научно обоснованное представление о периодах возрастного, психологического развития человека. Наиболее разработанными и обоснованными в психологии являются П.в.р. в детстве и в юности. Существует несколько П.в.р., относящихся к данному периоду жизни человека и предложенных разными учеными в разные времена развитие детской и возрастной психологии.
Одна из первых таких пеоридизаций содержалась в работах немецкого педагога и психолога Э. Меймана. Он выделяет следующие периоды интеллектуального развития ребенка: 1. От рождения до 7 лет-стадия «фантастического синтеза». На этой стадии дети обобщают и характеризуют отдельные свои ощущения без очевидной системы и логики, и поэтому получаемые в результате «понятия» таковыми не являются и часто весьма далеки от реальности. Интеллектуальная интеграция в этом возрасте еще слабо развита, и ее итоги дополняются «олицетворением и вчувствованием», т. е. данными, связанными с обобщением чувственного тона ощущений. 2. От 7 до 12 лет-стадия анализа. На этой стадии ведущим процессом становится не интеграция, а дифференциация, т. е. разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, на части и формирование адекватного представления об этих частях. 3. От 12 до 16 лет-стадия рассудочного синтеза. На этой стадии у подростков формируется операциональное мышление, и они могут интегрировать отдельные понятия, которые были ими усвоены на предыдущем этапе, и также получать научные представления об окружающем мире.
В периодизации возрастного развития Д.Б. Брамлей в детстве и в юности выделяются два соответствующих цикла. Цикл детства включает, соответственно, младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 до 11—13 лет), и цикл юности (две стадии: старшее школьное детство-от 11 до 15 лет и юность-15—21 год).
Французский детский психолог Э. Клапаред предложил следующую периодизацию развития, выделив в ней четыре этапа: 1. От рождения до 2 лет-преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому и интеллектуальное развитие связано главным образом с восприятием. 2. От 2 до 3 лет-развивается речь, и познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях. 3. От 3 до 7 лет-начинается собственно интеллектуальное развитие, т. е. развитие мышления, причем преобладают общие умственные интересы. 4. От 7 до 12 лет-начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, так как их интеллектуальное развитие связано с формированием интересов к различным сферам человеческой деятельности. Данная периодизации психического развития повлияла на взгляды Ж. Пиаже, который был учеником Клапареда.
Согласно Д.Б. Эльконину в детстве выделяются следующие периоды возрастного, интеллектуального (когнитивного) развития: 1. Младенчество (от рождения до 1 года). 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет). 3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 4—5 лет). 4. Старший дошкольный возраст (от 4—5 до 6—7 лет). 5. Младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет). 6. Подростковый возраст (от 10—11 до 13—14 лет). 7. Ранний юношеский возраст (от 13—14 до 16—17 лет).
Периодизация развития человека как личности в этот же период жизни, по Э. Эриксону, включает следующие стадии: грудной возраст (от рождения до 1 года), ползунковый возраст (1—3 года), дошкольный возраст (3—6 лет), предпубертатный возраст (6—11 лет) и юность (13—18 лет).
В П.в.р. личности, автором которой является Д.И. Фельдштейн, выделяются две фазы, включающие три этапа и шесть периодов. Первая фаза психологического развития личности относится к возрасту от рождения до 10 лет, а вторая фаза-к возрасту от 10 до 17 лет. В рамках первой фазы развития выделяются два этапа, включающие четыре периода: от рождения до 3 лет-первый этап и два периода (0—1 год, 1—3 года); от 3 до 10 лет-второй этап и два периода (от 3 до 6 лет и от 6 до 10 лет); от 10 до 17 лет-третий этап и также два периода (от 10 до 15 лет и от 15 до 17 лет). Внутри каждого периода ребенок, последовательно развиваясь как личность, проходит через две основные стадии, которые автор обозначает как «Я и общество» и «Я в обществе». См. детство, развития возрастного период.