Возрастная периодизация

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Возрастная периодизация
опирающиеся на эмпирические данные теоретические представления о существовании качественно различных этапов, стадий, фаз физического, психического, личностного, социального и духовного развития человека.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

Возрастная периодизация
Рассмотрение жизни человека с точки зрения условных временных отрезков, специфичных для физических и функциональных характеристик человека. Возрастные периоды выделяются на основе усредненных статистических данных и должны осторожно использоваться в применении к каждому конкретному человеку.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
выделение границ временных периодов жизни, характеризующихся определенными анатомо-физиологическими и социально-психологическими признаками развития. В России принята следующая В. п.: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет); подростковый возраст (от 10-11 до 15 лет); юношеский возраст (15-21 год); зрелый возраст (21-60 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (свыше 90 лет); (см. Детство, Дошкольный возраст, Младенческий возраст, Преддошкольный возраст, Школьный возраст) ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ - сознательный двигательный акт, направленный на решение какой-л. задачи, опосредованный осознанием цели и предвидением последствий; В. д. по сути является произвольным действием

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
деление всего цикла жизни (онтогенеза) на отдельные, качественно своеобразные периоды. В советской психологии была принята следующая: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство (1–3 года); дошкольное детство (36 лет); младший школьный возраст (6–10 лет); подростковый (10–15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15–17 лет), второй период (17–21 год); зрелый возраст: первый период (21–35 лет), второй период (35–60 лет); пожилой возраст (60–75 лет); старческий (75–90 лет); долгожители (90 лет и выше). В психологии существуют различные по принципам построения концепции психики, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка (П.П.Блонский и др.). В 70е годы Д.Б.Элькониным была предложена В.п. развития психики, основанная на смене ведущих деятельностей: игры (дошкольники), учения (младшие школьники), интимноличностного общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юноши). В 80е годы А.В.Петровский предложил концепцию В.п. развития личности, которая определяется типом деятельно-опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами. Безотносительно к решению вопроса о детерминации возрастных особенностей концепции В.п. в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Возрастная периодизация
деление процессов развития человека на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды. В. п. имеет отношение к представлению о норме развития, под которой понимают не только количественные, но также и качественные меры особенностей функционирования основных систем организма, обеспечивающих его адаптацию к конкретным условиям среды. Качество, способы и специфика адаптации человека к своей среде жизнедеятельности служат основным источником критериев, лежащих в основе выделения в непрерывном жизненном потоке отдельных этапов — периодов. Критерии периодизации должны отражать качественные преобразования целостного организма. Ими могут быть изменения метаболизма, которые определяют количественные морфофункциональные характеристики: рост, вес, смена зубов. Учитывая весь спектр возрастных изменений и способ адаптации к среде, принято выделять следующие возрастные этапы:
Период новорожденности — 1—10 дней.
Младенческий (грудной) период — первый год.
Ранний возраст — от 1 года до 3 лет.
Первое детство — от 4 лет до 7.
Второе детство — от 8 лет до 12.
Подростковый период — от 12 лет до 16 лет.
Юность — от 16—17 лет до 20—21 года.
Молодость — от 21 года до 30—35 лет.
Зрелость — от 30—35 лет до 50—55 лет.
Пожилой, преклонный возраст — 55— 75 лет.
Старость — от 75 лет и старше.
Эта известная периодизация критикуется за то, что она не учитывает перинатальный период (см. Перинатальная психология), индивидуальные личностные вариации развития и жизненного пути, а также за нефизиологичность и непсихологичность.
Выдвинут также психофизиологический подход, в рамках которого приоритет отдан качественной специфичности адаптивных функций и механизмов, связанных с созреванием различных отделов мозга, в том числе и центральных регуляторных структур, управляющих функциональными системами и поведением человека. В психологии развития и детской психологии принято в качестве критерия В. п. формирование психических и личностных новообразований.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ
членение возрастного развития на периоды, этапы, рассмотрение процесса, разворачивающегося во времени.
Существуют периодизации, построенные на основе признаков, лежащих вне психического процесса в онтогенезе (биогенетическая теория, согласно которой онтогенез повторяет филогенез); на основе одного из признаков развития в онтогенезе (появление волос, зубов, половое созревание или пребывание в различных типах учебных заведений - детский сад, школа, вуз и т. д.); на основе комплекса признаков онтогенетического развития (системного описания человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности; сочетание социальной ситуации, ведущей деятельности, психических новообразований).
Виды периодизации зависят от концепции и понимания источников и движущих вил развития в онтогенезе. Возможны П.в. общего психического развития (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин), периодизации личности (Л.И.Божович), периодизации профессионального развития (Е. А. Климов), речевого развития (А.К.Маркова) и др.
Современная Пв. исходит из положений:
- возрастное членение развития не совпадает с течением времени, год развития в одном возрасте не совпадает с годом развития в другом возрасте;
- периодизация развития требует учета разнородных детерминант социального и биологического развития, причем роль одного и того же признака в разные периоды различна;
- разные системы человека (например, его биологический и социальный уровень) имеют особый, присущий им характер и темп становления, который, изменяется на разных этапах, развиваются неравномерно и гетерохронно (разновременно), что обуславливает внутреннюю противоречивость развития и источник критических периодов развития;
- построение П.в. в онтогенезе связано с течением исторического времени, ускорение или замедление которого влияют на течение отдельной человеческой жизни и др.
Для акмеологии важно построение полной периодизации профессионального развития, выявляющей временную последовательность, неравномерность, гетерохронностъ - по форме, направленности и темпам, скорости развития разных психологических подсистем, значимых для профессионального развития (профессиональная мотивация, виды профессиональной деятельности, профессиональные способности, профессионально важные качества личности и др.).

Источник: Акмеологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
688.23 кб

Хронобиология. Возрастная периодизация

Гуров Валерий Александрович
Обосновывается цикличность гормональной перестройки физиологических процессов в организме человека на всем протяжении его жизни. Аргументируется вероятная численность таких циклов.
Читать PDF
112.82 кб

Проблема возрастной периодизации в социологии детства

Бесчасная Альбина Ахметовна
Дети и детство в качестве объектов исследования рассматриваются многими научными дисциплинами. Этим объясняется неоднозначность определения возрастного периода детства.
Читать PDF
603.84 кб

Возрастная периодизация карьерного пути предпринимателей

Прохорова Мария Вячеславовна, Белоконь Ольга Леонидовна
В ходе анализа карьерного пути тридцати выдающихся предпринимателей определены возрастные периоды, в течение которых с наибольшей вероятностью достигаются успехи или происходят кризисы в бизнесе, а также выявлены стабильные ситуац
Читать PDF
231.90 кб

К проблеме построения объясняющей возрастной периодизации

Худоян С. С.
Читать PDF
13.52 мб

Жизненные ценности и смыслы возрастной периодизации человека

Ермаков С.А., Кашина О.П.
В статье авторы обращаются к осмыслению определяющих жизненных ценностей и смыслов в основных периодах жизни человека. Показывается значимость данного анализа для всестороннего осмысления и интерпретации жизненного пути человека.
Читать PDF
113.88 кб

Представления о возрастной периодизации детства в средневековой Руси

Филиппова Галина Григорьевна, Василенко Елена Владимировна
В современном мире проблемы, связанные с развитием и воспитанием детей, отношением к детям и родительству приобретают все большее значение.
Читать PDF
644.67 кб

О критериях возрастной периодизации (материалы к философии возраста)

Лишаев Сергей Александрович
The problem of age periodization is regarded in the perspective of hermeneutic phenomenology.
Читать PDF
1.12 мб

Особенности возрастной периодизации детской целевой аудитории телепрограмм

Тымко Анастасия Юрьевна, Черкашина Светлана Анатольевна
Сформулированы причины недостаточного уровня развития детских телепрограмм для детей. Рассмотрены основные периодизации детского возраста, ограничения материалов в информационной продукции для детей разного возраста.
Читать PDF
837.24 кб

Кризисы развития: по результатам контент-анализа шестидесяти возрастных периодизаций

Краснова Оксана Викторовна, Краснов Андрей Андреевич
Возрастные периодизации могут служить теоретическим содержательным материалом, связывающим объяснительные концепции с эмпирикой как отражение накопленного поколениями ученых опыта наблюдений и осмысления процессов развития личност
Читать PDF
420.14 кб

Маркетинговый подход к возрастной периодизации при взаимодействии с пожилыми потребителями

Асташова Юлия Владимировна, Каточков Виктор Михайлович
В статье представлен ретроспективный анализ подходов к возрастной периодизации жизни человека в гуманитарных науках, в результате которого показано, что, несмотря на интерес исследователей различных научных направлений, на сегодня
Читать PDF
18.89 мб

Биоимпедансометрия как метод оценки состояния здоровья детей разной возрастной периодизации и физиче

Сивых Е.А., Лобанов Ю.Ф.
Читать PDF
142.91 кб

Возрастная периодизация трудовых ресурсов молодежи как фактор развития трудового потенциала (на прим

Шайкин Д.Н.

Похожие термины:

  • Возрастная периодизация жизни

    хронология эндогенных изменений в развивающемся организме. Восходящее развитие происходит с момента зачатия и продолжается в период роста и развития организма и личности. В период зрелости прои
  • Возрастная периодизация развития личности

    развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется