Риск это что такое Риск: определение — Психология.НЭС
РИПОФОБИЯ Риск врачебный

РИСК

Найдено 13 определений термина РИСК

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Риски

факторы, которые повышают вероятность того, что развитие или функционирование отклонится от своего нормального направления и приведет либо к клинически значимому проблемному поведению, либо к психопатологии.

Оцените определение:

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

РИСК

действие, реализация которого СТАВИТ ПОД УГРОЗУ удовлетворение какой-либо достаточно важной потребности. Ситуация риска основана на выборе из двух альтернативных вариантов поведения - связанного с возможной неудачей, с одной стороны, и предполагающего хотя бы минимальное сохранение уже достигнутого, с другой. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого при этом результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, который воспринимается как самостоятельная ценность.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

РИСК

ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии этому термину соответствуют три основных взаимосвязанных значения.

1. Риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае.

2. Риск как действие, выполнение коего ставит под угрозу удовлетворение некоей достаточно важной потребности, или же в некоем отношении грозит субъекту потерей - проигрышем, травмой, ущербом. Экспериментально здесь различаются риск мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и риск немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответственного действия, выделяются риск оправданный и неоправданный.

3. Риск как ситуация выбора между двумя (или даже более) возможными вариантами действия, исход коего проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями: менее привлекательным, но более надежным, и более привлекательным, но менее надежным. Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций:

1) те, в коих успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений - ситуации типа "уровень притязаний";

2) те, в коих неуспех влечет наказание - физическую угрозу, болевое воздействие, социальные санкции. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, воспринимаемому как самостоятельная ценность.

Важно различие между ситуациями шансовыми, где исход зависит от случая, и ситуациями навыка, где он связан со способностями субъекта. Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, - когда считают, что от них что-то зависит.

В психологии понятие риска раскрывается преимущественно в аспекте принятия риска - активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Привлекают внимание явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности (-> сдвиг рисковый).

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Риск

Категория. Форма поведения.

Специфика. Действие, реализация которого ставит под угрозу удовлетворение какой-либо достаточно важной потребности. Ситуация риска основана на выборе из двух альтернативных вариантов поведения - связанного с возможной неудачей, с одной стороны, и предполагающего хотя бы минимальное сохранение уже достигнутого, с другой. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого при этом результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, который воспринимается как самостоятельная ценность.

Источник: Психологический словарь

РИСК

Действие, которое угрожает чему-то, представляющему ценность. Риск и роль, которую он играет в психологических явлениях, глубоко изучались: например, сдвиг выбора, игра (и следующие статьи), выгода и ценность (1,3).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Риск

сочетание уровня неопределенности в предсказании результата со значимостью его последствий для личности (или организации).

Источник: Психология менеджмента. Словарь основных терминов

Риск

греч. risikon — утес] — ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии термину "Р." соответствуют три основных взаимосвязанных значения: 1) Р. как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) Р. как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом). Экспериментально различаются Р. мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия, выделяют оправданный и неоправданный Р.; 3) Р. как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций, в которых: а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений (ситуации типа "уровень притязаний"), б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции). Важное различие имеется между теми ситуациями, где исход зависит от случая (шансовые ситуации), и теми, в которых он связан со способностями субъекта (ситуации навыка). Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают более высокий уровень Р. в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, когда человек считает, что от него что-то зависит. В психологии понятие "Р." раскрывается главным образом в аспекте принятия Р., т.е. активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Внимание исследователей традиционно привлекают явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня Р. в условиях группового обсуждения деятельности. В.А. Петровский

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

РИСК

ситуативная характеристика поведения и деятельности, заключающаяся в принятии решения, которое, с одной стороны, заметно увеличивает предполагаемый выигрыш, с др. стороны – уменьшает вероятность его достижения и увеличивает масштабы возможного проигрыша в случае неудачи. В психологии термину «Р.» соответствуют три основных взаимосвязанных значения. 1. Р. как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае. 2. Р. как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом). Экспериментально различаются Р. мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и «бескорыстный». Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия, выделяют оправданный и неоправданный Р. 3. Р. как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Традиционно выделяются два класса ситуаций, в которых: а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений (ситуации типа «уровень притязаний»); б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции). Р. в той или иной степени обычно присутствует в процессе принятия решения на конфликтные действия. Он связан с трудностями в прогнозировании ответной реакции оппонента, динамичностью, неопределенностью и сложностью конфликтной ситуации. В конфликте, в отличие от деятельности, избежание Р., тем более неоправданного, скорее, способствует сохранению здоровья, материальных ценностей и даже жизни. Принятие рискованного решения обычно связано с борьбой мотивов. Поэтому Р. может служить причиной возникновения внутриличностного конфликта.

Источник: Словарь конфликтолога

Риск

от греч. risikon — утес] — особенности деятельностной активности, «задающие» очевидную неопределенность ее результата и порой обусловливающие негативные и даже пагубные последствия для субъекта. Как считают специалисты по проблематике риска и рискованного поведения, в рамках классической социальной психологии и психологии личности термин «риск» правомерно употреблять в трех основных его значениях: «1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом). Экспериментально различаются риск мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности и немотивированный. Кроме того, исходя из соотношений ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия, выделяют оправданный и неоправданный риск; 3) риск как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Традиционно здесь выявляется два класса ситуаций, в которых: а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений (ситуации типа «уровень притязаний»), б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции)» (В. А. Петровский). При этом следует отметить, что феномен риска совершенно по-разному проявляется в ситуациях, когда субъект надеется, что называется, на удачу и его решение поступить рискованно не опиратся на его осознание того, что он способен справиться с проблемой, и в ситуациях, когда его готовность рисковать напрямую связана с его представлением о том, что он может добиться успеха в связи со своими способностями и навыками. Показано, что во втором случае готовность рисковать и уверенность в оправданности подобного риска у субъекта значительно выше, чем в первом случае. В практической психологии понятие «риск», как правило, рассматривают в качестве термина, во многом объясняющего реализацию активности, которая предполагает принятие субъектом решения, способного привести к неблагоприятным, опасным последствиям его реализации, и отказа от того решения, реализация которого заведомо безопасна. Еще на одном моменте в связи с проблематикой риска нельзя не остановиться. В психологии достаточно твердо, особенно в последние десятилетия, утвердилось понятие «сдвиг к риску», которое в смысловом плане означает определенный эффект, достигаемый в результате групповой дискуссии по поводу предполагаемой, планируемой деятельности. «Сдвиг к риску» — это по сути дела возрастание (хотя некоторые исследователи считают, что именно в этой логике должны описываться и случаи снижения рискованной активности) рискованности реальных и индивидуальных, и групповых действий как результата групповых обсуждений. При этом речь идет, как правило, об изменениях уровня рискованности вторичных индивидуальных решений по сравнению с изначальными индивидуальными решениями, об изменениях уровня рискованности вторичных групповых решений по сравнению с первичным групповым решением, об изменениях уровня рискованности вторичных индивидуальных решений по сравнению с первичным групповым решением, об изменении уровня рискованности вторичного группового решения по сравнению с первичными индивидуальными решениями.

Впервые феномен «сдвига к риску» был зафиксирован в 1961 г. Дж. Стонером. Готовясь к защите диссертации, основной гипотезой которой было предположение о том, что группы более консервативны и осторожны при принятии решения, чем отдельные индивиды, Дж. Стонер резработал эксперимент, в рамках которого испытуемым предлагалось решить дилемму вымышленных персонажей следующего типа: «Кэрол — талантливый преподаватель муниципального колледжа. Она получает хорошую зарплату и любит свою работу. Однако Кэрол всегда хотелось быть самой себе начальницей и иметь собственный ресторан. Она нашла молодого повара, перспективного в отношении будущей совместной работы, присмотрела место для нового ресторана и навела в своем банке справки о возможности получения кредита. Для открытия ресторана Кэрол потребовалось бы уволиться с работы и вложить в него все свои личные сбережения. Если ресторан окажется успешным, Кэрол реализует свое давнее стремление и будет получать хороший доход. С другой стороны, Кэрол известно, что многие новые предприятия заканчиваются неудачей. Если ресторан окажется непопулярным, она потратит много времени и денег и потеряет свою надежную и спокойную работу преподавателя.

Представьте себе, что вы даете совет Кэрол. Укажите самую минимальную вероятность успеха, которую вы считаете приемлемой для Кэрол. Кэрол следует открыть ресторан, если шансы на успех оказываются не меньше чем:

1 к 10 (Открыть ресторан, даже если шансы на успех практически отсутствуют); 2 к 10; 3 к 10; 4 к 10; 5 к 10; 6 к 10; 7 к 10; 8 к 10; 9 к 10; 10 к 10 (Открыть ресторан только в том случае, если успех полностью гарантирован)»1.

После того, как испытуемые индивидуально решали 12 подобных задач, они объединялись в группы по пять человек, в которых должны были обсудить имеющиеся варианты и прийти к единому мнению. В результате, как сообщает Д. Майерс, «ко всеобщему изумлению групповые решения обычно оказывались более рискованными. Эксперименты выявили то обстоятельство, что данный эффект (“сдвиг риска” — В. И., М. К.) наблюдается не только тогда, когда от группы требуется консенсус: после краткого обсуждения люди меняли также и свои индивидуальные решения. И более того, исследователи успешно воспроизводили результат Стонера с испытуемыми разных возрастов и занятий во множестве различных стран»2.

Однако дальнейшие исследования показали, что при определенных условиях групповое обсуждение приводит к принятию более консервативных и осторожных решений: «В настоящее время доказано, что когда первоначальные позиции членов группы консервативны, групповое обсуждение приводит к сдвигу в сторону еще большего консерватизма. И, наоборот, когда эти первоначальные позиции имеют тенденцию к значительному риску, результаты группового обсуждения смещаются в сторону еще большего риска»1. Это позволило С. Московичи и М. Заваллони сделать вывод о том, что «сдвиг к риску» является наиболее распространенным проявлением более широкого социально-психологического явления, получившего название феномен групповой поляризации. В настоящее время под групповой поляризацией понимается «вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы»2.

В повседневной жизни феномен «сдвига к риску» особенно отчетливо проявляется в неформальных подростковых группах, объединившись в которые, подростки склонны к гораздо более рискованным и, зачастую, даже экстремистским поступкам, нежели те, на которые они бы решились в одиночку. Аналогичная тенденция наблюдается и, в так называемых, экстремальных видах спорта, особенно когда речь идет о действительно сверхрискованных, граничащих с бессознательными суицидальными попытками действиях — походы в горы без надлежащей подготовки и организационного обеспечения, горнолыжный спуск на неподготовленных трассах и в условиях лавиноопасной обстановки и т. п.

Однако это ни в коей мере не означает, что феномен «сдвига к риску» следует рассматривать как однозначно негативное явление. Без него, в частности, была бы практически невозможна разработка и реализация многих значимых инноваций. Вместе с тем, совершенно очевидно, что неоправданный риск и авантюрные решения в организационном контексте могут иметь самые пагубные и часто необратимые последствия. Кроме того, в условиях организации различия в восприятии риска во многом обусловлены не только личностными особенностями, но и официальной статусной позицией индивида. В частности, как отмечают Р. Фостер и С. Каплан, «генеральный директор, рискующий миллиардами по поручительству своей компании, но связанный с ней долгосрочным контрактом, не рискует так, как менеджер нижнего звена, которого в случае неудачи проекта могут выгнать с работы»3.

В этой связи в рамках организационной психологии и психологи менеджмента предпринимались многочисленные попытки найти объективные методы оценки потенциального риска и разработать на их основе алгоритмы принятия решений в зависимости от ситуационного контекста.

Наиболее известную на сегодняшний день схему такого рода разработал ряд американских организационных психологов. Они исходили из понимания риска как предположения о том, «...что неблагоприятное событие может произойти с определенной степенью вероятности». На этом основании для сравнительной оценки альтернатив «больший выигрыш — большая вероятность неудачи» и «меньший выигрыш — меньшая вероятность неудачи» ими было введено понятие «ожидаемое значение». При этом отмечалось, что «последнее выражается как произведение уровня прибылей (или издержек) на вероятность осуществления этого события. Таким образом, если шансы получения дохода в 10 долл. оцениваются как 20%, то это равнозначно ситуации получения доходов в 5 долл. с вероятностью 40%. Обе ставки оцениваются одним и тем же ожидаемым значением — 2 долл. В первом случае оно составляет 20% от 10 долл., а во втором — 40% от 5 долл.» Однако величина абсолютного выигрыша и степени риска в этих вариантах различаются вдвое. В этих условиях, по мнению ученых, предложивших понятие «ожидаемое значение», решение выбора между двумя альтернативами будет зависеть от того, насколько «ожидаемое значение» будет соответствовать... «целевому значению», которым оперирует в своем сознании лицо, принимающее решение1, иными словами, величине планируемой прибыли.

В рассматриваемом примере, если рассчитанное по упомянтой формуле ожидаемое значение в 2 долл. близко к целевому значению, намеченному руководством компании, последнее скорее всего пойдет по пути минимизации риска — т. е. изберет вариант получения дохода в 5 долл. с вероятностью в 40%. Если же ожидаемое значение в 2 долл. существенно ниже целевого значения, то менеджеры, с большой вероятностью предпочтут заработать 10 долл. с вероятностью 20% по принципу «пан или пропал».

То же самое, как это не покажется странным на первый взгляд, произойдет в том случае, если ожидаемое значение окажется существенно выше целевого, хотя при этом действует иной принцип, а именно: «аппетит приходит во время еды».

Хотя представленная схема может показаться довольно сложной, она подтверждается большим количеством эмпирических исследований, проведенных в различных организациях, в частности, консультантами компании McKinsey, и дает в руки практического социального психолога, специализирующегося в сфере бизнес-консалтинга, реальный инструмент как ситуативной оценки альтернатив, связанных с рисками, так и для обучения менеджмента.

При этом социальный психолог-практик, работающий с организацией, обязан уделять особое внимание тем случаям, когда решения, связанные с оценкой рисков принимаются на иррациональной основе под влиянием субъективных предпочтений высшего руководства. Р. Фостер и С. Каплан следующим образом объясняют причину подобных ситуаций: «Если лицо, принимающее решение, потерпев несколько раз неудачу при выборе альтернатив, вновь столкнется с аналогичной ситуацией выбора, то выберет то же самое, что и раньше. Этот выбор сделан не на рациональном, а на иррациональном, эмоциональном уровне. Так поступают и некоторые корпорации, особенно относящиеся к отраслям, вступившим в период зрелости, которые уже попытались (и безуспешно) провести диверсификацию своего производства»2. При этом лидеры и руководители, страдающие подобным «комплексом неудачника», в своих действиях могут в равной степени идти как на ничем не оправданный риск, так и, напротив, подавлять всякую инициативу и творчество в тотальном (и опять-таки безуспешном) стремлении избежать неудач. Вполне понятно, что подобные действия крайне негативно сказываются на результатах деятельности не только бизнес-организаций, но и любых других социальных общностей.

Практический социальный психолог, в рамках своей профессиональной деятельности столкнувшийся с необходимостью работать с группой в условиях актуального принятия значимого группового решения, должен понимать природу рискованного поведения той или иной личности, а также учитывать тот факт, что нередко, если не как правило, в ходе групповой дискуссии по поводу характера планируемых действий происходит достаточно существенный сдвиг к риску.

Источник: Азбука социального психолога-практика

Риск

действие субъекта или группы субъектов, направленное на достижение определенной привлекательной цели, сопряженное с опасностью, возможным неуспехом. Риск и склонность к нему обычно осуждается, когда цель не достигается, и вызывает восхищение, зависть в противном случае. Риск может быть обусловлен легкомыслием, крайней необходимостью действовать, соображениями большой выгоды, азартом, отчаянием.

Я помню отчетливо, что мною вдруг действительно без всякого вызова самолюбия овладела ужасная жажда риску. Может быть, перейдя через столько ощущений, душа не насыщается, а только раздражается ими и требует ощущений еще, и все сильней и сильней, до окончательного утомления. И, право не лгу, если б устав игры позволял поставить пятьдесят тысяч флоринов разом, я бы поставил их наверно (Ф. Достоевский, Игрок).

Ср. Смелость, решительность.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Риск

греч. riza - подножие скалы; "рисковать" буквально означает "объезжать скалу, утес") - 1. действие, которое угрожает чему-то такому, что представляет определенную ценность; 2. действие, совершаемое в ситуации, чреватой серьезными потерями, как психологическими, так и материальными.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

риск

(от франц. risque – подвергаться опасности) – деятельность в условиях опасности, отсутствия полной уверенности в успехе.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

риск

Занятие не необходимой опасной, рискованной и потенциально самотравмирующей деятельностью, без учета возможных последствий; человек не принимает во внимание ограничения и отрицает реальность опасности для себя; безрассудное преследование цели, независимо от уровня риска. Риск – это аспект основных проявлений черт личности –РАСТОРМОЖЕННОСТИ.

Источник: Глоссарий. Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

Найдено рефератов по теме РИСК — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Гомеостатические модели влияния психоэмоциональной напряженности на риск психосоматических заболеван

Красковский Антон Борисович, Носов Алексей Викторович, Шаталова Ольга Владимировна
Рассмотрена взаимосвязь психоэмоциональной напряженности с риском развития психосоматических заболеваний, предложены методы построения моделей оценки риска, базирующихся на нейронных сетях.
Скачать PDF

Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности

Трифонова Елена Александровна
В статье рассматриваются теоретические подходы и современные эмпирические исследования стресса, копинг-поведения, ресурсов совладания и копинг-компетентности в контексте проблемы соматического здоровья.
Скачать PDF

Структура и содержание профессиональной компетенции в области социальной работы с детьми группы риск

Фаттахова Г. З.
Раскрывается структура профессиональной компетенции в области социальной работы с детьми группы риска; описываются знания, умения, на-выки, личностные качества, необходимые для успешного выполнения специали-стами профессиональных функций. The author investigates the structure of profes-sional competence in the field of social work with the risk group children; the knowl-edge, abilities, skills, personal qualities for the successful execution of professional functions are described.
Скачать PDF

Личностные черты и риск возникновения сердечнососудистой патологии

Киселева Мария Георгиевна
Вопрос о влиянии личностных черт на развитие сердечно-сосудистых заболеваний до сих пор остается открытым. В данной обзорной статье автор рассматривает существующие концепции в этой области: типы личности А, D, агрессивность и склонность к враждебному поведению, а также патофизиологическое влияние перечисленных факторов на сердечно-сосудистую систему. Статья может быть интересна медицинским психологам, психофизиологам, психологам, занимающимся вопросами личности.
Скачать PDF

Риск развития артериальной гипертензии у клинически здоровых лиц молодого возраста: связь с особенно

Демина Т.М., Кодочигова А.И., Киричук В.Ф., Мартынова А.Г., Бахметьев А.С., Зенько Т.А., Тумаев И.Е., Попрыга Д.В.
Скачать PDF

Будущее автономии личности как риск: способы самозащиты

Майкова Элеонора Юрьевна, Бондарева Яна Васильевна
В статье анализируются особенности и трансформации личностного бытия в современную эпоху социальной вовлеченности: сужение границ личностного выбора, деперсонализация, подчинение индивидуального начала социальному, утрата человеком чувства онтологической безопасности. Подчеркивается значимость автономии личности в противостоянии экспансивному и технологичному вмешательству социального в личное пространство. Развитие рефлексивных навыков у обучающейся молодежи в рамках образовательных практик предлагается в качестве одного из способов самозащиты автономного статуса личности.
Скачать PDF

Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований

Шаболтас Алла Вадимовна
В статье дается широкий обзор представлений о риске и рискованном поведении, начиная с обыденных представлений и заканчивая пониманием риска в различных научных областях. Автор предлагает экскурс в историю возникновения термина «риск» в разных культурах и языках, которые пересекаются в понимании базовой природы понятия. Обсуждается специфика отношения к риску и исследованиям рискованного поведения в различных областях науки и практики: экономике, социологии, инженерии, психологии. Отдельно рассматриваются понимание и направления исследований риска и рискованного поведения в психологии личности, психологии принятия решения, инженерной психологии, социальной психологии и психологии здоровья. В заключение предлагается понятие превенции рискованного поведения на основе субъектно-объектного подхода.
Скачать PDF

Виртуальная реальность: потенциален ли риск для человека и человечества?

Летов Евгений Владимирович
Компьютер прочно вошел в современную жизнь и стал привычным атрибутом повседневности. Компьютерные устройства стали элементами современной культуры и во всем своем многообразии окружают и нас, и наших детей повсюду: на работе, в школе, на улице, дома. Сама эта среда оказывает глубокое воздействие на формирование человеческой личности, однако аспекты этого влияния все еще остаются мало изучены и объяснены. Закономерно встают вопросы, где кончается привычная реальность и начинается виртуальная, дополняет ли компьютер человеческую жизненную реальность или ломает её?The computer strongly entered into modern life and became habitual attribute of daily occurrence. Computer devices became elements of modern culture and in all the variety surround also us, and our children everywhere: on work, at school, on the street, houses. This environment has deep impact on formation of the human person, however aspects of this influence still remain are a little studied and explained.
Скачать PDF

Риск как самостоятельный компонент системной организации целенаправленной деятельности субъекта

Власенко Р.Я., Лосева Т.Н.
В статье обсуждаются различные теоретические подходы в изучении рискового поведения, а также предпринимается попытка рассмотреть феномен риска с позиций общей теории функциональных систем академика П.К. Анохина. Приведены теоретические положения, доказывающие возможную аддиктивную природу активности, связанной с риском. Предполагается, что готовность к риску представляет собой особое специфическое мотивационное состояние, в условиях неопределенности интегрированное в функциональную систему. Риск рассматривается как самостоятельный компонент системной организации целенаправленного поведения субъекта.
Скачать PDF

Риск девиантного поведения в контексте телесного воспитания в различных образовательных системах

Пегов Владимир Анатольевич, Пегова Анна Владимировна, Случ Григорий Михайлович
Результаты исследования свидетельствуют о высоком риске формирования девиантного поведения у школьников и студентов. Анкетный опрос, дисперсионный и регрессионный анализ показали, что 12-16% подростков и молодых людей имеют опыт употребления наркотических веществ. Около 30% опрошенных демонстрируют предрасположенность к «технологическим» зависимостям. Более 60% школьников до 6 часов в сутки проводят время за компьютером и имеют склонность к компьютерной зависимости. Формирование девиантного поведения у подростков и молодых людей происходит на фоне обеднённого двигательного опыта. Студенты, которые много времени проводят за компьютером, имеют чётко выраженную тенденцию уменьшения двигательной активности с дошкольного возраста до настоящего момента. Лучшая устойчивость к зависимости от компьютерных игр наблюдается у тех студентов, у которых в их телесном воспитании принимало участие значительное количество разных людей. Они высоко оценивают свою двигательную активность и развитие выносливости. Исследование показало, что опыт телесного воспитания статистически значимо влияет на риск возникновения девиантного поведения у подростков и молодых людей.
Скачать PDF

Риск в представлении сотрудников федеральной противопожарной службы

Пономарев Александр Владимирович
Рассматривается феномен риска как сложная многомерная категория, взятая на вооружение многими научными направлениями. Особое внимание уделено происхождению понятия«риск», а также разнообразию определений риска в зависимости от изучаемой области. Рассмотрено представление о риске сотрудников МЧС, которые постоянно сталкиваются с этим явлением в профессиональной деятельности. Результаты исследования показали, что спасатели тесно связывают феномен с профессиональными опасностями. В данном контексте риск представляется как «профессиональный подвиг» или «благородное дело».
Скачать PDF

МЕДИАПРОДУКЦИЯ И РИСК ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Книжникова С.В.
Статья посвящена влиянию медиапродукции на девиантное поведение: суицидального поведения, аддикций, промискуитета и проституции, агрессивного поведения и преступного поведения. Особое внимание уделено детерминированному медиапродукцией риску девиантного поведения среди детей и молодежи. Приводятся данные опроса школьников, проведенного с целью выявления девиантогенных эффектов медиапродукции. Характеризуются девиантогенные установки и убеждения, связанные с современной популярной медиапродукцией. Выявленные ранее исследователями деструктивные эффекты при распространении медианасилия или широко освещенной в медиа суицидальной проблематики («эффект Вертера») в такой же мере проявляются и при массовом увлечении подрастающего поколения медиапродукцией, содержащей сцены, сюжеты, темы с остальными формами девиантности. Девиантогенность медиапродукции определяется наличием таких эффектов для личности, как: суггесто-подражательный эффект; эффект формирования равнодушного отношения к социальным патологиям и девиантности окружающих; эффект тревожного, фобического ожидания девиантности от окружающих; эффект растормаживания изначальных ценностно-смысловых патологий; эффект ослабления нравственно-волевого регулирования; эффект разжигания интереса к девиантной тематике. Девиантогенность медиапродукции для подрастающего поколения нельзя оценивать лишь по наличию в ней девиантной тематики. Девиантогенность конкретного медиапродукта следует фиксировать при наличии в нем следующих установок: на этичность девиантности; на престижность девиантности (как атрибута популярности и общественного признания); на героичность девиантности; на материальную выгоду от девиантного поведения; на безущербность и безопасность девиантности (для организма, индивидуально-личностного склада, межличностных и межгрупповых интеракций, для социального развития); на гедонистичность девиантности, на анестезирующее действие девиантности. Перспективными видятся исследования, педагогические разработки методик девиантологического анализа медиапродукции и программ подготовки школьников, родителей, педагогов, студентов к осознанному выявлению девиантогенных установок в медиапродукции и ассертивному восприятию такой медиапродукции.
Скачать PDF