ПРОБЛЕМА

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОБЛЕМА

— осознание субъектов познавательного вопроса, возникшего из проблемной ситуации.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ПРОБЛЕМА
некоторый достаточно сложный научный или практический вопрос, попытки решения которого уже неоднократно предпринимались, но не привели к успеху.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПРОБЛЕМА
от греч. problema - задача, задание) - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПРОБЛЕМА
от греч. problema - задача) - задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Проблема
Словообразование. Происходит от греч. problema - задача.
Категория. Элемент познавательного процесса.
Специфика. Задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПРОБЛЕМА
В основном – ситуация, в которой некоторые из имеющихся компонентов известны, и необходимо установить или определить дополнительные компоненты. Проблемы представляют интерес для психологов, когда неизвестные характеристики, ведущие к решению, не являются ни очевидными, ни легко устанавливаемыми. См. решение задач.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПРОБЛЕМА
от позднелатинского problēma, из греческого πρόβλημα – «брошенное вперёд, поставленное впереди» – задача или ряд вопросов. В экстремальной деятельности неожиданно возникают неопределённые ситуации, появляются сложности, которые резко изменяют возможности реализации определённой цели. Именно эти факторы выступают причиной и являются проблемой в прогнозировании результатов, их достижении и поиске наиболее щадящих и менее травмоопасных условий деятельности и актуализации поставленных задач.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ПРОБЛЕМА
от греч. probl?ma – преграда, трудность, задача) – возникающий в ходе изучения чего-л. вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания м. б. представлен как переход от постановки одних П. к их решению, а затем к постановке новых П. Жизненный, конструктивный характер содержания отличает их от «псевдопроблем» – вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью. B научном познании способы разрешения П. совпадают с общими методами исследования. На современном этапе развития в отечественной конфликтологии больше нерешенных, чем решенных П.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Проблема
греч. problema – задача, задание) – 1. теоретический или практический вопрос, требующий исследования, а также решения, которого не существует (в отличие от задачи, для решения которой нужно воспользоваться уже существующим знанием); 2. в психиатрии и психологии – это обычная в работе психиатра и психолога диагностическая ситуация «кота в мешке», в которой только некоторые из имеющихся в ней компоненты известны, и необходимо установить или определить неизвестные либо почему-либо отсутствующие переменные с тем, чтобы решить поблему дагноза, планировать вытекающие из последненго практические действия, предметно решать многие другие задачи, в том числе и вопросы терапии, прогноза.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Проблема
греч. problcma — задача, задание] — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. В отличие от задачи, П. осознается как такая противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, а диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, с помощью которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Разрешение диалектических противоречий, являющихся стержнем П., выступает источником развития научных теорий. Если в проблемной ситуации центральным элементом является субъект, то в задаче — знаковый объект, а в П. — противоречие. Понятие учебной П. является одним из центральных понятий проблемного обучения. А.А.Вербицкий

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Проблема
(от гр. - задача, задание) - неразрешённая задача или вопросы, подготовленные к разрешению (К.ф.: - С.366); проблема - теоретический практический вопрос, требующий разрешения, исследования; проблематика - совокупность проблем; проблематический, проблематичный - возможный, но не доказанный, предположительный, сомнительный; проблематическое суждение (или суждение возможности) логике - суждение, выражающее возможность или вероятность сказываемого утверждения или отрицания, но не его непреложная необходимость (С.с.и.с. - С.490-491).
Обычно считается, что «проблема» - это сумма вопросов, требующих решения. Реально имеется несколько типов проблем.
В диагностике решается, в первую очередь, следующая проблема - проблема объяснения какого-либо явления и отсутствия способов и средств такого объяснения. Далее, в диагностике возникают проблемы истолкования значимости определенного набора. Возникает также проблема установления причин, начавшихся изменений, когда объективные факторы бывают скрыты.
В настоящее время имеется перечень проблем, которые не могут считаться решенными: а) связь между конкретным воздействием и его результатом; б) проблема меры и дозы воздействий; в) проблема синхронизации действий и поведения двух людей; г) проблема адекватности построения моделей и ситуаций, когда модель не может быть проверена (не может быть осуществлена верификация); д) проблема функционирования антропогенного слоя; е) проблема когнитивного диссонанса.
Проблемы не могут быть решены, потому что нет средств для проникновения в сущность явлений. Проблемы не могут быть решены, поскольку нет «языка» сообщения. Например, многие антропологические проблемы связаны с функционированием неотчетливых и неосознаваемых признаков.

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

ПРОБЛЕМА
проблема научная) - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как психологическая категория обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом - стадию, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез о способах разрешения ситуации проблемной. Проверка этих гипотез приводит к тому, что ситуация проблемная преобразуется в проблему либо задачу.
Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных представлений. Обычно она формулируется в виде вопроса. Чаще всего это - вопрос о причинах тех или иных событий, - о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений. Нередко проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а со связями иного рода. Возможна и другая постановка проблем: они могут связываться не с отношениями, а с самим фактом существования какого-то объекта или его особенностей.
Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается искомое, кое нужно найти путем преобразования определенных условий. Задача выступает как модель знаковая ситуации проблемной - как такой объект, который может быть передан другому человеку, стать частью содержания обучения. Преобразование ситуации проблемной в задачу или серию задач есть акт продуктивного мышления.
В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий.
Итак, ситуация проблемная генетически первична по отношению к задачам и проблемам. Если в ситуации проблемной центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в проблеме - противоречие. Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую познавательную задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений.
Как правило, проблемы вытекают из практики - в том числе практики теоретических рассуждений - в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и остаются в науке как "вечно актуальные", или же объявляются псевдопроблемами.
Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с ее частными аспектами или же с прикладными задачами. Как бы абстрактно ни формулировалась проблема, всегда предполагается определенная система толкования явлений - не может быть свободы от сложившихся теоретических представлений.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 12

Похожие термины:

  • Проблема общения в трудах Леонтьева А. А

    Теорет. концепцию О. А. А. Леонтьев разработал в 1970-е гг. как развитие теории речевой деятельности. Понятие О. выступает для него как системообразующее понятие, одна из ключевых категорий не только с
  • проблема, связанная с алкоголем

    Одно из ряда неблагоприятных последствий употребления алкоголя. Важно отметить, что «связанная» отнюдь не обязательно подразумевает причинную связь. Использование термина может иметь отношение
  • Проблема общения в трудах Ананьева Б. Г

    В конце 1930-х гг. в книге «Психология педагогической оценки» Б. Г. Ананьев впервые в развернутой форме показал важность учета категории О. среди др. детерминант, к-рые определяют проявление и развити
  • Проблема общения в трудах Ломова Б. Ф

    О. рассматривалось Б. Ф. Ломовым как обществ.-истор. категория, раскрывающая социальную природу человеческого бытия. Являясь существенной стороной реальной жизнедеятельности субъекта, О. выступае
  • ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА

    См. ядерный комплекс.
  • БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

    Человек, обычно ребенок или юноша, кто постоянно демонстрирует антиобщественное поведение. То есть проблема поведения – человек, кто проявляет проблемное поведение.
  • Биосоциальная проблема в общении

    одна из науч.-филос. проблем, связанных с эволюционной теорией, экологией, генетикой, антропологией, психологией, медициной и др. науками. Все они каждая по-своему изучают социально-культурную обус
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА

    процедура психологического консультирования, во время которой психолог-консультант убеждает клиента в том, что его проблема будет успешно решена при условии четкой и добросовестной реализации к
  • Внешнее и внутреннее в человеке: проблема соотношения

    В процессе О. людей их внутренние, сущностные стороны раскрываются, выражаются внешним образом, становятся, в той или иной степени, доступными для других. Это происходит благодаря взаимосвязи внеш
  • ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО НЕДОМОГАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

    проблема, суть которой заключается в том, что клиент часто чувствует себя не вполне здоровым физически и не вполне благополучным в психологическом плане человеком, но точно не знает о подлинных пр
  • ПРОБЛЕМА С ДВОЙНЫМ ЧЕРЕДОВАНИЕМ

    Экспериментальная процедура, которая требует от субъекта совершения последовательности реакций А-А-В-В.
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии

    Взаимодействие человека с человеком, в отличие от взаимодействия его с неодушевленным предметом или с живым существом, лишенным сознания и самосознания, имеет субъект-субъектный характер, что яв
  • Проблема другого сознания

    проблема, состоящая в том, что у нас нет никакой возможности объективно выяснить, измерить, обнаружить или наблюдать содержание сознания других существ. Поэтому мы не можем знать, обладают ли созн
  • МАТЕРИИ И ДУХА, ПРОБЛЕМА

    Один из классических метафизических вопросов относительно связи между тем, что является психическим, и тем, что является физическим. Эта проблема происходит из древнего дуализма Платона, и с тех п
  • Проблема гомункулуса

    идея, что для объяснения сознательного восприятия нужно постулировать наличие в мозге небольшого сознательного агента (гомункулус – «маленький человек»), который наблюдает за содержанием созна
  • Проблема разума и тела

    философская проблема, связанная с отношениями между телом и разумом, в частности между мозгом и сознанием. (В российской психологии называется психофизиологической проблемой – Примеч. науч. ред .
  • Первичный конфликт или проблема

    в глубинной психологии – базовый конфликт, который, как считается, является ответственным за наблюдаемое в последующем психологическое или невротическое расстройство.
  • ПЕРМАНЕНТНАЯ ПРОБЛЕМА КЛИЕНТА

    проблема, которая для данного клиента является постоянной, типичной, существующей довольнодавно или время от времени периодически возникающей в его жизни.
  • ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОГО свойства

    социально-психологическая проблема, возникшая у человека в его личном общении с людьми, препятствующая установлению с ними или между ним и другими людьми нормальных личных и деловых взаимоотноше
  • проблема, связанная с психоактивными | лекарственными средствами

    [drug-related problem] Одно из ряда неблагоприятных последствий употребления психоактивных средств, в особенности нелегальных психоактивных средств. «Связанная» отнюдь не обязательно подразумевает прич