ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Найдено 5 определений термина ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ

специальное действие, конкретная задача и намерение коего - запомнить точно, на максимальный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств запоминания, а потому влияет на его результаты. Могут использоваться специальные средства для лучшего сохранения материала в памяти. Такое запоминание обычно имеет сложное опосредованное строение. К числу обычных способов запоминания произвольного относятся:

1) составление предварительного плана;

2) выделение смысловых опорных пунктов;

3) семантическая и пространственная группировка материала;

4) представление материала в форме наглядного образа зрительного;

5) соотнесение материала с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях запоминание произвольное продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом (-> обучаемость). В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания бывает различной. При формулировке мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализуются определенные способы и стратегии запоминания. Важную роль при этом играет повторение запоминаемого материала. Как показывает практика, достаточно эффективны следующие приемы:

1) смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации;

2) связывание нового материала с ранее усвоенным.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

запоминание, при котором происходит намеренное использование специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В зависимости от мнемических целей и используемых МНЕМИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ эффективность произвольного запоминания различна. При формулировке тех или иных мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализируются определенные способы и стратегии запоминания. Как показывает практика достаточно эффективными являются следующие приемы: смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации; связывание нового материала с ранее усвоенным.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Произвольное запоминание

Категория. Форма запоминания.

Специфика. Для лучшего сохранения материала в памяти происходит намеренное использование специальных средств. В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания различна. При формулировке тех или иных мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализируются определенные способы и стратегии запоминания. Как показывает практика достаточно эффективными являются следующие приемы: смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации; связывание нового материала с ранее усвоенным.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ЗАПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ

запоминание, являющееся специальным действием с конкретной задачей запомнить материал на продолжительный срок с целью последующего его воспроизведения или узнавания, что определяет выбор способов и средств, облегчающих процесс запоминания

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

запоминание какоголибо материала, когда оно ставится в качестве цели. Продуктивность П. з. зависит от использования ряда приемов: составление плана заучиваемого материала, повторение, сравнение, классификация, систематизация материала. Противоположным понятием является непроизвольное запоминание (см. Непроизвольная память).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Роль ментальности в развитии произвольной активности личности

Шабаловская Марина Владимировна
В статье рассматривается влияние ментальности на произвольную активность человека.
Читать PDF

Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознанности поведения дошкольников

Степанов А.А.
Читать PDF

Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гип

Семенова О.А., Кошельков Д.А.
Исследовалось состояние функций произвольной регуляции деятельности (управоляющих функций) у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности (ДВГ) по сравнению с детьми того же возраста
Читать PDF

Применение произвольного сочинения в первоначальном отборе в ОВД

Перевалова Е.В.
Читать PDF

Динамический подход к оценке психофизиологических факторов произвольной регуляции когнитивной деятел

Зотов Михаил Владимирович, Ахмедова Инга Сергеевна
Описаны результаты исследования характеристик регуляции когнитивной деятельности на основе анализа нестационарных периодов в динамике сердечного ритма, зарегистрированной у испытуемых при решении зада
Читать PDF

Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека

Моросанова Варвара Ильинична
Статья посвящена исследованию роли осознанной саморегуляции в развитии индивидуальной саморегуляции.
Читать PDF

Произвольный и непроизвольный уровни структуры и протекания психических процессов в восстановительно

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье проанализированы произвольный и непроизвольный уровни структуры психических процессов при их поражении и восстановлении.
Читать PDF

Особенности произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с

Порошина Елена Александровна
В статье рассматриваются специфические особенности функционирования произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) сомато
Читать PDF

Диагностика уровня развития произвольного поведения здоровых и часто болеющих детей старшего дошколь

Волкова Олеся Владимировна
В статье описаны результаты исследования уровня развития волевого действия здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Читать PDF

Исследование зависимости между способностью испытуемых к произвольной регуляции своего функционально

Петухов Д.В.
Целью настоящего исследования было определение характера зависимости между способностью испытуемых к произвольной регуляции своего функционального состояния и их личностными особенностями.
Читать PDF

Личностная мобильность как произвольное управление поведением и деятельностью

Артюшенко Андрей Александрович
Рассмотрено понятие «личностная мобильность» в свете представлений о произвольном управлении поведением и деятельностью человека. Проведен анализ психолого-педагогической литературы.
Читать PDF

Проблема воли и произвольности в психологии

Черенева Елена Александровна
В статье проводится теоретический анализ проблемы становления воли и произвольного поведения в психологии. Указаны основные концептуальные положения и направления исследований.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!