ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
часть психологической науки, касающаяся законов психологического, в частности возрастного, развития человека.
Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
область психологических исследований, имеющая дело с законами и объяснением психологического развития людей (см. также Психология детская).
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
область психологических исследований, где содержится информация, изучаются процессы и законы психологического и поведенческого развития человека в онтогенезе.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
область исследований психологических, где представлены знания и изучаются процессы и закономерности психологического и поведенческого развития людей в онтогенезе.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Психология развития
область психологии, изучающей возрастные преобразования психологических функций и личности человека «от колыбели до могилы» (по выражению Холла, который в 20 веке впервые заявил о праве на существование такой дисциплины).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Психология развития
изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Психология развития
Отрасль психологии, связанная с изменением и развитием человека в процессе его жизни. Термин часто используется как синоним детской психологии, что отражает сосредоточенность на этом периоде развития. Изучением других этапов человеческой жизни занимаются такие дисциплины, как, например, геронтология.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Строго говоря, область психологии, изучающая процессы изменения в течение жизни. Под "изменениями" здесь подразумевается любое качественное и/или количественное преобразование в структуре функции: переход от ползания к ходьбе, от лепета к разговору, от нелогичного рассуждения к логическому, от грудного возраста к пубертатному, к зрелости, и к старости, от рождения к смерти. Когда эта дисциплина была в середине ХХ века впервые заявлена Холлом как независимая отрасль психологии, это была, совершенно очевидно, область исследования типа "от колыбели до могилы". Однако следует отметить, что большинство ученых, которые называют себя психологами развития, интересуются только детством, действительно, для многих термин психология развития стал эквивалентом детской психологии с тем, чтобы разъяснять терминологические проблемы, возникли различные другие названия для более специализированных разделов. Термин психология жизни используется некоторыми для оригинального значения, встречаются и более узкие хронологически области, как, например, психология пубертатного периода и психология пожилых (см. геронтология).
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
область психологических исследований, имеющих дело с научным пониманием и психологическим объяснением развития человека, с прогрессивными изменениями, которые происходят в психологии человека в течение его жизни. В П.р. ставятся и решаются, например, следующие вопросы: познание законов психологического развития человека; разработка методов определения уровня его психологического развития; установление связи между уровнем психологического развития человека и уровнем его физического развития; выявление усло вий и факторов, ускоряющих или замедляющих процесс психологического развития человека. П.р. как отдельная область научных знаний впервые была выделена Д. Холлом на рубеже XIX и ХХ вв., и связанные с ней исследования поначалу касались только детей. Вскоре после появления П.р. возникло ее альтернативное название-детская психология. В настоящее время в П.р. изучается психологическое развитие людей всех возрастов, поэтому внутри самой П.р. выделяются как отдельные направления исследований психология подростка, психология юности, психология людей зрелого возраста, психология старости. См. геронтопсихология, акмеология, психология детская.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Джейн наблюдала за тем, как двое ее детей, десятилетний Джошуа и девятилетняя Амалия, прекрасным осенним днем играют в саду. Джошуа качался на качелях, а Амалия встретила подружку, и они говорили о любимой поп-группе. Вдруг Джошуа спрыгнул с качелей, схватил пригоршню листьев и без всякой видимой причины бросил их в Амалию с подружкой. Джейн задумалась над тем, почему Джошуа так поступил и что ей следует сделать. В школе он постоянно толкает других детей, ведет себя агрессивно, мешает проводить уроки. Амалия же, наоборот, ведет себя спокойно, у нее много друзей, и она любит с ними общаться. В голове у Джейн промелькнули беспокойные мысли. Определяется ли поведение Джошуа наследственностью, или она неправильно его воспитывала? Почему Джошуа и Амалия такие разные? Вопросы, которые задает себе Джейн, типичны для многих родителей, и ответы на них дать весьма трудно.
Психология развития изучает, как и почему люди изменяются на протяжении своей жизни. Один из вопросов, привлекших к себе особое внимание психологов, был таким: какое влияние на развитие личности оказывают генетические факторы и факторы окружения? Часто такой вопрос называют проблемой «природа против наследственности». В случае с Джошуа и Амалией трудно сказать, чем обусловлено их поведение — биологией или воспитанием. Джошуа вполне может иметь биологические предпосылки агрессивного поведения, а Амалия — биологические предпосылки спокойного поведения. С другой стороны, поведение Джошуа может являться ответной реакцией на непоследовательные действия отца, если тот, например, наказывает его не по существу и не обращает внимания на его по-настоящему грубые выходки; при этом Амалию не наказывают никогда.
См. также статьи «Когнитивная психология», «Когнитивное развитие», «Подростковым возраст», «Развитие речи», «Социальная психология», «Социальное развитие».
Источник: 101 ключевая идея психологии
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
ПСІХАЛОГІЯ РАЗВІЦЦЯ / DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY– раздел психологии, в котором изучаются закономерности и динамика развития психики человека в пределах его индивидуальной жизни (в онтогенезе). Под развитием психики понимается процесс необратимых, направленных и зако номерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Необратимость– способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими. Направленность– способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность– способность сис темы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Направленность психического развития задается его целями, которые по-разному представлены в различных концепциях. В качестве целей развития рассматриваются осознание и переживание человеком своей отдельности, социализация ребенка и формирование высших психических функций (Л. С. Выготский), отделение от родительской семьи, автономия в поведении (А. Бандура), самоактуализация, актуализация (А. Маслоу, К. Роджерс), освоение форм и ценностей культуры (М. Мид, Дж. Брунер, Л. С. Выготский). Области (сферы) развития указывают на то, что развивается. Выделяют следующие сферы развития: 1) психофизическую (внешние и внутренние изменения тела человека); 2) психосоциальную (изменения эмоциональной и личностной сфер, становление Я-концепции и самосознания); 3) когнитивную (развитие умственных способностей, интеллекта, познавательных процессов). Среди факторов психического развития выделяют наследственность, среду и активность личности (субъектность). П. р. решает следующие задачи: описание фактов психического развития в различных возрастах (феноменология возраста) ; обоснование категории «возраст» и построение периодизации психического развития; определение факторов психического развития и раскрытие их конкретного содержания; выявление закономерностей и механизмов развития (движущие силы, противоречия, новообразования, условия развития); определение норм психического развития на основных этапах онтогенеза. В П. р. используют специфические организационные методы исследования: лонгитюдный (изучение изменений психики у одних и тех же людей на протяжении продолжительного периода времени); метод поперечных срезов (сравнение особенностей психики у представителей разных возрастных групп); комбинированный (сочетающий два предыдущих метода). Для оценки соотношения влияния на психическое развитие факторов наследственности и среды применяют близнецовый метод. Для изучения процесса и условий формирования психических функций Л. С. Выготский разработал экспериментально-генетический метод (генетико-моделирующий эксперимент). А. М. Поляков, Н. Ю. Клышевич
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.