Периодизация в детско-подростковом развитии
Периодизация в детско-подростковом развитии
Существует множество классификаций для периодизации развития в детско-подростковом возрасте. Одна из наиболее популярных определяет эти этапы следующим образом: а) первый период - моторный этап (см.). Он относительно краток - от рождения до конца первого года. Реакции ребенка на этом этапе - прежде всего двигательные (моторные), независимо от вызывающей их причины; б) второй период - сенсомоторный этап (см.). Он охватывает возраст от одного года до трех лет. За это время формируются более сложные реакции (сенсомоторные), и они носят осознанный характер. Появляется способность сопоставления и противопоставления воспринимаемых объектов и образов, созданных до этого представлений о них; в) третий период - аффективный этап (см.). Развертывается в возрасте от трех до двенадцати лет. Эмоциональная реактивность уже начинает определять в наиболее значительной степени поведения ребенка. Дифференцируются реакции протеста, негативизма, демонстративности, молчаливости. Вырабатывается избирательность при формировании привязанностей и контактов ребенка с окружающей средой; г) четвертый период - идеаторный этап (см.). Его началом определяет возраст 12-14 лет. В сознательной деятельности основное место занимают обогащение понятиями и мышление абстрактными категориями.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003