СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
способность человека определять абсолютную высоту, громкость и тембр звуков. С.м., в свою очередь, делится на абсолютный, относительный и внутренний. Абсолютный С.м.-это способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков и называть их, не сравнивая с другими (эталонными) звуками. Относительный С.м.-это способность определять звуковысотные отношения или музыкальные интервалы. Внутренний С.м.-это способность восстанавливать по памяти, вспоминать качества музыкальных звуков, а также мелодичность и гармонические последовательности. См. слух тональный.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ
англ. music hearing) - звуковысотный слух, т. е. способность воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Различают абсолютный слух - способность узнавать и воспроизводить высоту звуков, не сравнивая их с др. звуками, высота которых известна, и относительный слух - способность определять высоту звуков путем сравнения их с др., способность узнавать и воспроизводить музыкальные интервалы. Абсолютный слух в значительной мере врожденная способность. Не следует преувеличивать его значение. С одной стороны, абсолютный слух не является необходимым признаком музыкальности: многие гениальные музыканты (Чайковский, Шуман и др.) им не обладали. С др. стороны, обладание самым блестящим абсолютным слухом не гарантирует будущих музыкальных успехов. Важнее слух относительный, который в значительной степени поддается развитию и упражнению. Понятие М. с. в более широком смысле совпадает с понятием музыкальности и включает в себя музыкально-ритмическое чувство, тембровый слух и динамический слух (т. е. способность тонко различать и воспроизводить оттенки громкости звуков). (Т. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений и воспроизводить их. Сложная многосоставная система, выполняющая познавательную и творческую функции. Многокомпонентность музыкально-слуховой системы обусловлена составом музыкальных звуков, сложностью строения, структуры и содержания музыкальных произведений, многообразием средств художественной выразительности.
В зависимости от целей и задач музыкальной деятельности выделяются такие уровни и виды слуха музыкального:
1) на сенсорном уровне - абсолютный и бинауральный;
2) на перцептивном уровне - звуковысотный, тембровый и динамический;
3) на эмоционально-семантическом уровне - мелодический, гармонический и полифонический;
4) на интегрально-семантическом - чувство формы и архитектонический слух музыкальный.
Особое место занимает слух абсолютный - локализованная реакция на высоту звука, реализуемая на уровне ощущения. Психологическая природа слуха абсолютного проявляется в запечатлении абсолютной высоты звука как особенного, присущего каждому звуку качества вне зависимости от его интервальных отношений с другими звуками. Довольно редкое проявление слуха абсолютного даже среди профессиональных музыкантов заставляют считать его врожденным качеством. Это подтверждается и ранним его проявлением с момента ознакомления ребенка с названиями звуков, что позволяет взрослым фиксировать его наличие. Врожденность слуха абсолютного доказывается также безуспешными попытками его воспитания и его устойчивостью на протяжении жизни.
Истинный слух абсолютный - это способность называть звуки или воспроизводить их без сравнения с некоим звучащим или запечатленным эталоном. В отличие от истинного слух псевдоабсолютный развивается благодаря постоянному запечатлению высоты звуков одного преобладающего тембра в результате длительной интенсивной музыкальной деятельности (при наличии определенных природных предпосылок). Слух псевдоабсолютный больше зависит от тембровых и ранее усвоенных моторных ощущений, от воспроизведения высоты звука голосом или музыкальным инструментом.
В музыкальной деятельности большее значение придается слуху относительному, в состав коего входят ладовое чувство и музыкально-слуховые представления; их слабое развитие не может быть восполнено наличием слуха абсолютного.
В зависимости от целей и задач музыкальной деятельности выделяются такие уровни и виды слуха музыкального:
1) на сенсорном уровне - абсолютный и бинауральный;
2) на перцептивном уровне - звуковысотный, тембровый и динамический;
3) на эмоционально-семантическом уровне - мелодический, гармонический и полифонический;
4) на интегрально-семантическом - чувство формы и архитектонический слух музыкальный.
Особое место занимает слух абсолютный - локализованная реакция на высоту звука, реализуемая на уровне ощущения. Психологическая природа слуха абсолютного проявляется в запечатлении абсолютной высоты звука как особенного, присущего каждому звуку качества вне зависимости от его интервальных отношений с другими звуками. Довольно редкое проявление слуха абсолютного даже среди профессиональных музыкантов заставляют считать его врожденным качеством. Это подтверждается и ранним его проявлением с момента ознакомления ребенка с названиями звуков, что позволяет взрослым фиксировать его наличие. Врожденность слуха абсолютного доказывается также безуспешными попытками его воспитания и его устойчивостью на протяжении жизни.
Истинный слух абсолютный - это способность называть звуки или воспроизводить их без сравнения с некоим звучащим или запечатленным эталоном. В отличие от истинного слух псевдоабсолютный развивается благодаря постоянному запечатлению высоты звуков одного преобладающего тембра в результате длительной интенсивной музыкальной деятельности (при наличии определенных природных предпосылок). Слух псевдоабсолютный больше зависит от тембровых и ранее усвоенных моторных ощущений, от воспроизведения высоты звука голосом или музыкальным инструментом.
В музыкальной деятельности большее значение придается слуху относительному, в состав коего входят ладовое чувство и музыкально-слуховые представления; их слабое развитие не может быть восполнено наличием слуха абсолютного.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998