Факторы риска в психологии развития

Найдено 1 определение:

Факторы риска в психологии развития

лат. factor — делающий, производящий] — понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, Ф. р. — это такие условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т.е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. В зависимости от степени ее вероятности выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска. Контингент детей, подверженных действию того или иного Ф. р., называется группой риска по данному фактору. Как понятие «Ф. р.», так и понятие «группа риска» первоначально использовались в медицине. В конце 60-х годов XX в. они были перенесены в психологию, переосмыслены и постепенно распространены с анализа патологии на проблемы психического развития ребенка в рамках нормы, например, те или иные трудности в поведении, обучении и формировании личности. В советский период, в контексте приоритета общественных интересов, понятие «группа риска» определяло категорию детей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. В последние годы эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому они сами подвергаются в обществе: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для развития. Изучение Ф. р. в психическом развитии образует в возрастной психологии (преимущественно зарубежной) весьма обширное русло исследований. Их актуальность определяется тем, что от полноты учета существующих Ф. р. и знания механизмов их действия в решающей степени зависит возможность предупреждения отклонений в детском развитии. В зависимости от теоретических позиций авторов, наметилось несколько классификаций Ф. р. Например, выделяются: (1) экзогенно-биологические факторы (нарушения в протекании беременности, родовые травмы, тяжелые соматические заболевания и т.п.); (2) эндогенно-биологические факторы (хромосомные и генные дефекты, различные формы дизонтогенеза); (3) социальнопсихологические факторы (психическая депривация, неправильное воспитание в семье, психические травмы и др.) (В.В. Ковалев). Е.И. Казаковой указывает три основных группы Ф. р.: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). По В.Е. Логуновой, Ф. р. делятся на: (1) медико-биологические (нарушения здоровья, врожденные свойства, отклонения в психическом и физическом развитии и т. д.); (2) социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, воровство, драки, попытки суицида, употребление спиртных напитков, наркотиков и т. д.); (3) психологические (неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.); (4) педагогические (несоответствие содержания программ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, преобладание отрицательных оценок и т. д.)- Ф- Р- подразделяются и в зависимости от времени воздействия на развивающийся организм: факторы внутриутробного периода, перинатального периода, новорожденное™, младенчества, раннего детства и т.д. В психологической литературе понятие «Ф. р.» используется в двух взаимодополняющих значениях. Во-первых, для обозначения таких особенностей нервно-психического развития ребенка на начальных этапах онтогенеза, которые служат предвестниками возможных отклонений в его последующем развитии (С. Корр, Е. Werner). К их числу относят инертность психических процессов, сниженную или повышенную возбудимость нервной системы, задержки в сроках формирования психомоторных актов, показателей развития речи, повышенную эмоциональность, ранимость, трудности в общении и др. Эти особенности не только сами по себе могут рассматриваться как неблагоприятные для взаимоотношений ребенка с окружающим миром, но и нередко служат первыми «поведенческими знаками» более глубокого, подспудно развивающегося нарушения. Во-вторых, понятие «Ф. р.» используется для указания на те условия жизни, развития и воспитания ребенка, которые могут оказывать негативное влияние на процесс его формирования (D. Farran). В их число входит множество крайне разнородных по своей природе средовых и микросредовых факторов: от низкого социально-экономического статуса семьи, плохого ухода, эмоциональной депривации, отсутствия или недостаточных возможностей общения со сверстниками до конфликтных отношений в школе, информационных перегрузок, требований, превышающих возможности ребенка и мн. др. Исследования последних двух десятилетий показали, что неблагоприятная экологическая обстановка также служит источником Ф. р., представляющих серьезную опасность не только для здоровья детей, но и для разных сторон их психического развития. Токсичные продукты промышленного производства, радиация, высокий уровень шума и др. могут оказывать крайне негативное влияние на общее умственное развитие детей, внимание, память, эмоциональную сферу (J. Spyker, G. Fein). Первостепенное место среди социально-психологических Ф. р. принадлежит неблагоприятным особенностям семейного воспитания ребенка. Установлено, что дисгармоничные (неправильные) виды воспитания служат фактором высокого риска разнообразных нарушений общего психического и, особенно, личностного развития. Высокая степень риска здесь обусловлена не только огромной значимостью для ребенка взаимоотношений с родителями, сибсами и другими членами семьи, но и постоянным, хроническим характером их влияния, поскольку применительно к разным типам вредностей установлено, что факторы хронического действия обычно приводят к более тяжелым последствиям по сравнению с факторами хотя и сильного, но однократного действия (например, острыми психологическими травмами ) . Показана ведущая роль семейного неблагополучия и неправильного воспитания в формировании неврозов у детей разного возраста (А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер). В жизни этих детей нередко возникают стрессовые, травматические ситуации, которые оказывают крайне отрицательное влияние на их развитие и поведение. Дети, перенесшие стресс, отличаются по своему поведению от обычных детей. Ответом на стрессовые события чаще всего является бурная отрицательная реакция на все воздействия окружающего мира, нарушение контакта с людьми, желание уйти от них. Дети становятся испуганными, тревожными, закрытыми для социального опыта, уходят в себя, замыкаются. Пережитая травматическая ситуация глубоко затрагивает психику ребенка, постоянно повторяясь в сознании в форме образов, мыслей, представлений, кошмарных снов; при столкновении с чемлибо, напоминающим трагическое событие, ребенок вновь и вновь возвращается к пережитым чувствам. На фоне этого возникает физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности и эмоциональнопсихической неуравновешенности, нарушениях памяти и внимания, преувеличенном реагировании, сверхбдительности. Нередко в результате достаточно длительного воздействия крайне неблагоприятных условий жизни детей в семьях у них возникают психофизические изменения в организме, приводящие к тяжелым нарушениям здоровья. Помимо социальных и психологических Ф. р., нарушающих право детей на уровень жизни, необходимый для их физического, умственного, духовного и социального развития, выделяется значительная группа причин, которые могут быть названы педагогическими. Они, как правило, связаны с отсутствием в образовательных учреждениях вариативных образовательных программ, рассчитанных на детей разного уровня способностей и развития, диагностических методик и технологий, позволяющих своевременно выявлять проблемы обучения и воспитания ребенка и вносить соответствующие изменения в программу обучения, организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав детей и контроль за их соблюдением в системе образования, и др. Данные факторы приводят к тому, что в отношении этой категории детей фактически становится во многом декларативным, т. е. практически не реализуется или реализуется не в полной мере и другое основное их право — право на образование. Важная задача в исследовании проблемы Ф. р. состоит в выявлении собственно психологических механизмов влияния различных агентов на те или иные стороны развития ребенка. Например, ранее риск психического недоразвития детей с низким весом при рождении обычно связывали с неблагоприятными биологическими факторами. Однако исследование взаимодействия таких детей с матерями показало, что в силу затрудненности распознавания и понимания их сигналов и состояний у них часто страдало главное психологическое звено развития в этом периоде: своевременность и полноценность установления контакта с матерью. Специальная программа помощи матерям, направленная на формирование более чуткого понимания ими младенцев, позволяет предупредить отставания в психическом развитии (Т. Achenbach). Приведенный пример иллюстрирует тот факт, что в реальном процессе развития имеет место взаимообусловленность разнородных Ф. р. Сочетание нескольких факторов, как правило, увеличивает вероятность их негативного воздействия. С изучением действия Ф. р. связано понятие психологической уязвимости (vulnerability), то есть чувствительности или степени подверженности ребенка воздействию тех или иных неблагоприятных факторов. Установлено, что психологическая уязвимость детей существенно зависит от их возраста и индивидуальных особенностей. Ее степень может быть снижена благодаря действию определенных защитных факторов (последние не следует смешивать с «механизмами психологической защиты» в психоаналитическом значении)- Важнейшее значение имеет уровень умственного и эмоционально-личностного развития, от которого зависит восприятие и переживание ребенком всего происходящего с ним, а, следовательно, и потенциальная степень травматичности таких событий, традиционно причисляемых к Ф. р., как, напр., потеря близких, резкие перемены в жизни (смена места жительства, учебного заведения), госпитализация и мн. др. В качестве защитных факторов выступают активность и общительность характера, эмоциональная близость и сплоченность семьи, в которой растет ребенок, достаточный опыт позитивного самовосприятия, формирующий его уверенность в себе и прочное самоуважение, поддерживающий круг общения вне семьи (Е. Werner) и др. Исследование защитных факторов, способных противодействовать повреждающему влиянию факторов риска, необходимо для профилактики и коррекции разнообразных трудностей в психическом развитии ребенка. Дети группы риска нуждаются не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на оказание такого рода социально-педагогической помощи детям, называется социально-психологической поддержкой детства. Г. В. Бурменская, Т. И. Шульга
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Компьютерная зависимость как фактор риска развития агрессивного поведения у подростков

Фадеева Светлана Владимировна
С тех пор как началось массовое увлечение компьютерными играми, а Интернет стал доступен каждому второму пользователю, в научных кругах стали разгораться споры о степени влияния медиапространства на проявление агрессивности у подростков, о необходимости ограждать подрастающее поколение от ресурсов всемирной паутины. В век глобальной компьютеризации появилась необходимость учить молодых людей культуре общения с современными техническими средствами.
Скачать PDF

Компьютерная зависимость как фактор риска развития агрессивного поведения у подростков

Фадеева Светлана Владимировна
С тех пор как началось массовое увлечение компьютерными играми, а Интернет стал доступен каждому второму пользователю, в научных кругах стали разгораться споры о степени влияния медиапространства на проявление агрессивности у подростков, о необходимости ограждения подрастающего поколения от ресурсов всемирной паутины. В век глобальной компьютеризации появилась необходимость обучать молодых людей культуре общения с современными техническими средствами.
Скачать PDF

Оценка социальной дезадаптации как фактора риска развития туберкулеза

Скачкова Е.И., Кучерявая Д.А.
Туберкулез является классическим социально-обусловленным заболеванием. Риск развития туберкулеза статистически значим у лиц, имеющих факторы социальной дезадаптации. Риск возрастает в 1,5-2 при наличии у пациента сочетания данных факторов. Это должно быть учтено при разработке программ профилактики туберкулеза среди населения и формировании групп для активного обследования на туберкулез.
Скачать PDF

Факторы риска развития наркотической и компьютерной зависимостей в подростковой среде

Фадеева Светлана Владимировна
В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа подростков попавших под влияние наркотической и компьютерной зависимостей. В статье раскрываются причины возникновения и приведены методы профилактической работы с этими формами зависимого поведения.
Скачать PDF

Факторы риска развития анорексии у девушек

Фильштинская Елена Геннадьевна, Аборина Марина Владимировна, Беленова Мария Тагировна
Заболеваемость нервной анорексией значительно возросла в последние годы. Наиболее высокие ее показатели характерны для возраста 13—20 лет. Нервную анорексию характеризует преднамеренное снижение веса, вызываемое и поддерживаемое самим пациентом. В основе развития заболевания лежат психологические, социальные, культурные факторы. Изучение удовлетворенности собственным телом и самооценки девушек с нервной анорексией показало, что в категории самооценки внешности они склонны оценивать себя существенно ниже, чем их здоровые сверстницы, а между уровнем самооценки и личностной значимости существуют значительные расхождения, свидетельствующие о неудовлетворенности внешним обликом, в частности фигурой и ногами. Анализ детско-родительских отношений показал, что у подавляющего большинства девушек с анорексией отсутствуют доверительные отношения с родителями, отмечаются частые конфликты. Более половины обследованных девушек отмечают, что желание похудеть возросло у них после вступления в тематические группы социальных сетей. «Идеалом фигуры» для девушек с нервной анорексией является астеническое телосложение с выраженными ключицами, отсутствием живота и худыми ногами. Таким образом, в основе развития нервной анорексии лежат психологические, социальные, культурные факторы: низкая самооценка, неудовлетворенность собственным телом, нарушенные детско-родительские отношения, искаженные представления об «идеальной фигуре».
Скачать PDF

Трудоголизм: факторы риска развития и признаки патологической зависимости

Юрьева Людмила Николаевна
В статье с психологических и психопатологических по‐ зиций рассматривается феномен трудоголизма (работоголизма, зависи‐ мости от работы). Труд – это не столько удовлетворение потребности человека в средствах к существованию, сколько социально приемлемый способ решения личностью собственных психологических проблем. Зави‐ симость от работы во многих странах мира является социально одобряе‐ мой и поощряемой формой поведения. Описаны позитивные психологи‐ ческие функции трудовой деятельности: структурирование жизни чело‐ века; помощь в достижении человеком определенной степени мастерства, придание творческого характера жизни; возможность приспособления к реальному миру, достижение личностной зрелости; формирование поло‐ жительной самооценки; возможность общения; возможность удовлетво‐ рения материальных потребностей. Среди негативных последствий вы‐ делены: морально‐этическая и правовая регламентация сублимированных базовых потребностей личности; невротическая привязанность к труду, которая носит патогенный характер. Приведены психолого‐ психиатрические признаки патологической зависимости от работы, ко‐ торая может рассматриваться либо в рамках нехимической аддикции, либо как невротическое, обсессивно‐компульсивное расстройство. О тру‐ доголизме как о клиническом феномене, требующем терапии и коррек‐ ции, можно говорить при наличии: чрезмерной приверженности работе с изменением психического состояния; компульсивного стремления к по‐ стоянному успеху и одобрению; доминирования в психологическом ста‐ тусе тревоги, склонности к перфекционизму и постоянным сомнениям; эгоцентризма; сужения круга интересов до связанного только с работой; амбициозности и склонности к соперничеству; выраженного желания быть в курсе всего и влиять на ход событий; неспособности ответить от‐ казом на предложение о дополнительной работе; чувствительности к критике; предпочтения работы отдыху или использования времени от‐ дыха для работы. Описаны типы трудоголиков и выделены факторы рис‐ ка формирования трудоголизма: особенности воспитания в семье, осо‐ бенности личности, стиль руководства и корпоративная культура, соци‐ ально‐психологические и культуральные факторы. Подчеркнута суще‐ ственная роль образовательной стратегии в профилактике трудоголизма.
Скачать PDF

Формирование и развитие интернет-зависимости: факторы риска

Кулина Д.Г.
В статье рассмотрены биологические, социальные и индивидуально-психологические факторы риска формирования интернет-зависимости. Приведены результаты исследований отечественных и зарубежных ученых.
Скачать PDF

Профессиональный стресс, как фактор риска в развитии профессионально-личностных деформаций

Тетерюков А.В., Чиж Л.В.
Скачать PDF

Анализ психологических факторов развития предпринимательства в муниципальном образовании…

Соловьев Николай Николаевич
Статья посвящена проблеме выявления социально-психологического потенциала предпринимательского звена на примере исследования группы начинающих предпринимателей Себежского района Псковской области. Представлен анализ результатов диагностики, проведенной на основе комплекса исследовательских методик. Рассмотрены возможности использования результатов исследования муниципальными органами власти для поддержки процесса развития малого и среднего бизнеса.
Скачать PDF

Исследование риска развития психологической зависимости от работы (трудоголизма) в современной Росси

Лукьянов Олег Валерьевич, Щеглова Элеонора Анатольевна, Балашова (Аркан) Маргарита Юрьевна
Рассматривается гипотеза о более высоком риске развития трудоголизма в России по сравнению с развитыми западными странами (на примере Франции). Полученные данные позволяют предположить: несмотря на то что во Франции степень озабоченности научного и социального сообщества проблемой трудоголизма значительно выше, чем в России, действительная опасность развития этого вида зависимости в России выше. Сравнительное исследование двух выборок позволяет предположить, что риск развития трудоголизма и, соответственно, перспективы помощи в решении этой проблемы связаны с тенденциями и структурой жизни в современном обществе.
Скачать PDF

Модель интеллектуальной одаренности и культурно-психологические факторы ее развития

Ларионова Л.И.
Представлена авторская модель интеллектуальной одаренности. Она включает интеллект, креативность, духовность и факторы, влияющие на ее развитие. Представлены результаты экспериментальных исследований интеллектуальной одаренности, которые проведены на основе использования разработанной модели.
Скачать PDF

Формирование нравственных чувств как условие и фактор развития психологически здоровой личности млад

Горбунова Г.П., Козловская H.A.
В статье рассмотрено соотношение понятий «психическое здоровье» и «психология здоровья». Выявлено, что уровень сформированной^! нравственных чувств и психическое здоровье два взаимосвязанных понятия. Показано своеобразие формирования нравственных чувств в младшем школьном возрасте.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: