ОБЩЕНИЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Найдено 1 определение
ОБЩЕНИЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование человеком окружающего мира, О. является одной из основных форм социальной активности человека. В О. люди передают друг другу те знания, которыми они располагают, те умения и навыки, которыми они владеют, те предметы материальной и духовной культуры, которые имеются в их распоряжении, и т. п.-все то, чем сами обладают и что может оказаться полезным для других людей. В результате О. знания, умения, навыки, интеллектуальное и материальное богатство одних людей становится достоянием других людей. Благодаря О. друг с другом в условиях совместной групповой деятельности, люди сумели выйти за пределы своего естественного (природного) образа жизни, подняться над собственной биологической ограниченностью, создать общество и культуру. Человеческая культура во всех ее разнообразных проявлениях развивалась и совершенствовалась благодаря О. На протяжении тысячелетий люди, представляющие разные поколения, обменивались информацией в процессе О., накапливали и сохраняли ее. Влияние О. на развитие человека как личности заключается в следующем. Человек рождается на свет, не обладая ни одним из тех свойств, которые присущи высокоразвитой личности. Все эти свойства он приобретает в процессе жизни, благодаря О. Это касается познавательных процессов, характера, способностей, волевых качеств, чувств, мотивов и социальных потребностей. С первых дней жизни ребенок начинает общаться с окружающими людьми, и через О. он усваивает то, что психологически делает его человеком. Это касается человеческих особенностей поведения (мораль, этика и культура), человеческих взаимоотношений (доброта, порядочность, отзывчивость и пр.). Характер человека не только проявляется в О., но и формируется в нем. В раннем детстве черты характера ребенка складываются под прямым влиянием того, как взрослые люди общаются с ним.
В подростковом возрасте на формирование характера начинает оказывать влияние О. подростка со сверстниками. В старших классах школы характер продолжает развиваться под влиянием О. старшеклассников не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми за пределами школы и семьи. Да и у взрослых людей характер может изменяться под воздействием их О. с окружающими людьми. С рождения у ребенка человеческих способностей нет, имеются лишь задатки к их развитию. Без О. с людьми у ребенка не появятся и не разовьются никакие способности, так как этими способностями обладают только взрослые люди, и только они через обучение и воспитание, т. е. через О., формируют их у детей. Воля человека также складывается под влиянием его О. с людьми. Этот процесс можно представить следующим образом. Наблюдая за поведением детей, за их стремлением добиться цели, взрослые сознательно поощряют, стимулируют действия ребенка, направленные на преодоление препятствий. Человеческие чувства, мотивы и социальные потребности у растущей, развивающейся личности также формируются в О. с окружающими людьми. Стремясь стать похожим на значимых для него людей, человек подражает им, осваивает их потребности и интересы. Если по каким-либо причинам человек оказывается лишенным возможности О. с людьми, которые психологически являются более развитыми, чем он, то данный человек перестает развиваться. Зависимость психологического развития человека как личности от его О. с людьми проявляется также и в том, что у человека есть особенная, чрезвычайно важная для него потребность, без удовлетворения которой он не может чувствовать себя по-человечески. Это потребность О. с людьми. Если лишить человека возможности удовлетворения этой потребности, то в его психике могут возникнуть необратимые изменения.
Следствием дефицита О. человека с людьми могут стать слабое развитие речи, недоразвитие способностей, отсутствие коммуникативных умений и навыков, слабое развитие интеллекта, недоразвитость человеческих чувств. Слабое развитие речи ребенка в условиях дефицита О. вызывается тем, что основным источником его речевого развития являются другие люди, с которыми он общается. В раннем детстве ребенок усваивает речь путем прямого подражания речевой активности других людей. Начиная примерно с трехлетнего возраста, речевое развитие ребенка идет под прямым воздействием многих людей, с которыми он вступает в О. Став взрослым, человек продолжает развиваться через О. с людьми, а иные источники его речевого развития, например книги, становятся доступными для него также в основном через общение с окружающими людьми. В отношении способностей дело обстоит примерно так же, как и в отношении развития речи. Ни одна из человеческих способностей не может возникнуть вне О. человека с людьми. Окружающие люди являются единственными носителями тех способностей, которые осваиваются человеком. Взаимодействие с ними необходимо человеку для того, чтобы он мог развить эти способности у себя самого. Процесс развития способностей, кроме того, необходимо контролировать, а это также делается в процессе непосредственного общении того человека, у кого эти способности формируются, с тем человеком, кто эти способности у него формирует. Что касается слабого развития интеллекта, то оно является результатом дефицита О. по следующим причинам. Во-первых, из-за слабого развития речи; во-вторых, изза того, что человек лишается возможности обучаться на примере других людей с более развитым, чем у него, интеллектом. Недоразвитость чувств также следствие недостатка О. с людьми. Когда люди общаются друг с другом, то переживания одного человека непосредственно передаются другому человеку. Это происходит за счет особого социально-психологического механизма прямого эмоционального воздействия людей друг на друга, который называется заражение. Эмоциональное заражение не происходит, если люди не общаются друг с другом. Через другой механизм научения, который носит название подражание, люди, общаясь друг с другом и наблюдая друг за другом, учатся переживать и правильно выражать свои чувства. См. аффилиация.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007