ДЕЙСТВИЕ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕЙСТВИЕ
единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ДЕЙСТВИЕ
Заключительная стадия модели группового развития, предложенной Коэном и др., когда группа достигает оптимального уровня продуктивности.

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. 2004

Действие
основной структурный компонент деятельности; представляет собой произвольную, преднамеренную опосредованную активность, направленную на достижение осознаваемой цели.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

Действие
старославянск. « «деи» - деятель; например, «злодей») - 1. реальное осуществление функции, протекание некоего процесса (в отличие от движения); 2. результат этого осуществления или процесса.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

действие

элемент, единица деятельности, цель которой элементарна и не разложима на более простые; произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ДЕЙСТВИЕ
центральная единица в структуре различных видов познавательной и исполнительной человеческой деятельности, выступающая как опосредованная различными средствами активность человека, побуждаемая мотивом и направленная на достижение осознаваемой цели через решение ряда конкретных задач

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

действие

(в психологии) каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение текущей задачи. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ДЕЙСТВИЕ
1. Реальное осуществление какой-то функции, протекание процесса. 2. Результат этого осуществления или процесса. Термин широко используется; операции могут быть явными и очевидными, как, например, ходьба или разговор, которые отличаются осознанностью и целенаправленностью, или могут быть скрытыми, внутренними, как работа сердца, нервной системы или действие лекарственных препаратов, у которых эти характеристики отсутствуют.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ДЕЙСТВИЕ
элемент деятельности, цель которого не разлагается на более простые. Д. имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель — мотив — способ — результат. В зависимости от доминирующих в способах психических актов различают Д.: сенсорные, моторные и волевые, мыслительные у мнестические. Последние два объединяют термином «умственные Д.».
Д. в процессе упражнения становится автоматизированным навыком, подконтрольным сознанию, но может стать и неподконтрольным ему автоматизмом (вредным навыком) или импульсивным Д.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Действие
произвольная активность человека, направленная на достижение частной цели. Характеризуется смысловой законченностью, наличием своего мотива. Отдельные Д. служат единицами деятельности.
Выделяют следующие виды Д.: психомоторные; интеллектуальные, включая умственные (например, Д. арифметического счета, производимые в уме); перцептивные (восприятие, опознание, узнавание); мнемические (запоминание, воспроизведение); аттенционные (наблюдение, переключение внимания с одного объекта на другой). Овладение правильной структурой Д. превращает его в операциональное умение.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ДЕЙСТВИЕ
каждый относительно законченный элемент выполнения простой текущей задачи. Д. предметные – ведущая деятельность ребенка раннего возраста; способ познания мира и основа ситуативноделового общения (М.И.Лисина). В концепции П.Жане, Ж.Пиаже, А.Валлона Д. – основной элемент психики, создающий материальную основу интеллектуальных схем, мышления. В теории П.Я.Гальперина Д. – важнейший этап интериоризации, залог прочного усвоения знаний. Прослеживается переход Д. ориентировочного – материализированного – речевого в обобщенное и сокращенное умственное Д. – как путь формирования понятий и способностей.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ДЕЙСТВИЕ
1. Произвольно выполняемая, внутренне мотивированная форма двигательной активности, рассчитанная на достижение определенного конечного результата. 2. В теории деятельности А.Н. Леонтьева – сознательно поставленная, спланированная, целенаправленная часть или фрагмент деятельности человека, имеющий свою собственную цель, отличную от конечной цели (ожидаемого результата) всей деятельности в целом, т. е. от ее мотива. 3. В теории социального действия – законченный общественный поведенческий акт человека, рассчитанный на достижение определенной социальной цели. См. деятельность, мотив, научения социального теория, операция, поведение, реакция.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДЕЙСТВИЕ
единица деятельности; произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Имеет свою конкретную цель и мотив (или совершается на основе общего мотива всей деятельности). Выделяют Д. социальной группы, личности, коллектива и т. д. Д. могут быть умственными, практическими, коммуникативными, познавательными, правовыми и другими. Особым Д. является поступок, который внутренне отличается силой мотива, а внешне – выражением человеком личностной позиции и решимости показать свое «Я», свое отношение к событию, факту. В зависимости от внешних и внутренних условий всей деятельности цель отдельного Д. достигается с помощью тех или иных приемов. Д. могут различаться по уровню самоконтроля и адекватности их ситуации. Отсюда – волевое Д., Д. типа навыка, импульсивное и аффективное Д.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Действие
Категория. Процесс взаимодействия с каким-либо предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель.
Специфика. Могут быть выделены следующие составные части действия:
- принятие решения;
- реализация;
- контроль и коррекция.
При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически.
Виды:
- управляющие,
- исполнительные,
- утилитарно-приспособительные,
- перцептивные,
- мнемические,
- умственные,
- коммуникативные действия.
В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ДЕЙСТВИЕ
соотносимый с целью структурный компонент деятельности и единица анализа любого вида деятельности. Д. побуждается ее мотивом и всегда направлено на достижение определенной цели. Один мотив может направлять человека к разным целям и может, следовательно, привести к разным действиям. В этом случае говорят, что данная деятельность осуществляется разными действиями. С другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами и осуществлять разные виды деятельности. В этом случае говорят о переходе действия из одной деятельности в другую. Д. имеет как интенциональный аспект (определяемый тем, что должно быть достигнуто), так и операциональный аспект, связанный с условиями его выполнения. Единство цели и условий ее достижения является задачей, решением которой выступает Д. В состав любого Д. входят фазы построения его программы, реализаций, контроля за его выполнением. В принципе деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых Д. Однако при этом нужно учитывать, что иногда некоторые Д. выполняются параллельно, т. е. одновременно. Поэтому представление деятельности как аддитивного процесса возможно лишь в самых простых случаях. Гораздо чаще соотношение действий в структуре деятельности более сложно. В процессе его выполнения происходят объединение и расчленение Д., переходы одного в другое, преобразование действий, формирование их по ходу деятельности. Могут меняться и способы выполнения Д., поскольку способ выполнения каждого последующего Д. зависит от результатов выполнения предшествующего и условий деятельности. По способу выполнения Д. могут быть произвольными и преднамеренными; по характеру— практическими, умственными, перцептивными, мнемическими. Практические Д. протекают только во внешней сфере; остальные — как во внешней, так и внутренней сфере.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ДЕЙСТВИЕ
действие и операция) - Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя подлежащих им операций. Граница слоев действий и операций подвижна: ее движение вверх означает превращение некоих действий, в основном элементарных, в операции: происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает превращение операций в действия: происходит дробление деятельности на более мелкие единицы. Очень важен вопрос, как в конкретных случаях определить, где проходит эта граница. Поскольку действие - единица деятельности, ответ на него позволил бы установить, какими единицами работает индивид, что важно и теоретически, и практически (например, с позиции обучения). Пока это - одна из проблем экспериментальных исследований. Теоретически этот вопрос решить невозможно, ибо хотя операция есть способ выполнения действия, однако не всякий способ есть операция: так, частные действия можно рассматривать как способы выполнения более крупного действия, в состав коего они входят, - но они не перестают быть действиями. Потому ни статус способа, ни соотнесенность с условиями, ни величина и масштаб акта не позволяют определить его деятельностный ранг - определить, действие он или операция. Самый точный признак, различающий действия и операции - осознаваемость или неосознаваемость - в принципе можно использовать, но далеко не всегда. Он не работает как раз в пограничной зоне, у границы между действиями и операциями. Чем дальше от границы, тем достовернее данные самонаблюдения. В пограничье становится существенной ситуативная динамика процесса деятельности, и уже сама попытка определить осознаваемость некоего акта может привести к его осознанию, тем нарушая естественную структуру деятельности. Единственный путь, что пока видится, - это использование объективных индикаторов деятельного уровня текущего процесса - поведенческих и физиологических признаков. Согласно А. Н. Леонтьеву, действие может превратиться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения, ввиду автоматизации действия перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия (механизм сдвига цели на условие).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ДЕЙСТВИЕ
из древнерусского дѣлати – «делать» – в психологии, это единица деятельности, которая представляет собой произвольный акт, акцию, процесс, выступающий результатом представления об образе будущего, детерминируемого осознаваемой целью. Д. – это всегда имеющая смысл, целенаправленная активность субъекта. Д. приобретает для субъекта личностный смысл и способствует осознанию цели при условии, что образ будущего результата соответствует мотиву его деятельности и оценивается при помощи эмоций. Д., выступая структурно-функциональной единицей деятельности, в отличие от поступка, который осуществляется спонтанно в соответствии с возникшей ситуацией, всегда реализуется опосредованно. Средствами к актуализации Д. выступают различные ценности, нормы, роли, знаки и др., используя которые субъект овладевает Д., трансформируя его в собственное «личностное». Д. обладает созидающими свойствами, являясь источником формирования и развития, вследствие дифференциации, различных форм Д.: перцептивное, умственное, мнемическое, эмоциональное и др. В процессе выполнения Д. могут возникать иные цели, изменяться место Д. в структуре деятельности, а само Д. превратится в операцию, при условии, если многократно достигаемая цель тесно взаимосвязана со способом её достижения. В этом случае она, вследствие автоматизации Д., перестаёт осознаваться индивидом и становится в структуре деятельности условием выполнения нового действия. Это явление описано как «механизм сдвига цели на условие». В структуре Д. выделяют три основных компонента: 1) принятие решения (в результате формирования и активизации осознанной программы) – это ориентировочный компонент; 2) реализация Д. – это исполнительный компонент; 3) контроль и коррекция – проверочный компонент Д. Д. может стать и самостоятельной деятельностью при условии замены выполнения его ради реализации определенного мотива, на осуществление Д. ради него самого. При этом актуализируется механизм образования осознаваемых «мотивов-целей», что выступает условием возникновения и развития новых видов деятельности. В экстремальных ситуациях чрезвычайную важность имеют все три компонента Д., однако, с точки зрения жизненно важной необходимости принятия в короткий отрезок времени единственно правильного оперативного решения к выполнению конкретного Д. имеет именно первый, ориентировочный компонент. Сложность применения способов действия, выработанных даже в экстремальных ситуациях, заключается в их неповторимости, сводящейся к многочисленным вариантам и особенностям целей, смыслов, задач, информационных потоков и пр. Хотя, для принятия правильного решения имеет большее значение опыт выполнения подобных Д. в прошлом, которые всё равно должны адекватно, и в соответствии с неожиданно и резко изменившейся ситуацией, в кратчайший отрезок времени перестроиться на принятие нового, не встречавшегося в прошлом решения.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ДЕЙСТВИЕ
в психологии) (англ. action, performance) - произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели. В терминологии Л. А. Ухтомского Д. есть прижизненно построенный функциональный орган, обладающий собственной биодинамической, чувственной и аффективной тканью. Как и др. функциональные органы индивида, Д. есть виртуальный механизм, данный внешнему наблюдателю лишь в исполнении. Носитель Д. способен проигрывать его во внутреннем плане, мысленно совершать Д. до Д., что в сложных ситуациях полезно, т. к. минимизирует возможные ошибки. Формированию Д. предшествует или происходит наряду с ним формирование образа ситуации и образа Д., которые должны быть в ней выполнены. При осуществлении Д. происходит декомпозиция регулирующего образа и композиция Д. Последняя приводит к уточнению образа. Подобное возможно потому, что биодинамическая и чувственная ткань живого движения, являющегося строительным материалом Д., - это одно. Их можно себе представить как 2 стороны ленты Мебиуса, переходящие одна в др. В осуществлении Д. участвуют (со сдвигом по фазе) 2 формы чувствительности: к ситуации и к исполнению. Наличие их обеспечивает возможность оперативной перестройки Д. по ходу его исполнения. Сказанное не относится к сверхбыстрым, баллистическим Д.
Д., как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем индивидуальность действительна (Гегель). Д. м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в более широкие структуры деятельности. Д. само может выступать как внешний предмет для усваивающего его субъекта. Построить Д. не проще, чем построить предмет. Чувственно-предметное Д. - это кентаврическое образование, имеющее внешнюю и внутреннюю форму (чувственная ткань, образ ситуации и образ действия, слово, цель). Д. эволюционирует, инволюционирует, обладает свойствами реактивности, чувствительности, начальными элементами рефлексии. Ч. Шеррингтон локализовал в Д. элементы памяти и предвидения, А. В. Запорожец выделял в Д. практическую и теоретическую части. С. Л. Рубинштейн рассматривал Д. в качестве исходной единицы, "клеточки", неразвитого начала развитого целого, всего психологического анализа. Д. обладает порождающими свойствами. Благодаря дифференциации оно служит источником возникновения и развития многих превращенных форм (ориентировочное, перцептивное, мнемическое, викарное, умственное, эмоциональное и пр.), в т. ч. Д. внутренних, т. е. автономизировавшихся, обособившихся и освобожденных от своей внешней оболочки. После такой автономизации внутренние формы Д. могут интериоризироваться в др. формы чувственно-предметного Д. и деятельности, превращая их в разумные, свободные, в "умное делание".
Д. м. б. не только исполнительным (в широком смысле). Оно может выполнять функции знака и даже символа, т. е. изобразительные, коммуникативные функции. Для человека, усваивающего Д., оно выступает в качестве цели, а для усвоившего Д. его исполнение становится потребностью, мотивом. Т. о., "внутренняя картина", "внутренняя драматургия" Д. постоянно обогащается, что является непременным условием повышения не только его внешней эффективности, но и творческого потенциала.
Структура Д. чрезвычайно сложна. Макроанализ выделяет в нем 3 основных компонента: а) принятие решения (формирование или активацию программы); б) реализацию; в) контроль и коррекцию. Микроструктурный и микродинамический анализ позволил выделить в 1-м компоненте образ ситуации {оперативный образ), образ Д., интегральную и дифференциальную программы, которые подпитываются памятью о прошлых Д. В компонентах реализации и контроля выделены сохраняющие свойства целого волны и кванты. Все макро- и микрокомпоненты пронизаны сетью прямых и обратных связей, представляющих собой "кровеносную систему" целого Д., обеспечивающую сложное сочетание программного и афферентационного способов его регулирования и осуществления (Н. Д. Гордеева). Сложность структуры Д. объясняет его неповторимость. Согласно Н. А. Бернштпейну, упражнение - это повторение без повторения. При принятии решения наблюдается соревнование, конкуренция его консервативных свойств, определяемых новизной ситуации, целей и смыслов возникшей двигательной задачи. На основании часто интуитивно представляемой внутренней картины Д. и его внешнего исполняющего рисунка в научной (и художественной) литературе используются многочисленные противопоставления и метафоры, сопровождающие понятия движения и Д.: мертвое, физическое, механическое, машинообразное и живое, биологическое, раскованное, творческое, свободное; внешнее и внутреннее, превращенное, психологическое, осмысленное, духовное и т. п. В психологической науке создается классификация Д. К выделенным классам относятся управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные (в т. ч. речевые). Имеются и др. основания для классификации. Д. разделяют на: импульсивные, реактивные и осмысленные, разумные; регулярные и экстренные и т. п. Наконец, важно разделение Д. на игровые, учебные, трудовые, сценические, спортивные. Каждое из них оснащается теми или иными внешними средствами и аксессуарами и требует формирования внутренних средств и способов. См. Двигательный навык. Движения непроизвольные и произвольные, Операция, Сознательность учения. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДЕЙСТВИЕ (ACTION)

В широком смысле - любое мотивированное поведение. Действие предполагает направленность, цель и смысл, хотя направленность не обязательно сознательна, смысл может быть скрыт, а действие не обязательно доступно наблюдению; оно не всегда сопряжено с моторной активностью. Рефлексы и другие физиологическое феномены, равно как и внешние события, не являются действиями в психологическом смысле. Хотя слова 'акт' и 'действие' нередко используются как взаимозаменяемые, первое из них означает нечто свершившееся или выполненное, второе означает процесс, включающий более чем один шаг, процесс, который продолжается или предполагает возможность повторения. Заключенная в действии последовательность инициируется психическим импульсом, который модифицируется различными психологическими функциями и либо осуществляется, либо сдерживается.
Мышление, фантазирование, речь, равно как подавление импульсов или отказ от действия, рассматриваются как мотивированное поведение и согласно приведенному определению являются действиями. Однако в психоаналитических рассуждениях по этому поводу наблюдается определенная непоследовательность. Считается, что действие включает моторные проявления, то есть представляет некоторую активность, опосредствованную телесной мускулатурой и направленную на самого субъекта или на внешние одушевленные и неодушевленные объекты. Анализируемого просят воздержаться от таких действий и, лежа на кушетке, пытаться свободно ассоциировать, подразумевая тем самым, что чувствование и речь не являются действиями. Вместе с тем является общепризнанным, что молчание, о порой и речь могут являть собой отыгрывание, то есть действие (действие - action, отыгрывание - acting out), ровно как и определенное деструктивное комплексное поведение за пределами лечебной ситуации.
Стройной психоаналитической теории действия не существует. В соответствующей литературе рассматриваются в большей степени не теоретическая, о клиническая проблематика - психоаналитиков больше занимало отыгрывание, о не действие. Неудачные попытки разграничить оба понятия привели к расширению- и расплывчатости - понятия отыгрывание. Шефер (1976), пытавшийся переформулировать положения психоанализа, представив его кок изучение человеческого действия, работал в рамках четко обозначенного определения действия, но предложенная им концепция 'языка действия' широкого признания не получила.
При рассмотрении клинического психоанализа, по-видимому, необходима дихотомия, противопоставляющая корневые элементы психоаналитического процесса (чувствование, мышление, запоминание, фантазирование, продуцирование свободных ассоциаций, речевое общение) другим компонентам действия, многие из которых (но не все) предполагают моторные проявления. Психоаналитик видит в действии в первую очередь нечто противоположное психоаналитическому процессу, например, когда психопатология принимает форму деструктивного, дезадаптивного либо неадекватного поведения. Тем не менее определенные аспекты действия имеют непосредственное отношение к психоанализу.
Адаптивное действие является результатом разрешения и интеграции потребностей, защит и внешней реальности, достигнутым за счет удовлетворительного компромисса, приведшего к относительной внутренней гармонии и эффективному самоуправлению. Это не означает отсутствие конфликта; речь идет об эффективном функционировании Я, интегрирующего дериваты влечений и влияние Сверх-Я на оптимальном уровне. В ходе психоаналитического лечения проработка и интегрирующие инсайты только тогда приводят к изменениям, когда подкрепляются соответствующим действием.
Невротическое действие соотносится с широкой категорией патологических типов поведения, возникающих при разных формах психопатологии, где компонент действия является отчетливым выражением невротического конфликта. Характерными примерами могут служить навязчивые ритуалы и саморазрушительные действия. У лиц, страдающих неврозом, функционирование Я менее эффективно; над ним доминируют дериваты влечений и жесткие защитные механизмы. Невротическое действие может символизировать бессознательный конфликт либо воспроизводить раннюю детскую травму.
Импульсивное действие отличается от невротического тем, что обычно несимволично и неспецифично; оно является результатом общего нарушения контроля над импульсами, включая отсутствие толерантности к фрустрации и задержке.
Отыгрывание в узком смысле определяется кок действие, возникающее в ответ на терапевтическую ситуацию, опосредованную переносом.
Фрейд рассматривал мышление как пробное действие, осуществляемое с небольшими затратами энергии. Процесс мышления позволяет индивиду использовать восприятие, память, суждение для предсказания последствий действия без реального его осуществления.
Обсуждая рациональные и иррациональные действия, Гартманн (1947) подчеркивал, что адаптивное поведение возникает в том случае, если все психические тенденции подчинены организующей функции Я.
Действие - это естественный способ выражения у детей и основное средство коммуникации с ними в процессе терапии. Пиаже, Малер и другие неоднократно подчеркивали роль моторного поведения в развитии и становлении идентичности. В подростковом возрасте действия используются для регуляции напряжения, а некоторые пациенты с пограничными расстройствами используют действие как защиту от утраты идентичности. Действие в форме телесных движений и разнообразных поз может также служить средством общения. Ренгелл (1981) уделял особое внимание взаимосвязи действия и инсайта как фактору становления самоконтроля и изменений.
Действие определялось здесь в терминах поведения, и оба понятия имеют сходное значение. Для более тонкой дифференциации см. поведение, а также импульсивные расстройство, отыгрывание, симптом, симптоматический акт.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ДЕЙСТВИЕ
элемент-модус деятельности-активности; можно рассматривать и как произвольный акт, акцию, функцию, психоединицу, процесс, кот. подчинен, в основном, эйдетическому представлению о результатах самой деятельности; базируется-основывается-фундируется, как осознанная активность индивида, спроецированная на достижении осознаваемой цели-задачи, на реализацию замысла-идеи; Спиноза, Гегель, Гуссерль, Хайдеггер, Сартр, Рубинштейн, Леонтьев, Спиркин, Бернштейн, почти сходились в том, что действие. как и поступок и есть истинное бытие-экзистенция-реальность онтосо-сознательной деятельности индивида-субъекта; специфической единицей человеческой активности, называли Д. Рубинштейн и Леонтьев и эксплицировали Д. субъекта в качестве автономного компонента в мультимоделях активности-инициативности индивида; Д. само по себе может герменевтизироваться как экстеро-и интеропредмет, кот. усваивает тот иди иной индивид; сконституировать-тектонизировать само действие не столь просто, как и построить-образовать ту или иную дискурс-экспликацию насчет, например, того или иного объекта и его деталей; сенсорно-предметное Д. — это специфический конститутивобразование, кот. имеет экзогенную и эндогенную имманентную форму (сенсорно-чувственная ткань, образ-модель самой ситуации, тектон-образ действия, вербализация реакции, задача-проект-цель); Д. обладает свойствами-предикатами реактивности, сензитивности, в контекст Д. входят также акты ментальной рефлексии, памяти; например, Шеррингтон, Фромм, Запорожец, С.Франк, Лососий и др. иссл. рассматривали в контексте действия механизмы памяти, мыслительные акты, акты предвосхищения, интуиции; в дифференцированном плане Д. является источником возникновения и эволюции многих динамических форм — ориентировочное Д., перцептивное Д., мнемическое Д., ментальное Д., чувственное Д., эмоциональное Д., аудиальное Д., тактильное Д; укажем, что в процессе автономизаций имманентные модели-формы Д. могут эндопарадигмоизироваться,—по своим интроконститутивам, — в другие чувственно-предметные модели-конструкты, и инкарнироваться, таким образом, в осознанное действие-делание-репродукцию; Д. также может исполнять модель знака-символа-парадигмы-абриса-конструкта, в плане экспликации. своих экспрессивно-коммуникативных функций; для индивида, усваивающего те или иные Д»Д. выступает-моделируется в модальностях самой цели-задачи, а уже для усвоившего Д. само исполнение-реализация Д., становится потребностью, аутозапросом, осознанным мотивом; с этих критериев имманентная панорама, имманентная фабула, имманентный сюжет, имманентная динамика Д. все время дополняются-корригируются-трансформируются-метатектонизируются; заметим, что в качестве средств-инструментов, Д. могут сами по себе выступать как интенционированные акты субъекта ориентированные, на ценности, нормы, этические компасы, предписания, что опосредует индивидуальное-личностное самого субъекта; Д., как правило, преднамеренны-ауторезолюционны, они возникают-продуцируются в силу желания индивида принять ту или иную резолюцию-решение; Д. сообразуются с мотивационной активностью индивида, а сам образ-модель Д. приобретают для индивида эголичностный смысл, идейную эйдетику и уже выступает для него самого, как замыслы-цели; если у субъекта возникают намерения, стремления, психопозывы, то, обычно, у него генерируется программно-целевая установка, т.е. готовность добиваться-реализовывать предвосхищаемый результат; сама же целеустановка находится в прямой конъюнкции с моделями предвидимой цели-задачи, в кот. несовсем адекватно, заметим, смоделированы-представлены конкретные условия и модусы, обеспечивающие само достижение-реализацию результата; эйдетические модели задают, как максима, только общую интенцие-векторность построения-конструирования самого Д., тогда как референциально-исполнительная часть Д., дефиницируется сугубо конкретными условиями тех или иных обстоятельств или коммуникативных факторов; в самом процессе выполнения Д. осуществляется контакт индивида с объективным миром, с онтосом, с другими индивидами, Д. преобразует -трансформирует, в ментальном порядке, предметность-опредмеченность самих ситуаций, личностные замыслы идеи-субъекта его эмоции, переживания, чувства; в функциях Д. могут конституироваться новые цели, задачи, программы-проспекты и метаболизироваться при этом сама деятельность субъекта; согласно концепции выд. рус. псих. Леонтьева Д. может перевоплощаться, в ситуативных факторах, в операцию, тогда, например, когда часто достигаемая цель устойчиво имплицируется с самими модусами-способами ее достижения-реализации, и уже может выступать, как продукт психоавтоматизации Д. и почти неосознаваться, в структуре деятельности, индивидом; субъект может исполнять Д. и ради какого-либо мотива и ради себя самого, и ради и себя самого, и другого субъекта, например, достижение раппорта-подсоединения-симпатии в коммуникативных факторах субъект + др. субъект; в психодинамическом плане устойчивость Д. дефиницируется, прежде всего, механизмами воли, сынтенционированными на целевую деятельность субъекта, доказано, что Д., обеспечивается таким функциональным блоком мозга, как блок регуляции контроля-программирования, осн. механизмы кот. сосредоточены в лобных долях мозга (по Лурия); сама модель Д. специфично сложна. и анализируя конститутивы Д. можно выделить в нем пять компонентов: I) комбинация ментальных актов, идей, для принятия самого решения; 2) аффирмация-принятие решения субъектом; 3) реализация-актуализация решения; 4) регулятивные функции контроля за самим Д.; 5) дополнительная коррекция Д.; эти механизмы позволяют выделить в конкретных обстоятельствах образную модель обстоятельств, а также дифференциальные эйдетические конструкты-модели самих Д., имплицированные, с механизмами памяти, ментально-модельными актами, чувственно-эмотивными процессами; в на-стоящее время исследуется классификация Д.; к формам-классам Д. относятся: исполнительные Д., осознанные Д., неосознанные Д., инструментальные Д., операциональные Д., адаптивные Д., коммуникативные Д и др.; Скиннер, практически, рассматривал Д., как оперантную единицу в актах поведения индивида, Олпорт и др. амер. психоаналитики изучали-исследовали Д., в качестве неотъемлемого ингредиента характера индивида, а Бергсон дискурс-полагал, что Д. явл. одним из основных компонентов в структуре интуитивного акта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ДЕЙСТВИЕ
произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. Определяется как процесс, направленный на достижение цели. Действие выполняется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, - с условиями; эти способы - неосознаваемые или мало осознаваемые - называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Итак, действие - совокупность операций, подчиненных цели. Инициация действий - лишь последний этап трехстадийной последовательности.
Ее первый этап - активация мозга, происходящая в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями. Второй - обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта. Обработка информации выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или поведении инстинктивном. При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решений в этом участвуют такие высшие функции, как память и мышление. Освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы - самые поздние и сложные компоненты действия - оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.
Отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний: представленным в нем оказывается то один, то другой "слой" иерархической системы актов, составляющих действие. Как крупные цели членятся на более мелкие, так крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. Как средства могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и прочее; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому. В каждом действии выделяются части:
1) ориентировочная - принятие решения;
2) исполнительная - реализация действия;
3) контрольная - контроль и коррекция действия. При этом в ориентировочной части происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ выполнения действия. Исполнительная и контрольная части выполняются циклически. По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным. В онтогенезе функция произвольного контроля действий выполняется вначале взрослым в ходе деятельности совместной с ребенком, а затем - вследствие интериоризации социальных образцов и схем выполнения действия - ребенок сам начинает контролировать его соответственно этим эталонам и схемам. Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия обретает для него личностный смысл и выступает как цель действия. При наличии намерения у субъекта возникает установка целевая - готовность к достижению предвосхищаемого результата действия. Установка целевая связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации. По степени включенности эмоционально-волевых компонент различаются действия волевые и импульсивные. Нельзя сказать, что развитие действий в онтогенезе идет от импульсивных к волевым, но с возрастом количество действий импульсивных резко уменьшается. В редуцированном виде они сохраняются в речевых реакциях, мимике и жестах при эмоциональных состояниях. По прагматическому основанию выделяются человеческие действия: управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Понятие действия как единицы анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных, творческих и пр. В ходе выполнения действия происходит контакт субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достижение тех или иных результатов, смысл личностный коих для субъекта оценивается эмоциями. В процессе действия могут появляться новые цели (-> целеобразование), может изменяться место действия в структуре деятельности. В условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не направленные прямо на предмет потребности - биологический мотив, но на некий промежуточный результат. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Так для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, и соответственно в деятельности выделяется как ее новая единица действие. Это сопровождается переживанием смысла действия, ибо для того чтобы совершить действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом - открыть для себя смысл действия. Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву. Действие - с позиций теории деятельности - основная единица анализа деятельности, - процесс, направленный на реализацию цели. Характеризуя понятие действия, можно выделить четыре момента:
1) действие содержит как необходимую компоненту акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе (как фактически утверждала психология сознания), а раскрывается в действии;
2) действие - одновременно акт поведения (то есть сохраняются достижения бихевиоризма), но внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели - скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность;
3) через понятие действия утверждается принцип активности, противоставляемый принципу реактивности: в субъекте предполагается активное начало - в форме цели;
4) понятие действия "выводит" деятельность человека в предметный и социальный мир, ибо цель действия может быть любой, а не только чисто биологической, но и социальной. Согласно А. Н. Леонтьеву, действие может превратиться в операцию (-> действие операция), если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения, ввиду автоматизации действия перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия (механизм сдвига цели на условие). Начав выполнять действие ради некоих мотивов, субъект может потом выполнять действие ради него самого. Тогда происходит сдвиг мотива на цель, и действие становится самостоятельной деятельностью. Механизм образования осознаваемых мотивов-целей - один из механизмов формирования новых видов деятельности человека в онтогенезе. Динамическая устойчивость действия определяется установкой целевой.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
60.94 кб

Действие женских половых стероидов на дофаминовые рецепторы головного мозга овариэктомированных само

Харчилава О. М., Валеева Л. А.
Дофаминовые рецепторы головного мозга играют важную роль в регуляции эндокринной системы, полового, пищевого, оборонительного поведения, мышления, в возникновении аффективных и психических расстройств (П.В. Сергеев и соавт.
Читать PDF
138.46 кб

Политическое действие и проблема свободной воли в практической философии Дж. Серля

Читать PDF
120.15 кб

Волевое действие часто болеющих детей старшего дошкольного возраста: исследование и перспективы псих

Волкова Олеся Владимировна
Описаны результаты выявления особенностей волевого действия часто болеющих детей дошкольного возраста, его взаимосвязь с такими социально-психологическими факторами, как материнское отношение и соблюдение в семье ребенка здорового
Читать PDF
145.00 кб

2001. 03. 038. Костала-Фуно А. -М. Динамика идентичности, действие и контекст

Якимова Е. В.
Читать PDF
251.98 кб

Противоопухолевое и иммунотропное действие ксено- и аутовакцинотерапии у мышей

Белогородцев С. Н., Кащенко Э. А., Селедцова Г. В., Шишков А. А., Самарин Д. М., Маибородин И. В.
Читать PDF
351.90 кб

Общетоксическое действие пептидного антибиотика Ареницина

Дьяченко И. А.
Читать PDF
561.96 кб

Восприятие и действие: взгляд на проблему с позиций онтогенетических исследований

Сергиенко Елена Алексеевна
В статье на основе собственных исследований и работ других авторов в области раннего онтогенеза аргументируется гипотеза о возможности выделения двух функциональных субсистем в единой системе восприятия и действия — перцептивного
Читать PDF
151.11 кб

ДЕЙСТВИЕ ГИДРОКСИЗИНА НА ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Де Брабандер А., Дебер В.
В тройном перекрестном исследовании, проведенном двойным слепым методом, в котором в качестве verum (настоящего препарата) использовался лоразепам в дозе 2 мг в день, сравнивали эффект разового приема гидроксизина в дозе 50 мг с э
Читать PDF
317.47 кб

«Театры» ноэзиса: «Истинное созерцание и свободное действие»

Круглов Виктор Леонидович
Опираясь на идеи Ф. Бэкона и Г. Шпета, автор рассуждает о природе ноэзиса: что есть «истинное созерцание» и «свободное действие» ноэзиса в контексте учения об «идолах театра»?
Читать PDF
123.21 кб

Концепт перформанса: действие, действенность и действительность современного искусства

Кривцова Юлия Витальевна
Концепт перформанса получает обоснование в контексте современной культуры и развитие в разнообразных сферах человеческой деятельности (социальной, политической и др.).
Читать PDF
410.73 кб

Энтеропротекторное действие когитума на моделированный спазм в эксперименте

Савенко И. А.
Читать PDF
704.68 кб

51 Цитопатическое действие 52онкотропных вирусов папилломы на эндоцервикальные клетки

Коломиец Л. А., Уразова Л. Н., Севостьянова Н. В., Чуруксаева О. Н.
Читать PDF
182.55 кб

Противокариозное действие кальцемина у детей с высокой активностью кариеса зубов

Ахметзянова Г. Р., Уразова Р. З., Смирнов В. М.
Читать PDF
406.77 кб

Игра как мотивация и действие в коррупционном социальном

Яковлева Елена Людвиговна
Цель: осуществить анализ игровой компоненты в виде мотивации и действия, стимулирующих особую, коррупцион-ную, форму поведения в пространстве гламурного социального.
Читать PDF
1.23 мб

Астахова Л. С. Религиозное действие в контексте повседневности: опыт феноменологии религии. - Казань

Сафронов Роман Олегович

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ДЕЙСТВИЕ АФФЕКТИВНОЕ

    Действия, иногда преступного характера, которые совершаются под влиянием аффекта. Называется еще примитивной реакцией, которая может развернуться в виде аффективного «взрыва» или «короткого зам
  • ДЕЙСТВИЕ АКТИВНОЕ

    соnaction) - совокупность умственной активности человека (в том числе его энергии, воли и инстинктов), приводящая к целенаправленным действиям. Для сравнения: Познание.
  • ДЕЙСТВИЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ

    автоматизм первичный) - в эту группу входят либо врожденные акты, либо те, что формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Сюда относятся сосательные движения, мигание, схват
  • ДЕЙСТВИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ

    gt; навык.
  • ДЕЙСТВИЕ ЧИСТОГО СТИМУЛА

    См. действие чистого стимула.
  • ДЕЙСТВИЕ ИНСТИНКТИВНОЕ

    gt; инстинкт.
  • Действие или драматическое действие, разыгрывание, воспроизведение в действии

    Та часть психодраматической сессии, когда какая-то ситуация или конфликт после обсуждения представляется на сцене или ином пространстве действия. Участникам предлагают в драматической форме изо
  • Речевое действие или внутриречевое действие

    speech act and illocutionnary act) – любое социальное действие, выполняемое на основе произнесения (например, обещание, приветствие, просьба, согласие, проклятие).
  • ДЕЙСТВИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЕ

    центральный структурный компонент психомоторной деятельности, выступающий в виде двигательной активности, направленной на решение какой-л. двигательной задачи с целью достижения конкретного ре
  • ДЕЙСТВИЕ: СОСТАВ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ

    являет собой систему двигательных операций, выполняемых соответственно задаче двигательной, окончательное формирование коей возможно лишь в ходе практической отработки, ведущей к уточнению инд
  • ДЕЙСТВИЕ ИМПУЛЬСИВНОЕ

    возникают неожиданно для самого человека, провоцируются эмоциями, и осознание их последствий приходит лишь после совершения действия. Здесь срабатывает более древний и быстрый способ реагирован
  • ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ

    действие, служащее средством достижения цели, отличной от собственно результата действия.
  • Интегративное действие

    лат. integer - целый) - термин Ч.Шеррингтона, обозначает свойство живого организма действовать ради самосохранения, самообучения и саморазвития, то есть так, будто в этом есть некий изначальный смысл и
  • ДЕЙСТВИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ

    сформированный навык, имеющий заданные точность и скорость, в структуре коего используется определенный набор трудовых операций и соответственных орудий труда: инструменты, контрольно-измерите
  • Коммуникативное действие

    целостный акт, адресованный др. человеку и направленный на него. Выделяются 2 осн. категории коммуникативных, адресованных др. человеку и направленных действий: инициативные и ответные действия. К
  • Преимущественно компульсивное действие

    Большинство навязчивых действий (компульсий) касается соблюдения чистоты (особенно мытья рук), непрерывного контроля за предотвращением потенциально опасной ситуации или за порядком и аккуратн
  • Действие конфликтное

    самый активный и Напряженный этап развертывания конфликтного процесса, проявляющийся в активном действии одной или всех сторон, участвующих в конфликте, и направленный на блокирование, ослаблен
  • КОНКЛЮДЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ

    действие, которое свидетельствует о молчаливом согласии лица вступить в договор, сделку. Напр., партнер на переговорах может достать ручку, не объясняя словами, что его "дожали" и он готов подп
  • ДЕЙСТВИЕ КУМУЛЯТИВНОЕ

    cumulative action) - токсический эффект от воздействия лекарственного вещества, возникающий в результате его повторного применения в небольших дозах с такими интервалами между приемами, которые недостат
  • МНЕМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

    от греч. mnema — память...) — действие, целью которого является произвольное запоминание того или иного материала. В качестве способов выполнения М. д. используются вербализация и повторение предъявл