РИСК

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РИСК
обращение к деятельности при отсутствии уверенности в достижении ее цели.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Риск
вероятность нанесения ущерба здоровью пациента или причинения ему дискомфорта.

Источник: Толковый словарь анестезиолога реаниматолога.

Риск
сочетание уровня неопределенности в предсказании результата со значимостью его последствий для личности (или организации).

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

риск

(от франц. risque – подвергаться опасности) – деятельность в условиях опасности, отсутствия полной уверенности в успехе.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Риски
факторы, которые повышают вероятность того, что развитие или функционирование отклонится от своего нормального направления и приведет либо к клинически значимому проблемному поведению, либо к психопатологии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

РИСК
Действие, которое угрожает чему-то, представляющему ценность. Риск и роль, которую он играет в психологических явлениях, глубоко изучались: например, сдвиг выбора, игра (и следующие статьи), выгода и ценность (1,3).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Риск
греч. riza - подножие скалы; "рисковать" буквально означает "объезжать скалу, утес") - 1. действие, которое угрожает чему-то такому, что представляет определенную ценность; 2. действие, совершаемое в ситуации, чреватой серьезными потерями, как психологическими, так и материальными.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Риск
ситуативная характеристика поведения и деятельности, отражающая неопределенность их исхода и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха. Выделяют оправданный и неоправданный Р. в зависимости от того, насколько было просчитано соотношение ожидаемого успеха и ожидаемой неудачи.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

риск
Занятие не необходимой опасной, рискованной и потенциально самотравмирующей деятельностью, без учета возможных последствий; человек не принимает во внимание ограничения и отрицает реальность опасности для себя; безрассудное преследование цели, независимо от уровня риска. Риск – это аспект основных проявлений черт личности –РАСТОРМОЖЕННОСТИ.

Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

РИСК
вероятность того, что событие произойдет, например, что человек заболеет или умрет в указанный период времени или к определенному возрасту. В обыденном использовании термин включает в себя различные меры вероятности неблагоприятного исхода. См. также вероятность.
Прим. ред. риск отличают от угрозы. угроза — это маловероятное, но крайне серьезное негативное событие, для которого аналитики не могут определить вероятность его наступления, поскольку ранее оно никогда не происходило, и для которого нет адекватных профилактических мероприятий.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

Риск
Категория. Форма поведения.
Специфика. Действие, реализация которого ставит под угрозу удовлетворение какой-либо достаточно важной потребности. Ситуация риска основана на выборе из двух альтернативных вариантов поведения - связанного с возможной неудачей, с одной стороны, и предполагающего хотя бы минимальное сохранение уже достигнутого, с другой. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого при этом результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, который воспринимается как самостоятельная ценность.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Риск
действие субъекта или группы субъектов, направленное на достижение определенной привлекательной цели, сопряженное с опасностью, возможным неуспехом. Риск и склонность к нему обычно осуждается, когда цель не достигается, и вызывает восхищение, зависть в противном случае. Риск может быть обусловлен легкомыслием, крайней необходимостью действовать, соображениями большой выгоды, азартом, отчаянием.
Я помню отчетливо, что мною вдруг действительно без всякого вызова самолюбия овладела ужасная жажда риску. Может быть, перейдя через столько ощущений, душа не насыщается, а только раздражается ими и требует ощущений еще, и все сильней и сильней, до окончательного утомления. И, право не лгу, если б устав игры позволял поставить пятьдесят тысяч флоринов разом, я бы поставил их наверно (Ф. Достоевский, Игрок).
Ср. Смелость, решительность.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

РИСК
РЫЗЫКА / RISK (от лат. risicare– решиться)– это возможность того, что человеческие действия или результаты его деятельности приведут к последствиям, которые воздействуют на человеческие ценности. В основе риска лежит вероятностная природа человеческой деятельности и неопределенность ситуации при ее осуществлении. Риск всегда представляет собой ситуацию оценки вероятности ухудшения положения. В риске выделяют субъективную и объективную вероятность. Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна. Такими факторами являются неизвестность (незнание), недостоверность (неполнота, недостаточность, неадекватность, расплывчатость), неоднозначность. Величина риска зависит от субъективной оценки вероятности наступления события, люди не склонны рисковать, если потенциальные потери высоки, и рискуют, если велика возможная прибыль. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

РИСК
от латинского resecō – «отсекать, сокращать» или древнегреческого ῥιζικόν – «опасность» – это способность человека совершать необдуманные поступки или при наличии выбора (опасно/безопасно) делать его в пользу первого, тем самым преодолевая себя, свои страхи и осознавая опасность намеченного. Термин Р. имеет три взаимосвязанных значения: 1) Р., как мера возникновения возможного неблагополучия при неуспехе в будущей деятельности, которая зависит от сочетания вероятности неуспеха и уровня неблагоприятных последствий в этом случае; 2) Р. как действие, которое в той или иной мере, может привести субъекта к проигрышу, потере, травле и т.п.; если при соотнесении ожидаемого выигрыша (победы) или проигрыша (поражения) перевес в результате осуществления деятельности, будет за выигрышем, то это называют оправданным Р., а если за проигрышем, тогда это риск неоправданный; 3) Р. как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действий субъекта: более привлекательным, но менее надёжным и менее желанным, однако более надёжным, завершение которых будет связано с достижением благоприятных последствий. В экстремальных условиях деятельности ожидание успешности её завершения всегда более оправдано, когда оно подкрепляется опытом, готовностью и способностью субъекта к риску, а не упованием на случай или расчётом на шанс.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

РИСК
ситуативная характеристика поведения и деятельности, заключающаяся в принятии решения, которое, с одной стороны, заметно увеличивает предполагаемый выигрыш, с др. стороны – уменьшает вероятность его достижения и увеличивает масштабы возможного проигрыша в случае неудачи. В психологии термину «Р.» соответствуют три основных взаимосвязанных значения. 1. Р. как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае. 2. Р. как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом). Экспериментально различаются Р. мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и «бескорыстный». Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия, выделяют оправданный и неоправданный Р. 3. Р. как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Традиционно выделяются два класса ситуаций, в которых: а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений (ситуации типа «уровень притязаний»); б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции). Р. в той или иной степени обычно присутствует в процессе принятия решения на конфликтные действия. Он связан с трудностями в прогнозировании ответной реакции оппонента, динамичностью, неопределенностью и сложностью конфликтной ситуации. В конфликте, в отличие от деятельности, избежание Р., тем более неоправданного, скорее, способствует сохранению здоровья, материальных ценностей и даже жизни. Принятие рискованного решения обычно связано с борьбой мотивов. Поэтому Р. может служить причиной возникновения внутриличностного конфликта.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Риск
греч. risikon — утес] — ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии термину "Р." соответствуют три основных взаимосвязанных значения: 1) Р. как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) Р. как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом). Экспериментально различаются Р. мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия, выделяют оправданный и неоправданный Р.; 3) Р. как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций, в которых: а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений (ситуации типа "уровень притязаний"), б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции). Важное различие имеется между теми ситуациями, где исход зависит от случая (шансовые ситуации), и теми, в которых он связан со способностями субъекта (ситуации навыка). Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают более высокий уровень Р. в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, когда человек считает, что от него что-то зависит. В психологии понятие "Р." раскрывается главным образом в аспекте принятия Р., т.е. активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Внимание исследователей традиционно привлекают явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня Р. в условиях группового обсуждения деятельности. В.А. Петровский

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

РИСК
ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии этому термину соответствуют три основных взаимосвязанных значения.
1. Риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае.
2. Риск как действие, выполнение коего ставит под угрозу удовлетворение некоей достаточно важной потребности, или же в некоем отношении грозит субъекту потерей - проигрышем, травмой, ущербом. Экспериментально здесь различаются риск мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и риск немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответственного действия, выделяются риск оправданный и неоправданный.
3. Риск как ситуация выбора между двумя (или даже более) возможными вариантами действия, исход коего проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями: менее привлекательным, но более надежным, и более привлекательным, но менее надежным. Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций:
1) те, в коих успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений - ситуации типа "уровень притязаний";
2) те, в коих неуспех влечет наказание - физическую угрозу, болевое воздействие, социальные санкции. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, воспринимаемому как самостоятельная ценность.
Важно различие между ситуациями шансовыми, где исход зависит от случая, и ситуациями навыка, где он связан со способностями субъекта. Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, - когда считают, что от них что-то зависит.
В психологии понятие риска раскрывается преимущественно в аспекте принятия риска - активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Привлекают внимание явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности (-> сдвиг рисковый).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Риск
от греч. risikon — утес] — особенности деятельностной активности, «задающие» очевидную неопределенность ее результата и порой обусловливающие негативные и даже пагубные последствия для субъекта. Как считают специалисты по проблематике риска и рискованного поведения, в рамках классической социальной психологии и психологии личности термин «риск» правомерно употреблять в трех основных его значениях: «1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом). Экспериментально различаются риск мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности и немотивированный. Кроме того, исходя из соотношений ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия, выделяют оправданный и неоправданный риск; 3) риск как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Традиционно здесь выявляется два класса ситуаций, в которых: а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений (ситуации типа «уровень притязаний»), б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции)» (В. А. Петровский). При этом следует отметить, что феномен риска совершенно по-разному проявляется в ситуациях, когда субъект надеется, что называется, на удачу и его решение поступить рискованно не опиратся на его осознание того, что он способен справиться с проблемой, и в ситуациях, когда его готовность рисковать напрямую связана с его представлением о том, что он может добиться успеха в связи со своими способностями и навыками. Показано, что во втором случае готовность рисковать и уверенность в оправданности подобного риска у субъекта значительно выше, чем в первом случае. В практической психологии понятие «риск», как правило, рассматривают в качестве термина, во многом объясняющего реализацию активности, которая предполагает принятие субъектом решения, способного привести к неблагоприятным, опасным последствиям его реализации, и отказа от того решения, реализация которого заведомо безопасна. Еще на одном моменте в связи с проблематикой риска нельзя не остановиться. В психологии достаточно твердо, особенно в последние десятилетия, утвердилось понятие «сдвиг к риску», которое в смысловом плане означает определенный эффект, достигаемый в результате групповой дискуссии по поводу предполагаемой, планируемой деятельности. «Сдвиг к риску» — это по сути дела возрастание (хотя некоторые исследователи считают, что именно в этой логике должны описываться и случаи снижения рискованной активности) рискованности реальных и индивидуальных, и групповых действий как результата групповых обсуждений. При этом речь идет, как правило, об изменениях уровня рискованности вторичных индивидуальных решений по сравнению с изначальными индивидуальными решениями, об изменениях уровня рискованности вторичных групповых решений по сравнению с первичным групповым решением, об изменениях уровня рискованности вторичных индивидуальных решений по сравнению с первичным групповым решением, об изменении уровня рискованности вторичного группового решения по сравнению с первичными индивидуальными решениями.
Впервые феномен «сдвига к риску» был зафиксирован в 1961 г. Дж. Стонером. Готовясь к защите диссертации, основной гипотезой которой было предположение о том, что группы более консервативны и осторожны при принятии решения, чем отдельные индивиды, Дж. Стонер резработал эксперимент, в рамках которого испытуемым предлагалось решить дилемму вымышленных персонажей следующего типа: «Кэрол — талантливый преподаватель муниципального колледжа. Она получает хорошую зарплату и любит свою работу. Однако Кэрол всегда хотелось быть самой себе начальницей и иметь собственный ресторан. Она нашла молодого повара, перспективного в отношении будущей совместной работы, присмотрела место для нового ресторана и навела в своем банке справки о возможности получения кредита. Для открытия ресторана Кэрол потребовалось бы уволиться с работы и вложить в него все свои личные сбережения. Если ресторан окажется успешным, Кэрол реализует свое давнее стремление и будет получать хороший доход. С другой стороны, Кэрол известно, что многие новые предприятия заканчиваются неудачей. Если ресторан окажется непопулярным, она потратит много времени и денег и потеряет свою надежную и спокойную работу преподавателя.
Представьте себе, что вы даете совет Кэрол. Укажите самую минимальную вероятность успеха, которую вы считаете приемлемой для Кэрол. Кэрол следует открыть ресторан, если шансы на успех оказываются не меньше чем:
1 к 10 (Открыть ресторан, даже если шансы на успех практически отсутствуют); 2 к 10; 3 к 10; 4 к 10; 5 к 10; 6 к 10; 7 к 10; 8 к 10; 9 к 10; 10 к 10 (Открыть ресторан только в том случае, если успех полностью гарантирован)»1.
После того, как испытуемые индивидуально решали 12 подобных задач, они объединялись в группы по пять человек, в которых должны были обсудить имеющиеся варианты и прийти к единому мнению. В результате, как сообщает Д. Майерс, «ко всеобщему изумлению групповые решения обычно оказывались более рискованными. Эксперименты выявили то обстоятельство, что данный эффект (“сдвиг риска” — В. И., М. К.) наблюдается не только тогда, когда от группы требуется консенсус: после краткого обсуждения люди меняли также и свои индивидуальные решения. И более того, исследователи успешно воспроизводили результат Стонера с испытуемыми разных возрастов и занятий во множестве различных стран»2.
Однако дальнейшие исследования показали, что при определенных условиях групповое обсуждение приводит к принятию более консервативных и осторожных решений: «В настоящее время доказано, что когда первоначальные позиции членов группы консервативны, групповое обсуждение приводит к сдвигу в сторону еще большего консерватизма. И, наоборот, когда эти первоначальные позиции имеют тенденцию к значительному риску, результаты группового обсуждения смещаются в сторону еще большего риска»1. Это позволило С. Московичи и М. Заваллони сделать вывод о том, что «сдвиг к риску» является наиболее распространенным проявлением более широкого социально-психологического явления, получившего название феномен групповой поляризации. В настоящее время под групповой поляризацией понимается «вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы»2.
В повседневной жизни феномен «сдвига к риску» особенно отчетливо проявляется в неформальных подростковых группах, объединившись в которые, подростки склонны к гораздо более рискованным и, зачастую, даже экстремистским поступкам, нежели те, на которые они бы решились в одиночку. Аналогичная тенденция наблюдается и, в так называемых, экстремальных видах спорта, особенно когда речь идет о действительно сверхрискованных, граничащих с бессознательными суицидальными попытками действиях — походы в горы без надлежащей подготовки и организационного обеспечения, горнолыжный спуск на неподготовленных трассах и в условиях лавиноопасной обстановки и т. п.
Однако это ни в коей мере не означает, что феномен «сдвига к риску» следует рассматривать как однозначно негативное явление. Без него, в частности, была бы практически невозможна разработка и реализация многих значимых инноваций. Вместе с тем, совершенно очевидно, что неоправданный риск и авантюрные решения в организационном контексте могут иметь самые пагубные и часто необратимые последствия. Кроме того, в условиях организации различия в восприятии риска во многом обусловлены не только личностными особенностями, но и официальной статусной позицией индивида. В частности, как отмечают Р. Фостер и С. Каплан, «генеральный директор, рискующий миллиардами по поручительству своей компании, но связанный с ней долгосрочным контрактом, не рискует так, как менеджер нижнего звена, которого в случае неудачи проекта могут выгнать с работы»3.
В этой связи в рамках организационной психологии и психологи менеджмента предпринимались многочисленные попытки найти объективные методы оценки потенциального риска и разработать на их основе алгоритмы принятия решений в зависимости от ситуационного контекста.
Наиболее известную на сегодняшний день схему такого рода разработал ряд американских организационных психологов. Они исходили из понимания риска как предположения о том, «...что неблагоприятное событие может произойти с определенной степенью вероятности». На этом основании для сравнительной оценки альтернатив «больший выигрыш — большая вероятность неудачи» и «меньший выигрыш — меньшая вероятность неудачи» ими было введено понятие «ожидаемое значение». При этом отмечалось, что «последнее выражается как произведение уровня прибылей (или издержек) на вероятность осуществления этого события. Таким образом, если шансы получения дохода в 10 долл. оцениваются как 20%, то это равнозначно ситуации получения доходов в 5 долл. с вероятностью 40%. Обе ставки оцениваются одним и тем же ожидаемым значением — 2 долл. В первом случае оно составляет 20% от 10 долл., а во втором — 40% от 5 долл.» Однако величина абсолютного выигрыша и степени риска в этих вариантах различаются вдвое. В этих условиях, по мнению ученых, предложивших понятие «ожидаемое значение», решение выбора между двумя альтернативами будет зависеть от того, насколько «ожидаемое значение» будет соответствовать... «целевому значению», которым оперирует в своем сознании лицо, принимающее решение1, иными словами, величине планируемой прибыли.
В рассматриваемом примере, если рассчитанное по упомянтой формуле ожидаемое значение в 2 долл. близко к целевому значению, намеченному руководством компании, последнее скорее всего пойдет по пути минимизации риска — т. е. изберет вариант получения дохода в 5 долл. с вероятностью в 40%. Если же ожидаемое значение в 2 долл. существенно ниже целевого значения, то менеджеры, с большой вероятностью предпочтут заработать 10 долл. с вероятностью 20% по принципу «пан или пропал».
То же самое, как это не покажется странным на первый взгляд, произойдет в том случае, если ожидаемое значение окажется существенно выше целевого, хотя при этом действует иной принцип, а именно: «аппетит приходит во время еды».
Хотя представленная схема может показаться довольно сложной, она подтверждается большим количеством эмпирических исследований, проведенных в различных организациях, в частности, консультантами компании McKinsey, и дает в руки практического социального психолога, специализирующегося в сфере бизнес-консалтинга, реальный инструмент как ситуативной оценки альтернатив, связанных с рисками, так и для обучения менеджмента.
При этом социальный психолог-практик, работающий с организацией, обязан уделять особое внимание тем случаям, когда решения, связанные с оценкой рисков принимаются на иррациональной основе под влиянием субъективных предпочтений высшего руководства. Р. Фостер и С. Каплан следующим образом объясняют причину подобных ситуаций: «Если лицо, принимающее решение, потерпев несколько раз неудачу при выборе альтернатив, вновь столкнется с аналогичной ситуацией выбора, то выберет то же самое, что и раньше. Этот выбор сделан не на рациональном, а на иррациональном, эмоциональном уровне. Так поступают и некоторые корпорации, особенно относящиеся к отраслям, вступившим в период зрелости, которые уже попытались (и безуспешно) провести диверсификацию своего производства»2. При этом лидеры и руководители, страдающие подобным «комплексом неудачника», в своих действиях могут в равной степени идти как на ничем не оправданный риск, так и, напротив, подавлять всякую инициативу и творчество в тотальном (и опять-таки безуспешном) стремлении избежать неудач. Вполне понятно, что подобные действия крайне негативно сказываются на результатах деятельности не только бизнес-организаций, но и любых других социальных общностей.
Практический социальный психолог, в рамках своей профессиональной деятельности столкнувшийся с необходимостью работать с группой в условиях актуального принятия значимого группового решения, должен понимать природу рискованного поведения той или иной личности, а также учитывать тот факт, что нередко, если не как правило, в ходе групповой дискуссии по поводу характера планируемых действий происходит достаточно существенный сдвиг к риску.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
303.15 кб

Гомеостатические модели влияния психоэмоциональной напряженности на риск психосоматических заболеван

Красковский Антон Борисович, Носов Алексей Викторович, Шаталова Ольга Владимировна
Рассмотрена взаимосвязь психоэмоциональной напряженности с риском развития психосоматических заболеваний, предложены методы построения моделей оценки риска, базирующихся на нейронных сетях.
Читать PDF
422.13 кб

Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности

Трифонова Елена Александровна
В статье рассматриваются теоретические подходы и современные эмпирические исследования стресса, копинг-поведения, ресурсов совладания и копинг-компетентности в контексте проблемы соматического здоровья.
Читать PDF
242.44 кб

Структура и содержание профессиональной компетенции в области социальной работы с детьми группы риск

Фаттахова Г. З.
Раскрывается структура профессиональной компетенции в области социальной работы с детьми группы риска; описываются знания, умения, на-выки, личностные качества, необходимые для успешного выполнения специали-стами профессиональных
Читать PDF
282.24 кб

Личностные черты и риск возникновения сердечнососудистой патологии

Киселева Мария Георгиевна
Вопрос о влиянии личностных черт на развитие сердечно-сосудистых заболеваний до сих пор остается открытым.
Читать PDF
283.61 кб

Аллельный полиморфизм генов IL-2 и IL-18 и риск развития рака молочной железы

Горева Е. П., Силков А. Н., Максимов В. Н., Пономарева А. А., Малиновская Елена Анатольевна, Сенников С. В.
Читать PDF
266.97 кб

Риск онкологической заболеваемости у работников Южно-Казахстанского асбестоцементного завода

Дауренов Б. Б.
Читать PDF
670.60 кб

Риск как категориальная форма правовой реальности

Беляев Сергей Олегович
В контексте механистической модели реальности любая ситуация риска воспринимается всего лишь как ситуация недостаточной информированности, порождаемая неполным знанием всех возможных факторов, влияющих на последствия принятых нами
Читать PDF
158.38 кб

Риск развития артериальной гипертензии у клинически здоровых лиц молодого возраста: связь с особенно

Демина Т. М., Кодочигова А. И., Киричук В. Ф., Мартынова А. Г., Бахметьев А. С., Зенько Т. А., Тумаев И. Е., Попрыга Д. В.
Читать PDF
123.63 кб

Будущее автономии личности как риск: способы самозащиты

Майкова Элеонора Юрьевна, Бондарева Яна Васильевна
В статье анализируются особенности и трансформации личностного бытия в современную эпоху социальной вовлеченности: сужение границ личностного выбора, деперсонализация, подчинение индивидуального начала социальному, утрата человеко
Читать PDF
134.52 кб

Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований

Шаболтас Алла Вадимовна
В статье дается широкий обзор представлений о риске и рискованном поведении, начиная с обыденных представлений и заканчивая пониманием риска в различных научных областях.
Читать PDF
183.81 кб

Риск-адаптированная терапия ретинобластомы (РБ) у детей

Ушакова Т. Л., Максимова О. В., Долгополов И. С., Поляков В. Г.
Читать PDF
247.24 кб

Тамоксифен, риск развития рака эндометрия

Чернышева А. Л.
Читать PDF
285.44 кб

Вынужденная постоянная полипрагмазия и риск побочных реакций у больных сахарным диабетом типа 2

Терещенко И. В., Грачёва Ю. А., Каюшев П. Е.
Читать PDF
70.54 кб

Курение и риск рака шейки матки

Мейскенсмладший Ф.
Читать PDF
55.78 кб

Виртуальная реальность: потенциален ли риск для человека и человечества?

Летов Евгений Владимирович
Компьютер прочно вошел в современную жизнь и стал привычным атрибутом повседневности.

Похожие термины:

  • Коммуникационный риск

    в широком смысле слова ситуативная характеристика О., проявляющаяся как мера различия между разными вероятностно возможными коммуникационными результатами, обусловленными решением разл. коммун
  • Коммуникационный риск: виды

    выделяются на основании критериев, обозначающих разл. стороны процесса О. Наиболее опасные коммуникационные риски, не только затрудняющие, но и разрушающие О, выделяются по критериям, раскрывающи
  • ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ РИСК

    отношение частоты изучаемого исхода среди лиц, подвергавшихся и не подвергавшихся определенному воздействию. Относительный риск не несет информации о величине абсолютного риска (заболеваемости
  • РИСК ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    возможность неудачи политической кампании, др. политических действий. Характеризует процесс деятельности субъектов социального действия с позиций вероятности достижения поставленной цели, пот
  • СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК

    Этот термин употребляется при научно обоснованных и практических оценках состояния отдельного больного (или групп заболеваний), а также при оценке вероятности совершения самоубийства (см.). На ос
  • РИСК ИЗБЫТОЧНЫЙ

    термин, которым часто обозначают избыточную частоту в популяции или частот разницу.
  • Риск врачебный

    необходимость принятия решения и совершения осознанного ответственного выбора в экстремальных лечебных ситуациях. Р. может быть: I) оперативным — отражает неполноту знаний медицины или недостат
  • Риск заболевания

    Вероятность возникновения психического расстройства у отдельного человека. В детстве высок риск заболевания неврозами и начала развития эпилепсии, в подростковом и юношеском возрасте резко воз
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ (АТРИБУТИВНЫЙ) РИСК

    приписываемая данному воздействию частота (пропорция) возникновения случаев заболевания или другого исхода среди подвергающихся воздействию лиц. Эта величина вычисляется вычитанием частоты ис
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПОПУЛЯЦИОННЫЙ РИСК

    термин используется многими эпидемиологами, предпочтителен термину дополнительная доля в популяции. PAR — это часть инцидентности болезни в популяции, связанная с фактором риска (экспозицией). Ча
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РИСК СРЕДИ ЛИЦ ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ

    . Термин определяется в различных контекстах для описания дополнительной доли среди лиц, подвергающихся воздействию, и избыточного риска среди подвергающихся воздействию. Cм. также дополнительна
  • Канцерогенный риск

    (КР) — вероятность возникновения онкологического заболевания. КР зависит от: 1) суточной дозы (по концентрации токсиканта в воздухе, питьевой воде или пище); 2) потенциального канцерогенного риска (
  • Минимальный риск клинического эксперимента

    вероятность и размеры вреда или дискомфорта, ожидаемые в исследовании и являющиеся не бóльшими, чем те, которые возникают в повседневной жизни или при выполнении обычных физических или психологи
  • МНОЖЕСТВЕННЫЙ РИСК

    когда присутствует более одного фактора риска развития заболевания или иного результата, и их совместное присутствие приводит к увеличению риска, говорят о МР. Увеличение риска может произойти и
  • Потенциальный канцерогенный риск

    (ПКР) — фактор пропорциональности для линейно возрастающей зависимости риска от фактической дозы (концентрации) отдельного токсиканта (канцерогена). ПКР соотносится с ожидаемым количеством случ
  • Профессиональный риск

    следует рассматривать с двух точек зрения: 1) вероятности причинения вреда здоровью работающего вследствие воздействия неблагоприятных рабочих факторов; 2) наступления неблагоприятных последст
  • РИСК АБСОЛЮТНЫЙ

    вероятность события в исследуемой популяции, понятие, противоположное относительному риску. Иногда этот термин неправильно употребляют в качестве синонима таким понятиям, как дополнительная до
  • Риск экологический

    уровень вероятности возникновения неблагоприятных последствий, опасных для жизнедеятельности людей, сохранности природных ресурсов, спонтанных экосистем, исторических, культурных и материальн
  • РИСК ИЗБЫТОЧНЫЙ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ

    мера, которая может быть использована для сравнения частоты побочных реакций на лекарственные или другие воздействия, основанная только на величине риска от воздействия (приема лекарственного с
  • РИСК КОНКУРИРУЮЩИЙ

    событие, изымающее субъекта изпод изучаемого воздействия. Например, в исследовании развития рака легкого у курящих человек, умирающий от ишемической болезни сердца, больше не подвергается риску