СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Фонематический слух
способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Ф. с. - слуховое восприятие фонем данного языка.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
способность человека к восприятию, различению, анализу и синтезу фонем и на этой основе-к пониманию смысла воспринимаемых им слов и выражений. См. слух тембральный, слух тональный, фонема.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Фонематический слух
способность различать фонемы, звуки речи. Недоразвитие или утрата такого слуха приводит к непониманию устной речи окружающих. Расстройство фонематического слуха может, повидимому, рассматриваться как отдельная форма патологии речи, имеющая отношегние к речевому центру Вернике.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование слуха фонематического происходит у детей при восприятии речи устной окружающих людей и - одновременно - при собственном проговаривании слов соответственно воспринимаемым образцам.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Фонематический слух
Словообразование. Происходит от греч. phoneoma - голос, звук, речь.
Категория. Форма слуха.
Специфика. Способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
mrn.phonemic hearing) - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
В анатомо-физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухо-речевой зоне коры больших полушарий головного мозга, расположенной в задней трети верхней височной извилины левого полушария (Вернике центр). Ее поражение или недоразвитие ведет к неспособности человека различать звуки речи (к сенсорной афазии или алалии).
Ф. с. к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Прогова-ривание слов - важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти.
Для дальнейшего развития Ф. с. важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4-5 лет). Механизм Ф. с. существенно перестраивается при овладении чтением и письмом - в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко-буквенных образов слов. При овладении др. языком развивается Ф. с. не только к речевым звукам изучаемого языка, но и к родной речи. См. Нейролингвистика, Развитие речи детей.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004



Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
268.60 кб

К проблеме структуры фонематического слуха

Белоус Е. Н.
В статье отмечается отсутствие в научной литературе единых четких критериев определения структуры фонематического слуха, которое отражается и на развитии теоретических подходов, и на практической деятельности учителей, воспитателе
Читать PDF
478.86 кб

Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями

Мелюханова Е.Е.
В статье рассматривается важность развития фонематического слуха у дошкольников и школьников для предупреждения и преодоления речевых нарушений. Описаны игры и упражнения.
Читать PDF
315.75 кб

Фонематический слух как средство развития аудитивной компетенции

Бондарева Л. В.
Читать PDF
1.28 мб

РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Сапрыкина Н.И., Коновалова Е.Г.
В данной статье рассмотрено особенности развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.
Читать PDF
204.62 кб

Значение фонематического слуха для структуры орфографического навыка

Белоус Елена Николаевна
В статье с точки зрения деятельностного подхода в психологии рассматриваются и сопоставляются структуры орфографического навыка и фонематического слуха.
Читать PDF
181.05 кб

Особенности фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи

Салманова Л. Р., Егорова И. В.
Читать PDF
711.63 кб

Нарушения фонематического слуха у младших школьников с акустической дисграфией

Е. А. Константинова, Ю. И. Федько