ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ это что такое ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: определение — Психология.НЭС
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Найдено 2 определения термина ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

(англ. information needs). В системе ценностей человека И. п. занимают одно из приоритетных мест; возможно, они входят в число базисных мотиваций. В то же время легкость "перетекания" И. п. от сложных, имеющих общественную пользу, к нейтральным и вредным как для самого человека, так и для общества представляет собой существенную опасность для развития молодежной и подростковой психики.

Стремление к восприятию нового, любопытство и любознательность представляют собой сильные мотивации, проявляющиеся у высокоразвитых видов животных. Для объяснения этих явлений выдвигается биохимическая гипотеза, которая придает большое значение тому факту, что одним из компонентов ориентировочной реакции на новизну является активация в мозге эндогенных морфинов (эндорфинов). Действие эндорфинов, по данным ряда исследователей, связано не только с блокированием боли за счет их связи с опиатными рецепторами нейронов мозговой ткани, но и с проявлением спектра положительных эмоций от удовольствия до эйфории.

Понятие "эндогенные опиаты" возникло не так давно. Впервые 2 пептида с морфиноподобным действием были выделены в 1975 г. из мозга свиньи и получили название "энкефалины", что в буквальном переводе означает "находящиеся в голове". Несколько позднее из гипофиза и др. отделов мозга были выделены более длинные пептиды, названные эндорфинами, что имеет смысл "собственный опий организма". Их функции заключаются в регулировании восприятия различных аспектов боли и настроения.

Можно полагать, что эндорфины, как и др. внутренние нейропептиды, оказываются включенными в замкнутый контур "самоподкрепляющейся" ориентировочной реакции у животных: нахождение нового раздражителя - выделение эндорфинов - положительные эмоции - мотивации к поиску новых раздражителей. Эндорфины связываются с теми же рецепторами нервных клеток, что морфин и родственные с ним наркотики, но в отличие от последних эндорфины не накапливаются, быстро разрушаются и поэтому не вызывают эффекта привыкания (см. Наркозависимость).

Вполне вероятно, что у человека на основе описанного выше базисного механизма ориентировочной реакции может сформироваться др., намного более сложный механизм, определяющий потребности в получении знаний (в т. ч. потребности в учении). Такой механизм м. б. назван "неодолимой знаниевой зависимостью"; соответствующий ему замкнутый контур "обучения с самоподкреплением" можно представить так: понимание нового - выделение эндорфинов - положительные эмоции - мотивации к исследовательской деятельности, в т. ч. к обучению. При этом 1-й элемент этой цепи - "понимание нового", конечно, надо понимать не столько как получение новой информации, но как установление причинно-следственных связей, улавливание скрытых закономерностей, решение долго остававшегося интригующим и загадочным вопроса. Т. о., мы приходим к связи между обучением, исследованием и творчеством или, др. словами, к объяснению принципиально творческого характера дидактически правильно построенного педагогического процесса.

Биохимическая гипотеза может служить основой для объяснения значительных индивидуальных различий в выраженности ориентировочной деятельности у животных и познавательной (исследовательской) деятельности у людей. Т. о., находит свое обоснование и хорошо известный тезис о различной исходной склонности уч-ся к процессу обучения, о наличии индивидуальных трудностей, часто коррелирующих с типом характера и темперамента. Поэтому ориентация педагогического процесса на возбуждение у уч-ся интереса к новому, неизвестному имеет обоснованное естественнонаучное подтверждение.

Кроме того, методы обучения, связанные с активной стимуляцией исследовательской, творческой деятельности, имеют особый интерес, т. к. м. б. использованы в качестве способа борьбы с депрессиями, тревожностью и даже агрессивностью ("креативная психотерапия"). Как известно, состояния депрессии и тревожности связаны с пассивно- и активно-оборонительным агрессивным поведением и находятся во взаимно подавляющих отношениях с механизмами исследовательского поведения, направленного на получение новой информации. (В. М. Кроль.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Потребность человека в информации, которую можно получить только от окружающих и измерить только субъективно (например: не полнит ли меня эта юбка?)

Источник: Социальная психология групп

Найдено рефератов по теме ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

О ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Седякин В.П., Соловьев И.В., Разливинская С.В.
Бурное развитие современных информационных и когнитивных технологий побуждает к пересмотру теоретических основ процессов информационного взаимодействия. Одной из последних является теория информационных потребностей. Одному, довольно общему подходу к информационным потребностям, посвящена настоящая статья.
Скачать PDF

Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;

Черевач Г.Б.
В статье анализируется структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. Изучаются корреляционные связи между этими показателями..In the article the structure and dynamics children's valueneed sphere of personality with disorders of speech and their parents is analyzed. Interrelations between this factors are studied..;
Скачать PDF

Методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта

Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич
Рассматриваются понятия субъектности индивида и группы, коллективного субъекта, показана специфика малой группы как объекта социально-психологических исследований, предложена методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта, определена ее валидность.
Скачать PDF

Методика для диагностики актуальных потребностей личности

Капцов Александр Васильевич
Описана методика, в основу которой положена модель потребностей Л.М.Фридмана и И.Ю.Кулагиной. Методика диагностирует 15 потребностей методом попарного сравнения (ипсативный формат). Приведены данные психометрического исследования и стандартизации шкал
Скачать PDF

Изменение соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов

Безумова Лариса Геннадьевна
Рассмотрены личностная ценность и мотив как смысловые структуры субъекта. Выявлен диагностируемый показатель индивидуальных особенностей смысловой регуляции соотношение личностных ценностей и потребностей. Приведены результаты исследования изменения соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов
Скачать PDF

Содержание личностных потребностей детей дошкольного возраста

Бурыкина М.Ю.
В данной статье представлены материалы эмпирического исследования содержания личностных потребностей детей дошкольного возраста в контексте материнского отношения. В центре внимания находятся устойчивые признаки личностных потребностей, которые проявляются в самосознании, особенностях взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, его мотивационных предпочтениях, половозрастной идентификации, статусном положении ребенка в группе сверстников. Между развитием личностных потребностей и материнским отношением к детям дошкольного возраста существуют корреляционная связь, что и показывает данное исследование.
Скачать PDF

Особенности ценностно-потребностной сферы личности и репродуктивных установок женщин, сохраняющих бе

Уразаев А. М., Мамышева Н. Л., Шелехов И. Л., Борщевская Т. И.
В статье подчеркивается важность изучения материнства, как социально-ролевой функции женщины. Рассматривается взаимосвязь личностно обусловленных ценностных систем и репродуктивных установок. Отмечается актуальность данного направления психологических исследований, важных для понимания механизмов регуляции психического состояния женщины в период беременности и после родов, а также разработки комплексных психокоррекционных и реабилитационных программ.Emphasizes importance of studying of motherhood, as socially-role function of the woman. Are considered interrelation caused by features of the person of systems valuable orientation and reproductive installations. The urgency of the given direction of psychological researches for understanding of mechanisms of regulation of a mental condition of the woman is marked during pregnancy and after sorts, and as development of complex programs of correction of mentality and rahabilitation programs.
Скачать PDF

Соотношение личностных ценностей и потребностей как источник смылообразования

Безумова Лариса Геннадьевна
Приведены результаты исследования соотношения личностных ценностей и потребностей студентов и их родителей. Выявлены особенности смысловых сфер студентов в зависимости от уровней потребностей
Скачать PDF

Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии

Краснянская Т.М.
Скачать PDF

Стандартизация методики для диагностики актуальных потребностей личности

Дворянкина Татьяна Сергеевна
Описана стандартизация методики для диагностики актуальных потребностей личности. Методика диагностирует 15 потребностей методом попарного сравнения (ипсативный формат). Описаны процесс и результаты стандартизации, приведены переводные таблицы сырых баллов в стены
Скачать PDF

Соотношение ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студента

Безумова Лариса Геннадьевна
Рассмотрены личностная ценность и мотив как смысловые структуры субъекта. Выявлен диагностируемый показатель индивидуальных особенностей смысловой регуляции соотношение личностных ценностей и потребностей. Приведены результаты исследования соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов
Скачать PDF

Взаимосвязь индивидуальных потребностей студентов и представлений о потребностях учебной группы

Капцов Александр Васильевич, Колесникова Екатерина Ивановна
В статье рассмотрены взаимосвязи индивидуальных потребностей студентов и представлений о потребностях учебной группы. Показано, что студенты по выраженности одной из групповых потребностей разделяются на типы, которые имеют особенности взаимосвязей с индивидуальными потребностями
Скачать PDF