Проблема общения в трудах Ананьева Б. Г. это что такое Проблема общения в трудах Ананьева Б. Г.: определение — Психология.НЭС
Проблема направленности Проблема общения в трудах Леонтьева А. А

Проблема общения в трудах Ананьева Б. Г

Найдено 1 определение:

Проблема общения в трудах Ананьева Б. Г.

В конце 1930-х гг. в книге «Психология педагогической оценки» Б. Г. Ананьев впервые в развернутой форме показал важность учета категории О. среди др. детерминант, к-рые определяют проявление и развитие психики человека. Во всех более поздних работах, где ставились и решались проблемы формирования человека как личности и субъекта деятельности, он неизменно возвращался к категории О., открывая в ней все новые характеристики и прослеживая их роль во всех перечисленных процессах. В трудах по общей психологии Ананьев последовательно излагает мысль о том, что в своем повседневном бытии человек связан бесконечным числом отношений не только с предметным миром (природным и созданным человечеством), но и с людьми. Механизмом, посредством к-рого эти отношения у человека с «миром предметов» и «миром людей» устанавливаются и развиваются, является деятельность - труд, О., учение, игра и др. ее виды. При выделении О. из этого ряда Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой О. как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с др. людьми. Выражая эту мысль в своем последнем труде «Человек как предмет познания», он писал: «Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью к-рых опредмечивается окружающая его природа, но и как О., практическое взаимодействие с людьми в разл. социальных структурах». Это взаимодействие людей, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех др. видов деятельности, предполагающих взаимодействие, оказывается условием, без к-рого невозможно познание действительности, формирование эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения. Б. Г. Ананьев указывает, что межличностное взаимодействие, каковым является О., определяется всегда системой обществ. отношений, в к-рую оно включено, но, поскольку оно также постоянно выступает как межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, в структуре и динамике О. невозможно отделить личное от общественного, провести резкую грань между ними. Анализируя все осн. составляющие О. как психол. процесса, Б. Г. Ананьев, помимо речевых и неречевых средств О., выделяет в нем внутр. сторону - познание участниками О. друг друга, межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутр. мира участвующих в О. людей - и указывает на существование постоянных связей между этими частными по отношению ко всему О. процессами. Имея в виду самые разные ситуации О., он отмечает, что на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностными отношениями; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе О.; в) преобразованием внутр. мира самой личности. Прослеживается влияние разл. ситуаций О., в к-рых участвует человек, на его ум, чувства, волю и на последующее развитие как их, так и в целом личности человека. Исследуются характеристики людей, вступающих в О., избирательность О. по идейной совместимости, уровню социальных общностей, особенностям стиля руководства этими общностями. Оценивались не только сиюминутные эффекты этих воздействий, но и их отдаленные результаты, приводящие к появлению нового качества личности. Но, по мнению Ананьева, поскольку в О. всегда есть момент познания человека человеком и одновр. познания каждым самого себя и переживания, О. всегда оказывается сильнейшим средством формирования у человека отношения к др. людям и самому себе: «Постоянное развитие практического знания человека о человеке является важнейшим источником для развития характера и отношения к самому себе». Специальным направлением в прослеживании значения О. в формировании общего психич. склада личности, в оформлении ее ядра, каковым является складывающийся у человека характер, выступает в работах Ананьева обсуждение проблемы количественного и качественного оптимума О., к-рый необходим для норм. развития личности, а также последствий дефицита в О. для этого развития. В связи с этим он ставит задачу поиска такого соотношения воздействий на человека всех развивающихся средств массовой информации (телевидения, радио и др.) и непосредственного повседневного О., к-рое было бы в наибольшей степени воспитательно-благоприятным для формирования личности. Были выявлены и прослежены осн. направления влияния О. на формирование психич. мира человека и поставлена проблема освещения зависимостей, связывающих отдельные внеш. и внутр. характеристики взаимодействия людей с содержательными и динамическими проявлениями психич. процессов, состояний и свойств участвующих в О. людей. Б. Г. Ананьев показал значение разработки категории О. для общей, возрастной и пед. психологии, для психологии индивидуальных различий. Им была осуществлена перспективная попытка трактовать О. как один из главных видов деятельности человека, как своеобразный сплав общественного и индивидуального в социальном бытии людей. Лит.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Он же. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1996. А. А. Бодалев
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Проблема общения в трудах Ананьева Б. Г — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Структура субъекта общения в свете идей Б. Г. Ананьева о субъекте

Лиознова Е. В.
В развитие идей Б. Г. Ананьева о человеке как субъекте в работе анализируется структура зрелого субъекта общения. Предлагается включить в нее характеристики двух уровней: родовые, присущие субъекту любого вида жизнедеятельности, и видовые, специфичные для субъекта общения. К первым относится уменьшение эмоциональных влияний и формирование адекватных когнитивных установок на основе все более глубокого отражения реальности. Ко вторым субъективная интернальность в общении, безусловное самопринятие, отношение к другому как к ценности.
Скачать PDF

Общение и познание людьми друг друга в трудах А. А. Бодалёва: современный взгляд на фундаментальные

Лабунская В.А.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Проблема культурно-исторической идентичности в психологии труда

Мельникова М.И.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

К проблеме редукции функций общения в образовательной практике

Богданова Елена Леопольдовна, Комаровская Лидия Васильевна
В статье проблематизируются ценностные основания и содержание педагогического общения как условия развития участников образовательного процесса. На основе анализа эмпирического материала выявляется ценностно-смысловое отношение студентов и преподавателей к различным аспектам педагогического общения. Обосновывается проблема редукции функций общения в реальных условиях образовательного взаимодействия.
Скачать PDF

Проблемы диалогового общения в человекооператорской среде

Янченко И.В.
Скачать PDF

Современные проблемы межэтнического общения студентов

Скрыпник Наталья Станиславовна
Interethnic communication problems and problems of forming communication culture with students in the process of training in higher institutions have been considered in this article
Скачать PDF

«Современное человекознание» Б. Г. Ананьева: состояние и проблемы

Толочек Владимир Алексеевич
В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день положения концепции Б. Г. Ананьева. Обсуждаются «открытые вопросы», ответ на которые предстоит дать современным исследователям. Показана роль концепции Б. Г. Ананьева, ставшей научной парадигмой, для современной психологии
Скачать PDF

Проблема общения и коммуникативной компетентности в контексте гипотезы о психологических пространств

Муравьева Ольга Ивановна
В статье анализируется проблема общения и коммуникативной компетентности на основе теоретической модели психологических пространств существования человека, разрабатываемой автором. Выдвигается положение о том, что жизнь человека «разворачивается» в четырех базовых психологических пространствах: витальном, функционально-ролевом, самоактуализационном и духовном. В каждом из них общение характеризуется своими специфическими особенностями и осуществляется при помощи определенных коммуникативных стратегий, подробная характеристика которых изложена в данной работе. Проблема коммуникативной компетентности решается как проблема выбора коммуникативной стратегии, которая бы соответствовала, была адекватной задачам того психологического пространства, которое актуализировано в каждой конкретной ситуации общения.
Скачать PDF

Проблема самореализации личности в трудах отечественных и зарубежных ученых

Мухтарова З. Ш.
Приводится краткий анализ работ зарубежных и отечественных исследователей по проблеме самореализации личности. Э. Фромм, К. Р. Роджерс, А. Маслоу, К. Юнг, А. Менегетти исходят из утверждения об изначальном и спонтанном стремлении личности к самореализации. Развитие личности понимается как чисто внутренний процесс, связанный с ее изначальным стремлением актуализировать в себе наследственные предрасположенности. Но личность развивается, формируется и реализует себя в социальной среде (М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, Л. А. Коростылева, П. М. Якобсон) ведь только под влиянием социальных условий естественные предпосылки самореализации могут стать личностной потребностью в реализации физических и психических возможностей. Помимо этого процесс самореализации не представляет собой достижение определенного «идеала» путем «раскрытия» всех своих потенциальных возможностей это динамичный и беспредельный процесс развития и совершенствования личности на протяжении всей жизни. Библиогр. 9.
Скачать PDF

Проблема возникновения и развития психических способностей у животных в трудах В. А. Вагнера

Колодкина Ольга Олеговна
Скачать PDF

Похожие термины: