшем в 1856-1857 гг. Через 5 лет после изобретения офтальмоскопа, в 1855 г., Гельмгольцу предлагают место профессора анатомии и физиологии в Бонне, где он приступает к работам, посвященным восприятиям «цветности» В своем «Руководстве по физиологической оптике» он доказал, что существуют три основных цвета - красный, зеленый и фиолетовый - и что из их смешения образуются все другие цвета. Таким образом, Гельмгольц дополняет и усовершенствует так называемую трехкомпонентную теорию цветового зрения, впервые предложенную Т. Юнгом В 1856 г. Гельмгольц решает заняться изучением акустики: исследованием комбинационных тонов начались акустические эксперименты Гельмгольца. Он строит модель уха, позволившую изучить характер воздействия звуковых волн на орган слуха, решает задачу так называемой органной трубы, разрабатывает физическую и физиологическую теорию восприятия и генерации музыкальных звуков. Кроме того, он проводит важные исследования колебания струн и акустических резонаторов (резонаторов Гельмгольца), занимается гидродинамикой вихрей, разрабатывает принцип механического подобия, позволивший объяснить ряд метеорологических явлений и механизм образования морских волн. В 1858 г. Гельмгольцу предлагают должность профессора физиологии в Гейдельберге. Этот период является наиболее блестящим и глубоким в его творчестве. Помимо работ по физике и физиологии, появляются математические исследования, ставшие самыми значительными в области математической физики с момента ее основания. В 1871 г. Гельмгольц заведует первой физической кафедрой в Берлине. Он все больше уделяет внимания физике. Его работы по изучению электродинамических действий являются первым шагом в создании электромагнитной теории света, развитой впоследствии Максвеллом. В работе «О статике моноциклических систем» им предпринимается попытка дать в общей форме теорию тепловых процессов, представить тепло как движение, исследуемое по принципу наименьшего действия, где заложены основания теории квантов и современного принципа относительности. Им также высказаны два положения, играющие главную роль в современной науке, указано на необходимость признания ограниченной делимости электричества, приводящей к теории электронов, и дано представление о возможности электрических колебаний, которые были позднее исследованы его знаменитым учеником Герцем. В 1888 г. он возглавляет Физико-технической университет, где ведутся как прикладные, так и фундаментальные исследования. Под руководством Гельмгольца институт превратился в крупный научный центр, куда приезжали учиться молодые физики из многих стран, в том числе и из России. За свою насыщенную жизнь Гельмгольцем написано более двухсот работ; без отрыва от исследовательской деятельности он активно занимался и преподавательской работой. Вклад Гельмгольца в психологию чрезвычайно велик: кроме восприятия, он занимается, в частности, развитием концепции «бессознательных умозаключений», согласно которой актуальное восприятие определяется уже имеющимися у индивида «привычными способами», за счет которых сохраняется постоянство видимого мира и в которых существенную роль играют мышечные ощущения и движения. Его вклад в науку того времени представляется тем более значительным, поскольку во времена Гельмгольца чувственные восприятия трактовались исключительно с теологической точки зрения - как таинственный духовный акт, заложенный творцом. Гельмгольц же неопровержимо доказывает в своих многочисленных работах, что наши ощущения имеют реальную природу. Гельмгольцу удается описать на основе данной концепции механизмы восприятия пространства. Его теория о восприятии пространства сводилась к тому, что способность человека воспринимать пространство приобретается на основе жизненного опыта, путем сопоставления зрительных образов предметов с восприятием движений глазных мышц. Умер Гельмгольц в Берлине 8 сентября 1894 г. При жизни он был членом Британской, Берлинской, Пражской, Петербургской академий наук и других научных обществ, директором Физического института, ректором университета, президентом имперского физико-технического института. Среди его учеников - десятки имен, вошедших в историю науки: И.М. Сеченов, А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, Г. Герц, Л. Больцман и, многие др.

Источник: В. Яровицкий. 100 великих психологов, 2004 г

Гельмгольц (Helmholtz) Герман Людвиг Фердинанд

(31.08.1821, Потсдам - 8.09.1894, Шарлоттенбург, Германия) - немецкий физик, физиолог и психолог.

Биография. Профессор физиологии и анатомии в Кенигсберге, Бонне, Гейдельберге, с 1870 г. - профессор физики в Берлине. С 1888 - директор Государственного физико-технического института.

Исследования. Опубликовал более 200 работ по анатомии, медицине, физиологии, физике, психологии. В одной из первых своих работ показал, что живые организмы не могут нарушать общего закона сохранения энергии. Впервые проделал измерение скорости проведения возбуждения по нервным волокнам (1850). Особое внимание уделял вопросам сенсорной физиологии и психологии. Будучи последователем кантианской философии, но основе принципа специфических энергий И.Мюллера и теории локальных знаков Р.Г.Лотце разрабатывал собственную теорию восприятия, "теорию иероглифов". В соответствии с этой теорией, субъективные образы не имеют сходства с объективными свойствами воспринимаемых предметов, но представляют собой лишь их знаки. Для него восприятие представлялось двухступенчатым процессом. В основе лежит ощущение, качество и интенсивность которого обусловлены врожденными механизмами, специфическими для данного органа восприятия. На основе этих ощущений уже в реальном опыте образуются ассоциации. Таким образом актуальное восприятие определяется уже имеющимися у индивида "привычными способами", за счет которых сохраняется постоянство видимого мира. Описал на основе этой концепции механизмы восприятия пространства, в котором на первый план выдвигалась роль мышечных движений. В соответствии с его гипотезой "бессознательных умозаключений", восприятие величины предмета являлось результатом связи между величиной изображения на сетчатке и степенью напряжения мышц, за счет которых происходит сведение глаз на предмете. Этот взгляд послужил основой для критики его со стороны нативистов (Э.Геринг). Развил "трехкомпонентную" теорию цветового зрения Т.Юнга. Разработал "резонансную" теорию слуха. Сотрудниками и учениками Гельмгольца были В.Вундт и И.М.Сеченов.

Сочинения. Сочинения. Вып. 1-5, СПб., 1895-97

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ГЕЛЬМГОЛЬЦ (Helmholtz) Герман Людвиг Фердинанд

Helmholtz) Герман Людвиг Фердинанд (1821 — 1894) — немецкий естествоиспытатель, врач, физиолог и психолог. Обучался медицине в Королевском Военном институте в Берлине. Уже будучи хирургом в Прусской армии, продолжал работать в области теоретической физики, которой с юности увлекался. Г. принадлежит ряд выдающихся открытий и теорий, которые революционизировали естествознание XIX века. Он был одним из авторов открытия закона сохранения энергии. Это сыграло решающую роль в том, что положение об особой жизненной силе, действующей в организме, было изгнано из физиологии, превратив ее в точную науку, доступную изучению методами физики и химии. Г. измерил скорость протекания физиологического процесса в нервном волокне с помощью изобретенного им прибора — кинографа (позволяющего записывать реакцию на вращающемся барабане) . Раздражая участки нерва, отстоящие от мышцы на различном расстоянии, он определял скорость распространения импульса, установив, что она является сравнительно небольшой — порядка нескольких десятков метров в секунду. Эти выводы стали исходными для нового психологического направления, а именно — исследования времени реакции. Еще большее значение для психологии приобрели работы Г., относящиеся к деятельности органов чувств, изученной им экспериментально с использованием методов математической обработки данных. Труды Г. Учение о слуховых ощущениях как функциональных основах теории музыки (1873) и Физиологическая оптика (1867) составили фундамент современного знания о строении и функциях органов чувств. Г. был сторонником учения о специфической энергии органов чувств, согласно которому каждый орган чувств представляет аппарат, заряженный специфической энергией. Он считал, что ощущение возникает в результате высвобождения этой энергии при раздражении нерва каким-нибудь внешним влиянием. Главная трудность заключалась в том, что следовало объяснить, как связать порождаемое нервом чувственное качество (зрительное, слуховое и другие ощущения) с независимым от этого качества внешним предметом. Г. предложил преодолеть эту трудность, обратившись к теории знаков или символов. Согласно этой теории отношения ощущения к внешнему предмету являются знаковыми или символическими. Символ указывает на предмет, но ничего общего с его объективными свойствами не имеет. Тем не менее символ полезен, поскольку помогает не спутать внешние раздражители, отличить один от другого. А это достаточно, чтобы обеспечить организму успешную ориентацию в среде и действие в ней. Ряд теоретиков возражали Г., указывая, что ощущение не только символизирует внешний объект, но и передает информацию об его реальных свойствах. Эта зависимость чувственных ощущений от внешних раздражителей отчетливо выступила в классических экспериментах Г. по изучению того, как формируется пространственный образ вещей. Здесь явственно выступил фактор предметности восприятия. Пространственные координаты определяют диспозицию предметов, их объемность и др. Но на этот раз в действие вступала особая переменная, а именно двигательная активность зрительного аппарата. Исследование роли мышцы и сопряженных с ней слабо осознаваемых мышечных (кинестетических) сигналов. Это позволило с новых позиций объяснить внутреннюю связь сенсорных (чувственных) и двигательных актов, сложная механика взаимодействия которых скрыта за кажущимся простым и непосредственным воспринимаемым образом воспринимаемого мира. Особенно отчетливо это выступало в опытах Г., когда он использовал различные призмы, искажающие зрительный образ, каким он складывается в естественных условиях видения. Несмотря на то, что в этом случае преломление лучей дает искаженное восприятие предмета, испытуемые очень скоро научились видеть сквозь призму правильно. Это достигалось благодаря опыту, который состоял в многократной проверке действительного положения объекта, его формы, величины и др. посредством движений глаз, рук и всего тела. Эти движения, полагал Г., подчинены определенным правилам, которые по существу являются правилами логики, своего рода умозаключениями, но бессознательными. Благодаря движениям мышц, изменению их конфигураций и напряжений неосознанно определяется истинное положение объекта во внешнем пространстве. Тем самым учение Г. путем множества опытов доказало теснейшую связь чувственных, мышечных и умственных факторов в построении картины зримого человеком мира. Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии

Юнг В.К.
Читать PDF

Серия венских тестов Ш. Бюлер (Германия, первая треть ХХ века)

Шарикова Екатерина Андреевна
В статье рассматривается серия венских тестов немецкого психолога Ш. Бюлер как один из вариантов экспериментальных психологических методов, созданный на рубеже XIX-XX вв.
Читать PDF

Становление детской психологии в Германии (конец XIX начало XX века)

Омельчанко Е.В.
В статье рассматривается история возникновения и развития в Германии одной из основных отраслей психологической науки детской психологии, представлен целостный обзор ее состояния в конце XIX начале XX
Читать PDF

Социокультурная адаптация и аддикции у русско-язычных переселенцев в Германии

Крамер Вилли
Рассматриваются проблемы адаптации русскоязычных граждан в Германии, возникающие вследствие наличия определенных зависимостей объективного и субъективного характера, сформированных в предшествующем оп
Читать PDF

«Мы» и «Они» в межкультурном пространстве коммуникативного процесса (на примере России, Германии и Ф

Крюкова Татьяна Леонидовна, Сапоровская Мария Вячеславовна
В статье представлены результаты кросскультурного исследования образов российских мужчин и женщин в представлениях европейцев. Представлена концептуальная модель, позволяющая верифицировать гипотезы.
Читать PDF

Система наказаний в законодательстве Российской Федерации и Федеративной Республики Германии: пробле

Дворецкий Михаил Юрьевич, Кузина Анастасия Анатольевна
Анализируется уголовное законодательство Российской Федерации и Федеративной Республики Германии, исследуется методика оптимальной реализации категории «эффективность» в уголовном правотворчестве.
Читать PDF

Образование взрослых как теоретическая проблема педагогики современной Германии: биографическая перс

Cоловьев Геннадий Егорович
Образование взрослых рассматривается как одно из теоретических направлений современной педагогики Германии.
Читать PDF

Психологическое сопровождение семьи в рамках российско-германского проекта «Родительское Кафе»: опыт

Булыгина Татьяна Борисовна
В работе представлены цель и задачи реализации российско-германского проекта «Родительское Кафе», понятие и основные характеристики психологического сопровождения семьи.
Читать PDF

Психологическое сопровождение семьи в рамках российско-германского проекта «Родительское Кафе»: опыт

Булыгина Татьяна Борисовна
В работе представлены цель и задачи реализации российско-германского проекта «Родительское Кафе», понятие и основные характеристики психологического сопровождения семьи.
Читать PDF

Влияние культурного аспекта на обмен знаниями в организации: кейс-стади России, Германии, Финляндии

Блок Мадлен, Хватова Татьяна Юрьевна
Конкурентоспособность крупных организаций во многом определяется эффективностью совместного пользования внутренними организационными ресурсами, в частности, знаниями.
Читать PDF

Особенности обучения одаренной молодежи и становление преподавателя-воспитателя в современной Герман

Степанец Иван Алексеевич
Рассмотрены педагогические условия и особенности учебного процесса для одаренной молодежи. Показано их соответствие системе научных взглядов Г.Сковороды.
Читать PDF

Содержание германия, кобальта и молибдена в крови у женщин с опухолевыми заболеваниями тела матки

Ефремов Анатолий Васильевич, Матвеевский Николай Анатольевич, Сафронов Игорь Дмитриевич, Пахомова Юлия Вячеславовна
Целью настоящего исследования явилось изучение содержания биоэлементов (кобальт, молибден, германий) в крови у пациенток с миомой и раком тела матки.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!