ПРОБЛЕМА

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОБЛЕМА

— осознание субъектов познавательного вопроса, возникшего из проблемной ситуации.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ПРОБЛЕМА
некоторый достаточно сложный научный или практический вопрос, попытки решения которого уже неоднократно предпринимались, но не привели к успеху.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПРОБЛЕМА
от греч. problema - задача, задание) - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПРОБЛЕМА
от греч. problema - задача) - задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Проблема
Словообразование. Происходит от греч. problema - задача.
Категория. Элемент познавательного процесса.
Специфика. Задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПРОБЛЕМА
В основном – ситуация, в которой некоторые из имеющихся компонентов известны, и необходимо установить или определить дополнительные компоненты. Проблемы представляют интерес для психологов, когда неизвестные характеристики, ведущие к решению, не являются ни очевидными, ни легко устанавливаемыми. См. решение задач.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПРОБЛЕМА
от позднелатинского problēma, из греческого πρόβλημα – «брошенное вперёд, поставленное впереди» – задача или ряд вопросов. В экстремальной деятельности неожиданно возникают неопределённые ситуации, появляются сложности, которые резко изменяют возможности реализации определённой цели. Именно эти факторы выступают причиной и являются проблемой в прогнозировании результатов, их достижении и поиске наиболее щадящих и менее травмоопасных условий деятельности и актуализации поставленных задач.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ПРОБЛЕМА
от греч. probl?ma – преграда, трудность, задача) – возникающий в ходе изучения чего-л. вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания м. б. представлен как переход от постановки одних П. к их решению, а затем к постановке новых П. Жизненный, конструктивный характер содержания отличает их от «псевдопроблем» – вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью. B научном познании способы разрешения П. совпадают с общими методами исследования. На современном этапе развития в отечественной конфликтологии больше нерешенных, чем решенных П.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Проблема
греч. problema – задача, задание) – 1. теоретический или практический вопрос, требующий исследования, а также решения, которого не существует (в отличие от задачи, для решения которой нужно воспользоваться уже существующим знанием); 2. в психиатрии и психологии – это обычная в работе психиатра и психолога диагностическая ситуация «кота в мешке», в которой только некоторые из имеющихся в ней компоненты известны, и необходимо установить или определить неизвестные либо почему-либо отсутствующие переменные с тем, чтобы решить поблему дагноза, планировать вытекающие из последненго практические действия, предметно решать многие другие задачи, в том числе и вопросы терапии, прогноза.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Проблема
греч. problcma — задача, задание] — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. В отличие от задачи, П. осознается как такая противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, а диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, с помощью которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Разрешение диалектических противоречий, являющихся стержнем П., выступает источником развития научных теорий. Если в проблемной ситуации центральным элементом является субъект, то в задаче — знаковый объект, а в П. — противоречие. Понятие учебной П. является одним из центральных понятий проблемного обучения. А.А.Вербицкий

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Проблема
(от гр. - задача, задание) - неразрешённая задача или вопросы, подготовленные к разрешению (К.ф.: - С.366); проблема - теоретический практический вопрос, требующий разрешения, исследования; проблематика - совокупность проблем; проблематический, проблематичный - возможный, но не доказанный, предположительный, сомнительный; проблематическое суждение (или суждение возможности) логике - суждение, выражающее возможность или вероятность сказываемого утверждения или отрицания, но не его непреложная необходимость (С.с.и.с. - С.490-491).
Обычно считается, что «проблема» - это сумма вопросов, требующих решения. Реально имеется несколько типов проблем.
В диагностике решается, в первую очередь, следующая проблема - проблема объяснения какого-либо явления и отсутствия способов и средств такого объяснения. Далее, в диагностике возникают проблемы истолкования значимости определенного набора. Возникает также проблема установления причин, начавшихся изменений, когда объективные факторы бывают скрыты.
В настоящее время имеется перечень проблем, которые не могут считаться решенными: а) связь между конкретным воздействием и его результатом; б) проблема меры и дозы воздействий; в) проблема синхронизации действий и поведения двух людей; г) проблема адекватности построения моделей и ситуаций, когда модель не может быть проверена (не может быть осуществлена верификация); д) проблема функционирования антропогенного слоя; е) проблема когнитивного диссонанса.
Проблемы не могут быть решены, потому что нет средств для проникновения в сущность явлений. Проблемы не могут быть решены, поскольку нет «языка» сообщения. Например, многие антропологические проблемы связаны с функционированием неотчетливых и неосознаваемых признаков.

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

ПРОБЛЕМА
проблема научная) - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как психологическая категория обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом - стадию, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез о способах разрешения ситуации проблемной. Проверка этих гипотез приводит к тому, что ситуация проблемная преобразуется в проблему либо задачу.
Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных представлений. Обычно она формулируется в виде вопроса. Чаще всего это - вопрос о причинах тех или иных событий, - о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений. Нередко проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а со связями иного рода. Возможна и другая постановка проблем: они могут связываться не с отношениями, а с самим фактом существования какого-то объекта или его особенностей.
Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается искомое, кое нужно найти путем преобразования определенных условий. Задача выступает как модель знаковая ситуации проблемной - как такой объект, который может быть передан другому человеку, стать частью содержания обучения. Преобразование ситуации проблемной в задачу или серию задач есть акт продуктивного мышления.
В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий.
Итак, ситуация проблемная генетически первична по отношению к задачам и проблемам. Если в ситуации проблемной центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в проблеме - противоречие. Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую познавательную задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений.
Как правило, проблемы вытекают из практики - в том числе практики теоретических рассуждений - в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и остаются в науке как "вечно актуальные", или же объявляются псевдопроблемами.
Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с ее частными аспектами или же с прикладными задачами. Как бы абстрактно ни формулировалась проблема, всегда предполагается определенная система толкования явлений - не может быть свободы от сложившихся теоретических представлений.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
269.60 кб

Проблема изучения жизненного пути личности в контексте родовой воспреемственности

Осницкий Анатолий Викторович
Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам изучения базовых факторов, формирующих основы жизненного пути личности.
Читать PDF
180.43 кб

Проблема личности и ее границ в антропологической теории К. Г. Юнга

Бойко О. А.
В статье раскрывается концепция личности швейцарского психолога и мыслителя Карла Густава Юнга, выделяются аспекты рассмотрения Юнгом личности, предлагается выделение вертикального и горизонтального срезов личности в теории швейца
Читать PDF
47.41 кб

Проблема безопасности личности и задачи образования

Лызь Н. А.
Читать PDF
173.82 кб

Проблема мотивации учебной деятельности студентов

Емалетдинов Б. М.
В статье с позиции деятельностного подхода рассматривается влияние различных факторов на мотивы учения студентов.
Читать PDF
256.61 кб

Внутриличностная конфликтность как проблема научной рефлексии

Исаева Э. Г.
Читать PDF
229.41 кб

Сознание смерти как проблема гуманитарной психологии

Инина Н. В.
Читать PDF
228.67 кб

Потенциация реальности как междисциплинарная проблема и вызов современности

Иванченко Г.
Читать PDF
175.04 кб

Игра: проблема дефиниции и классификации

Поликарпов В. С., Лысак И. В.
Читать PDF
263.49 кб

Обучение иностранному языку как актуальная психолого-педагогическая проблема

Канаркевич А. С.
Читать PDF
225.06 кб

Проблема формирования профессиональной мотивации в процессе подготовки менеджеров здравоохранения

Павлова Ольга Петровна
В статье говориться о необходимости формирования профессиональной мотивации в процессе обучения. Рассматриваются способы совершенствования профессиональной направленности, компоненты трудовой мотивации.
Читать PDF
1.03 мб

Проблема восприятия времени: итоги и перспективы исследований

Бушов Ю. В.
В статье обсуждаются некоторые итоги и перспективы дальнейших исследований индивидуальных особенностей и механизмов восприятия времени в Томском государственном университете.
Читать PDF
116.50 кб

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса.
Читать PDF
284.93 кб

Здоровье библиотечного специалиста: проблема нуждается в исследовании

Савич Людмила Ефимовна
Происходящие социальные, политические, экономические процессы, изменения информационной среды, технологий, психоэмоциональной сферы субъектов библиотечно-информационной деятельности представляют угрозу профессиональному здоровью б
Читать PDF
264.64 кб

Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема

Истратова О. Н.
Читать PDF
266.07 кб

Проблема культурно-исторической идентичности в психологии труда

Мельникова М. И.

Похожие термины:

  • Проблема общения в трудах Леонтьева А. А

    Теорет. концепцию О. А. А. Леонтьев разработал в 1970-е гг. как развитие теории речевой деятельности. Понятие О. выступает для него как системообразующее понятие, одна из ключевых категорий не только с
  • проблема, связанная с алкоголем

    Одно из ряда неблагоприятных последствий употребления алкоголя. Важно отметить, что «связанная» отнюдь не обязательно подразумевает причинную связь. Использование термина может иметь отношение
  • Проблема общения в трудах Ананьева Б. Г

    В конце 1930-х гг. в книге «Психология педагогической оценки» Б. Г. Ананьев впервые в развернутой форме показал важность учета категории О. среди др. детерминант, к-рые определяют проявление и развити
  • Проблема общения в трудах Ломова Б. Ф

    О. рассматривалось Б. Ф. Ломовым как обществ.-истор. категория, раскрывающая социальную природу человеческого бытия. Являясь существенной стороной реальной жизнедеятельности субъекта, О. выступае
  • ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА

    См. ядерный комплекс.
  • БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

    Человек, обычно ребенок или юноша, кто постоянно демонстрирует антиобщественное поведение. То есть проблема поведения – человек, кто проявляет проблемное поведение.
  • Биосоциальная проблема в общении

    одна из науч.-филос. проблем, связанных с эволюционной теорией, экологией, генетикой, антропологией, психологией, медициной и др. науками. Все они каждая по-своему изучают социально-культурную обус
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА

    процедура психологического консультирования, во время которой психолог-консультант убеждает клиента в том, что его проблема будет успешно решена при условии четкой и добросовестной реализации к
  • Внешнее и внутреннее в человеке: проблема соотношения

    В процессе О. людей их внутренние, сущностные стороны раскрываются, выражаются внешним образом, становятся, в той или иной степени, доступными для других. Это происходит благодаря взаимосвязи внеш
  • ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО НЕДОМОГАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

    проблема, суть которой заключается в том, что клиент часто чувствует себя не вполне здоровым физически и не вполне благополучным в психологическом плане человеком, но точно не знает о подлинных пр
  • ПРОБЛЕМА С ДВОЙНЫМ ЧЕРЕДОВАНИЕМ

    Экспериментальная процедура, которая требует от субъекта совершения последовательности реакций А-А-В-В.
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии

    Взаимодействие человека с человеком, в отличие от взаимодействия его с неодушевленным предметом или с живым существом, лишенным сознания и самосознания, имеет субъект-субъектный характер, что яв
  • Проблема другого сознания

    проблема, состоящая в том, что у нас нет никакой возможности объективно выяснить, измерить, обнаружить или наблюдать содержание сознания других существ. Поэтому мы не можем знать, обладают ли созн
  • МАТЕРИИ И ДУХА, ПРОБЛЕМА

    Один из классических метафизических вопросов относительно связи между тем, что является психическим, и тем, что является физическим. Эта проблема происходит из древнего дуализма Платона, и с тех п
  • Проблема гомункулуса

    идея, что для объяснения сознательного восприятия нужно постулировать наличие в мозге небольшого сознательного агента (гомункулус – «маленький человек»), который наблюдает за содержанием созна
  • Проблема разума и тела

    философская проблема, связанная с отношениями между телом и разумом, в частности между мозгом и сознанием. (В российской психологии называется психофизиологической проблемой – Примеч. науч. ред .
  • Первичный конфликт или проблема

    в глубинной психологии – базовый конфликт, который, как считается, является ответственным за наблюдаемое в последующем психологическое или невротическое расстройство.
  • ПЕРМАНЕНТНАЯ ПРОБЛЕМА КЛИЕНТА

    проблема, которая для данного клиента является постоянной, типичной, существующей довольнодавно или время от времени периодически возникающей в его жизни.
  • ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОГО свойства

    социально-психологическая проблема, возникшая у человека в его личном общении с людьми, препятствующая установлению с ними или между ним и другими людьми нормальных личных и деловых взаимоотноше
  • проблема, связанная с психоактивными | лекарственными средствами

    [drug-related problem] Одно из ряда неблагоприятных последствий употребления психоактивных средств, в особенности нелегальных психоактивных средств. «Связанная» отнюдь не обязательно подразумевает прич