Произвольное внимание это что такое Произвольное внимание: определение — Психология.НЭС
ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ Внимание произвольное или целенаправленное

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ

Найдено 6 определений термина ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ

внимание, возникновение и поддержание которого требует интеллектуальной и волевой активности

Оцените определение:

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ

направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность выполняется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации; по происхождению связано с трудовой деятельностью. В условиях затрудненной деятельности предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Произвольное внимание

один из видов внимания — психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Произвольное внимание

Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания невозможно осуществлять длительную и планомерную деятельность.

Обычно принято различать следующие свойства внимания: концентрация (или сосредоточенность), объем, распределение, переключение и устойчивость.

Источник: Полный справочник психотерапевта

Произвольное внимание

Произвольное внимание с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется в результате изменения и перестройки всего процесса под влиянием внешних стимулов-средств. (6.1, 401) Произвольное и непроизвольное внимание относятся друг к другу так, как логическая память к мнестическим функциям или как мышление в понятиях к дологическому мышлению. (6.1, 401) Произвольное внимание характеризуется раньше всего умением произвольно отметить фигуру и фон. Если я умею видеть вещь только таким способом, какой диктуется структурой этой вещи, то мое внимание максимально непроизвольно. Если же я умею видеть вещь так, что я могу любой элемент этой вещи сделать центром, фигурой, а все остальное фоном, то мое внимание становится максимально произвольным. (7.1, 260 – 261) См. Внимание

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

внимание произвольное

разновидность внимания, связанная с сознательным намерением сконцентрировать сознание на каком-то явлении, обьекте в результате его самонастройки; оно требует волевого усилия и предполагает достижение поставленной цели.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гип

Семенова О.А., Кошельков Д.А.
Исследовалось состояние функций произвольной регуляции деятельности (управоляющих функций) у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности (ДВГ) по сравнению с детьми того же возраста, не имеющими дефицита внимания и нарушений поведения. Бфли обнаружены особенности управляющих функций у детей с признаками ДВГ. Дети этой группы испытывали существенные трудности при программировании произвольных действий: хуже усваивали инструкции и алгоритмы действий, были менее последовательны при выработке стратегии деятельности. Также для них были характерны особенности избирательной регуляции произвольных действий: повышенная импульсивность, трудности переключения с одного элемента действия на другой (персеверации), неустойчивость усвоенной программы под воздействием побочных влияний. Состояние некоторых компонентов управляющих функций, таких как возможности переключения с одной программы деятельности на другую, возможности опосредования действий и возможности контроля за протеканием собственных действий, не отличалось у детей основной и контрольной группы, что обусловлено их возрастной незрелостью у всех детей 5-6 лет.
Скачать PDF

Психомоторное развитие детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания

Волокитина Т.В., Тихонова О.Н., Гринюк Н.В.
Проведено изучение психомоторных функций у детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания. Показано, что в этом возрасте происходит активное формирование и совершенствование динамических, пространственных координаций, психомоторных качеств, что связано с включением первоклассников в когнитивную деятельность. У первоклассников с низким уровнем произвольного внимания выявлена несформированность кинестетического, динамического и пространственного праксисов, что необходимо учитывать в процессе обучения
Скачать PDF

Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания

Грибанов А. В., Канжина Наталья Николаевна
В работе рассматриваются результаты исследования аудиомоторных реакций у детей младшего школьного возраста с разным уровнем развития произвольного внимания, полученные при помощи компьютерного комплекса для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат». Выявлено существенное уменьшение времени реакции по всем тестам от 9 к 10 годам. Обнаружены достоверные отличия в выполнении аудиомоторных тестов у детей с низким уровнем развития произвольного внимания и детей контрольной группы. Показано, что уровень развития произвольного внимания связан преимущественно с моторным компонентом реакций.
Скачать PDF

Функциональная организация произвольного направленного внимания и эффективность зрительного опознани

Петренко Н.Е., Фарбер Д.А.
Комплексное исследование поведенческих и нейрофизиологических показателей функциональной организации мозга при опознании неполных изображений и в период подготовки к выполнению этой когнитивной задачи выявило участие префронтальной коры и в функциональной организации произвольного внимания при преднастройки к эффективному опознанию и при его осуществлении. Вместе с тем выявлено уменьшение к 11-12 годам роли произвольного внимания на этапе ожидания целевого изображения содержащего малое число фрагментов и трудно опознаваемого. Предполагается, что наблюдаемый факт связан со снижением мотивационной составляющей внимания на начальном этапе полового созревания, характеризующегося высокой значимостью положительного эмоционального подкрепления и его низкой вероятностью при трудности выполнения задачи.
Скачать PDF

Формирование навыков произвольной саморегуляции и концентрации внимания у первоклассников

Кутанов В.А., Митяева Л.В.
Скачать PDF

Тест переплетенных линий А. Рея: методика исследования концентрации произвольного внимания младших ш

Чупров Л.Ф.
Описана методика исследования особенностей концентрации произвольного внимания. Приведены данные по апробации методики на двух группах учащихся младших классов: с нормальным и задержанным психическим развитием. Введены два показателя для улучшения статистической обработки полученных данных.
Скачать PDF

Развиваем произвольность и внимание - важнейшие новообразования дошкольного возраста

Денисенкова Н.С., Нисская А.К.
Активные, импульсивные, невнимательные, непослушные, непоседливые, неорганизованные, моторные, гиперактивные далеко неполный перечень определений, которые взрослые (педагоги и родители) дают детям, имеющим проблемы с вниманием и произвольностью, т. е. умением контролировать себя, следовать правилам.
Скачать PDF

Роль произвольного внимания в умственной деятельности младшего школьника

Сабанин П.В.
В статье отражены результаты исследования словесно-логического и произвольного внимания и их взаимосвязи у детей младшего школьного возраста. Поставлена проблема использования полученных результатов в организации и осуществлении педагогической деятельности для достижения равных возможностей учащихся в получении качественного образования.
Скачать PDF

Особенности моделирования когнитивных агентов формирования внимания ЛПР

Горбатюк Н.В.
Скачать PDF

Реорганизация паттерна ЭЭГ у подростков с дефицитом внимания и токсикоманией в процессе комплексного

Яковлев Н.М., Косицкая З.В., Пинчук Д.Ю., Моховикова И.А., Русановский В.В., Русановский Г.В.
У 29 пациентов с токсикоманией и дефицитом внимания проводили анализ ЭЭГ, на основании которого пришли к выводу, что для них характерно снижение бета-активности. Использование биоуправления с обратной связью и методов микрополяризации мозга позволило стабилизировать состояние пациентов и сформировать у них ремиссию. Наиболее значимым было биоуправление, направленное на повышение бета-активности мозга.
Скачать PDF

Недостаточность управляющих функций у детей с синдромом дефицита внимания и детей с нарушениями речи

Канжин А.В., Емельянова Т.В.
В статье анализируются и сопоставляются особенности когнитивной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и у детей с задержкой речевого развития. Показано, что как у детей с СДВГ, так и у детей с недоразвитием речи наблюдаются проявление несформированности функций управления и контроля деятельности. Мы предполагаем, что механизмы, обуславливающие симптомы вышеуказанных состояний у детей младшего школьного возраста во многом сходны и обуславливаются незрелостью функциональных систем мозга, отвечающих за функции управления и контроля деятельности.
Скачать PDF

Разложение на независимые компоненты вызванных потенциалов в тесте на внимание у детей 7-15 лет с ди

Евдокимов С.А., Кропотов Ю.Д., Мюллер А., Терещенко Е.П., Пономарев В.А.
Целью настоящей работы было изучение отличий компонент вызванных потенциалов (ВП), полученных методом разложения на независимые компоненты (ICA) в зрительном двустимульном тесте на селективное внимание у группы детей с диагнозом синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) по сравнению с нормативной базой данных практически здоровых детей. Для исследований были использованы электроэнцефалограммы (ЭЭГ) детей в возрасте от 7 до 15 лет. Также изучались параметры когнитивных функций количество ошибок, время реакции на значимый GO-стимул, вариация времени реакции. Различия компонент ВП для детей с диагнозом СДВГ и нормы были выявлены в пробе NOGO с локализацией в Cz и T5 (по международной системе "10-20"). Различия в параметрах когнитивных функций были выявлены для количества пропусков значимого стимула и вариации времени реакции. Использовался дискриминантный анализ, который выявил верные классификации в ~70% случаев при классификации отдельно по компонентам ВП и параметрам когнитивных функций. При дискриминантном анализе как компонент ВП, так и параметров успешности прохождения теста, количество верных классификаций увеличивалось до ~80%. Данная работа показывает, что анализ компонент ВП, полученных методом разложения на независимые компоненты, в дополнении к анализу когнитивных функций способен улучшить точность диагноза СДВГ.
Скачать PDF