ПОТРЕБНОСТЬ это что такое ПОТРЕБНОСТЬ: определение — Психология.НЭС
ПОТРЕБИТЕЛЬ ПОТРЕБНОСТИ В ВЫЖИВАНИИ

ПОТРЕБНОСТИ

Найдено 22 определения термина ПОТРЕБНОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОТРЕБНОСТИ

форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является НУЖДА. На ее восполнение направлены ИНСТИНКТЫ, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных ЖЕЛАНИЙ, ВЛЕЧЕНИЙ, СТРЕМЛЕНИЙ, а их реализации - в виде оценочных эмоций.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ПОТРЕБНОСТЬ

NEED). В теории Роттера - набор различных видов поведения, общим для которых является то, как они приобретают схожие подкрепления (например, признание, любовь и привязанность). (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с. 705)

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

ПОТРЕБНОСТЬ

состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

ПОТРЕБНОСТЬ

— источник человеческой активности, возникающий в результате несогласования реального состояния индивида и его оптимального состояния.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296

ПОТРЕБНОСТЬ

исходная форма активности живых существ - форма проявления интенциональной природы психики, соответственно коей живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение. Основная движущая сила развития человека. Раздражение влечения. Благодаря потребностям жизнь обретает целенаправленность, и либо достигается удовлетворение потребности, либо предотвращается неприятное столкновение со средой.

Первично биологической формой потребности является нужда. В организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой веществ (предмета), требуемых для продолжения жизнедеятельности. Эти состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называются потребностями. Это - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, нужных для его существования и развития, и выступающее источником его активности. На восполнение нужды направлены инстинкты, в коих заданы и свойства предметов, релевантных потребности, и основные поведенческие акты, нужные для их достижения.

Потребность - это динамическая сила, исходящая от организма. Ни давление, ни потребность не существуют изолированно: удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать и как побуждение (потребность), и как препятствие (давление).

Потребности не остаются неизменными, но меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. Анализ потребностей лучше начинать с их органических форм.

К набору элементарных биологических потребностей, врожденных человеку и высшим животным, нужно добавить еще потребность общения - потребность в контактах с себе подобными, в первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность познавательную. В отношении этих двух потребностей нужно отметить два важных момента: на первых поpax они тесно переплетены друг с другом, и обе составляют необходимое условие формирования личности на всех ступенях развития. Они необходимы так же, как и потребности органические, но если последние только обеспечивают биологическое существование, то контакт с людьми и познание нужны для становления субъекта как личности.

Потребности подразделяются по характеру деятельности (деятельность оборонительная, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс "узнавания" потребностью своего предмета называется опредмечением потребности (-> потребность: опредмечение). Самим актом опредмечения потребность преобразуется - становится определенной, потребностью именно в данном предмете.

Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Согласно Х. Меррею, список потребностей таков: 1) доминантность - стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;

2) агрессия - стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;

3) поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;

4) отвержение других - стремление отвергнуть попытки сближения;

5) автономия - стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;

6) пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;

7) потребность в уважении и поддержке;

8) потребность достижения - стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;

9) потребность быть в центре внимания;

10) потребность игры - предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;

11) эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;

12) социальность (социофилия) - забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;

13) потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;

14) потребность оказания помощи;

15) потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;

16) потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;

17) потребность преодоления поражения, неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;

18) потребность избегания опасности;

19) потребность порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;

20) потребность суждения - стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность "вечными вопросами", и пр.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, кои связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение - в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей - одна из центральных задач формирования личности.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ПОТРЕБНОСТЬ

в психологии) - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

ПОТРЕБНОСТИ

англ. needs) - форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). П. как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

В своих первичных биологических формах П. выступают как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Биологическим П. присущ гомеостатический характер: побуждаемая ими деятельность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов, возобновляется при отклонении от этого уровня и прекращается при его достижении (см. Гомеостаз, Ощущения органические). П. животных сводятся к сохранению индивида и продолжению рода, обмену веществ с окружающей средой, развитию и совершенствованию жизненно важных ориентировочных и исполнительных реакций. Большинство П. животных имеет форму инстинктов, в которых от рождения "записаны" не только свойства релевантных потребностям предметов (см. Мотив), но и основная последовательность поведенческих актов, необходимых для овладения ими.

П. человека и животных неодинаковы. Даже П. физического существования человека, обусловленные особенностями его организма, отличны от аналогичных П. животных, поскольку у человека они не определяют формы его жизнедеятельности, а, напротив, способны трансформироваться в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности, в подчинение которым они вступают.

Специфика П. человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный индивид, а как элемент различных социальных систем, в т. ч. человечества в целом как родовой общности. Высшие П. человека отражают поэтому, в первую очередь, его связи с социальными общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих социальных систем. Это относится как к П. социальных групп и общества в целом, так и к П. каждой отдельной личности, в которых выражается ее социальная сущность.

Тем не менее вопрос о природе человеческих П. остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают их врожденными (см., напр., А. Маслоу, 3. Фрейд). Другие полагают, что социальность всех без исключения человеческих П. проявляется в их содержании, происхождении и в способах реализации (удовлетворения). С этой т. зр. П. человека не являются врожденными, они формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности. Развитие человеческих П. происходит через расширение и изменение круга их предметов. Общественное производство материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие общественных П., которые присваиваются индивидами в процессе их социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества.

Главным основанием для выделения видов П. является характер деятельности, к осуществлению которой П. побуждают субъекта. По этому основанию выделяют оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие и др. П. Среди них различают субстанциональные П., жизненная значимость которых определяется необходимостью той или иной формы взаимодействия с предметом П. (напр., пищевая, познавательная), и функциональные П., побуждающие к деятельности, главным моментом которой является сам процесс (рекреационная, игровая П.). Существует несколько десятков др. оснований классификации человеческих П. Наиболее существенные и распространенные из этих классификаций: по происхождению (биогенные, психогенные и социогенные П.), по субъекту (индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие), по объекту (материальные и духовные), по функции (П. физического и социального существования; П. сохранения и П. развития) и т. д. Однако многие П. трудно однозначно классифицировать по этим основаниям; так, есть П., сочетающие в себе черты материальных и духовных или эстетических и познавательных П. (см. Проблемное обучение).

П. человека формируются в онтогенезе на основе врожденных предпосылок, создающих возможности тех или иных взаимодействий с миром, и необходимости в тех или иных формах активности, определяемой биологической и социальной программой жизнедеятельности. Обязательным условием формирования П. в той или иной деятельности является опыт этой деятельности, которая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и/или может выступать как средство реализации др. П. Так, напр., П. в алкоголе развивается в процессе его потребления, первоначально выступая средством реализации П. в общении, самоутверждении, принадлежности к группе или являясь следствием примера и прямого убеждения старших.

П. проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. П. человека представляют собой динамическую иерархию, ведущее положение в которой занимает то одна, то др. П., в зависимости от реализации одних и актуализации других П. При этом выбор мотива определяется не только доминирующей в данной ситуации п., но и др., сравнительно менее насущными. Субъективно П. переживаются в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а успешность их реализации - в форме оценочных эмоций; сами П. при этом могут не осознаваться. Актуальные П. организуют также течение познавательных процессов, повышая готовность субъекта к восприятию релевантной им информации. (Д. А. Леонтьев.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Потребности

Needs). В терминологии Роттера практически синоним целей. Когда Роттер фокусируется на окружающей среде, он говорит о целях, когда речь идет о личности, употребляет слово "потребности", порой понимая под ними поведение или набор вариантов поведения, которые, по мнению человека, приближают его к цели. Шесть категорий потребностей, которые рассматривает Роттер: признание/статус, доминирование, независимость, защита/зависимость, любовь/привязанность, физический комфорт. В комплекс потребности входят три компонента - потенциал потребности, свобода передвижений и ценность потребности.

Источник: Glossary of "Personality & Personal Growth"

ПОТРЕБНОСТЬ

в Гештальт-подходе интерес нацелен скорее на потребность в широком смысле слова, нежели на желание. Потребности могут быть органическими (в пище, сне), психологическими, социальными (напр., потребность быть включенным в группу) или духовными (напр., потребность придать смысл своей жизни) и т.д. (А. Маслоу). Их не всегда легко обнаружить и четко сформулировать. "Цикл удовлетворения потребностей" (или "цикл контакта", или "Гештальт") часто оказывается разорванным или нарушенным. Обнаружение этих разрывов, блокировок или искажений - одна из целей терапевтической работы.

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г.516

Потребности

Категория. Форма проявления интенциональной природы психики.

Специфика. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно, что даже те его потребности, которые связаны с задачами физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации - в виде оценочных эмоций.

Виды. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая).

Источник: Психологический словарь

ПОТРЕБНОСТЬ

Требование, настоятельная необходимость. Часто используется в этом смысле по отношению к внутренним или внешним состояниям, которые имеют свойства мотивирования; например, потребность в пище или потребность в семье.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПОТРЕБНОСТЬ

1. Некоторая вещь или некоторое состояние дел, которое в случае его наличия улучшило бы благосостояние организма. Потребность, в этом смысле, может быть чем-то базовым и биологическим (пищей), или она может включать социальные и личностные факторы и происходить из сложных форм научения (достижение, престиж). 2. Внутреннее состояние организма, который нуждается в вещи или состоянии дел. Обратите внимание, что значение 1 относится к тому, что необходимо, в то время как значение 2 относится к гипотетическому состоянию организма в состоянии депривации. Эти два определения просты, хотя, возможно, за ними скрываются некоторые важные тонкости употребления, которые отражены в специальной литературе. Например, у некоторых имеется тенденция рассматривать потребность как эквивалент влечения. Этот способ употребления расширяет вышеуказанные значения в теоретически интересном, но иногда вызывающем затруднения направлении. Приравнивание к влечению наделяет состояние потребности мотивационными свойствами, которые явно не представлены в значении 1, хотя они и содержатся имплицитно в значении 2. Чтобы оценить проблему, следует понять, что имеются потребности, для которых нет никаких влечений, например потребности в кислороде, так как то напряжение, которое вы чувствуете, когда задерживаете дыхание, – это не влечение к кислороду, но стремление снизить уровень содержания углекислого газа. В бихевиористской традиции предпринимались попытки подвергнуть концепцию потребности строго операционалистскому анализу. То есть данная потребность характеризуется в терминах процедур. "Потребность" организма в пище, например, уточняется любым из нескольких способов, таких как сопоставление веса тела с тем, который был бы при нормальном питании (например), или установление того, сколько времени прошло после еды. Хотя этот лексикографический прием помогает прояснить некоторые вопросы, он не помогает понять сложные взаимосвязи между биологическими потребностями, социальными потребностями и проблемой мотивации. Имеются и другие варианты использования, но они не являются ни такими распространенными, ни такими неизбежными, как эти. Например, потребность иногда употребляется как синоним таких терминов, как мотив, стимул, желание, стремление и т.д. Избыток квазисинонимов является характерной чертой для понятий, основные характеристики которых существенны для теоретической базы психологии, но коннотации которых настолько разнообразны, что невозможно установить границы этих понятий Вообще большинство авторов использует уточняющие фразы для того, чтобы очертить точный смысл термина, как показано в следующих статьях.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Потребность

переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желанности чего-то) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Потребность

один из основных компонентов мотивационной системы личности; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Источник: Психология менеджмента. Словарь основных терминов

Потребность

это то, что направляет поведение индивида. Потребность связана с состоянием нужды, нехватки чего-либо в организме. Для ее удовлетворения необходим объект, способный восполнить эту нехватку. Теория гештальт-терапии отвергает какую-либо категоризацию потребностей, кроме самого общего их разделения: (1)       на потребности в выживании и потребности в развитии; (2)       на внутриорганизмические потребности и потребности, продиктованные условиями окружающей среды; (3)  на  потребности  реальные  (истинные),   связанные  с  жизненными нуждами организма, и мнимые, квази-потребности, которые связаны с влиянием цивилизации - «они не являются жизненно необходимыми для организма, но, тем не менее, сопровождаются интенсивным интересом». [Перлз (20), с. 48]. Квази-потрености могут вести к саморазрушительному поведению, ярким примером чего являются аддикции — употребление наркотиков, азартные игры и т.п. Поскольку человек является целостным социопсихобиологическим существом, его потребности не могут быть разделены на сугубо биологические и сугубо психологические. "Нужно... ясно понимать, что психологические процессы не могут быть отделены от физиологических; каждый из них содержит элементы другого" [Перлз (17), с. 19-20]. Гештальт-подход настаивает на необходимости феноменологического (см. феноменология) исследования каждой конкретной потребности организма;Потребности дают о себе знать через специфические для них ощущения и эмоции. Длительное прерывание важных потребностей организма приводит к поведенческим проблемам, психическим и психосоматическим симптомам. Неудовлетворенные потребности также проявляют себя в фантазиях и сновидениях. Литература: [17, с. 19-20; 18, с. 83; 19, с. 112-113; 20, с. 46-48, 58-59]

Источник: Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии

ПОТРЕБНОСТИ

форма проявления интенциональной природы психики. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой П. является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных П. предметов, и поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно, что даже те его П., которые связаны с задачами физического существования, отличны от аналогичных П. животных. Они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм жизнедеятельности. Развитие человеческих П. осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Субъективно П. проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации – в виде оценочных эмоций. П. подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая), а также по сфере возникновения – материальные, социальные, духовные.

Источник: Словарь конфликтолога

ПОТРЕБНОСТЬ

состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах (веществе, энергии, информации), необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Специфика человеческих П. определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Психологической формой активности личности, выражающей П., является мотивация его поведения. П.— предпосылка и результат не только собственно трудовой деятельности людей, но и познавательных процессов. Поэтому они выступают как типы состояния личности, посредством которых осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. П. человека могут быть представлены как предметно (материальные П.), так и функционально (духовные П.). П. является источником активности личности. Процесс их удовлетворения выступает как целенаправленная деятельность. Осознавая цель субъективно — как П., человек убеждается, что ее удовлетворение возможно лишь через достижение цели. Динамика П. состоит в переходе от осознания цели (как предпосылка деятельности) к мобилизации средств, при помощи которых происходит ее достижение. П. обнаруживаются в мотивах, побуждающих к деятельности и становящихся формой проявления П. Объекты П., преломляясь через сознание, выступают в качестве мотивов (влечение, желание и т. п.), предполагающих наличие более или менее осознанной цели деятельности. Если в П. деятельность человека по существу зависит от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в форме собственной активности субъекта. Поэтому открывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками, чем П., составляющая ее сущность.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Потребность

1. нужда индивида в том, что ему необходимо для нормального развития и функционирования (пища, вода, воздух, безопасность, близость, знание, уважение и мн. др.). У человека существует огромное число потребностей, существует и много разных классификаций потребностей, каждая из которых представляет разные подходы к пониманию человека, но общепринятой систематики, в которой они все были бы интегрированы определенным образом, все еще нет. Едва ли лучшей из всех них, начиная с самого Эпикура, является теория иерархии потребностей А.Маслоу. А.Маслоу различает пять групп потребностей: а) физиологические потребности; б) потребности в безопасности; в) потребности в признании и любви; г) потребности в самоуважении; д) потребности в самоактуализации. См. Личности типология, по А.Маслоу 2. влечение, мотивационное состояние организма. Отождествление потребности и влечения оспаривается на том основании, что существуют потребности, не порождающие соответствующих влечений (например, потребность организма в кислороде, в витаминах, микроэлементах и т.п., хотя организм нуждается в таких вещах; 3. в бихевиоризме – состояние организма, характеризующееся в терминах процедур. Например, пищевая потребность – это состояние организма, возникающее спустя 5 часов после еды; 4. термин, синонимами которого являются некоторые другие, например, мотив, стимул, желание, стремление; 5. термин, значение которого уточняется тем или иным образом, например, потребность в близости, потребность в достижении, невротическая потребность, потребность в агрессии, потребность в доминировании и т.д.; 6. в психопатологии – потребности, которые имеют болезненный характер, указыающий на то, что его источником является психическое расстройство.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Потребность

Потребность удовлетворяется путем известного приспособления к действительности. приспособления к объективной действительности ради самого приспособления, независимо от потребностей организма и личности, не существует. (1.2.1, 59 – 60) См. Личность

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

потребность

внутреннее состояние человека, выражающее его зависимость от конкретных условий существования. Потребности – основной источник активности, движущие силы человеческого бытия. П. оказывает большое влияние на формирование способностей из врожденных задатков, неразрывно связаны с направленностью личности, с развитием ее интересов.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

потребность (в психологии)

обьективная испытываемая субьектом нужда в чем-то, которая отражается и субьективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между обьективной нуждой и ее субьективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности. В самом общем виде п. людей принято делить на биологические и социальные, нередко это деление называют иначе – материальные и духовные. П. в психологии рассматриваются и как особые психические состояния – состояния "напряжения", " неудовлетворенности", "дискомфорта" и т.д., отражающие несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, а могут проявляться в неосознанных влечениях, мотивах деятельности, установках и др. П. изменчивы, динамичны, биологически и социально обусловлены. Удовлетворение п. протекает в результате целенаправленной деятельности.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Потребность

состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Найдено рефератов по теме ПОТРЕБНОСТИ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии

Краснянская Т.М.
Скачать PDF

Коррекция учебно-воспитательного процесса с учетом потребности в развитии коммуникативной культуры к

Веретенникова Анна Евгеньевна
В статье рассматриваются научно обоснованные предложения по изменению учебно-воспитательного процесса вуза МВД с целью развития коммуникативной культуры курсантов.
Скачать PDF

Структура и динамика удовлетворения потребности: математическая модель

Глазунов Юрий Трофимович
Одним из основных свойств, отличающих человека от окружающего мира, является способность к целеполаганию и мотивации, которые непосредственно связаны с процессами возникновения и протекания потребностей. На основе математического моделирования изучена динамика развития потребностного состояния для основных видов потребностей.
Скачать PDF

Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: гендерный аспект

Логвинов И. Н.
В статье анализируются результаты социльно психологического исследования потребностно мотивационнй сферы молодежных лидеров подросткового и юношеского возраста. Полученные данные эмпирического исследования гендерной специфики развития у молодежных лидеров потребности в достижении анализируются с учетом динамики социальной ситуации, а также наличием или отсутствием у молодежных лидеров опыта социального обучения.
Скачать PDF

Категория интереса как структурный элемент познавательной потребности: определение, функции, диффере

Афонина Н.Ю.
Посвящена проблеме трактовки познавательного интереса как явления врожденного и универсального. Предпринимается попытка провести теоретические дефиниции и характеризовать познавательный интерес в контексте его взаимосвязи с структурой познавательной деятельности и, глубже, умственным развитием ребенка.
Скачать PDF

Психометрика русской версии Шкалы потребности в познании

Рассматриваются история 30-летнего использования Шкалы потребности в познании (The Need for Cognition Scale; NCS) и измеряемая с ее помощью потребность в познании. Поднимается вопрос о необходимости разработки русскоязычной версии NCS. На выборке в 482 человека русская версия NCS обнаружила оптимальные значения внутренней согласованности, а также однофакторную модель при некотором занижении собственного значения выделенного фактора и индексов пригодности в конфирматорном факторном анализе. В плане конкурентной валидности потребность в познании положительно коррелировала с открытостью опыту и отрицательно с правым авторитаризмом. В части инкрементной валидности потребность в познании опосредовала связь открытости опыту с правым авторитаризмом. Обсуждаются полученные результаты и перспективы дальнейших исследований.
Скачать PDF

Поведение как процесс удовлетворения и возникновения потребности

Дугин А.Т.
Из рассмотрения поведения как уравновешивающего взаимодействия субъекта с объектом и субъективного отражения его в ощущениях сделан вывод, что каждый вид поведения содержит как минимум две потребности: удовлетворяемую и создаваемую. Из этого следует также, что потребность, как и все поведение в целом, имеет объективную и субъективную стороны.
Скачать PDF

Социально-психологические потребности и особенности отношения к другим людям азербайджанцев и русски

Шкурко Татьяна Алексеевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования выраженности социально-психологических потребностей и особенностей отношения к другим у азербайджанцев и русских, проживающих в Баку. Показано, что имеются существенные различия выраженности социально-психологических потребностей и модальностей отношений к другим людям у азербайджанцев и русских, проживающих в Баку. Описана динамика выраженности социальнопсихологических потребностей и модальностей отношений к другим людям у русских, проживающих в Баку, в зависимости от времени пребывания в иной социокультурной, этнической среде. Показано, что изменения в системе отношений с другими людьми у россиян идут в сторону системы отношений с другими, демонстрируемой представителями азербайджанского этноса.
Скачать PDF

Прощение в структуре нравственной потребности личности

Родионова А.А.
The article reveals the connection between forgiveness and personality's moral needs. The model of the process of being forgiven and methods of studying the problem of forgiving are considered. The author proposes specially designed program of the moral need development while mastering forgiving tactics in relations with close relatives on the example of young families.
Скачать PDF

К вопросу о психолого-педагогической природе познавательной потребности

Меньшикова Елена Александровна
Скачать PDF

Духовные потребности как содержание духовности личности в юношеском возрасте

Королев Дмитрий Сергеевич
В статье рассматривается взаимосвязь духовности и духовных потребностей личности в юношеском возрасте. Духовность выступает содержанием таких высших духовных потребностей в данном возрасте как дружба, любовь, самореализация.
Скачать PDF

Формирование потребности в профессиональной самореализации студентов: Анализ понятий, обеспечивающих

Бакиева Эльвира Валерьевна
Профессиональная самореализация студента является важнейшим этапом в становлении его как специалиста. Молодой человек должен сознавать определяющие цели будущей профессиональной деятельности. Формирование у студентов потребности в профессиональной самореализации является важнейшей задачей современной педагогики.
Скачать PDF