Возрастная периодизация

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Возрастная периодизация
опирающиеся на эмпирические данные теоретические представления о существовании качественно различных этапов, стадий, фаз физического, психического, личностного, социального и духовного развития человека.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

Возрастная периодизация
Рассмотрение жизни человека с точки зрения условных временных отрезков, специфичных для физических и функциональных характеристик человека. Возрастные периоды выделяются на основе усредненных статистических данных и должны осторожно использоваться в применении к каждому конкретному человеку.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
выделение границ временных периодов жизни, характеризующихся определенными анатомо-физиологическими и социально-психологическими признаками развития. В России принята следующая В. п.: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет); подростковый возраст (от 10-11 до 15 лет); юношеский возраст (15-21 год); зрелый возраст (21-60 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (свыше 90 лет); (см. Детство, Дошкольный возраст, Младенческий возраст, Преддошкольный возраст, Школьный возраст) ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ - сознательный двигательный акт, направленный на решение какой-л. задачи, опосредованный осознанием цели и предвидением последствий; В. д. по сути является произвольным действием

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
деление всего цикла жизни (онтогенеза) на отдельные, качественно своеобразные периоды. В советской психологии была принята следующая: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство (1–3 года); дошкольное детство (36 лет); младший школьный возраст (6–10 лет); подростковый (10–15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15–17 лет), второй период (17–21 год); зрелый возраст: первый период (21–35 лет), второй период (35–60 лет); пожилой возраст (60–75 лет); старческий (75–90 лет); долгожители (90 лет и выше). В психологии существуют различные по принципам построения концепции психики, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка (П.П.Блонский и др.). В 70е годы Д.Б.Элькониным была предложена В.п. развития психики, основанная на смене ведущих деятельностей: игры (дошкольники), учения (младшие школьники), интимноличностного общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юноши). В 80е годы А.В.Петровский предложил концепцию В.п. развития личности, которая определяется типом деятельно-опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами. Безотносительно к решению вопроса о детерминации возрастных особенностей концепции В.п. в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Возрастная периодизация
деление процессов развития человека на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды. В. п. имеет отношение к представлению о норме развития, под которой понимают не только количественные, но также и качественные меры особенностей функционирования основных систем организма, обеспечивающих его адаптацию к конкретным условиям среды. Качество, способы и специфика адаптации человека к своей среде жизнедеятельности служат основным источником критериев, лежащих в основе выделения в непрерывном жизненном потоке отдельных этапов — периодов. Критерии периодизации должны отражать качественные преобразования целостного организма. Ими могут быть изменения метаболизма, которые определяют количественные морфофункциональные характеристики: рост, вес, смена зубов. Учитывая весь спектр возрастных изменений и способ адаптации к среде, принято выделять следующие возрастные этапы:
Период новорожденности — 1—10 дней.
Младенческий (грудной) период — первый год.
Ранний возраст — от 1 года до 3 лет.
Первое детство — от 4 лет до 7.
Второе детство — от 8 лет до 12.
Подростковый период — от 12 лет до 16 лет.
Юность — от 16—17 лет до 20—21 года.
Молодость — от 21 года до 30—35 лет.
Зрелость — от 30—35 лет до 50—55 лет.
Пожилой, преклонный возраст — 55— 75 лет.
Старость — от 75 лет и старше.
Эта известная периодизация критикуется за то, что она не учитывает перинатальный период (см. Перинатальная психология), индивидуальные личностные вариации развития и жизненного пути, а также за нефизиологичность и непсихологичность.
Выдвинут также психофизиологический подход, в рамках которого приоритет отдан качественной специфичности адаптивных функций и механизмов, связанных с созреванием различных отделов мозга, в том числе и центральных регуляторных структур, управляющих функциональными системами и поведением человека. В психологии развития и детской психологии принято в качестве критерия В. п. формирование психических и личностных новообразований.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ
членение возрастного развития на периоды, этапы, рассмотрение процесса, разворачивающегося во времени.
Существуют периодизации, построенные на основе признаков, лежащих вне психического процесса в онтогенезе (биогенетическая теория, согласно которой онтогенез повторяет филогенез); на основе одного из признаков развития в онтогенезе (появление волос, зубов, половое созревание или пребывание в различных типах учебных заведений - детский сад, школа, вуз и т. д.); на основе комплекса признаков онтогенетического развития (системного описания человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности; сочетание социальной ситуации, ведущей деятельности, психических новообразований).
Виды периодизации зависят от концепции и понимания источников и движущих вил развития в онтогенезе. Возможны П.в. общего психического развития (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин), периодизации личности (Л.И.Божович), периодизации профессионального развития (Е. А. Климов), речевого развития (А.К.Маркова) и др.
Современная Пв. исходит из положений:
- возрастное членение развития не совпадает с течением времени, год развития в одном возрасте не совпадает с годом развития в другом возрасте;
- периодизация развития требует учета разнородных детерминант социального и биологического развития, причем роль одного и того же признака в разные периоды различна;
- разные системы человека (например, его биологический и социальный уровень) имеют особый, присущий им характер и темп становления, который, изменяется на разных этапах, развиваются неравномерно и гетерохронно (разновременно), что обуславливает внутреннюю противоречивость развития и источник критических периодов развития;
- построение П.в. в онтогенезе связано с течением исторического времени, ускорение или замедление которого влияют на течение отдельной человеческой жизни и др.
Для акмеологии важно построение полной периодизации профессионального развития, выявляющей временную последовательность, неравномерность, гетерохронностъ - по форме, направленности и темпам, скорости развития разных психологических подсистем, значимых для профессионального развития (профессиональная мотивация, виды профессиональной деятельности, профессиональные способности, профессионально важные качества личности и др.).

Источник: Акмеологический словарь.