Возрастная периодизация развития личности это что такое Возрастная периодизация развития личности: определение — Психология.НЭС
Возрастная периодизация жизни ВОЗРАСТНАЯ РЕГРЕССИЯ

Возрастная периодизация развития личности

Найдено 1 определение:

Возрастная периодизация развития личности

развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза; характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Общепризнанная в отечественной педагогике и психологии мысль А.С. Макаренко о том, что личность развивается в коллективе и через коллектив, может быть переформулирована: личность ребенка, подростка, юноши развивается в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности. Развитие личности детерминируется процессом развития группы, в которой она интегрирована и которая доминирует на данной возрастной ступени. Наиболее благоприятные условия для деятельностного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. На основе этого предположения может быть сконструирована модель развития личности в конкретно-исторических условиях воспитания. При этом выделяются собственно возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0—3), детсадовское детство (3—7), младший школьный возраст (7—11), средний школьный возраст (11 — 15), старший школьный возраст (15—18). В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания либо выступает как просоциальная ассоциация или коллектив (при превалировании тактики «семейного сотрудничества»), либо оборачивается для ребенка зачастую совершенно не осознаваемыми родителями отрицательными сторонами, которые присущи менее развитым группам (если в семье взрослые придерживаются, например, тактики «диктата» или же «слепой опеки»). В зависимости от характера семейных отношений изначально складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного маленького себялюбца. Важность периода раннего детства для формирования личности отмечалась многими психологами, но его роль нередко мистифицировалась (3. Фрейд и др.). В действительности ребенок с первого года своей жизни находится в достаточно развитой группе и с присущей ему активностью, связанной с особенностями его нервнопсихической организации, усваивает сложившийся в этой группе тип отношений, претворяя эти отношения в черты своей формирующейся личности. Фазы развития личности в преддошкольном возрасте имеют следующие результаты: первая — адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладения языком как средством приобщения к социуму при первоначальном неумении выделить свое Я из окружающих предметов, вторая — индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и т.д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья — интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых и предъявлять им разумные требования, с которыми взрослые готовы считаться. Воспитание ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, с 3—4 лет нередко протекает одновременно и в детском саду. Переход на этот новый этап развития не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают готовность к этому переходу), а детерминирован извне социальными причинами, к которым относится развитость системы дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей и т.д. Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего возрастного периода успешным протеканием фазы интеграции, то здесь (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития личности — адаптация в новой группе оказывается затрудненной. Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитательницей, которая, как правило, становится для него наравне с родителями наиболее референтным лицом. Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают: адаптацию — усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и друг с другом; индивидуализацию — стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей; интеграцию — гармонизацию неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принять только то в нем, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения его перехода на новый этап общественного воспитания — в школу. В младшем школьном возрасте три фазы, его образующие, дают школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников. Эта группа управляется учительницей. Последняя оказывается по сравнению с воспитательницей детского сада еще более референтной для детей, в связи с тем, что она, используя аппарат отметок, регулирует взаимоотношения ребенка с другими взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе «как к другому». Примечательно, что фактором развития личности младшего школьника является не столько сама учебная деятельность, сколько отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка. Максимальное значение учебная деятельность какличностнообразующий фактор приобретает, по-видимому, в старшем школьном возрасте, характеризующемся сознательным отношением к учебе. Третья фаза периода младшего школьного возраста означает, по всей вероятности, интеграцию школьника не столько в системе «ученики—ученики», сколько в системе «ученики—учительница», «ученики—родители». Вступление в подростковый период по сравнению с предыдущими имеет ту особенность, что не предполагает вхождения в новую группу (если не возникла референтная группа вне школы, что часто случается), а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях (появление учителей-предметников вместо одной учительницы в младших классах, возникновение дружеских компаний у старших подростков и т.д) при определяемой половым созреванием существенной перестройке организма. Сама группа становится другой, качественно изменяется. Неравномерно протекающий для мальчиков и девочек темп развития создает внутри класса две половозрастные группы. Многообразие задач в различных видах деятельности ведет к заметной дифференциации школьников, образующих в одном случае просоциальные по своему характеру ассоциации, а в другом — асоциальные ассоциации, тормозящие, а иногда и искажающие развитие личности. В этой связи представляется непродуктивным обсуждение вопроса о ведущей для этого возраста деятельности («интимно-личного общения», по Д.Б. Эльконину, «общественно-полезной деятельности», по Д.И. Фельдштейну и т.д.), и не столько из-за отмеченной выше заведомой нецелесообразности поисков такой деятельности, сколько из-за разной значимости этих факторов развития личности для различных по типу и уровню развития групп. На примере подросткового возраста можно показать, что микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него. Успешная интеграция в одной из них может сопровождаться дезинтеграцией в других средах. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергаются в другой, где доминирует иная деятельность и иные ценностные ориентации, блокирующие возможности успешного интегрирования в ней. Потребность быть личностью в этом возрасте приобретает отчетливую форму самоутверждения, объясняемую относительно затяжным характером индивидуализации, поскольку личностно значимые качества подростка, позволяющие ему вписываться, например, в круг дружеской компании сверстников, зачастую отнюдь не соответствуют требованиям учителей, родителей и вообще взрослых, отодвигающих его на стадию первичной адаптации. Разобщенность, легкая сменяемость, содержательное несходство референтных групп и, в особенности, отсутствие совместной деятельности тормозят процесс интеграции личности подростка. Устойчивую позитивную интеграцию обеспечивает вхождение личности в группу высшего уровня развития либо в случае перехода в новую общность, либо в результате объединения той же самой группы школьников вокруг захватывающей их деятельности, ценности и цели которой отныне опосредствуют их межличностные отношения. Процесс развития личности в высокоразвитых группах как позитивной, так и, возможно, негативной ориентации — специфическая особенность юности. Адаптация, индивидуализация и интеграция в подобных общностях являются условием формирования самих этих общностей. Все это дает возможность построения обобщенной модели развития личности. В этом случае мы получаем многоступенчатую схему периодизации с выделенными эрами, эпохами, периодами, фазами формирования личности. А. В. Петровский
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме Возрастная периодизация развития личности — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Биполярные возрастные задачи развития личности как теоретический конструкт

Солодников В.В., Солодникова И.В.
Скачать PDF

Личностная зрелость сквозь призму возрастного и индивидуального развития

Портнова Алла Георгиевна
В статье выделяются основания для описания общего, возрастного и особенного, индивидуального аспектов личностной зрелости, приведены перспективные подходы к комплексному исследованию зрелости личности. Раскрываются подходы к выделению показателей зрелости личности через соотношение индивидных и личностных характеристик, основанные на развитии идей Е. Ф. Рыбалко.
Скачать PDF

Возрастные аспекты личностного развития (на примере перехода от младшего школьного к младшему подрос

Катеринина Анна Андреевна
Проведен анализ взаимосвязи особенностей детей разных психологических возрастов. Учитывались следующие положения, выдвинутые Е.Е. Кравцовой о том, что существуют три сферы, в которых происходят качественные изменения при переходе от одного периода к другому. первая сфера общение со взрослым Оно, по мнению Е.Е. Кравцовой знаменует собой вхождение ребенка в кризис. Обобщая изменения, происходящие в этой сфере при переходе от младшего школьного к младшему подростковому возрасту, можно отметить, что из позиции «вечного» ученика, который нуждается в объяснениях взрослого и в его поддержке, ребенок переходит к позиции равноправного партнера. Вторая сфера общение со сверстниками она знаменует собой нахождение ребенка в кризисе. По мнению разных авторов в переходном периоде сверстник приобретает особую значимость. Для ребенка гораздо важнее становится мнение одного сверстника, чем многих взрослых. Однако в младшем подростковом возрасте тенденция, возникающая в кризис, остается, только теперь и выбор сверстника и основания этого выбора становятся предметом сознания подростка. Третья сфера самосознание, характеризующее отношение ребенка к самому себе и которое знаменует собой выход ребенка из кризиса и переход к новому периоду развития.
Скачать PDF

Исследование проблем нравственного развития личности в возрастном периоде «Ранняя взрослость»

С. В. Агафонова
В статье представлены результаты исследования основных проблем в нравственном развитии взрослых людей в период ранней взрослости, проведен количественный и качественный анализ эмпирических данных, предложены пути решения существующих трудностей. Продемонстрировано существование прямой связи между эффективностью когнитивной (познавательной) деятельности и уровнем нравственного развития.
Скачать PDF

Симпозиум «Развитие личности: социокультурный и возрастной аспекты» на IV съезде Российского психоло

Обухов Алексей Сергеевич
Скачать PDF

Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социа

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Ясюкевич Юлия Владимировна, Миненко Леонтий Иванович, Шабанов Лев Викторович
Раскрываются проблемы психологии репродуктивного поведения современных российских женщин. Затронуты вопросы демографической ситуации в России. Приведены данные исследований, направленных на выявление роли условий социализации современных молодых женщин в формировании их личностной сферы и «коридора социальных возможностей» в реализации жизненного сценария как потенциальных матерей, основанные на комплексном изучении 300 женщин репродуктивного возраста.
Скачать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ физического развития и функциональной подготовленности изучаемой группы детей, с одной стороны указывает на благоприятные предпосылки для их дальнейшего развития, подтверждает основной вариант задержки, и с другой стороны указывает на возрастное увеличение наметившейся негативной тенденции ухудшения состояния здоровья, наблюдаемого в проявлении гипоксической устойчивости.
Скачать PDF

Потенциал личности как движущая сила развития преподавателя-профессионала

Денеко М.В.
Профессионализм это особое свойство человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в разнообразных условиях. Проблема развития индивидуального профессионализма человека тесно связана с вопросом о потенциалах психического развития и заложенных в нем ресурсах, которые могут быть использованы для решения социально значимой задачи подготовки профессионалов. Раскрывается взаимосвязь личностного потенциала в аспекте развития профессионализма преподавателя высшей школы.
Скачать PDF

Психологические механизмы и средства развития художественного сознания личности

Пархоменко М.В.
Скачать PDF

Сущность личностно-профессионального развития педагога на различных этапах жизненного пути

Панова Н. В.
В статье обосновывается сущность личностно-профессионального развития педагога через анализ понимания профессионализма, развития, активности, жизнедеятельности как основы диалектического понимания деятельности педагога. Автором предлагается взгляд на целостный процесс развития личности, имеющий смысловые факторы отношения к жизни педагога и сохранения его потенциала.
Скачать PDF

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ (

Эксакусто Т.В.
Скачать PDF

Развитие идентичности в целях личностного самоопределения в пожилом возрасте

Пряхина С. Б.
В статье рассмотрены особенности личностного самоопределения пожилых людей, трудности данного критического этапа и варианты стратегий адаптации пожилого контингента. В целях предотвращения негативной стратегии старения предложена программа групповой работы с пожилыми людьми, направленная на коррекцию идентичности в целях их дальнейшего самоопределения.Features of personal self-determination of elderly persons, difficulties of this critical stage and variants of strategy of the elderly contingent adaptation are considered in the article. The programme of group work with the elderly people is proposed. This programme is directed at identity correction with a view of their further self-determination and prevention of ageing negative strategy.
Скачать PDF