ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
принцип выделения ступеней (стадий) онтогенеза, количественно и качественно отличающихся новообразованиями психофизиологического развития от появления человека на свет до его покидания. В.п. противопоставляется взглядом на развитие как на плавный процесс. Апологеты В.п. развития придерживаются собственных теоретических установок, опираясь на которых определяют смену стадий по присущим им устойчивым признакам. Психологическое содержание признаков различно. Так возникло множество классификаций, контрастно отличающихся как по числу включенных в них стадий, так и по соответствующим им возрастным диапазонам. По мнению С. Бижу и Д. Баера, индивидуальное развитие включает в себя следующие этапы: 1) базовая стадия (называемая также универсальной или инфантильной): удовлетворение биологических потребностей через первичное обусловливание; преобладание ответного, а также исследовательского поведения; завершение возникновения речевого поведения; 2) основная стадия: нарастающее освобождение от организменных ограничений (уменьшается потребность в сне, возрастает мускульная сила, ловкость); возникновение речи как сигнальной системы; расширение круга отношений с биологически значимыми лицами из ближайшего окружения на всю семью. Эта стадия делится на: а) раннее детство: семейная социализация, первая самостоятельность; б) среднее детство: социализация в начальной школе, развитие социальных, интеллектуальных и моторных умений; в) юношество: гетеросексуальная социализация; 3) социальная стадия (называемая чаще культурной): взрослая жизнь, разделенная на: а) зрелость: стабильность поведения; профессиональная, супружеская и общественная социализация (продолжается до начала инволюционных процессов); б) пожилой возраст: инволюция социальных, интеллектуальных и моторных возможностей и построение компенсирующего поведения. К. Бюлер за критерий периодизации принял изменение источника удовольствия. Сначала индивид получает удовольствие от удовлетворения инстинктивных потребностей (стадия инстинкта), затем от процесса деятельности (стадия дрессуры) и позже от результата деятельности и его предвосхищения (стадия интеллекта). К. Гетчинсон, основываясь на критерии способа добывания пищи, который, по его мнению, определяет не только биологическое, но и психологическое развитие, выделил: 1) стадию рытья и копания (от рождения до 5 лет); дети любят играть в песке, делать куличики, манипулировать с ведерком и совочком; 2) стадию охоты и захвата (4-12 лет); дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком; 3) пастушескую стадию (9-14 лет); дети стремятся иметь свой уголок, чаще всего вне дома, любят домашних животных и стараются их завести; проявляется стремление к ласке и нежности. Так как с этой стадии наступает эра цивилизованного человека, начало систематического обучения возможно только с нее, но не ранее; 4) земледельческую стадию (12-16 лет); появляется интерес к погоде, явлениям природы, любовь к садоводству и цветоводству, зарождается наблюдательность и осмотрительность; 5) стадию промышленности и торговли, или стадия современного человека (от 14 лет до взрослости); дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и других точных наук, возникает стремление меняться различными предметами; Э. Мейман предложил периодизацию психического развития, критерием в которой являются этапы интеллектуального развития: 1) стадия фантастического синтеза (от рождения до 7 лет); дети обобщают отдельные ощущения без системы и логики, поэтому получаемые ими понятия далеки от реальности; 2) стадия анализа (7-12 лет); ведущей становится не интеграция, а дифференциация, т.е. разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, расчленив понятие на части и формируя адекватное представление об этих частях. На этой стадии возможно начало систематического обучения детей; 3) стадия рассудочного синтеза (12-16 лет); формируется операциональное мышление, появляется возможность интегрировать отдельные понятия, которые усвоили на предыдущем этапе, и получать научные представления об этих частях. К. Фишер создал теорию развития умений. Понятие умений К. Фишер заимствует в основном из теории аттитюдов (установок). Он считает, что субъект изначально ориентирован на информацию, раскрывающую содержание внешнего мира, и строит для него модель. Элементарными процессами, которые рассматривает К. Фишер, являются акты поведения. Он выделяет десять уровней развития: 1) простые сенсомоторные действия (первые месяцы жизни); 2) координация сенсомоторных действий (середина первого года жизни); 3) сенсомоторные системы (с 10 мес. до 1,2 года); 4) системы сенсомоторных систем = простые представления действия (ранний возраст); 5) координация представлений действия (дошкольный возраст); 6) системы представлений (младший школьный возраст); 7) системы систем представлений = абстрактные действия (подростковый возраст); 8) координация абстрактных действий (старший школьный возраст); 9) система абстрактных действий (ранняя зрелость); 10) системы абстрактных систем (взрослость).