ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ это что такое ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ: определение — Психология.НЭС
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ Организационное развитие

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Найдено 2 определения термина ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Организационное поведение

Organizational behavior (OB)) — Изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний.

Оцените определение:

Источник: Организационное поведение. Глоссарий по книге

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

англ. organization behavior) - наименование учебной дисциплины, которая охватывает широкий спектр вопросов, касающихся поведения людей и групп в организациях. Она аккумулирует опыт практического менеджмента, управленческого консультирования; в научном плане основывается на концепциях и теориях психологии, социологии, теории организаций и др. областей знания. Появление понятия "О. п." обычно связывают с докладом амер. психологов Р. Гордона и Д. Хауэла (1959), в котором авторы на основе анализа результатов опросов студентов и преподавателей бизнес-школ пришли к выводу, что будущим менеджерам-практикам недостаточно изучения психологии и что необходимо создание такой учебной дисциплины. По определению Стивена Коссена: "О. п. - это дисциплина, изучающая поведение людей и их взаимоотношения в организации с целью объединения нужд и устремлений каждого сотрудника в отдельности с нуждами и целями организации в целом" (Kossen, 1994).

Структура дисциплины "О. п." предложена Г. Левиттом в книге "Managerial Psychology" (1958). Оглавление книги, затем многократно переизданной, фактически воспроизводится в большинстве учебников и пособий по О. п. Логика изложения Левитта носит простой и ясный характер и дана в такой последовательности: психологические явления, связанные с индивидуальным поведением человека и могущие иметь отношение к его жизни в организации; феномены общения и взаимодействия в парах; малые группы (до 20 человек) и взаимодействие между ними; группы, в которых может участвовать до сотни человек; явления, характерные для больших групп, насчитывающих сотни и тысячи человек.

Поведение людей в организации не случайно. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на 3 уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. О. п. - это предмет, который возник на пересечении многих дисциплин, внесших достаточный вклад в его становление: социологии, психологии, теории организации, управления персоналом (см. Управление человеческими ресурсами), физиологии труда, научной организации труда. Многие распространенные в настоящее время макроконцепции менеджмента (обучающейся, адаптивной, креативной организации) составляют важные разделы О. п. (Е. Б. Моргунов.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Найдено рефератов по теме ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Анализ подходов к определению понятия «Организационное поведение»

Бас Виталий Николаевич
В статье рассмотрено и проанализировано понятие «организационное поведение» от сформулированного Ф.Лютенсом в 1999 г. до современных определений бизнес-сообщества. Определены его взаимодополняющие определения. В результате анализа организационное поведение можно представить комплексно, как поведение основных типов сотрудников организации в типовых ситуациях, связанных с работой. Эффективность организации определяется наличием всех необходимых и достаточных типов сотрудников.
Скачать PDF

«Организационное поведение» как учебная дисциплина: история, проблемы, перспективы

Вещугина Татьяна Семеновна
The discipline of organizational behaviour along with organizational theory and general management is essential in training of managers including those of public sector. However, it is a relatively new academic discipline for Russian higher education institutions. The article says that the main specific feature of this discipline is that it is founded on the complex of ideas and concepts belonging to various basic fields of knowledge. This, in its turn, poses a number of challenges in working up and delivering the course. Understanding of these problems is imperative, much of it is owed to the peculiarities of OB establishing as a separate research area in the 50-60ies of the last century. Therefore, the article rather comprehensively describes the establishment history of organizational studies in science and analyses the basic factors having the most significant influence on the process. Thus, the article gives a thorough consideration to a valuable contribution made by F. Taylor, who put forward a concept of scientific management; M. Weber, known as a founder of the bureaucratic form of organization, clearly differentiating between managers and executors; A. Fayol, who maintained his attitude towards the division of labour practices assigning people with special tasks to their best ability; E. Mayo, who proposed the idea that social environment at work significantly affected productivity; K. Levin, who considered it was person's personality as well as his/her environment that determined human behaviour. These scholars, first, contributed to grasping the idea that behaviour at work was shaped by a set of individual, group and organizational factors, second, with organizational behaviour studies generalized, to establishing a unified science. Extensive researches carried out, with the conclusions published in the article known as the "Gordon and Howell" report in 1959, were the key factors in establishing of OB as a science. Thus, it's underlined that the present-day OB is a science generated from various social disciplines (psychology, social psychology, political science and anthropology). Thus, interdisciplinary character of OB presents one of the main challenges while working out the organizational behaviour course, a teacher should adjust his/her approach and develop his/her area of competence in comparison to his/her basic education, and should ensure balance in core constituent elements representation, when describing phenomena and concepts of organizational behaviour. Otherwise, the course might turn into a summary of the "Psychology of Management" or the "Sociology of Management", and might not fulfill its integrative function. Hereafter the article scrutinizes a list of topics studied by OB and concludes that there is a wide range of OB issues, even simple enumeration of the crucial issues proves it: individual behaviour management, group management, organizational process management, motivation of employees, organizational culture establishing. Thus, another challenge is being set forth comprehensive presentation of all the aspects of this discipline in a study course poses a rather challenging task. Third challenge, from the author's perspective, manifests itself in a fact that contemporary organizational theory studies both various types of organizational behaviour and manifold versions of organizational behaviour as well as means of interpreting them. For the most part it is determined by diversity of approaches to organizational theory in psychology, sociology and other behavioral sciences. Thus, psychological science distinguishes between at least six markedly different methodological aspects. The article pays most attention to the methodology of individual differences, behavioural, non-behavioural and psychoanalytical approaches. Sociological and social anthropological approaches, which are the basics for interpretation of organizational behaviour variation, encompass much more nine, at least. Taking into account the abovementioned, the author formulates the forth challenge how to share extensive knowledge acquired in the area of OB as a managerial science, within managerial education study course in higher education institution and avoid conceptual narrowness resulting from teacher's commitment to one or another approach. Lastly, we approached the fifth challenge. It is determined by the fact that OB rests upon the researches enriching the discipline of organizational behaviour. Unfortunately, in present-day Russia this discipline represents a "calque" from the American model. Both theoretical and practical researches in various aspects of organizational behaviour in Russian institutions are indispensable to overcome this drawback. Moreover, it is crucial to disclose national specifics of human behaviour at work and opportunity to apply it in order to increase productivity. In support of the abovementioned, the author produces the results of the research conducted in the early nineties in Russia. This research is grounded on the approach to analysis of differences between nations, suggested by G. Hofstede, and goal of the research was to determine how the Russian national culture affects human behaviour in an institution.
Скачать PDF

Оценка эффективности управления организационным поведением работника

Стоянов И.А.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся оценки эффективности управления поведением работников. Приводятся точки зрения различных авторов по данному вопросу. Анализируются общие вопросы управления организационными системами.
Скачать PDF

Феномен управления организационным поведением и саногенный менеджмент

Морозюк Юрий Витальевич, Морозюк Светлана Николаевна
Авторами предлагается инновационный подход к решению проблемы управления организационным поведением. Доказывается возможность повышения эффективности персонала посредством развития саногенного мышления.
Скачать PDF

Организационно-процессуальный подход к анализу психической регуляции поведения и деятельности

Костин Анатолий Николаевич, Голиков Юрий Яковлевич
В статье анализируется современное состояние отечественных и зарубежных исследований психической регуляции поведения и деятельности и предлагается организационно-процессуальный подход к ее анализу.
Скачать PDF

Биструктурный анализ как способ влияния на индивидуальный уровень организационного поведения

Лебедева Любовь Александровна
В статье высказывается гипотеза и приводится ее логическое обоснование о возможности применения нового подхода к влиянию руководителя на подчиненного с целью его мотивации, а также к самоанализу менеджера при принятии управленческих решений.
Скачать PDF

Управление организационным поведением

Бас Виталий Николаевич
В статье рассмотрено и проанализировано понятие «организационное поведение», суть этого явления и основные организационные механизмы управления организационным поведением, роль управления организационным поведением в процессе управления персоналом. При этом определено, что корпоративную культуру вполне обоснованно можно рассматривать как основной механизм опосредованного управления организационным поведением.
Скачать PDF

Применение метода «Пситрансактный анализ» с целью совершенствования организационного поведения

Лебедева Любовь Александровна
В статье предлагается новый метод анализа конфликтной ситуации в малой группе в организации не только для его рационального и конструктивного разрешения, но и для сохранения благоприятного психологического климата в коллективе.
Скачать PDF

Микроподход к организационному поведению

Погудина Евгения Юрьевна
Рассматриваются особенности микроподхода к организационному поведению, который заключается в изучении и анализе внутренней среды организации, а также в знании особенностей механизмов и различных факторов, влияющих на индивидуальное поведение человека. Выявлены актуальные вопросы из области управления человеческими ресурсами, которым в настоящее время не уделяется должного внимания как в теории, так и в управленческой практике: учет национальных особенностей российского сотрудника, взаимосвязь мотивационных и эмоциональных факторов, направляющих поведение, гендер-ные аспекты планирования карьеры.
Скачать PDF

Поведение личности в организационной среде: теоретический анализ

Елкина Ольга Сергеевна
Рассматриваются проблемы терминологической определенности категорий «поведение», «деятельность» и «активность». Классифицируются имеющиеся точки зрения по направлениям и подходам, дается их критический анализ и раскрываются проблемы точности определений. Излагается авторский подход к соотношению исследуемых категорий и определяется их структурное содержание.
Скачать PDF

Эффективность работы персонала организации: синтез организационного поведения

Стоянов Иван Александрович
Описаны некоторые типы поведения персонала и их влияние на производительность организации. Приводится несколько положений, позволяющих диагностировать тип поведения персонала и возможные пути управления этим поведением.
Скачать PDF

Социальные установки как факторы формирования организационного поведения государственных гражданских

Усова О.В.
Цель и методы. Предлагаемое исследование продолжает линию работ по изучению особенностей личности разнопрофессиональных групп (в настоящем исследовании государственных гражданских служащих федерального подчинения). Предметом исследования служили взаимосвязи и влияние социальных установок государственных гражданских служащих на особенности проявления поведенческих реакций в терминах организационного поведения. При этом социальные установки рассматриваются как факторы прогнозирования социального поведения субъекта деятельности. Кроме того, социальные установки являются также одним из элементов личности (диспозиционный подход). В связи с этим, нами было выдвинуто предположение, что различия в социальных установках (а именно состояние готовности к исполнению действий, тенденции к определенной деятельности) государственных гражданских служащих будут взаимосвязаны и оказывать значимые влияния (эффекты) на особенности их организационного поведения. Социальные установки рассматривались нами в терминах теории Д.Н. Узнадзе. Организационное поведение с позиций комплексного подхода Ю.Г. Семенова. Результаты и научная новизна. В результате проведенного исследования был выявлен ряд научных фактов. Во-первых, было определено, что социальные установки и особенности поведенческих реакций (в терминах реализации принципов организационного поведения) представляют единую систему аттитюдов государственных гражданских служащих. Во-вторых, фактор материальной заинтересованности государственных гражданских служащих (удовлетворение материальных потребностей в процессе осуществления ими своей деятельности) оказывает влияние на особенности организационного поведения. Чем выше уровень выраженности данного фактора у государственных гражданских служащих, тем в меньшей степени у них выражены потребности: (1) откликаться на просьбы со стороны граждан, (2) оказывать какую-либо профессиональную помощь коллегам по службе, (3) поделиться опытом и знаниями с коллегами. Кроме того, данный фактор является медиатором готовности государственных гражданских служащих к инновационным процессам в исполнении ими должностных обязанностей на службе. Таким образом, проведенное исследование может носить характер эмпирической предпосылки к разработке одного их критериев отбора и подбора на должности государственной гражданской службы федерального уровня. Данный критерий заключается в тестировании социальных установок кандидатов на вакантные должности различных категорий государственной гражданской службы.
Скачать PDF