Самоконтроль

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Самоконтроль
способность контролировать импульсивность. Ср. сдержанность, выдержка.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

САМОКОНТРОЛЬ
осознание и оценка субъектом его собственных действий, психических процессов и состояний.

Источник: Березин C., Лисецхий К., Серебрякова М. Словарь психологических терминов. 2002

САМОКОНТРОЛЬ
(саморегуляция) - контроль и управление человеком собой, своими психологическими процессами, состоянием и поведением.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Самоконтроль
способность сдерживать и подавлять примитивные побуждения и эмоции и подчинять их отдаленным или более высоким и достойным целям.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Самоконтроль
один из регулятивных процессов, содержанием которого является мониторинг за ходом и промежуточными результатами индивидуальной деятельности.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

Самоконтроль
Self-monitoring) — наблюдение за самим собой в различных социальных ситуациях и старание вести себя так, чтобы произвести желаемое впечатление.

Источник: Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 2007

Самоконтроль
Self-monitoring). Метод обучения уверенности в себе, при котором клиент систематически ведет журнал социальных событий по мере того, как они происходят.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

САМОКОНТРОЛЬ
осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

САМОКОНТРОЛЬ
Совершенно буквально – контроль за собой. Этот термин обычно предназначается для способности контролировать импульсивность, тормозя непосредственные сиюминутные желания; его доминирующая коннотация – подавление или торможение.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Самоконтроль
человека включает процессы, посредством которых индивид способен управлять поведением в противоречивых условиях социального окружения, а также собственных биологических механизмов, например, при навязчивых влечениях, зависимости от внешних влияний, подверженности импульсивным порывам.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

Самоконтроль
Наблюдение за состоянием своего организма в процессе жизнедеятельности с целью оценки влияния на него любых видов нагрузок и их корректировки. В качестве С. могут использоваться как субъективные критерии (самочувствие, качество сна, аппетита и др.), так и объективные показатели (частота сердечных сокращений, дыхания, масса тела и т. д.). С. дисциплинирует человека и позволяет ему своевременно и объективно оценивать динамику своего функционального состояния и таким образом корректировать образ жизни, чтобы это обеспечивало постоянное его улучшение.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

САМОКОНТРОЛЬ
осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Его появление и развитие определяется требованиями общества к поведению человека.
Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.
Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции; но и самоконтроль может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

САМОКОНТРОЛЬ
от французского contrôle, contrerôle – «список, ведущийся в двух экземплярах» – способность индивида сдерживать собственные эмоциональные импульсы, действия, психические процессы и состояния, осознавая их неблагоприятные для него результаты, которые будут негативно отражаться на его деятельности и достижении поставленных целей. С., вместе с духовнонравственными позициями субъекта, является основанием для волевой регуляции, хотя и сам С. может подвергаться волевому воздействию, т.е. между этими процессами наблюдается взаимодействие, причём в экстремальных или стрессогенных ситуациях волевое влияние на С. может доминировать.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Самоконтроль
Это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний. Исследователи последних лет понятие С. применяют к ситуациям, в которых человек пытается изменить первоначальные мотивы своего поведения (контролируемое поведение), приводящего к конфликтным или нежелательным последствиям, при этом стремятся трансформировать те переменные, от которых функционально зависит это поведение.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Самоконтроль
необходимый компонент произвольного управления, заключающийся в осознании и оценке человеком своих действий и состояний. С. предполагает наличие эталона и «обратной связи», т. е. информации о том, как осуществляются действия и деятельность, в каком состоянии находится человек. По времени осуществления различают С. предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий. По каналу «обратной связи» выделяют зрительный, слуховой, тактильный, проприорецептивный и другие виды С. По степени концентрации внимания при С. за действиями и по его временному или постоянному характеру выделяют динамический и тонический виды.
С. (точнее — автоматический контроль) может осуществляться и непроизвольно, на биологическом уровне, обеспечивая сохранение гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма.
Литература
Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2000.
Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

САМОКОНТРОЛЬ
сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения, своих действий, поступков, психических процессов и состояний. Проявление и развитие С. определяется требованиями общества к поведению человека. С. дает возможность человеку управлять своей деятельностью, поведением, коррегировать их, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий, поступков. С. предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на С. человека, как компоненте саморегуляции, в то же время С. может быть объектом волевой регуляции, напр., в стрессовых ситуациях. Навыки С. формируются у детей в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности, под влиянием взрослых и коллектива. Воспитывать навыки С. необходимо уже с дошкольного возраста, постепенно совершенствуя и усложняя их в процессе возрастного развития. Сопоставляя свои действия с действиями, к–рые являются правильными в данной ситуации, дети приучаются не только исправлять ошибки в своих действиях, но и предотвращать возможность ошибок, воздерживаться от нежелательных действий. Развитие С. идет от С. в области простых движений, к С. в области сложных действий, а затем к С. деятельности и поведения в целом.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

САМОКОНТРОЛЬ

En.: Mastery
Практика гипноза позволяет пациенту научиться лучше владеть собой.
1. Гипноз может быть приспособлен для обучения психической гимнастике, позволяющей пациенту по-настоящему стать самим собой. Обучение состоянию отстраненности (значительно отличающемуся от состояния отрешенности) способствует владению собой.
2. Для усиления самоконтроля пациента во время сеанса могут использоваться всевозможные подходы. Среди них:
- релаксация, участвующая в нейровегетативном самоконтроле (с использованием биологической обратной связи, позволяющей закреплять достигнутый успех, делая его очевидным для пациента);
- модель самоконтроля (mastery model), выделенная Гербортом Ластигом (1974) на основе фильма «Искусство Милтона Эриксона», заключается в том, что пациент, находящийся в гипнозе, вовлекается в процесс противопоставления позитивных образов негативным эмоциям. Такой метод, соответствующий взаимному угнетению бихевиористов, учит пациента контролировать захватывающие его эмоции;
- предварительная визуализация трудных ситуаций позволяет пациенту впоследствии легче их преодолевать;
- гипноз предоставляет возможность ваять под контроль некоторые компульсивные проявления, например при травматическом неврозе;
- и наконец, самогипноз, которому пациент обычно обучается, является личным средством самоконтроля.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

САМОКОНТРОЛЬ
осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. С. является неотъемлемым компонентом любой целенаправленной деятельности независимо от ее конкретного содержания и условий осуществления, поскольку выполнение действия, направленного на достижение конкретной цели, всегда требует сравнения полученного результата с запланированным. Таким образом, С. выступает в качестве обязательного звена структуры деятельности, но этим его функции по обеспечению адекватности поведения внешним условиям не исчерпываются. Человек является сложным субъектом и объектом саморегуляции и самоуправления, протекание которых в принципе невозможно без С. Общее функциональное назначение С. независимо от того, в какую деятельность он включен и в какой сфере психических процессов реализуется, состоит в установлении и оценке рассогласования между эталоном и контролируемой переменой. В инженерной психологии С. рассматривается как фундаментальный психологический механизм, прямо по своей сути направленный на обеспечение надежности человекаоператора. Правильная и своевременная реализация С. позволяет оператору предотвращать возможные и исправлять уже допущенные ошибки на каждом из основных этапов его деятельности: при приеме информации, ее переработке, осуществлении управляющего воздействия. Кроме того, С. в операторской деятельности выполняет такую важную функцию, как сопоставление значений параметров текущего состояния с заданными и установление соответствующих сигналов рассогласования, являющихся исходной информацией для последующего управления. Велика также роль С. в процессе обучения операторов. С. в деятельности оператора может быть инструментальным и неинструментальным. В первом случае он проводится с применением специальных технических средств, во втором — путем визуальной или мысленной проверки правильности выполняемых действий. Однако в обоих случаях важной задачей является приучить оператора к проведению С, к включению его в качестве обязательного этапа в структуру деятельности. Для того чтобы С. был эффективным, оператору необходимо в «полном времени деятельности» выделить некоторый резерв времени для контроля собственных действий. Выделение такого резерва должно быть предусмотрено при проектировании деятельности оператора. Эффективность С. зависит от степени его полноты. Значение С. особенно сильно увеличивается в условиях современного производства, когда «снижается эффективность внешних форм контроля за работой каждого отдельного человека, а акцент смещается на личную ответственность работника, которая становится одним из главных факторов запуска С.» (Г. С. Никифоров).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

САМОКОНТРОЛЬ
одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам. Предназначение С. заключается как в предупреждении, так и в исправлении допущенных ошибок, неточных действий. Благодаря регулирующей функции С., человек способен реализовать предложенный кем-либо или самостоятельно принятый план деятельности. Важную роль в процессах С. личности играют ее самооценка, самокритичность, осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление С. определяется социальными, этическими и психологическими требованиями к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию. Процесс С. предполагает наличие эталона и возможности получить сведения о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на С. человека как компоненте саморегуляции, в то же время С. может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях. Основными видами С. являются: констатирующий, ситуационный, предвосхищающий. В литературе С. расширительно трактуется и отождествляется с саморегуляцией, с планированием, с процессом корректирования деятельности. С. способствует, например, реализации и уточнению уже существующего плана, но не тождествен планированию, осуществляемому с целями, мотивами, программой деятельности личности. Человек обладает значительно развитым С., но, не имея достаточных знаний и навыков, может плохо выполнить то или иное новое для него трудовое задание. Развитие самоконтроля наряду с другими необходимыми условиями облегчает человеку путь овладения той или иной деятельностью, но это не означает, что процесс его регуляции и С. тождественны. С. может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным), определяемым сознательно поставленной целью – следить за точностью реализации программы своей деятельности. Непроизвольный С. может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непроизвольного самоконтроля, осуществляющегося в структуре восприятия, является не деятельность в целом, а лишь процессуальная сторона деятельности. Функцию самоконтроля по реализации программы действий внутри деятельности условно можно назвать функцией стабилизации действий, или первой функцией С. Вторую функцию С. по корректированию, стабилизации деятельности в соответствии с ее мотивами, по повышению ее устойчивости к непроизвольной смене называют функцией стабилизации деятельности. Преднамеренный С. в отличие от непроизвольного обладает значительными возможностями стабилизации деятельности. С. – это лишь звено в процессе самовоспитания, он дает высокие результаты во взаимодействии с другими средствами самовоспитания, среди которых выделяют самоприказ, самоубеждение и др.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

САМОКОНТРОЛЬ
осознание субъектом и его критериальность относительно собственных движений-действий-поступков, психофункций-психопроцессов и психических состояний; конституирование факторов-матриц произвольной саморегуляции и дает возможность субъекту контролировать-осознавать мульти-ситуации в социуме, в коммуникациях связанных с другими людьми, и т.о., рационально-прагматично контролировать ситуации-эпизоды-контакты; модели-кондиции-факторы рефлексивно-волевой регуляции базируются на самоконтроле субъекта, как одного из базальных ингредиентов саморегуляции, а мультипроцессы, коррелируемые-агломерацируемые с С. необходимо изучать-интерпретировать-исследовать с наличием парадигмы и получения регистров-информации о контролируемых действиях-состояниях-поступках-полиактах; самообладание— это способность субъекта инкарнировать-репродуцировать деятельность-активность в дифференциально-перипетийных, дифференциально-экстремумных ситуациях, кот. влияют на его чувственно-эмотивно-мотивационную сферу; в матрицах-феноменах самообладания проявляется-продуцируется-воспроизводится волесознательно-конститутивно-морфологическая тектонизация-моделирование-организация психофункций-психопроцессов, кот. регулируют деятельность-активность субъекта в различных социально-онтологических сферах; самооценка — критериальность-оценка субъектом самого себя, своего Эго, своих потенций, способностей, талантов и своего места-позиции в социуме, а также среди других индивидов, групп, альянсов, богем, союзов, группировок, организаций; кондиции-формы самооценки, явл. субстанциональными мультирегуляторами поведенческих актов субъекта и зависят от его взаимосвязей-взаимоотношений с окружающими его другими людьми, от его объективной самокритичности, сублимативной требовательности к своему Я, объективного отношения субъекта к собственным успехам-взлетам-удачам-неуспехам-падениям-неудачам-деградациям, а уже, если рассматривать проблему С. в дифференциально-социальных мультимоделях, то можно дефиницировать, что С. влияет на эффективность социо-активности субъекта и эволюционные факторы, связанные с его психикой, развитием ментально-интеллектуального аппарата; дисаналогизация-диссимметрия между потребностями-притязаниями субъекта и его конкретно-реальными возможностями, часто приводит к тому, что индивид начинает субъективно-гипостазно себя оценивать, впадать в тривиальный фаллибилизм, а его поведение становится повышенно-деформационно-девиантным, вследствие неправильной оценки собственного Эго, что и приводит, чаще всего к психоаберрациям-психодеструкциям-фобиям, гипертрофированной тревожности; объективно-индивидуальная самооценка, согласно наших критериев, заключается в том, чтобы сам субъект оценивал-измерял-модальноизировал свои потенции-возможности-способности-таланты с обязательным учетом способностей-потенций-талантов других субъектов, сверял-сличал-аналогизировал свои способности, связанные с той или иной деятельностью, со способностями-потенциями других индивидов, деятельность кот. почти адекватна, к примеру, его индивидуально-социальной деятельности-самовыражению-самораскрытию; матрицы-регистры С. можно модальноизировать, со-гласно таких форм критериальности: а) высокая — гиперзавышенная — высокая средняя — средняя — низкая; б) эквивалентная — неэквивалентная; в) эксцессуальная — компромиссная, в подходе к данным кондициям-факторам необходимо учитывать, что под воздействием дифференциально-онтологических обстоятельств, приобретения субъектом нового опыта, трансформации собственных критериев-оценок, различных социально-онтологических инверсий уровень самооценки у субъекта постоянно флуктуирует-колеблется.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

САМОКОНТРОЛЬ
САМАКАНТРОЛЬ / SELF-CONTROL– способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. С. основывается на воле и противопоставляется импульсивности– неспособности противостоять сиюминутным соблазнам. С точки зрения нейрофизиологии за С. в большей степени отвечают лобные доли головного мозга. С.– одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам. Предназначение С. заключается как в предупреждении, так и в исправлении допущенных ошибок, неточных действий. Благодаря регулирующей функции С. человек способен реализовать предложенный кем-либо или самостоятельно принятый план деятельности. Важную роль в процессах С. личности играют ее самооценка, самокритичность, осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление С. определяется социальными, этическими и психологическими требованиями к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию. Процесс С. предполагает наличие эталона и возможности получить сведения о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на С. человека как компоненте саморегуляции, в то же время С. может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях. Основными видами С. являются констатирующий, ситуационный, предвосхищающий. В литературе С. расширительно трактуется и отождествляется с саморегуляцией, планированием, процессом корректирования деятельности. С. способствует, например, реализации и уточнению уже существующего плана, но не тождествен планированию, осуществляемому с целями, мотивами, программой деятельности личности. Человек обладает значительно развитым С., но, не имея достаточных знаний и навыков, может плохо выполнить то или иное новое для него трудовое задание. Развитие С. наряду с другими необходимыми условиями облегчает человеку путь овладения той или иной деятельностью, но это не означает, что процесс его регуляции и С. тождественны. С. может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным), определяемым сознательно поставленной целью– следить за точностью реализации программы своей деятельности. Непроизвольный С. может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непроизвольного С., осуществляющегося в структуре восприятия, является не деятельность в целом, а лишь процессуальная сторона деятельности. Функцию С. по реализации программы действий внутри деятельности условно можно назвать функцией стабилизации действий, или первой функцией С. Вторую функцию С. по корректированию, стабилизации деятельности в соответствии с ее мотивами, повышению ее устойчивости к непроизвольной смене называют функцией стабилизации деятельности. Преднамеренный С., в отличие от непроизвольного, обладает значительными возможностями стабилизации деятельности. С.– это лишь звено в процессе самовоспитания, он дает высокие результаты во взаимодействии с другими средствами самовоспитания, среди которых выделяют самоприказ, самоубеждение и др. Важность развитого С. для жизни человека продемонстрировал зефирный эксперимент У. Мишеля. В течение 40 лет он наблюдал за детьми, которые в конце 1960-х– начале 1970-х гг. участвовали в эксперименте с отсроченным удовольствием и показали разную степень С. В итоге у детей, продемонстрировавших низкий уровень С., во взрослом возрасте уровень стресса, зависимостей, эмоциональных и межличностных проблем был в среднем намного выше, чем у тех, кто демонстрировал высокий уровень С. Следовательно, С. играет важнейшую роль в долгосрочном предсказании успехов и качества жизни человека. С. важен во всех видах человеческой деятельности, в первую очередь– в учебной и трудовой. Для диагностики С. разработано большое количество методик. М. Снайдер в 1974 г. разработал шкалу социального самоконтроля (Self Monitoring Scale), адаптированную Н. В. Амяга в 1998 г. Вопросник «Социальный самоконтроль» (СС) разработали Г. С. Никифоров, В. К. Васильев и С. В. Фирсова– позволяет определить уровень выраженности трех видов С.: эмоционального, деятельностного и социального. Опросник для определения уровня волевого самоконтроля (ВСК) разработали А. Г. Зверьков и Е. В. Эйдман– направлен на оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции. Также хорошо зарекомендовала себя краткая шкала самоконтроля Дж. Тангни, Р. Баумайстера и А. Л. Бун, адаптированная в русскоязычной версии Т. О. Гордеевой и коллегами. И. В. Гайдамашко

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

САМОКОНТРОЛЬ
Это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний. Исследователи последних лет понятие С. применяют к ситуациям, в которых человек пытается изменить первоначальные мотивы своего поведения (контролируемое поведение), приводящего к конфликтным или нежелательным последствиям, при этом стремятся трансформировать те переменные, от которых функционально зависит это поведение. На действия такого индивида могут оказывать влияние изменения окружающей среды, биологические сдвиги, самопоощрение и самонаказание и др., причем таким образом, что изменяется вероятность появления контролируемого поведения. С. определяется как специфическое поведение индивида в конфликтной ситуации, влияющее на те события или действия, которые приводят к конфликту. Но понятие С. не может быть наполнено одним поведенческим содержанием. Необходимо также знание из предыдущей жизни индивида об имеющихся у него возможностях выбора в данной ситуации. Пациентов надо обучать ряду приемов, которые помогают изменить окружение или собственное поведение в различных конфликтных ситуациях.
Поведенческий аспект предполагает, что С. является переходным процессом, пригодным для ограниченного набора ситуаций, имеет неоднозначную эффективность и зависит от биологических и психических свойств субъекта, а также от влияния социальной среды. Выделяют 2 вида С. К первому относится поведение индивида, направленное на преодоление влечения к непосредственно действующему успокоительному средству или привлекательному внутреннему или внешнему раздражению для избежания долговременных отрицательных последствий, например в случае курения, воровства, нарушения социальных запретов, сексуального и агрессивного влечения. Второй вид С. - это стремление терпеливо пережить, преодолеть неприятную, тягостную ситуацию для достижения долговременного положительного эффекта, например при необходимости переносить боль во время медицинского вмешательства, выполнении скучной работы, оказании помощи другим и т. п.
Выделяют следующие компоненты С.:
1) индивид должен взять ответственность по изменению ситуации, поскольку перемена может привести к явно положительным для него последствиям, при этом ее достижение через контролируемое поведение рассматривается как желаемая и оправданная цель;
2) он должен следить за своим поведением и владеть им в конфликтных ситуациях;
3) он должен соотносить свое поведение на данный момент с определенным критерием, который выступает как цель изменения поведения;
4) индивид должен оценивать успех или неудачу в достижении этого критерия с помощью самопоощрения или самокритики.
Процесс С. заканчивается при стабилизации альтернативного поведения, важной в конфликтных ситуациях, например когда бывший курильщик спокойно реагирует на влечение к табаку или на запах и вид сигареты. При изменении поведения с помощью самоуправления для ослабления напряженности важна поддержка извне, усиливающая положительную мотивацию в достижении цели посредством С. Поскольку С. представляет только одну детерминанту конфликтного поведения, его эффективность определяется как биологическими изменениями, так и изменениями окружающей обстановки. Например, утомление, воздействие лекарственных и наркотических средств, а также влияние друзей или другого социального окружения иногда меняют вероятность контролируемости поведения.
Самоконтролируемое поведение различается длительностью, т. е. периодом времени, когда приходится действовать под строгим С. Если решение принято, за ним следуют события, которые могут уже не контролироваться принявшим решение лицом. Так, например, обстоит дело с решением подвергнуться операции, отправиться в центр противонаркотической и противоалкогольной реабилитации, взвалить на себя общественные обязанности. Такое решение, пусть даже на время, выводит индивида из конфликтной ситуации. Контролируемое поведение действует при этом только до принятия данного решения.
При устойчивом С. индивид непрерывно находится в конфликтной ситуации и ему приходится выдерживать контролируемое поведение достаточно долгое время, чтобы уменьшить вероятность срыва контролируемых действий. Так, к примеру, необходимо вести себя человеку при прохождении курса похудания, подавлении агрессивных эмоций и действий в обстановке враждебности или при напряженной психотерапевтической программе.
Варианты базовой поведенческой модели С. различаются в основном ролью, которая отводится познавательным факторам, действующим опосредованно по отношению к факторам внешним. Некоторые авторы подчеркивают важное значение процессов познавательного плана (логических), таких как внимание, предвидение различных последствий поведения, решение проблем или разработка планов и стратегий. Другие же решающим считают последовательность вновь усвоенных оперативных образов поведения. При сугубо поведенческом подходе обе концепции отвергаются с аргументацией, что всякое поведение можно свести к контролю переменных окружающей среды. Последние исследования подчеркивают сложность концепции С. и предлагают изучать влияние на его эффективность следующих факторов: готовность человека к столкновению с различными контролируемыми образами поведения; масштабы поддержки социального окружения для обеспечения самоконтролируемого поведения; мотивация достижения поставленной цели; значение контролируемого поведения и достижение способности к самоуправлению для повышения самооценки; взаимоотношения и взаимовлияние факторов окружающей среды и биологических факторов.
Исследования показали, что в процессе контроля за поведением важную роль играют обязательства индивида, постановка целей, самонаблюдение и самоподкрепление. Помимо управляемой извне программы модификации поведения решающее значение имеет то обстоятельство, что пациент должен почувствовать себя способным к С. и ответственным за процесс перемен. В клинической практике успешно зарекомендовали себя следующие приемы С.: самонаблюдение, договор с самим собой, самоподкрепление, самопоощрение и самокритика, самостоятельный контроль стимулов, самостоятельная мобилизация и релаксация, методика скрытой настройки. Методы С. используются для терапевтических целей при психозах и неврозах взрослых, а также детей и подростков. Некоторые компоненты С. были успешно интегрированы в программу лечения детей с эмоциональными нарушениями и взрослых с психическими расстройствами. Кроме того, методы С. нашли клиническое применение при лечении психосоматических расстройств, депрессий, панических и фобических состояний, нарушений работоспособности, никотинизма, алкоголизма и булимии. Методы С. используются также для снижения утомляемости пациентов при лечении, формировании мотивации и для закрепления терапевтических успехов после окончания лечения.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Самоконтроль
self-control) Психология имеет длинную и бурную историю взаимоотношений с понятиями, связанными с вопросами челов. волеизъявления. Сила воли, воля и С. поочередно оказывались в пылу этих сражений. В последние два десятилетия интерес к С. снова существенно возрос. Интерес к самоконтролю и некоторые проблемы. Тема деятельности, подчиненной самодисциплине и С., широко представлена в различных культурах и религиозных традициях. Одной из причин, по к-рой проблему С. просто невозможно обойти, яв-ся повсеместное распространение и релевантность этого термина с филос., соц., юридич. и религиозной т. зр. Вторая причина сегодняшнего интереса к С. - поступающие к нам из Индии и стран Востока свидетельства о необычайных вершинах, достигаемых мастерами медитации в иск-ве контроля над своим телом и измененными состояниями сознания. Эти данные поднимают вопрос о необходимости пересмотра положений классической неврологии, к-рая учит нас, что автономная НС находится за пределами волевого контроля. Третьей причиной возобновившегося интереса к С. послужила растущая неудовлетворенность специалистов в области медицины фактическим отсутствием альтернатив фармакологическим средствам лечения, связанных со стрессом заболеваний. В связи с этим одной из наиболее перспективных областей в психотер. и науках о здоровье оказались усилия по разраб. и усовершенствованию стратегий С. (и на Востоке, и на Западе) применительно к решению клинических проблем. В многочисленных исслед. продемонстрирована клиническая эффективность этих стратегий в отношении широкого круга аффективных и физ. расстройств. Четвертая причина сегодняшнего интереса к С. связана с личным, соц. и теорет. значением контроля. Контроль упоминается в "Руководстве по диагностике и статистической классиф. психич. расстройств" под разными "личинами", хотя обычно отсутствие контроля или недостаток волевой способности рассматриваются как характеристики расстройств влечений, а тж депрессивных и тревожных расстройств. Др. родственные понятия в совр. психологии включают понятие самоэффективности в теории соц. научения; понятие отсрочки удовлетворения; понятие воли у экзистенциалистов; предложенное Дж. Роттером понятие внутреннего/внешнего локуса контроля и неоаналитическое понятие компетентности, предложенное Р. Уайтом. Кроме того, существуют попытки привлечения в теорию контроля идей из математики, кибернетики и теории систем в контексте обсуждения проблем саморегуляции. Стратегия С. относится к семейству приемов, к-рые индивидуум сознательно использует регулярным и систематическим образом для оказания влияния на развитие когнитивной и/или поведенческой активности в желаемом направлении. Б. Ф. Скиннер подразумевал под С. последовательность поведенческих актов, в ходе к-рой организм манипулирует условиями окружения в соответствии с принципами научения в поисках специфического поведения. М. Махони и Д. Б. Арикофф определяют С. как соц. ярлык, дифференцирование применяемый к нек-рым поведенческим паттернам. Отмечаются нек-рые из особенностей такого использования: поведенческий паттерн не считается связанным с саморегуляцией, если для наблюдателя представляется очевидным, что поведение непосредственно стимулируется вознаграждением или наказанием; люди не видят необходимости С. в ситуациях, к-рые, как им кажется, никогда не требовали от них совершения к.-л. усилий. Сравнительные исследования стратегий. Предварительные исслед. указывают следующие разграничения в стратегиях, к-рые следует принимать во внимание: 1. Для уточнения функциональных отношений между окружением пациента и стрессом используется самонаблюдение поведения. 2. Для головных болей, связанных с давлением, используется электромиографическая биолог. обратная связь, для мигреней - температурный тренинг. 3. Для "общей релаксации" из двух вариантов - медитации и биолог. обратной связи - выбирается медитация; для специфических видов стресса более предпочтительной считается биолог. обратная связь. 4. При когнитивном стрессе более эффективной оказываются когнитивные стратегии, такие как гипноз или медитация, нежели соматические стратегии. 5. При соматическом стрессе более эффективными яв-ся упражнения или прогрессивная релаксация. 6. Для людей с преим. слуховой системой реагирования: 1) при использовании биолог. обратной связи более предпочтительными в качестве сигналов обратной связи яв-ся зрительные стимулы; 2) при использовании медитации или гипноза более предпочтительными в качестве сигналов обратной связи яв-ся слуховые стимулы. Почти все эти методики включают концентрацию внимания, когнитивные суждения и/или продуцирование образов. Кроме того, была постулирована неспецифическая антистрессовая реакция индивидуума, к-рая определяет общий путь для всех методов С. и активизирует паттерн психобиологического реагирования, противостоящего стрессам повседневной жизни. Свобода воли против детерминизма. С. как конструкт означает процесс движения от непосредственного, рефлекторного действия в направлении к сознательному и информированному выбору. Система представлений, на к-рую опирается этот конструкт, сводится к тому, что существование людей не яв-ся абсолютно предопределенным, что они могут достигать значительной самостоятельности и свободы выбора и обладают способностью к эффективному изменению своей жизни. Т. о., понятие С. предполагает наличие индивидуального выбора и свободы, хотя бы в порядке допущения. Впоследствии такое предположение о свободе выбора, к-рая дана экзистенциально, может усиливаться по мере того, как индивидуум приобретает новые навыки самоанализа, принятия решений и т. д. Ответственность. Ответственность служит еще одной важной опорой в основании понятия С. Она означает движение от возложения ответственности на др. и среду и от внешнего локуса контроля в направлении к внутреннему локусу контроля и возложению ответственности на себя. З. Фрейд и К. Г. Юнг считали, что в конце анализа пациент должен стать способным к самоизменению. В определенном смысле это проблема С.: выбор всегда остается за индивидуумом. Роль Я. Одна из наиболее сложных и запутанных философских проблем, касающихся С., - вопрос о том, кто или что контролирует разум и кто или что контролируется. Высказывается множество различных и противоречивых взглядов на эту частичку "само-", и все они в этом пункте оперируют метафорами, аналогиями или субъективными мнениями, поскольку до сих пор не существует неопровержимых доказательств, подтверждающих правоту к.-л. из ответов. Согласно мнению одних, при объяснении челов. поведения нет необходимости прибегать к понятию Я; по мнению др., Я надлежит рассматривать как взаимодействие между субъектом и средой, будь то сторонники теории поля, теории соц. интеракции, взаимного детерминизма или системных моделей. Нек-рые считают, что в этом "само-", или Я, локализуется представление о личной автономии и С., наз. ли оно центрированным Я (как в экзистенциальном подходе) или индивидуированной самостью (как в юнгианской терминологии). В нек-рых подходах подчеркивается важность осуществления контроля над Я, развития и усиления этого Я, дабы обеспечить возможность преодоления диффузии идентичности и низкой самооценки. Др. направления указывают на значение усиления чувства конгруэнтности между Я-концепцией и актуальным поведением и укрепления положительного отношения к себе (т. е. высокой самооценки). Мн. подходы настаивают на необходимости отказа от чувства значимости собственного "Я", на преодолении дихотомий "я-другие" и на воспрепятствовании достижению исключительной идентичности. См. также Локус контроля, Личность, Ответственность и поведение Д. Шапиро-мл.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
347.14 кб

Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний деперсонализации психологов и педагогов

Полякова Ольга Борисовна
Рассматривается проблема преодоления состояний деперсонализации специалистов психологов и педагогов посредством уточнения феномена самоконтроля в общении.
Читать PDF
313.21 кб

Самоконтроль как фактор формирования ответственности у подростков

Быков Сергей Владимирович, Боброва Ирина Владимировна
Статья посвящена анализу самоконтроля как фактору развития личности, влияющего на формирование ответственности подростков.
Читать PDF
410.76 кб

Волевой субъективный контроль и самоконтроль старшеклассников в ситуации выбора профильного обучения

Дементий Людмила Ивановна, Купченко Виктория Евгеньевна
Анализируется уровень волевого субъективного контроля и самоконтроля старшеклассников в условиях выбора профильного обучения.
Читать PDF
435.29 кб

Эффективный и безопасный самоконтроль глюкозы крови в управлении сахарным диабетом

Демидова Т. Ю.
Читать PDF
124.43 кб

Самоконтроль гликемии

Мартынова Евгения
Читать PDF
204.54 кб

Самоконтроль как компонент самостоятельной познавательной деятельности студентов

Вох Е. П.
Читать PDF
400.94 кб

Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей

Ядрова Анна Александровна
В статье раскрывается проблема выявления взаимосвязей рационального потребительского поведения и способности к самоконтролю в различных сферах жизнедеятельности потребителей.
Читать PDF
143.63 кб

Музыкально-слуховой самоконтроль как средство саморегуляции учебно-познавательной деятельности студе

Карнаухова Т.И.
В статье рассматриваются наиболее значимые работы по изучению и разработке проблемы самоконтроля. Автор подробно останавливается на особенностях функционирования самоконтроля в деятельности музыканта.
Читать PDF
5.02 мб

Связь компонента «Самоконтроль» социально-психологической компетентности с различными параметрами ин

Бабинцева Людмила Николаевна
В статье исследуется связь компонента социально-психологической компетентности «самоконтроль» с параметрами индивидуального стиля саморегуляции личности у студентов-психологов.
Читать PDF
475.02 кб

Самоконтроль в структуре личностных предикторов делинквентного поведения подростков

Купченко Виктория Евгеньевна, Мытник Анна Николаевна
Содержится описание результатов исследования выраженности делинквентного поведения у подростков из неблагополучных семей.
Читать PDF
470.40 кб

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА «САМОКОНТРОЛЬ»

Рыбников Виктор Юрьевич, Булыгина Вера Геннадьевна
В статье кратко представлена часть данных адаптации методики Х. Грасмика (1993), диагностирующей самоконтроль, -устойчивую характеристику, являющуюся латентной чертой.
Читать PDF
492.21 кб

Самоконтроль как базовый элемент профессиональной компетентности будущих IT-специалистов

Бакунович Милана Федоровна, Станкевич Наталия Леонидовна
Введение.
Читать PDF
0.00 байт

СОЦИАЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Хаидов Сергей Курбанович
Анализ применения методики Рукавишникова А.А., Соколовой М.В. «Шкала социального самоконтроля» [13] для выявления у муниципальных служащих потенциальных возможностей к личностно-профессиональному развитию.
Читать PDF
1.10 мб

САМОКОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО В

Лихачева Наталья Львовна, Елисеева Оксана Николаевна
В статье предпринята попытка выявить и систематизировать факторы, формы, уровни агрессивного поведения старших дошкольников с комплексными коррекционными ориентирами для формирования самоконтроля как средства снижения агрессии и н
Читать PDF
445.75 кб

Самоконтроль артериального давления пациентом: соответствует ли реальная практика стандартам?

Котовская Ю. В., Кобалава Ж. Д., Вялов С. С., Вялов И. С., Багманова Н. Х.
Проведено анкетирование 137 пациентов с АГ, находившихся на стационарном лечении. В ходе контрольного измерения АД с использованием аппарата, аналогичного домашнему, оценивалось соблюдение пациентами правил измерения АД.

Похожие термины: