Когнитивное реструктурирование КОГНИТИВНОЕ СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ

Когнитивное решение

Найдено 1 определение:

Когнитивное решение

Термин, введенный И. Роком для объяснения результирующего эффекта светимости, усиливающего субъективные контуры. Кажущееся перекрывание и определенная доля когнитивного домысла способствуют осмысленному восприятию некоторых необычных конфигураций.
Оцените определение:

Источник: Р.Шиффер. Психология ощущений, глоссарий к книге, 2004 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Роль когнитивных показателей учащихся старшего школьного возраста в успешности решения математически

Тихомирова Татьяна Николаевна, Ковас Юлия Владимировна
В статье анализируются различные аспекты чувства числа, показатели пространственной памяти и скорости переработки информации, измеренные с помощью оригинального диагностического инструментария, и их связь с показателями успешности решения математических заданий.
Скачать PDF

Когнитивные и аффективные аспекты принятия решений

Малинина Наталия Сергеевна
В статье рассматривается соотношение когнитивных и аффективных аспектов принятия решения, приводятся результаты пилотажного исследования по изучению эмоционального компонента принятия решения в ситуации неопределенности.
Скачать PDF

Когнитивные эффекты группового принятия решений

Марарица Л.В.
Статья посвящена изучению взаимодействия когнитивных и социально-психологических механизмов группового принятия решений. Проведено сравнительное исследование индивидуального (113 человек) и группового (83 группы) решения задачи, провоцирующей «рамочный эффект». Показано, что «рамочный эффект» проявляется и в условиях группового решения задачи. Однако формулировка начинает влиять опосредованно, групповой выбор подвержен поляризации. Единого мнения, как правило, достигали те группы, в которых большинство придерживалось рискованного варианта. Для объяснения полученных результатов предложена модель группового решения.
Скачать PDF

Рефлексия в структуре когнитивной организации процессов принятия решения

Карпов Анатопий Викторович
Рефлексия и принятие решений сложные и уникальные психические процессы, что закономерно предполагает их взаимосвязь, существование системы отношений и взаимодействий между ними. Однако именно эти взаимосвязи недостаточно изучены и раскрыты, что во многом и обусловливает обращение автора к их исследованию. В статье внимание уделяется трем основных уровням исследования: результативному уровню, процессуальному и уровню возможных механизмов и субъектных детерминант рефлексивной регуляции процессов принятия решений. Результаты, полученные в ходе исследования взаимосвязи двух процессов, свидетельствуют о наличие определенной метазакономерности, связывающей рефлексию с различными аспектами организации процессов принятия решений.
Скачать PDF

Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: часть 1. Теории дополнительной о

Четвериков Андрей Анатольевич, Одайник Александр Семенович
Каким образом мы можем знать, насколько хорошо или плохо решаем задачи, возникающие в процессе познания окружающего мира? В поисках ответа на этот вопрос в первой части данной статьи рассматриваются два класса теоретических походов к процессу субъективной оценки эффективности решения, которые в общем виде можно обозначить как теории дополнительной оценки и теории частичного доступа. Несмотря на то, что конкретные теории, рассматриваемые в обзоре, направлены на объяснение различных феноменов, таких как чувство уверенности, чувство «на кончике языка» или чувство знания, с нашей точки зрения, они описывают схожие процессы и опираются на схожие представления о лежащих в основе оценки механизмах. Так, теории дополнительной оценки предполагают, что субъективная оценка основана на тех же данных, что и оцениваемый процесс, однако отличается используемыми критериями. Схожим образом теории частичного доступа утверждают, что субъективная оценка основывается на части той информации, которая используются или необходима для решения задачи. Проведенный обзор показывает, что оба класса теорий успешно описывают взаимосвязь эффективности решения и его субъективной оценки. Однако отсутствие такой взаимосвязи, которое наблюдается в некоторых клинических случаях и при определенных экспериментальных манипуляциях, противоречит предсказаниям данных моделей. Следовательно, необходим новый теоретический подход, который позволил бы объяснить диссоциацию субъективной оценки и оцениваемого процесса. Модели, в которых предлагается подобный подход, связанные с ними проблемы и возможные направления дальнейших исследований будут описаны в следующей части статьи.
Скачать PDF

Когнитивные искажения в процессе принятия решений: научная проблема и гуманитарная технология

Попов Алексей Юрьевич, Вихман Александр Александрович
Описано новое для отечественной психологии направление научного исследования изучение когнитивных искажений в процессе принятия решений. Рассмотрены ошибки профессиональной интуиции, которым подвержены эксперты в различных областях профессиональной деятельности судьи, политики, учителя, военные, следователи, врачи, пилоты и др. Представлено мнение о необходимости исследования когнитивных искажений с позиций индивидуальных различий и способности к их преодолению. Описан предлагаемый авторами публикации инструмент диагностики способности к преодолению когнитивных искажений. Приведены первые результаты комплексного исследования взаимосвязи между различными видами когнитивных искажений, а также результаты тестирования гипотезы о наличии единого (сопоставимого с интеллектом) фактора преодоления когнитивных искажений. Описан анализ результатов исследования, рассмотренных как в аспекте новых научных фактов, так и в аспекте новой гуманитарной технологии. Рассмотрены возможности внедрения разработанной гуманитарной технологии в работе с различными группами экспертов в целях повышения точности и рациональности принимаемых ими решений.
Скачать PDF

Взаимодействие осознаваемой и неосознаваемой информации в процессе решения когнитивных задач

Бурмистров Сергей Николаевич, Макаров Антон Валериевич
В статье описаны процедуры и результаты экспериментальных исследований, направленных на выявление эффектов когнитивной деятельности при разных условиях взаимодействия сознательно контролируемых и бессознательных процессов. Экспериментальные планы включали в себя два типа осознаваемой информации (достоверная/ложная) и два вида неосознаваемых стимулов (релевантные/иррелевантные). В первом эксперименте было обнаружено, что информирование человека о неосознаваемом воздействии, вне зависимости от установки на содержание стимула (релевантный/иррелевантный), может оказывать положительное влияние на скорость решения когнитивных задач. Второй эксперимент показал, что осознаваемая маркировка (указание на релевантность или иррелевантность решаемой задаче) каждого предъявляемого стимула влияет на чувствительность к содержащейся в нем информации.
Скачать PDF

Положительные и отрицательные аспекты применения психосемантики и когнитивных наук в решении проблем

Шевнина Ирина Алексеевна
В данной статье рассмотрена сущность психосемантики и некоторых когнитивных методов, которые применяются в настоящее время для формирования и реконструкции сознания. Проанализировано положительное отношение В.Ф. Петренко к применению методов построения семиотических пространств для формирования сознания человека, а также использование различных психотехник для вхождения в измененное состояние сознания. Данные методы могут помочь человеку в процессе развития сознания, решении психологических проблем, а также в борьбе с такими болезнями, как алкоголизм и наркомания. Но в применении психосемантики и когнитивных наук есть также отрицательные аспекты, а именно, угроза для психики человека, целостности его сознания и личности. Поэтому перед применением подобных методов необходимо провести их серьезный критический анализ.
Скачать PDF

Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: часть II. Теории косвенной оценк

Четвериков Андрей Анатольевич, Одайник Александр Семенович
Во второй части статьи продолжается анализ теорий мета-оценки, то есть субъективной оценки эффективности решения задач. Описываются модели косвенной оценки, рассматривающие мета-оценки как результат анализа косвенных признаков, не имеющих непосредственного отношения к выбранному решению. Например, человек может быть уверен в ответе, поскольку он знает, что в принципе хорошо решает задачи данного типа, или испытывать чувство «на кончике языка», поскольку у него возникает много ассоциаций в ответ на заданный вопрос. Как и в случае теорий дополнительной оценки и теорий частичного доступа, рассмотренных в первой части статьи, теории косвенной оценки обладают схожими сильными и слабыми сторонами, вне зависимости от того, какие конкретно мета-оценки они описывают. Подобного рода модели хорошо справляются с проблемой расхождения объективной эффективности и мета-оценок, но взаимосвязь между этими параметрами оказывается для данного класса теорий проблемой. В заключении рассматриваются возможные направления дальнейшего развития теорий мета-оценки. Формулируются три проблемы для будущих теорий: (1) как объяснить соответствие и рассогласование мета-оценок и объективной эффективности решения? (2) что объединяет различные мета-оценки и в чем они отличаются? (3) как соотносятся между собой мета-оценки и осознанность?
Скачать PDF

Транскоммуникабельность ценностно-смысловых концептов и когнитивно-конструктивных решений творческой

Кабрин Валерий Иванович
Растущий интерес к инновационному предпринимательству обозначил актуальность проблемы ускорения перехода от идей к конструктивным технологическим реализациям и создания эффективных методов психологического сопровождения этой креативной трансформации. Предложена концептуальная гипотеза: осознавание как переход ценностно-смысловых концептов в когнитивно-конструктивные решения интенсифицируется в расширяющемся спектре креативных состояний сознания. Предложен поэтико-герменевтический подход к пониманию психологического времени, пространства, информации и энергии как базовых психо-ноэтических порталов осознавания. Представлена модель перевода их герменевтических интерпретаций в категориальную схему контент-анализа и релевантность обработки его результатов с помощью математических моделей факторного анализа. Намечена перспектива актуализации креативного потенциала порталов осознавания в связи с проблемами психологической поддержки инновационного предпринимательства и венчурных проектов творческой молодежи.
Скачать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон. На опыте прошлого и современных боевых действий автор показывает, что оценка и учёт морально-психологического состояния войск (сил) оказывает решающее влияние на выработку замысла, принятие решения, определение боевых задач, организацию морально-психологического обеспечения, другие вопросы подготовки и ведения боевых действий. В статье показано, что исход боя, операции и войны в целом, всё в большей степени решает не превосходство в живой силе и вооружении, а духовная готовность и морально-психологическая стойкость воинов
Скачать PDF

Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения

Сигида Евгений Антонович, Мель Килиан, Лукьянова Инна Евгеньевна
Изменение нозологии болезней, обусловленное внешними условиями современного общества и обстоятельствами, а также образом жизни, актуализировало потребность рассмотрения индивидуальной ответственности человека за свое здоровье. В статье рассматривается роль личности в формировании культуры здоровья и обеспечении душевного благополучия, важности познания структуры личностных взаимодействий в обществе. Соотнесение индивидуально- типологических личностных характеристик, сфер структуры личности и соматических аспек- тов жизнедеятельности могут быть предикторами синдрома выгорания, предрасполагающими факторами риска заболевания в условиях современного общества.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16