ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Найдено 1 определение
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
принцип выделения ступеней (стадий) онтогенеза, количественно и качественно отличающихся новообразованиями психофизиологического развития от появления человека на свет до его покидания. В.п. противопоставляется взглядом на развитие как на плавный процесс. Апологеты В.п. развития придерживаются собственных теоретических установок, опираясь на которых определяют смену стадий по присущим им устойчивым признакам. Психологическое содержание признаков различно. Так возникло множество классификаций, контрастно отличающихся как по числу включенных в них стадий, так и по соответствующим им возрастным диапазонам. По мнению С. Бижу и Д. Баера, индивидуальное развитие включает в себя следующие этапы: 1) базовая стадия (называемая также универсальной или инфантильной): удовлетворение биологических потребностей через первичное обусловливание; преобладание ответного, а также исследовательского поведения; завершение возникновения речевого поведения; 2) основная стадия: нарастающее освобождение от организменных ограничений (уменьшается потребность в сне, возрастает мускульная сила, ловкость); возникновение речи как сигнальной системы; расширение круга отношений с биологически значимыми лицами из ближайшего окружения на всю семью. Эта стадия делится на: а) раннее детство: семейная социализация, первая самостоятельность; б) среднее детство: социализация в начальной школе, развитие социальных, интеллектуальных и моторных умений; в) юношество: гетеросексуальная социализация; 3) социальная стадия (называемая чаще культурной): взрослая жизнь, разделенная на: а) зрелость: стабильность поведения; профессиональная, супружеская и общественная социализация (продолжается до начала инволюционных процессов); б) пожилой возраст: инволюция социальных, интеллектуальных и моторных возможностей и построение компенсирующего поведения. К. Бюлер за критерий периодизации принял изменение источника удовольствия. Сначала индивид получает удовольствие от удовлетворения инстинктивных потребностей (стадия инстинкта), затем от процесса деятельности (стадия дрессуры) и позже от результата деятельности и его предвосхищения (стадия интеллекта). К. Гетчинсон, основываясь на критерии способа добывания пищи, который, по его мнению, определяет не только биологическое, но и психологическое развитие, выделил: 1) стадию рытья и копания (от рождения до 5 лет); дети любят играть в песке, делать куличики, манипулировать с ведерком и совочком; 2) стадию охоты и захвата (4-12 лет); дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком; 3) пастушескую стадию (9-14 лет); дети стремятся иметь свой уголок, чаще всего вне дома, любят домашних животных и стараются их завести; проявляется стремление к ласке и нежности. Так как с этой стадии наступает эра цивилизованного человека, начало систематического обучения возможно только с нее, но не ранее; 4) земледельческую стадию (12-16 лет); появляется интерес к погоде, явлениям природы, любовь к садоводству и цветоводству, зарождается наблюдательность и осмотрительность; 5) стадию промышленности и торговли, или стадия современного человека (от 14 лет до взрослости); дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и других точных наук, возникает стремление меняться различными предметами; Э. Мейман предложил периодизацию психического развития, критерием в которой являются этапы интеллектуального развития: 1) стадия фантастического синтеза (от рождения до 7 лет); дети обобщают отдельные ощущения без системы и логики, поэтому получаемые ими понятия далеки от реальности; 2) стадия анализа (7-12 лет); ведущей становится не интеграция, а дифференциация, т.е. разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, расчленив понятие на части и формируя адекватное представление об этих частях. На этой стадии возможно начало систематического обучения детей; 3) стадия рассудочного синтеза (12-16 лет); формируется операциональное мышление, появляется возможность интегрировать отдельные понятия, которые усвоили на предыдущем этапе, и получать научные представления об этих частях. К. Фишер создал теорию развития умений. Понятие умений К. Фишер заимствует в основном из теории аттитюдов (установок). Он считает, что субъект изначально ориентирован на информацию, раскрывающую содержание внешнего мира, и строит для него модель. Элементарными процессами, которые рассматривает К. Фишер, являются акты поведения. Он выделяет десять уровней развития: 1) простые сенсомоторные действия (первые месяцы жизни); 2) координация сенсомоторных действий (середина первого года жизни); 3) сенсомоторные системы (с 10 мес. до 1,2 года); 4) системы сенсомоторных систем = простые представления действия (ранний возраст); 5) координация представлений действия (дошкольный возраст); 6) системы представлений (младший школьный возраст); 7) системы систем представлений = абстрактные действия (подростковый возраст); 8) координация абстрактных действий (старший школьный возраст); 9) система абстрактных действий (ранняя зрелость); 10) системы абстрактных систем (взрослость).

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
357.06 кб

Периодизация онтогенетического развития вербального отражения действительности

Медведев Д. А.
Читать PDF
97.94 кб

Периодизация детской игры в антропологической перспективе

Белобрыкина О. А.
В психологической антропологии считается, что на протяжении жизни человек последовательно проходит ряд ступеней развития субъективности, каждая из которых знаменуется оформлением соответствующего образа субъективной реальности: ин
Читать PDF
160.18 кб

Периодизация истории рекрутской повинности в России в XVIII-XIX веках

Иванов Фёдор Николаевич
В статье предпринята попытка дать периодизацию истории рекрутской повинности в России в XVIII-XIX веках как исторического явления, в рамках которого были взаимосвязаны система комплектования армии и повинность населения.
Читать PDF
588.77 кб

Периодизация отечественной истории психологии воли: принципы и критерии построения

Батыршина А.Р.
Читать PDF
603.84 кб

Возрастная периодизация карьерного пути предпринимателей

Прохорова Мария Вячеславовна, Белоконь Ольга Леонидовна
В ходе анализа карьерного пути тридцати выдающихся предпринимателей определены возрастные периоды, в течение которых с наибольшей вероятностью достигаются успехи или происходят кризисы в бизнесе, а также выявлены стабильные ситуац
Читать PDF
552.56 кб

Периодизация психосоматического развития человека в мiру (хронология жизни: 0-100 лет)

Кокорин Валерий Николаевич
Рассмотрены вопросы периодизации жизненного цикла человека в возрастных границах (0-100) лет.
Читать PDF
0.00 байт

Периодизация профессионального становления личности: анализ отечественных и зарубежных подходов

Поваренков Юрий Павлович
В статье анализируются основные типы периодизаций профессионального становления личности: онтогенетические, профессионалогенетические, качественные, статусные и смешанные.
Читать PDF
0.00 байт

Возрастная периодизация трудовых ресурсов молодежи как фактор развития трудового потенциала (на прим

Шайкин Д.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Функциональная периодизация онтогенеза

Худоян С.С.
В обзоре с использованием собственных данных автор предлагает применить функциональный подход к возрастной периодизации. Возрастной цикл рассматривается как процесс решения определенной проблемы развития.
Читать PDF
1.13 мб

Периодизация жизни человека: детство

Швалёва Анастасия Ивановна
В данной статье рассматривается периодизация жизни человека, а именно, автор делает акцент на важности и необходимости подробного рассмотрения и изучения самого первого этапа жизни детства.
Читать PDF
176.82 кб

Периодизация эволюции расселения на территории Адыгеи

Тлехурай Фатимат Вячеславовна
Приводится разработанная автором схема периодизации эволюции расселения на территории Адыгеи.
Читать PDF
688.23 кб

Хронобиология. Возрастная периодизация

Гуров Валерий Александрович
Обосновывается цикличность гормональной перестройки физиологических процессов в организме человека на всем протяжении его жизни. Аргументируется вероятная численность таких циклов.

Похожие термины:

  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

    выделение в истории развития данной науки периодов, этапов, др. временных промежутков, отличающихся качественными характеристиками состояния конфликтологии. В основу периодизации положен содер
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА

    разделение конфликта на фазы, периоды и этапы, позволяющее рассматривать его как явление со сложной динамикой. См. Динамика конфликта
  • Периодизация развития личности

    Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок иибо интегрируется с обществом, либ
  • Возрастная периодизация развития личности

    развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется
  • РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ

    выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней - стадий развития психического. В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тоже различны. Напр
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Словообразование. Происходит от греч. рeriоdоs - круговращение. Категория. Выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. Исследования. В разных моделях задействов
  • Возрастная периодизация

    опирающиеся на эмпирические данные теоретические представления о существовании качественно различных этапов, стадий, фаз физического, психического, личностного, социального и духовного развити
  • Возрастная периодизация жизни

    хронология эндогенных изменений в развивающемся организме. Восходящее развитие происходит с момента зачатия и продолжается в период роста и развития организма и личности. В период зрелости прои
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОБЩЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

    была предложена А. В. Петровским в 1965 г. и может быть несколько уточнена так: I период — досоветский: 1-й этап (XI в.— 1862 г.) — досеченовский; 2-й (1863—1917) — построение рефлекторной теории психики. II перио
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

    была предложена В. Г. Казаковым в 1976 г. и может быть несколько уточнена так: I период — досоветский: 1-й этап (1117—1870) — развитие психологии военного труда; 2-й (1871—1917) — начало изучения промышленного т
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    I период (1918—1940) — социально-психологический аспект психологии труда и личности с позиций акцентирования общественно-исторической обусловленности сознания. II период (1941—1958) — негативное отноше
  • Периодизация в детско-подростковом развитии

    Существует множество классификаций для периодизации развития в детско-подростковом возрасте. Одна из наиболее популярных определяет эти этапы следующим образом: а) первый период - моторный этап (
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ

    (греч. periodos — круговорот, промежуток времени, охватывающий законченный процесс) — в истории психологии процесс и результат исторического и системно-структурного анализа развития психологическо
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

    научно обоснованное представление о периодах возрастного, психологического развития человека. Наиболее разработанными и обоснованными в психологии являются П.в.р. в детстве и в юности. Существуе