ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Найдено 2 определения термина ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

(англ. information needs). В системе ценностей человека И. п. занимают одно из приоритетных мест; возможно, они входят в число базисных мотиваций. В то же время легкость "перетекания" И. п. от сложных, имеющих общественную пользу, к нейтральным и вредным как для самого человека, так и для общества представляет собой существенную опасность для развития молодежной и подростковой психики.

Стремление к восприятию нового, любопытство и любознательность представляют собой сильные мотивации, проявляющиеся у высокоразвитых видов животных. Для объяснения этих явлений выдвигается биохимическая гипотеза, которая придает большое значение тому факту, что одним из компонентов ориентировочной реакции на новизну является активация в мозге эндогенных морфинов (эндорфинов). Действие эндорфинов, по данным ряда исследователей, связано не только с блокированием боли за счет их связи с опиатными рецепторами нейронов мозговой ткани, но и с проявлением спектра положительных эмоций от удовольствия до эйфории.

Понятие "эндогенные опиаты" возникло не так давно. Впервые 2 пептида с морфиноподобным действием были выделены в 1975 г. из мозга свиньи и получили название "энкефалины", что в буквальном переводе означает "находящиеся в голове". Несколько позднее из гипофиза и др. отделов мозга были выделены более длинные пептиды, названные эндорфинами, что имеет смысл "собственный опий организма". Их функции заключаются в регулировании восприятия различных аспектов боли и настроения.

Можно полагать, что эндорфины, как и др. внутренние нейропептиды, оказываются включенными в замкнутый контур "самоподкрепляющейся" ориентировочной реакции у животных: нахождение нового раздражителя - выделение эндорфинов - положительные эмоции - мотивации к поиску новых раздражителей. Эндорфины связываются с теми же рецепторами нервных клеток, что морфин и родственные с ним наркотики, но в отличие от последних эндорфины не накапливаются, быстро разрушаются и поэтому не вызывают эффекта привыкания (см. Наркозависимость).

Вполне вероятно, что у человека на основе описанного выше базисного механизма ориентировочной реакции может сформироваться др., намного более сложный механизм, определяющий потребности в получении знаний (в т. ч. потребности в учении). Такой механизм м. б. назван "неодолимой знаниевой зависимостью"; соответствующий ему замкнутый контур "обучения с самоподкреплением" можно представить так: понимание нового - выделение эндорфинов - положительные эмоции - мотивации к исследовательской деятельности, в т. ч. к обучению. При этом 1-й элемент этой цепи - "понимание нового", конечно, надо понимать не столько как получение новой информации, но как установление причинно-следственных связей, улавливание скрытых закономерностей, решение долго остававшегося интригующим и загадочным вопроса. Т. о., мы приходим к связи между обучением, исследованием и творчеством или, др. словами, к объяснению принципиально творческого характера дидактически правильно построенного педагогического процесса.

Биохимическая гипотеза может служить основой для объяснения значительных индивидуальных различий в выраженности ориентировочной деятельности у животных и познавательной (исследовательской) деятельности у людей. Т. о., находит свое обоснование и хорошо известный тезис о различной исходной склонности уч-ся к процессу обучения, о наличии индивидуальных трудностей, часто коррелирующих с типом характера и темперамента. Поэтому ориентация педагогического процесса на возбуждение у уч-ся интереса к новому, неизвестному имеет обоснованное естественнонаучное подтверждение.

Кроме того, методы обучения, связанные с активной стимуляцией исследовательской, творческой деятельности, имеют особый интерес, т. к. м. б. использованы в качестве способа борьбы с депрессиями, тревожностью и даже агрессивностью ("креативная психотерапия"). Как известно, состояния депрессии и тревожности связаны с пассивно- и активно-оборонительным агрессивным поведением и находятся во взаимно подавляющих отношениях с механизмами исследовательского поведения, направленного на получение новой информации. (В. М. Кроль.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Потребность человека в информации, которую можно получить только от окружающих и измерить только субъективно (например: не полнит ли меня эта юбка?)

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. Прайм-Еврознак, 2004 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

О ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Седякин В.П., Соловьев И.В., Разливинская С.В.
Бурное развитие современных информационных и когнитивных технологий побуждает к пересмотру теоретических основ процессов информационного взаимодействия.
Читать PDF

ПОТРЕБНОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИ

Гараганов Артур Владимирович
Статья посвящается проблеме представленности категории «Качество жизни» современной молодежью в информационном пространстве социальных сетей.
Читать PDF

Определение информационных потребностей пациентов нейроонкологического профиля и лиц, ухаживающих за

Хрищук Ольга Григорьевна
BACKGROUND: Patients with primary brain tumors (PBT) often have acute depression, anxiety and complications of social adaptation.
Читать PDF

Определение информационных потребностей пациентов нейроонкологического профиля и лиц, ухаживающих за

Хрищук Ольга Григорьевна
BACKGROUND: Patients with primary brain tumors (PBT) often have acute depression, anxiety and complications of social adaptation.
Читать PDF

Информационно-аналитическая культура: образовательный стандарт и потребности рынка

Муликова Салтанат Алтаевна, Джумекенова Гульнара Алтаевна
В статье содержатся результаты анализа требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и данные социологического опроса работодателей на предмет соответстви
Читать PDF

Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;

Черевач Г.Б.
В статье анализируется структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. Изучаются корреляционные связи между этими показателями..
Читать PDF

Методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта

Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич
Рассматриваются понятия субъектности индивида и группы, коллективного субъекта, показана специфика малой группы как объекта социально-психологических исследований, предложена методика диагностики пред
Читать PDF

Методика для диагностики актуальных потребностей личности

Капцов Александр Васильевич
Описана методика, в основу которой положена модель потребностей Л.М.Фридмана и И.Ю.Кулагиной. Методика диагностирует 15 потребностей методом попарного сравнения (ипсативный формат).
Читать PDF

Изменение соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов

Безумова Лариса Геннадьевна
Рассмотрены личностная ценность и мотив как смысловые структуры субъекта.
Читать PDF

Содержание личностных потребностей детей дошкольного возраста

Бурыкина М.Ю.
В данной статье представлены материалы эмпирического исследования содержания личностных потребностей детей дошкольного возраста в контексте материнского отношения.
Читать PDF

Особенности ценностно-потребностной сферы личности и репродуктивных установок женщин, сохраняющих бе

Уразаев А. М., Мамышева Н. Л., Шелехов И. Л., Борщевская Т. И.
В статье подчеркивается важность изучения материнства, как социально-ролевой функции женщины. Рассматривается взаимосвязь личностно обусловленных ценностных систем и репродуктивных установок.
Читать PDF

Соотношение личностных ценностей и потребностей как источник смылообразования

Безумова Лариса Геннадьевна
Приведены результаты исследования соотношения личностных ценностей и потребностей студентов и их родителей. Выявлены особенности смысловых сфер студентов в зависимости от уровней потребностей

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!