произвольное, невольное, непроизвольное Произвольность поведения

Произвольность

Найдено 2 определения термина Произвольность

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Произвольность

особенность поведения, опосредованного образом, правилом, моральной нормой.

Оцените определение:

Источник: К.Юнг. Словарь терминов.

Произвольность

есть один основной критерий всякой произвольной функции – это ее намеренность, то, что может возникнуть деятельность данной функции, совпадающая с основным намерением; становится возможным намерение в отношении запоминания, памяти и всякой другой внутренней деятельности ребенка. у ребенка школьного возраста возникает произвольность, т.е. овладение внутренней деятельностью, у него создается намерение в отношении своих внутренних операций – внимания, памяти, становится возможным их произвольное функционирование. (7.1, 258) произвольное характеризует своеобразное отношение к ситуации, собственно не зависимое от данной ситуации, более свободное действование. (7.1, 277) По мере того как ребенок осознает, что и как он делает, его функции становятся произвольными. (3.4, 421) Неправильно было бы думать, что только письменная речь требует произвольности. Всякая передача мыслей, при которой имеется в виду определенная цель, требует произвольности. Любой доклад, несмотря на то, что он делается в устной форме, представляет собой пример не ситуационной, а произвольной речи. Внимание говорящего должно быть в широкой степени направлено на сам процесс построения речи в отличие от тех процессов, когда мы не задумываемся над речью и она строится в зависимости от ситуации. (3.5, 442) См. Письменная речь, Речь, Функция

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

Найдено научных статей по теме — 12

Развиваем произвольность и внимание - важнейшие новообразования дошкольного возраста

Денисенкова Н.С., Нисская А.К.
Активные, импульсивные, невнимательные, непослушные, непоседливые, неорганизованные, моторные, гиперактивные далеко неполный перечень определений, которые взрослые (педагоги и родители) дают детям, имеющим проблемы с вниманием и произвольностью, т. е. умением контролировать себя, следовать правилам.
Скачать PDF

Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инс

Алмазова Ольга Викторовна, Бухаленкова Дарья Алексеевна, Веракса Александр Николаевич
Большинство современных психологов, в сферу интересов которых попадает дошкольный возраст, указывают развитие регуляторных функций как одно из важнейших новообразований этого периода. В данной статье мы сопоставили два наиболее значимых и распространенных подхода к пониманию и диагностике развития произвольности в дошкольном возрасте: модель регуляторных функций «единство с разнообразием» А. Мияки и теория способностей Л.А. Венгера. В модели регуляторных функций рассматриваются три основных компонента регуляторных функций: рабочая память, гибкость внимания или переключение, сдерживающий контроль. В основе теории способностей лежит представление о культурных средствах (сенсорные эталоны, наглядные модели и др.), которые осваивается на протяжении дошкольного детства. В соответствии с обозначенными выше подходами нами были составлены два диагностических комплекса, направленных на диагностику развития произвольности в дошкольном возрасте. В исследовании приняли участие 48 детей в возрасте 5-6 лет, воспитанников старших групп детского сада г. Москвы (24 девочки и 24 мальчика). Результаты показали, что, несмотря на различные теоретические подходы к пониманию дошкольного развития и произвольности, в каждом из подходов изучается одна и та же реальность. Были выделены наиболее показательные методики (по результатам которых можно предсказывать остальные результаты) это методика «Inhibition» (субтест нейропсихологического диагностического комплекса методик NEPSY-II Korkman et al., 2007) в случае модели А. Мияки, и методика «Схематизация» в рамках теории способностей Л.А. Венгера (Венгер, Холмовская, 1978).
Скачать PDF

Роль ментальности в развитии произвольной активности личности

Шабаловская Марина Владимировна
В статье рассматривается влияние ментальности на произвольную активность человека. Ментальность рассматривается как социально-личностное образование, выступающая в качестве критериальной основы развития произвольной активности и являющаяся детерминантой содержательной стороны и динамических особенностей регуляторных процессов. Выделяются базовые компоненты в структуре ментальности, которые непосредственно связаны с развитием произвольной активности личности. Выдвигается гипотеза о том, что сформированность компонентов ментального опыта определяет уровень развития произвольной активности личности
Скачать PDF

Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознанности поведения дошкольников

Степанов А.А.
Скачать PDF

Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гип

Семенова О.А., Кошельков Д.А.
Исследовалось состояние функций произвольной регуляции деятельности (управоляющих функций) у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности (ДВГ) по сравнению с детьми того же возраста, не имеющими дефицита внимания и нарушений поведения. Бфли обнаружены особенности управляющих функций у детей с признаками ДВГ. Дети этой группы испытывали существенные трудности при программировании произвольных действий: хуже усваивали инструкции и алгоритмы действий, были менее последовательны при выработке стратегии деятельности. Также для них были характерны особенности избирательной регуляции произвольных действий: повышенная импульсивность, трудности переключения с одного элемента действия на другой (персеверации), неустойчивость усвоенной программы под воздействием побочных влияний. Состояние некоторых компонентов управляющих функций, таких как возможности переключения с одной программы деятельности на другую, возможности опосредования действий и возможности контроля за протеканием собственных действий, не отличалось у детей основной и контрольной группы, что обусловлено их возрастной незрелостью у всех детей 5-6 лет.
Скачать PDF

Применение произвольного сочинения в первоначальном отборе в ОВД

Перевалова Е.В.
Скачать PDF

Динамический подход к оценке психофизиологических факторов произвольной регуляции когнитивной деятел

Зотов Михаил Владимирович, Ахмедова Инга Сергеевна
Описаны результаты исследования характеристик регуляции когнитивной деятельности на основе анализа нестационарных периодов в динамике сердечного ритма, зарегистрированной у испытуемых при решении задач по оперированию вербальной и пространственно-образной информацией в осложненных условиях. Использование алгоритмов анализа нестационарных периодов, характеризующих физиологические реакции участников в процессе работы, позволило выделить факторы эффективной регуляции когнитивной деятельности в условиях высокой рабочей нагрузки.
Скачать PDF

Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека

Моросанова Варвара Ильинична
Статья посвящена исследованию роли осознанной саморегуляции в развитии индивидуальной саморегуляции. Описана концепция осознанной саморегуляции произвольной активности человека и ее приложение в исследованиях лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО. На основе полученных результатов была разработана типология индивидуальных стилей саморегуляции и установлена их взаимосвязь с успешностью учебной и профессиональной деятельности. Показано, что личностные особенности обусловливают специфику индивидуального регуляторного профиля субъекта. Доказано, что система осознанной саморегуляции интегрирует динамические и содержательные аспекты личности, ее осознанные и неосознаваемые компоненты для достижения принимаемых субъектом целей.
Скачать PDF

Особенности произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с

Порошина Елена Александровна
В статье рассматриваются специфические особенности функционирования произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) соматогенного происхождения. Дается анализ базовых механизмов нарушения двигательных функций и поведения у исследуемой категории детей, обоснование нейропсихологических методов для диагностики двигательных функций.
Скачать PDF

Диагностика уровня развития произвольного поведения здоровых и часто болеющих детей старшего дошколь

Волкова Олеся Владимировна
В статье описаны результаты исследования уровня развития волевого действия здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. С целью проведения констатирующего эксперимента в контрольную и экспериментальную группы были условно распределены дети в возрасте 5-5,5 лет дошкольных образовательных учреждений развивающего типа г. Красноярска по количеству соматических заболеваний за истекший год. В соответствии со структурой волевого действия были подобраны диагностические методики. Анализ результатов исследования показал, что уровень развития данного показателя в группе часто болеющих детей ниже, что говорит о необходимости проведения дополнительной коррекционной работы по его развитию.
Скачать PDF

Исследование зависимости между способностью испытуемых к произвольной регуляции своего функционально

Петухов Д.В.
Целью настоящего исследования было определение характера зависимости между способностью испытуемых к произвольной регуляции своего функционального состояния и их личностными особенностями. В исследовании принимали участие 20 человек (12 мужчин и 8 женщин) в возрасте от 17 до 37 лет. В качестве диагностических инструментов использовались метод функционального биоуправления на основе биологической обратной связи и психологические тесты уровня субъективного контроля и Кэттелла. Было показано, что сочетание таких факторов, как высокий уровень интернальности и самопринятия отличают испытуемых с высокой способностью к произвольной регуляции своего функционального состояния.
Скачать PDF

Личностная мобильность как произвольное управление поведением и деятельностью

Артюшенко Андрей Александрович
Рассмотрено понятие «личностная мобильность» в свете представлений о произвольном управлении поведением и деятельностью человека. Проведен анализ психолого-педагогической литературы. Понятие «координация», «ловкость», «произвольное управление», «личностная мобильность» очень близкие по своей содержательной сущности. Понятие «личностная мобильность» является более широким и точнее отображает способность человека к сознательной, намеренной двигательной деятельности. Именно это понятие является более понятным и приемлемым для описания характера и сути управления двигательной деятельностью. Сознание и преднамеренность считаются основными признаками произвольной деятельности.
Скачать PDF