РЕШЕНИЕ
РЕШЕНИЕ
формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
РЕШЕНИЕ (DECISION)
мнение человека о себе, других людях и о жизни в целом, принятое в детстве как наилучший имеющийся в наличии способ выживания и удовлетворения потребностей, связанный с ограниченными возможностями для ребенка чувствовать и тестировать реальность.
РЕШЕНИЕ
1. Нахождение ответа на какую-либо задачу. 2. Уже найденный ответ на какой-либо вопрос или проблему. 3. Способ разрешения человеком некоторой жизненной проблемы или конфликта. В этом значении термин используется, например, в психоаналитической теории К. Хорни. См. решения принятие.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
РЕШЕНИЕ
В порядке специфичности: 1. Значение (значения), которое соответствует условиям уравнения. 2. Ответ на вопрос или проблему. 3. Разрешение набора трудностей или конфликтов. Значение 1 происходит из логики и математики; 2 — обычное значение, подразумеваемое в исследовании мышления, решения задач, формирования понятий и т.д.. 3 — значение, подразумеваемое в исследованиях личности, в социальной психологии и клинической психологии и психиатрии.
РЕШЕНИЕ
в психологии - формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность ситуации проблемной. В процессе решения выделяются стадии поиска, принятия и реализации.
Конкретизация понятия решения зависит:
1) от уровня исследования - системного, функционального, личностного, деятельностного;
2) от области исследования - решение познавательное, творческое, оперативное, управленческое;
3) от психологических механизмов решения - решение волевое, интеллектуальное, эмоциональное, вероятностное, и пр.
В психологии инженерной понятие решения часто отождествляется с принятием решения в связи с восприятием сигналов и способами воздействия на систему управления.
Оценка решения проводится по параметрам его качества и эффективности, психологической и логической сложности. Типичная структура поведения в ходе решения - разделение исходной проблемы на множество более простых промежуточных задач согласно плану решения.
Есть два типа механизмов решения, характерных наличием или отсутствием гарантии получения правильного результата, - механизмы точные (аналитические, логические) и механизмы эвристические (приближенные, интуитивные). Практическая ценность эвристических приемов зависит от предшествующего опыта решения аналогичных задач.
Конкретизация понятия решения зависит:
1) от уровня исследования - системного, функционального, личностного, деятельностного;
2) от области исследования - решение познавательное, творческое, оперативное, управленческое;
3) от психологических механизмов решения - решение волевое, интеллектуальное, эмоциональное, вероятностное, и пр.
В психологии инженерной понятие решения часто отождествляется с принятием решения в связи с восприятием сигналов и способами воздействия на систему управления.
Оценка решения проводится по параметрам его качества и эффективности, психологической и логической сложности. Типичная структура поведения в ходе решения - разделение исходной проблемы на множество более простых промежуточных задач согласно плану решения.
Есть два типа механизмов решения, характерных наличием или отсутствием гарантии получения правильного результата, - механизмы точные (аналитические, логические) и механизмы эвристические (приближенные, интуитивные). Практическая ценность эвристических приемов зависит от предшествующего опыта решения аналогичных задач.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
РЕШЕНИЕ
РАШЭННЕ / DECISION– умственная модель предстоящей индивидуальной или групповой деятельности. Правильное, целесообразное Р.– существенное условие выполнения стоящей задачи. Принятию Р. предшествуют уяснение задачи, сбор необходимой информации, оценка конкретных условий, в которых придется действовать. Принятие Р.– это одновременно умственный, эмоциональный и волевой акт. На процесс выработки Р. оказывают влияние подготовленность, эвристические способности человека, его темперамент и характер. Поэтому Р. могут быть импульсивными, рискованными, осторожными, контурными, структурированными, алгоритмическими и др. Различны и методы передачи Р.: побуждающий (доверие, внушение, разъяснение значимости); убеждающий (опора на факты, апелляция к личному опыту, к практике совместной деятельности); понуждение или принуждение (надо выполнить, иначе– наказание). Выделяют следующие типы Р.: с преобладанием предвидения, Р. с риском, уравновешенные, осторожные, замедленные. Подготовка уча щих ся к эффективному принятию Р. должна включать совершенствование их познавательных психических процессов, особенно мышления, накопление необходимых знаний, а также формирование у них эмоционально-волевой устойчивости. В прикладной психологии особое внимание уделяется Р. в том или ином виде деятельности, особенно там, где от правильности Р. зависит эффективность деятельности организации, в первую очередь– управленческих Р.Т. В. Разина
РЕШЕНИЕ
умственная модель предстоящей индивидуальной или групповой деятельности. Правильное, целесообразное решение – существенное условие выполнения стоящей задачи. Принятию Р. предшествуют уяснение задачи, сбор необходимой информации, оценка конкретных условий, в которых придется действовать. Принятие Р. – это одновременно умственный, эмоциональный и волевой акт. На процесс выработки решения оказывают влияние подготовленность, эвристические способности человека, его темперамент и характер. Поэтому решения могут быть импульсивными, рискованными, осторожными, контурными, структурированными, алгоритмическими и др. Различны и методы передачи решения: побуждающий (доверие, внушение, разъяснение значимости), убеждающий (опора на факты, апелляция к личному опыту, к практике совместной деятельности), понуждение или принуждение (надо выполнить, иначе – наказание). Выделяют следующие типы решения: с преобладанием предвидения, решения с риском, уравновешенные, осторожные, замедленные решения. Р. Декарт сформулировал пять принципов решения задачи: 1) не торопиться в суждениях; 2) избавляться от предвзятых мнений; 3) делать по возможности обзор того, что сделано предшественниками; 4) каждый вопрос разлагать на более простые; 5) начинать решение с простейшего, переходя затем к более сложному. Подготовка офицеров к эффективному принятию Р. должна включать совершенствование их познавательных психических процессов, особенно мышления, накопление необходимых знаний, а также формирование у них эмоционально-волевой устойчивости.
РЕШЕНИЕ
конституирование-морфологизация ментально-мыслительных операций, с целью результироватьраэрешить, возникающую в онтосе-социуме проблемную или же проблемно-экстремально-маргинальную ситуацию; в процессах Р. необходимо фиксировать-инкарнировать-регистрировать такие фазы: а) индикаторности-настройки субъекта на поисковые феномены; б) селективно-избирательный отбор одного варианта-версии из многочисленных; в) тектонизацияпостроение-принятие решения; г) реализация-результирование самого решения; базально-радикально конкретизировать понятие Р. необходимо, — если в поле зрения исследователя стоят те или иные научно-психологическо-физиологическо-аналитические задачи, — по дифференциально-модельным матрицам функционально-личностного подхода, активно-деятельного подхода, когнитивно-познавательных методик, операционально-инструментальных модусов, а также исследования-изучения научных интерпретаций, коррелированных с общецелостными механизмами психики субъекта, с его чувственно-эмотивно-мотивационно-ментальной сферой, с феноменами его физиологических, нейрофизиологических актов, на уровне перцептирования-восприятия им сигналовстимулов из среды-социума и их анализа-переработки; модальности-критерии Р. можно изучать-анализировать-обобщать по параметрам предикативности-качественности-рациональности-эффективности Р., с подключением в макромодели решений-резолюций новейших разработок-методик, когеренцируемых-связанных с теорией функциональных систем П.Анохина, с модернконцепциями-модернинтерпретациямн постулатов Бернштейна, Рубинштейна, Ле-онтьева и др. выд. психологов, физиологов, с новационными открытиями в психологии, психоанализе, логике, философии, социологии, психофизиологии, нейрофизиологии.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
РЕШЕНИЕ
формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В процессе Р. выделяют стадии: поиска, принятия и реализации Р. Конкретизация понятия Р. зависит от уровня исследования (системный, функциональный, личностный, деятельностный); области исследования (познавательное, творческое, оперативное, управленческое Р.); психологических механизмов Р. (волевое, интеллектуальное, эмоциональное, вероятностное Р. и др.). В инженерной психологии понятие Р. часто отождествляется с принятием решения по поводу восприятия сигналов и способов воздействия на систему управления. Оценка Р. проводится по параметрам его качества и эффективности, психологической и логической сложности, степени неопределенности. Типичная структура поведения человека в ходе Р.— разделение исходной проблемы на множество более простых промежуточных задач соответственно плану Р. Существуют два типа правил Р., характерных наличием или отсутствием гарантии правильного результата. К первому типу относятся алгоритмические, нормативные правила, однозначно ведущие к правильному результату. Ко второму типу относятся эвристические и статистические правила. Их использование не приводит однозначно к правильному Р., но позволяет существенно снизить априорную неопределенность в выборе нужного Р. Применение эвристических правил позволяет оптимизировать процесс Р. Оптимизация достигается за счет иерархического упорядочения факторов, влияющих на Р.; формирования специфических приемов Р., сознательного упрощения задачи; выработки эвристик решения и т. п. Сущность статистических правил заключается в отражении, фиксации и использовании в процессах Р. собственно вероятностных закономерностей деятельности. Применяемые на практике критерии оценки Р. можно разделить на два класса: 1) критерии достижения цели, они позволяют определить, достигнута ли цель деятельности или нет; 2) критерии предпочтительности, которые позволяют провести сравнительный анализ эффективности той или иной цели, программы и способа деятельности, результата и т. п. Правила Р. и критерии оценки не остаются постоянными в процессе профессионализации, они меняются в процессе приобретения опыта и в зависимости от условий реализации деятельности.