СЛУХ БИНАУРАЛЬНЫЙ СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Найдено 2 определения термина СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений и воспроизводить их. Сложная многосоставная система, выполняющая познавательную и творческую функции. Многокомпонентность музыкально-слуховой системы обусловлена составом музыкальных звуков, сложностью строения, структуры и содержания музыкальных произведений, многообразием средств художественной выразительности.

В зависимости от целей и задач музыкальной деятельности выделяются такие уровни и виды слуха музыкального:

1) на сенсорном уровне - абсолютный и бинауральный;

2) на перцептивном уровне - звуковысотный, тембровый и динамический;

3) на эмоционально-семантическом уровне - мелодический, гармонический и полифонический;

4) на интегрально-семантическом - чувство формы и архитектонический слух музыкальный.

Особое место занимает слух абсолютный - локализованная реакция на высоту звука, реализуемая на уровне ощущения. Психологическая природа слуха абсолютного проявляется в запечатлении абсолютной высоты звука как особенного, присущего каждому звуку качества вне зависимости от его интервальных отношений с другими звуками. Довольно редкое проявление слуха абсолютного даже среди профессиональных музыкантов заставляют считать его врожденным качеством. Это подтверждается и ранним его проявлением с момента ознакомления ребенка с названиями звуков, что позволяет взрослым фиксировать его наличие. Врожденность слуха абсолютного доказывается также безуспешными попытками его воспитания и его устойчивостью на протяжении жизни.

Истинный слух абсолютный - это способность называть звуки или воспроизводить их без сравнения с некоим звучащим или запечатленным эталоном. В отличие от истинного слух псевдоабсолютный развивается благодаря постоянному запечатлению высоты звуков одного преобладающего тембра в результате длительной интенсивной музыкальной деятельности (при наличии определенных природных предпосылок). Слух псевдоабсолютный больше зависит от тембровых и ранее усвоенных моторных ощущений, от воспроизведения высоты звука голосом или музыкальным инструментом.

В музыкальной деятельности большее значение придается слуху относительному, в состав коего входят ладовое чувство и музыкально-слуховые представления; их слабое развитие не может быть восполнено наличием слуха абсолютного.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

англ. music hearing) - звуковысотный слух, т. е. способность воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Различают абсолютный слух - способность узнавать и воспроизводить высоту звуков, не сравнивая их с др. звуками, высота которых известна, и относительный слух - способность определять высоту звуков путем сравнения их с др., способность узнавать и воспроизводить музыкальные интервалы. Абсолютный слух в значительной мере врожденная способность. Не следует преувеличивать его значение. С одной стороны, абсолютный слух не является необходимым признаком музыкальности: многие гениальные музыканты (Чайковский, Шуман и др.) им не обладали. С др. стороны, обладание самым блестящим абсолютным слухом не гарантирует будущих музыкальных успехов. Важнее слух относительный, который в значительной степени поддается развитию и упражнению. Понятие М. с. в более широком смысле совпадает с понятием музыкальности и включает в себя музыкально-ритмическое чувство, тембровый слух и динамический слух (т. е. способность тонко различать и воспроизводить оттенки громкости звуков). (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Музыкальная коррекция состояния беременных женщин и психологическая подготовка к родам

Толчинская Елена Ароновна
Статья раскрывает проблему коррекционного влияния музыки на психологическое состояние беременных женщин. Выявленные значимые различия динамики состояния беременных в экспериментальной и контрольной группах подтверждают преимущество экспериментальной группы в улучшении самочувствия и настроения. В результате исследования выяснилось, что эффективность музыкальной коррекции зависит от соответствия музыки состоянию беременных женщин и их личностным свойствам. Особенности музыкального восприятия беременных женщин могут служить музыкально-диагностическим средством. Музыкальная коррекция состояния беременных сказывается на успешности протекания родов. В статье раскрывается зависимость музыкальных предпочтений беременных от их психологического состояния и личностных свойств, что нашло отражение в музыкальных рекомендациях.
Скачать PDF

Методологический потенциал общей психологии в разработке проблемы развития музыкальных способностей

Куляшова А.М.
В настоящей статье обозначены перспективные направления разработки проблемы развития музыкальных способностей на основе научных достижений общепсихологической теории способностей.
Скачать PDF

«Музыкальный язык» как не-знаковая форма мышления, или несколько замечаний по поводу «Застоявшейся т

Нехаева И. Н.
Статья посвящена критическому анализу музыкального искусства как области демонстрации языка, представляющего собой знаковую систему и, согласно традиционному взгляду, элиминирующего музыкальную область, которая сама по себе не содержит знаков, а также значений, поскольку не имеет условий для взаимодействия означаемого и означающего, что последовательно рассматривается и аргументируется посредством нахождения и противопоставления особенностей и специфики языковой и музыкальной сфер.
Скачать PDF

Взаимосвязь музыкальных предпочтений и психологических особенностей слушателей музыки

Пантелеев Александр Федорович
В работе рассматривается проблема взаимосвязи музыкальных предпочтений слушателей и их индивидуально-психологических свойств, особое внимание уделено взаимосвязи успешности решения субъектом психомоторных задач и характером его музыкальных предпочтений. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют в пользу предположения о существовании такой взаимосвязи.
Скачать PDF

Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе их взаимодействия с музыкальным работником

Сохранов Владимир Васильевич, Гарькина Екатерина Николаевна
Развитие музыкальных способностей дошкольников важная задача в процессе целостного развития личности ребенка в условиях толерантного и акмеологического сопровождения педагогом детских проявлений.
Скачать PDF

Психологическое сопровождение женщин в период беременности и после родов средствами музыкального иск

Григорьева Екатерина Николаевна
Скачать PDF

Теоретико-методологические основания системы здоровьесозидающих музыкально-звуковых технологий

Петухова М.И.
На основе анализа научной литературы представлены теоретикометодологические основания системы музыкально-звуковых технологий, проектируемой в целях здоровьесозидания всех субъектов образовательного процесса; позволяющей через актуализацию здоровьесозидающего потенциала музыкального искусства сохранять, восстанавливать и укреплять физическое, психологическое, социальное здоровье личности, формировать умения проектировать индивидуальные траектории здоровьесозидания, что представляет особую значимость в период поиска инновационных здоровьесозидающих технологий в системе образования России и определяет основные направления сохранения здоровья нации.
Скачать PDF

Психологическая диагностика музыкальной одаренности

Лосева С.Н.
В большинстве исследовательских работ недостаточное внимание уделяется изучению общих предпосылок успешной музыкальной деятельности, общим компонентам музыкальной одаренности. Внешние проявления музыкальных способностей, которые могли бы послужить основанием для психодиагностики, изучаются сейчас недостаточно. Методы психодиагностики музыкальной одаренности также недостаточно разработаны, что, конечно, существенно затрудняет работу по её выявлению у школьников.
Скачать PDF

Психологические возможности использования музыкального искусства в процессе изучения иностранного яз

Архипова Мария Владимировна, Шутова Наталья Вадимовна
Статья посвящена исследованию психологических условий формирования и усиления мотивации учащихся при изучении иностранного языка в средней общеобразовательной школе средствами музыкального искусства. Проанализированы возможности использования музыки в целях оптимизации учебного процесса по иностранным языкам. Предложена оригинальная программа, направленная на повышение мотивации подростков к изучению английского языка, в основе которой лежит музыкальное искусство.
Скачать PDF

Индивидуально-психологические и электроэнцефалографические особенности музыкальности

Торопова А.В., Симакова И.Н., Василевская К.Н., Беданокова А.К.
В статье обсуждается методология исследования музыкальности, преодолевающая разрыв между внешними ее проявлениями и внутренней образно-когнитивной структурой. Представлены ЭЭГ-особенности сенсорных различий музыкально-образных представлений.
Скачать PDF

Специфика лидерства в управлении музыкальным коллективом: суггЕстивноволевое воздействие

Буянова Наталия Борисовна
Рассматриваются специфические функции руководителя художественно-творческого коллектива, существенно отличающиеся от обязанностей руководителя в любой другой отрасли. В контексте педагогики искусства успешное выполнение руководящих обязанностей сопряжено с характером профессиональноличностных качеств и свойств музыкантаруководителя, что требует специального научного исследования.
Скачать PDF

Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деяте

Протопопова Виктория Александровна
Обоснована теоретическая модель социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деятельности и приведены результаты ее реализации в общеобразовательной школе.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16