ЗАДАЧА
данная в определенных условиях цель деятельности (по А. Н. Леонтьеву).
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Задача
цель, которая поставлена в конкретных условиях и требующая исполнения, решения.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ЗАДАЧА
— цель деятельности, которая достигается в результате преобразования исходных условий.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
ЗАДАЧА
точно сформулированный итог, на достижение которого направлены усилия, с уточнением исхода, измеряемых переменных и проч. Cм. также цель конечная; цель.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
ЗАДАЧА
Вообще – что-либо, что необходимо сделать, действие, которое необходимо совершить. Этот термин употребляется в отношении, как простых физических движений, так и целей в жизни, он охватывает личные задачи, поставленные самим индивидом, и внешние требования, устанавливаемые другими. Из-за такого общего значения обычно используются уточняющие слова, чтобы ограничить тип рассматриваемых задач.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Задача
вообще – нечто, что необходимо сделать, действие, которое необходимо совершить. Обычно термин используется с уточняющими словами с тем, чтобы ограничить тип рассматриваемых задач. Задача отличается от проблемы тем, что в принципе она имеет известные правила решения, которые необходимо лишь усвоить, как это делается, например, в школе; решение проблемы еще только предстоит найти, что обычно приходится делать в жизни и в науке посредством собственных усилий. Не исключением являются и дети, которые самостоятельно решают немало стоящих перед ними междличностных проблем. Это, как считают, относится и к преодолению эгоцентризма маленькими детьми. Иными словами, коперниковский поворот – от эгоцентризма в сторону аллоцентризма – начинает совершаться у детей в возрасте около 3-х лет.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЗАДАЧА
данная в определенных условиях цель деятельности, к–рая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. З. включает в себя требования (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулируемое в вопросе. Между этими элементами существуют определенные связи и зависимости за счет к–рых осуществляется поиск и определение неизвестных элементов через известные. З. становится логико-психологической категорией, когда она предъявляется другому субъекту и принимается им к решению. Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формирование З. самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия к–рых имеют проблемный характер. В познавательной деятельности выделяют З. перцептивные, мнемические, речевые, мыслительные. З. могут возникать в процессе практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые З.). З. широко используются в педагогической практике для достижения различных дидактических целей. Большая часть созданных учебных З. служит для закрепления знаний и тренировки усвоенных действий; значительно меньше З. предназначена для создания проблемных ситуаций и управления процессом усвоения новых знаний.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ЗАДАЧА
данная в определенных условиях (например, в ситуации проблемной) цель деятельности, коя должна достигаться преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Задача содержит требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулируемое в вопросе. Между этими элементами существуют определенные связи и зависимости, за счет коих производится поиск и определение неизвестных элементов через известные. При описании хода решения задачи нужно указывать и действия, и операции, реализующие их. О действиях без операций, или абстрагированных от операций, можно говорить лишь на этапе планирования. Задача становится логико-психологической категорией, когда предъявляется другому субъекту и принимается им к решению. Субъект переформулирует, доопределяет задачу, ищет способ ее решения, что свидетельствует о включении процесса мышления. Поэтому мышление нередко трактуется как способность решать задачи. Полный цикл мышления продуктивного включает в себя постановку и формулирование задач самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия коих имеют проблемный характер (-> проблема). В деятельности познавательной выделяются задачи перцептивные, мнемические, речевые, мыслительные. Задачи могут возникать в ходе практической деятельности или создаваться преднамеренно (задачи учебные, игровые). При разработке типологии задач используются такие параметры, как: количество решений; характеристика условий - полнота, неполнота, противоречивость; характеристика требований - степень их определенности; отношения задач к общественным и индивидуальным потребностям. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ЗАДАЧА
проблема) (от греч. problema - задача).
1. В широко распространенном смысле 3. - вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес.
2. В психологии 3. - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Поиск, мобилизация и применение этих средств (способов, действий, операций) составляют процесс решения задачи.
В зависимости от характера конечной цели различают 3. практические и теоретические. Практические 3. направлены на непосредственное преобразование действительности, теоретические - на познание ее. В реальной человеческой деятельности практические и познавательные 3. образуют иерархию, меняя свои функции в качестве целей и средств: решение более частных 3. становится средством решения более общих.
Понятие "познавательная задача" используется, когда процесс познания приобретает относительно самостоятельную цель. В познавательной деятельности выделяют различные виды 3.: перцептивные, мнемические, речевые и собственно мыслительные. Определяющая роль мышления в познании придала понятию 3. более узкое значение. Часто под 3. понимают объект мыслительной деятельности, содержащий требование некоторого практического преобразования или ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, выявляющих отношения между известными и неизвестными элементами проблемной ситуации, связанными общими законами и категориями.
Термины "3." и "проблемная ситуация" могут использоваться в двояком смысле, характеризуя объективный и субъективный аспекты мышления. Аналогично этому говорят о логической и психологической структуре решения: в смысле объективно необходимых и реально осуществляемых операций. По своей объективно-логической структуре различаются 3. интерполяционные и экстраполяционные или чаще - 3. с определенным и неопределенным условием. Психологическая структура решения помимо состава входящих в нее логических процедур характеризуется творческими процессами выдвижения гипотез (логически осознанных и интуитивных), построения планов и стратегий. См. также Двигательная задача, Мышление практическое, Проблемное обучение, Решение комплексных задач, Учебная задача.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Задача
1) отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта; 2) форма структурирования и представления экспериментального материала в исследованиях процессов познания и практической деятельности; 3) одна из форм проектирования содержания обучения. Термин «3». используется также в нестрогом смысле как синоним цели действия или деятельности. Как и проблема, 3. берет начало в проблемной ситуации, которая приобретает задачный вид, когда субъект выделяет в ней предметные компоненты (условия), преобразование которых по определенной процедуре (способу, алгоритму) дает новое соотношение, составляющее искомое 3., ее решение. Превращение проблемной ситуации в 3. является актом продуктивного мышления. В строгом смысле 3. — это формализованная, «вырожденная» проблемная ситуация с полным набором известных данных и известным алгоритмом нахождения искомого; ее решение можно передать компьютеру. Выделяют и другие типы 3. — с недостатком или избытком данных, неопределенностью условий, ограничением времени на решение и т.п. Если хотя бы один элемент проблемной ситуации, преобразуемый в 3., или самой 3., вызывает трудность у субъекта, она становится для него проблемой. Наличие общей генетической основы проблемы и 3. (проблемная ситуация), многозначность самого понятия 3., зависимость понимания ситуации как 3. или как проблемы от личностного контекста, размывают психологический смысл этих двух понятий, приводят к появлению таких противоречивых терминов, как «проблемная задача», «творческая задача», «эвристическая задача» и др., к трактовке мышления как способности решать 3. В исследованиях продуктивного мышления, технического творчества и т.п. фактически иод именем 3. используются проблемы, предполагающие выявление противоречий, выдвижение и проверку гипотез по их устранению и т.п. Размытость смысловых границ между 3. и проблемой говорит об их взаимопереходах, о континуальном пространстве, охватывающем всю область «от хорошо определенных формальных 3. до таких плохо определенных 3., как сочинение фуги» (У. Рейтман). Наряду с мыслительными 3. в познавательной деятельности выделяются также перцептивные, мнемическис, коммуникативные. 3. могут возникать в практической деятельности людей или создаваться преднамеренно — учебные, игровые, исследовательские. В профессиональной деятельности особенно широко распространены конструктивно-технические 3., для решения которых разрабатываются эвристические методы технического творчества и компьютерные методы поискового конструирования. Актуальной остается проблема разработки непротиворечивой типологии 3. Словесная формулировка 3. как обобщенная знаковая модель множества прошлых проблемных ситуаций является специфической формой представления содержания обучения. В традиционном обучении дается набор стандартных 3., очищенных от признаков прошлых проблемных ситуаций и решаемых по заранее данному учителем образцу, указывающему последовательность элементарных операций, приводящих к обнаружению искомого. Такие 3. лишены личностного смысла, их решение не развивает продуктивного мышления, связанного с самостоятельным анализом проблемной ситуации и постановкой на этой основе собственных 3. А.А. Вербицкий Игра дидактическая [греч. didaktikos — поучительный] — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие И. д. составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. И. д. является одной из методических разновидностей обучения. К. И. Поливанова
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
ЗАДАЧА
можно дать несколько экспликаций этого термина, например, 1) 3. — это вопрос, ответ на кот. представляет для того или иного индивида определенный цченностио-практическо-этическо-теоретический интерес; 2) 3. — это цель деятельности, активности, например, в психологии, кот. дана в определенном антураже-условиях-ситуации-обстоятельствах, и требующая для своей реализации использования необходимых-конгруэнтных-приемлемых-изоморфных-эквивалентных средств, для самой реализации задачи-цели; сам же поиск, поисково-ориентировочная деятельность индивида, мобилизация им психики и инструментально-операциональное применение им тех или иных средств и составляют модель процесса решения задачи-цели; можно дифференцировать по характеристикам-модальностям самой конечной цели а) субъективно-практические или же б) креативно-теоретические 3. ; форма-вид 3. а) — сынтенционированна на трансформацию самого бытия-онтоса-социума, а форма-вид 3. б) — на гностическо-созидательные цели, связанные с преобразованием мира, своей психики, индивидуального эго-поведения в социуме, среде, а также на моделирование гностических актов индивидом в самой экзистенции-жизни-обществах, в коммуникациях с другими людьми; в реально-практической деятельности субъекта формы а) и б) интегрируются-синтезируются, составляют целостную модель, комбинируются-взаимосочетаются и не могут быть исследованы-эксплицированы в форме строгой иерархии-последовательности; обе формы трансформируют свои функции-модификации, функции-интерпретации в качестве инструментов, целей и средств, в зависимости от быстро меняющихся ситуативных факторов и самих целеинтенциональных составляющих, связанных с реализацией 3.; например, термин гностическая цель-задача применяется тогда, когда сам процесс гностических актов приобретает индивидуально-автономную цель; в познавательной же активности индивида дифференцируются различные виды 3. — мнемическое 3., вербальные 3., 3. памяти, коммуникативные 3., перцептивные 3., эмпирические 3., ментально-логические 3. и т.п.; сама модель 3. включает в себя: 1 — замысел, идею; 2 — условия, инструмент реализации цели-задачи; 3 — вероятностное прогнозирование результирующих факторов, связанных с разрешением 3.; 4—информационный аспект, т.е. то, что нам известно о самой модели-схеме 3. или те «икс», т.е. неизвестные о самой 3.; 5—доминантные составляющие и субдоминантные составляющие, как субстанционально-эффективные модусы реализации задачи-цели; между всеми перечисленными единицами-ингредиентами существует определенная корреляция, зависимость, синтезация или же раздельность, в зависимости, от мультиситуативных факторов или психоамплитудности самого индивида; 3. можно рассматривать как дискурсивно-психическую посылку, когда, например, сама 3. предоставляется-преподносится какому-либо индивиду, а тот уже принимается за разрешение 3.; как правило, в этом случае индивид по-своему интерпретирует 3,, ищет эффективные способы ее реализации, подключает ментальный аппарат к решению проблемы; мн-е ученые не без оснований считают, что формы логико-аподиктического мышления и являются субстантивным фактором, в решении-разрешении индивидом тех или иных замыслов, целей, задач; этапы логико-ассерторического мышления, дискурсивно-верификационных модификаций-версий, включают в свою конструкцию-архитектонику четкое формулирование 3. самим индивидом, когда происходит его личностно-онтологическо-индивидуальная постановка им самим той или иной задачи, идеи-задачи, идеи-цели, замысла, кои и необходимо ему, в автономном плане, разрешить-результировать, как насущную-актуальную потребность; сама логико-психологическая процедура решения задачи может интегрироваться-синтезироваться-сочетаться с креативно-логическими процессами выдвижения пред-положений-гипотез, конституирования планов-программ-идей-тактики-стратегии разрешения-достижения самой 3. с подключением логическо-верификационно-интуитивных, ментальных и эмотивных схем-конструкций.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.