ПРОБЛЕМА
ПРОБЛЕМА
— осознание субъектов познавательного вопроса, возникшего из проблемной ситуации.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
ПРОБЛЕМА
некоторый достаточно сложный научный или практический вопрос, попытки решения которого уже неоднократно предпринимались, но не привели к успеху.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПРОБЛЕМА
от греч. problema - задача, задание) - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПРОБЛЕМА
от греч. problema - задача) - задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции.
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
Проблема
Словообразование. Происходит от греч. problema - задача.
Категория. Элемент познавательного процесса.
Специфика. Задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции.
Категория. Элемент познавательного процесса.
Специфика. Задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции.
ПРОБЛЕМА
В основном – ситуация, в которой некоторые из имеющихся компонентов известны, и необходимо установить или определить дополнительные компоненты. Проблемы представляют интерес для психологов, когда неизвестные характеристики, ведущие к решению, не являются ни очевидными, ни легко устанавливаемыми. См. решение задач.
ПРОБЛЕМА
от позднелатинского problēma, из греческого πρόβλημα – «брошенное вперёд, поставленное впереди» – задача или ряд вопросов. В экстремальной деятельности неожиданно возникают неопределённые ситуации, появляются сложности, которые резко изменяют возможности реализации определённой цели. Именно эти факторы выступают причиной и являются проблемой в прогнозировании результатов, их достижении и поиске наиболее щадящих и менее травмоопасных условий деятельности и актуализации поставленных задач.
ПРОБЛЕМА
от греч. probl?ma – преграда, трудность, задача) – возникающий в ходе изучения чего-л. вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания м. б. представлен как переход от постановки одних П. к их решению, а затем к постановке новых П. Жизненный, конструктивный характер содержания отличает их от «псевдопроблем» – вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью. B научном познании способы разрешения П. совпадают с общими методами исследования. На современном этапе развития в отечественной конфликтологии больше нерешенных, чем решенных П.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Проблема
греч. problema – задача, задание) – 1. теоретический или практический вопрос, требующий исследования, а также решения, которого не существует (в отличие от задачи, для решения которой нужно воспользоваться уже существующим знанием); 2. в психиатрии и психологии – это обычная в работе психиатра и психолога диагностическая ситуация «кота в мешке», в которой только некоторые из имеющихся в ней компоненты известны, и необходимо установить или определить неизвестные либо почему-либо отсутствующие переменные с тем, чтобы решить поблему дагноза, планировать вытекающие из последненго практические действия, предметно решать многие другие задачи, в том числе и вопросы терапии, прогноза.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Проблема
греч. problcma — задача, задание] — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. В отличие от задачи, П. осознается как такая противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, а диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, с помощью которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Разрешение диалектических противоречий, являющихся стержнем П., выступает источником развития научных теорий. Если в проблемной ситуации центральным элементом является субъект, то в задаче — знаковый объект, а в П. — противоречие. Понятие учебной П. является одним из центральных понятий проблемного обучения. А.А.Вербицкий
Проблема
(от гр. - задача, задание) - неразрешённая задача или вопросы, подготовленные к разрешению (К.ф.: - С.366); проблема - теоретический практический вопрос, требующий разрешения, исследования; проблематика - совокупность проблем; проблематический, проблематичный - возможный, но не доказанный, предположительный, сомнительный; проблематическое суждение (или суждение возможности) логике - суждение, выражающее возможность или вероятность сказываемого утверждения или отрицания, но не его непреложная необходимость (С.с.и.с. - С.490-491).
Обычно считается, что «проблема» - это сумма вопросов, требующих решения. Реально имеется несколько типов проблем.
В диагностике решается, в первую очередь, следующая проблема - проблема объяснения какого-либо явления и отсутствия способов и средств такого объяснения. Далее, в диагностике возникают проблемы истолкования значимости определенного набора. Возникает также проблема установления причин, начавшихся изменений, когда объективные факторы бывают скрыты.
В настоящее время имеется перечень проблем, которые не могут считаться решенными: а) связь между конкретным воздействием и его результатом; б) проблема меры и дозы воздействий; в) проблема синхронизации действий и поведения двух людей; г) проблема адекватности построения моделей и ситуаций, когда модель не может быть проверена (не может быть осуществлена верификация); д) проблема функционирования антропогенного слоя; е) проблема когнитивного диссонанса.
Проблемы не могут быть решены, потому что нет средств для проникновения в сущность явлений. Проблемы не могут быть решены, поскольку нет «языка» сообщения. Например, многие антропологические проблемы связаны с функционированием неотчетливых и неосознаваемых признаков.
Обычно считается, что «проблема» - это сумма вопросов, требующих решения. Реально имеется несколько типов проблем.
В диагностике решается, в первую очередь, следующая проблема - проблема объяснения какого-либо явления и отсутствия способов и средств такого объяснения. Далее, в диагностике возникают проблемы истолкования значимости определенного набора. Возникает также проблема установления причин, начавшихся изменений, когда объективные факторы бывают скрыты.
В настоящее время имеется перечень проблем, которые не могут считаться решенными: а) связь между конкретным воздействием и его результатом; б) проблема меры и дозы воздействий; в) проблема синхронизации действий и поведения двух людей; г) проблема адекватности построения моделей и ситуаций, когда модель не может быть проверена (не может быть осуществлена верификация); д) проблема функционирования антропогенного слоя; е) проблема когнитивного диссонанса.
Проблемы не могут быть решены, потому что нет средств для проникновения в сущность явлений. Проблемы не могут быть решены, поскольку нет «языка» сообщения. Например, многие антропологические проблемы связаны с функционированием неотчетливых и неосознаваемых признаков.
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.
ПРОБЛЕМА
проблема научная) - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как психологическая категория обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом - стадию, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез о способах разрешения ситуации проблемной. Проверка этих гипотез приводит к тому, что ситуация проблемная преобразуется в проблему либо задачу.
Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных представлений. Обычно она формулируется в виде вопроса. Чаще всего это - вопрос о причинах тех или иных событий, - о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений. Нередко проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а со связями иного рода. Возможна и другая постановка проблем: они могут связываться не с отношениями, а с самим фактом существования какого-то объекта или его особенностей.
Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается искомое, кое нужно найти путем преобразования определенных условий. Задача выступает как модель знаковая ситуации проблемной - как такой объект, который может быть передан другому человеку, стать частью содержания обучения. Преобразование ситуации проблемной в задачу или серию задач есть акт продуктивного мышления.
В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий.
Итак, ситуация проблемная генетически первична по отношению к задачам и проблемам. Если в ситуации проблемной центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в проблеме - противоречие. Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую познавательную задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений.
Как правило, проблемы вытекают из практики - в том числе практики теоретических рассуждений - в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и остаются в науке как "вечно актуальные", или же объявляются псевдопроблемами.
Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с ее частными аспектами или же с прикладными задачами. Как бы абстрактно ни формулировалась проблема, всегда предполагается определенная система толкования явлений - не может быть свободы от сложившихся теоретических представлений.
Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как психологическая категория обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом - стадию, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез о способах разрешения ситуации проблемной. Проверка этих гипотез приводит к тому, что ситуация проблемная преобразуется в проблему либо задачу.
Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных представлений. Обычно она формулируется в виде вопроса. Чаще всего это - вопрос о причинах тех или иных событий, - о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений. Нередко проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а со связями иного рода. Возможна и другая постановка проблем: они могут связываться не с отношениями, а с самим фактом существования какого-то объекта или его особенностей.
Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается искомое, кое нужно найти путем преобразования определенных условий. Задача выступает как модель знаковая ситуации проблемной - как такой объект, который может быть передан другому человеку, стать частью содержания обучения. Преобразование ситуации проблемной в задачу или серию задач есть акт продуктивного мышления.
В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий.
Итак, ситуация проблемная генетически первична по отношению к задачам и проблемам. Если в ситуации проблемной центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в проблеме - противоречие. Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую познавательную задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений.
Как правило, проблемы вытекают из практики - в том числе практики теоретических рассуждений - в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и остаются в науке как "вечно актуальные", или же объявляются псевдопроблемами.
Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с ее частными аспектами или же с прикладными задачами. Как бы абстрактно ни формулировалась проблема, всегда предполагается определенная система толкования явлений - не может быть свободы от сложившихся теоретических представлений.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998