СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Предыдущий термин:
СЛУХ БИНАУРАЛЬНЫЙ

Следующий термин:
СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

Содержание:

Найдено 2 определения термина СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений и воспроизводить их. Сложная многосоставная система, выполняющая познавательную и творческую функции. Многокомпонентность музыкально-слуховой системы обусловлена составом музыкальных звуков, сложностью строения, структуры и содержания музыкальных произведений, многообразием средств художественной выразительности.

В зависимости от целей и задач музыкальной деятельности выделяются такие уровни и виды слуха музыкального:

1) на сенсорном уровне - абсолютный и бинауральный;

2) на перцептивном уровне - звуковысотный, тембровый и динамический;

3) на эмоционально-семантическом уровне - мелодический, гармонический и полифонический;

4) на интегрально-семантическом - чувство формы и архитектонический слух музыкальный.

Особое место занимает слух абсолютный - локализованная реакция на высоту звука, реализуемая на уровне ощущения. Психологическая природа слуха абсолютного проявляется в запечатлении абсолютной высоты звука как особенного, присущего каждому звуку качества вне зависимости от его интервальных отношений с другими звуками. Довольно редкое проявление слуха абсолютного даже среди профессиональных музыкантов заставляют считать его врожденным качеством. Это подтверждается и ранним его проявлением с момента ознакомления ребенка с названиями звуков, что позволяет взрослым фиксировать его наличие. Врожденность слуха абсолютного доказывается также безуспешными попытками его воспитания и его устойчивостью на протяжении жизни.

Истинный слух абсолютный - это способность называть звуки или воспроизводить их без сравнения с некоим звучащим или запечатленным эталоном. В отличие от истинного слух псевдоабсолютный развивается благодаря постоянному запечатлению высоты звуков одного преобладающего тембра в результате длительной интенсивной музыкальной деятельности (при наличии определенных природных предпосылок). Слух псевдоабсолютный больше зависит от тембровых и ранее усвоенных моторных ощущений, от воспроизведения высоты звука голосом или музыкальным инструментом.

В музыкальной деятельности большее значение придается слуху относительному, в состав коего входят ладовое чувство и музыкально-слуховые представления; их слабое развитие не может быть восполнено наличием слуха абсолютного.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

англ. music hearing) - звуковысотный слух, т. е. способность воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Различают абсолютный слух - способность узнавать и воспроизводить высоту звуков, не сравнивая их с др. звуками, высота которых известна, и относительный слух - способность определять высоту звуков путем сравнения их с др., способность узнавать и воспроизводить музыкальные интервалы. Абсолютный слух в значительной мере врожденная способность. Не следует преувеличивать его значение. С одной стороны, абсолютный слух не является необходимым признаком музыкальности: многие гениальные музыканты (Чайковский, Шуман и др.) им не обладали. С др. стороны, обладание самым блестящим абсолютным слухом не гарантирует будущих музыкальных успехов. Важнее слух относительный, который в значительной степени поддается развитию и упражнению. Понятие М. с. в более широком смысле совпадает с понятием музыкальности и включает в себя музыкально-ритмическое чувство, тембровый слух и динамический слух (т. е. способность тонко различать и воспроизводить оттенки громкости звуков). (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Музыкальная коррекция состояния беременных женщин и психологическая подготовка к родам

Толчинская Елена Ароновна
Статья раскрывает проблему коррекционного влияния музыки на психологическое состояние беременных женщин.
Читать PDF

Методологический потенциал общей психологии в разработке проблемы развития музыкальных способностей

Куляшова А.М.
В настоящей статье обозначены перспективные направления разработки проблемы развития музыкальных способностей на основе научных достижений общепсихологической теории способностей.
Читать PDF

«Музыкальный язык» как не-знаковая форма мышления, или несколько замечаний по поводу «Застоявшейся т

Нехаева И. Н.
Статья посвящена критическому анализу музыкального искусства как области демонстрации языка, представляющего собой знаковую систему и, согласно традиционному взгляду, элиминирующего музыкальную област
Читать PDF

Взаимосвязь музыкальных предпочтений и психологических особенностей слушателей музыки

Пантелеев Александр Федорович
В работе рассматривается проблема взаимосвязи музыкальных предпочтений слушателей и их индивидуально-психологических свойств, особое внимание уделено взаимосвязи успешности решения субъектом психомото
Читать PDF

Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе их взаимодействия с музыкальным работником

Сохранов Владимир Васильевич, Гарькина Екатерина Николаевна
Развитие музыкальных способностей дошкольников важная задача в процессе целостного развития личности ребенка в условиях толерантного и акмеологического сопровождения педагогом детских проявлений.
Читать PDF

Психологическое сопровождение женщин в период беременности и после родов средствами музыкального иск

Григорьева Екатерина Николаевна
Читать PDF

Теоретико-методологические основания системы здоровьесозидающих музыкально-звуковых технологий

Петухова М.И.
На основе анализа научной литературы представлены теоретикометодологические основания системы музыкально-звуковых технологий, проектируемой в целях здоровьесозидания всех субъектов образовательного пр
Читать PDF

Психологическая диагностика музыкальной одаренности

Лосева С.Н.
В большинстве исследовательских работ недостаточное внимание уделяется изучению общих предпосылок успешной музыкальной деятельности, общим компонентам музыкальной одаренности.
Читать PDF

Психологические возможности использования музыкального искусства в процессе изучения иностранного яз

Архипова Мария Владимировна, Шутова Наталья Вадимовна
Статья посвящена исследованию психологических условий формирования и усиления мотивации учащихся при изучении иностранного языка в средней общеобразовательной школе средствами музыкального искусства.
Читать PDF

Индивидуально-психологические и электроэнцефалографические особенности музыкальности

Торопова А.В., Симакова И.Н., Василевская К.Н., Беданокова А.К.
В статье обсуждается методология исследования музыкальности, преодолевающая разрыв между внешними ее проявлениями и внутренней образно-когнитивной структурой.
Читать PDF

Специфика лидерства в управлении музыкальным коллективом: суггЕстивноволевое воздействие

Буянова Наталия Борисовна
Рассматриваются специфические функции руководителя художественно-творческого коллектива, существенно отличающиеся от обязанностей руководителя в любой другой отрасли.
Читать PDF

Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деяте

Протопопова Виктория Александровна
Обоснована теоретическая модель социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деятельности и приведены результаты ее реализации в общеобразовательной ш

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!