НОРМАЛЬНЫЙ

Найдено 3 определения термина НОРМАЛЬНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

НОРМАЛЬНЫЙ

1. Вообще, как следует из значения понятия норма (1, 2), – соответствующий тому, что является характерным и типичным для группы; не отклоняющийся заметно от среднего или типичного. 2. В статистике – характеристика распределения значений, которое не отклоняется заметно от "колоколообразной" гауссовой кривой. Более подробно см. нормальное распределение. 3. В биологии и медицине – обычный, естественный; не подлежащий специальному рассмотрению или лечению; естественно возникающий и не являющийся результатом болезни или экспериментирования. 4. Не имеющий заболевания, психического расстройства, умственной отсталости или другой психологической дисфункции. То есть не патологический.

Значения 1 и 2 несут статистические, количественные коннотации, и до тех пор, пока подразумевается этот компонент термина, с его использованием не возникает особых проблем. Значение 3 также предусматривает достаточно четкие границы, снижающие вероятность путаницы. Значение 4, грубо говоря, – кошмар для лексикографа. Трудности в употреблении происходят из первоначального доброго намерения попытаться ввести термин, отражающий статистические основания 1 и 2; то нормальное поведение, например, должно быть таким поведением, которое отражает типичные модели, наблюдаемые в обществе. К сожалению, многие, кто использует этот термин, допускают, чтобы их теории поведения или их собственные убеждения относительно "качества жизни" влияли на определение границы, отделяющей нормальное от ненормального. То есть нормальное становится (для них) тем, что является правильным и соответствующим стандартом поведения и действия, который может иметь очень мало общего с нормами, определяемыми статистически. Более подробно об этой дефиниционной проблеме см. патологический.

Одна интересная попытка справиться с этой проблемой, из тех, которые были предложены, это спецификация нормативных групп. Например, каннибализм может считаться "нормальным" среди определенных народов в Новой Гвинее, но не в Канаде. Однако этот прием не всегда работает; развод в Соединенных Штатах все еще расценивается как в некоторой степени ненормальное явление, несмотря на тот факт, что разводы во многих штатах превосходят численностью браки. Чтобы оценить семантические нюансы здесь, сравните смысл фраз "разводиться сейчас – норма в Америке" и "развод сейчас нормален в Америке". Статистический смысл передается в первой фразе словом норма, а оценочный элемент появляется во второй, и даже тот, кто

признает справедливость первого, чувствует себя несколько дискомфортно, принимая второе. Если и имеется решение этой проблемы, которое могло бы работать, то оно заключается в желании многих психологов характеризовать, то что является нормальным, способом, который смешивает идеи групповой нормы и индивидуальной; то есть можно задать вопрос: "Является ли данное поведение функциональным и адаптивным для этого человека в этой социальной системе?" Если оно является таковым, то рассматривать его следует как нормальное, а если нет, то рассматривать как патологическое. Имеется много причин, чтобы рекомендовать этот способ употребления, одна из них заключается в том, что это помогает избежать субъективных мнений теоретиков и диагностов и оставляет за рассматриваемым индивидом некоторые права в создании обозначения. (См. здесь классический случай – обсуждение термина гомосексуализм.) Очевидный недостаток – то, что это значительно уменьшает силу обобщений, которые кто-то может делать относительно того, что является нормальным.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

НОРМАЛЬНЫЙ

от лат. normalis - прямолинейный] - 1) правильный, соответствующий норме; 2) психически здоровый

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Нормальный

1. вообще - соответствующий тому, что является характерным и типичным для группы; не отклоняющийся заметно от стандартного поведения; иногда термин употребляется как синоним стандарта, что считается неверным, так как лишает понятие нормы количественного компонента; 2. в статистике – характеристика распределения значений, которое не отклоняется существенным образом от «колоколообразной» гауссовской кривой; 3. в биологии и медицине – естественный, не являющийся результатом болезни или экспериментирования и не подлежащий терапии или реабилитации; 4. не имеющий заболевания, психического расстройства, умственной отсталости или другой психологической дисфункции, то есть не являющийся патологическим; 5. в социальном плане термин «нормальный» является, однако, неоднородным. Например, то, что считается нормальным для обычного призывника в армию, может представлять отклонение от нормы относительно летчика и тем более космонавта. Определения 1 и 2 содержат количественный критерий, а определения 2 и 3 – качественный (отсутствие патологии). Совместить их оба эти подхода в каком-то одном определении считается пока что невозможным, хотя попытки такого рода предпринимаются. Одна из них – это спецификация нормативных групп, то есть групп, требуемых для установления стандарта. Например, в Германии каннибализм официально не относится к стандартам адекватного поведения и в любом конкретном случае он должен быть признан проявлением индивидуальной анормальности. Между тем у немецкого каннибала в нашумевшем случае в 2007 г. не было установлено признаков определенного психиатрического расстройства, он, судя по медийным сообщениям, был признан нормальным и вменяемым индивидом, что может означать, вопреки всякой логике, что трупоедство стало принятым немцами критерием нормы поведения (если, конечно, в таких чрезвычайно сложных случаях можно всецело доверять сообщениям СМИ). Другая попытка – это объединить идеи групповой и индивидуальной нормы. Например, считать нормальным поведение, которое является адаптивным и функциональным для данного индивида в определенной конкретной социальной системе. Проблема состоит в том, что респондент может быть адаптивным и функциональным вопреки своему сугубо индивидуальному поведению, в котором выражается его одаренность, а не благодаря иным своеобразным поведенческим моделям, так что и эта попытка едва ли является удачной. Например, композитор или физик могут быть выдающимися вовсе не потому, что тот или иной из них является азартным игроком или аутистическим психопатом, иначе указанные анормальные качества автоматически следовало признать как отверчающие критериями нормы. Так, некая идея рассматривается как заслуживающая внимания потому, что в ней есть что-то ненормальное. При таком подходе и сумсбродные идеи пришлость бы признать не только нормальными, но даже весьма желательными или идеальными. Апофеоз помешательства, хотя он в определенных общественных кругах и существует и даже распространяется среди широкой публики вот уже более столетия, сам по себе требует анализа психопатолога. В целом можно, повидимому, констатировать, что многие из тех, кто используют данный термин, в своих оценках «нормального» и «ненормального» являются жертвами своих предубеждений относительно того, что определяется термином «качество жизни».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Характеристика типичных психологических состояний при нормальной и осложненной поздним гестозом бере

Лысенко О.В., Занько С.Н., Лысенко С.В.
Проведено комплексное психологическое обследование 80 женщин с физиологическим течением беременности и 80 женщин, беременность которых осложнилась поздним гестозом. Установлен тип психологического компонента гестационной доминанты у женщин обеих групп. Определена роль психологического компонента гестационной доминанты в формировании позднего гестоза.
Скачать PDF

Особености становления «Пренатальной психологической общности» беременых женщин с нормальным физиоло

Филоненко Анна Леонидовна
Показана динамика становления «пренатальной психологической общности» внутри системы «мать и дитя» на каждом этапе беременности. Описаны особенности становления «пренатальной психологической общности» беременных женщин с различным течением беременности, выделены различия в прохождении стадий беременными женщинами с нормальным физиологическим течением беременности и с угрозой прерывания.
Скачать PDF

Когнитивное развитие учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза

Ложечкина Анна Дмитриевна
В статье рассматривается понятие когнитивного развития, механизмы и закономерности развития учащихся в совокупном генезе (когнитивно-интеллектуальное, когнитивно-моторное, когнитивно-личностное развитие) и индивидуальном генезе; выявление динамики. возрастной динамики когнитивного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза; исследование когнитивного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза с учетом гендерных дифференцировок; рассмотреть взаимодействия компонентов в совокупном генезе учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза с учетом гендерных дифференцировок; определение взаимообусловленности когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза. Автор приходит к выводу, что существуют общие и специфические закономерности когнитивного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза. Наличествуют гендерные, возрастные, индивидуальные различия и взаимосвязи как в возрастном срезе групп одного возраста и возрастной динамике, так и в индивидуальном развитии.
Скачать PDF

О некоторых аспектах межполушарного взаимодействия в двигательной сфере при нормальном и отклоняющем

Ковязива Мария Станиславовна, Балашова Елена Юрьевна
В контексте нейропсихологического подхода анализируются особенности развития межполушарного взаимодействия в сфере произвольных движений (кинестетического, динамического, пространственного праксиса) у психически здоровых детей, при задержках психического развития и при синдроме Дауна. Делается попытка соотнесения полученных данных с гипотезой о становлении уровней межполушарного взаимодействия в онтогенезе
Скачать PDF

Сравнительная характеристика нейродинамических функций у старших дошкольников с нормальным и сниженн

Рычкова Лидия Сергеевна, Герасимова Оксана Юрьевна, Воробьева Элла Юрьевна
Представлены исследования, полученные при целенаправленном изучении с помощью метода хронорефлексометрии и теппинг-теста 75 дошкольников в возрасте 6 лет с задержкой психического развития и 75 здоровых детей аналогичного возраста, подобранных методом «пара-копия».
Скачать PDF

Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с н

Защиринская Оксана Владимировна, Горбунов Иван Анатольевич
Изучение эмоций проводится в контексте развития невербальной коммуникации человека. Эмоциональный компонент является важнейшей составляющей межличностного общения. По мере взросления ребенка актуальным становится когнитивный аспект изучения эмоций. Понимание лицевой экспрессии в сочетании с различными паттернами невербальной коммуникации повышает эффективность общения как у нормально развивающихся детей, так и у детей с нарушением интеллекта
Скачать PDF

Психологические особенности женщин в зависимости от сроков беременности при нормальных и патологичес

Карасева Анна Эдуардовна, Корчагина Татьяна Владимировна, Горельникова Ирина Семеновна, Левина Инна Анатольевна, Пальчикова Инна Викторовна
Представлены результаты исследования психологических особенностей женщин на различных сроках нормально протекающей беременности, а также женщин с нормальным и патологическим течением родов. Выявлено, что женщины в 1-м, 2-м и 3-м триместрах различаются по таким показателям, как самочувствие, активность, настроение, удовлетворенность браком, уровень психического напряжения, общительность, эмоциональная устойчивость, социальная смелость. Также выявлен ряд психологических особенностей у женщин, роды которых осложнились первичной и вторичной слабостью родовых сил, несвоевременным излитием околоплодных вод: сниженные показатели самочувствия, активности и настроения накануне родов, низкий уровень самооценки стрессоустойчивости и удовлетворенности браком, высокий уровень одиночества. Кластерный анализ выявил устойчивые сочетания психологических особенностей, характерные для каждого из триместров беременности, а также для патологических родов.
Скачать PDF

Методологические походы к исследованию психологической адаптации при нормальном и нарушенном развити

Мамайчук Ирина Ивановна
В статье рассматриваются методологические проблемы изучения психологической адаптации при нарушенном развитии у детей и подростков. Подчеркивается значимость комплексного и системно-структурного подходов к анализу психологической адаптации, что позволяет разработать онтогенетические системно-структурные модели для каждого типа нарушенного развития. Это имеет важное значение для разработки дифференцированных методов психологической диагностики и психолого-педагогической коррекции
Скачать PDF

Психологические аспекты организованности школьников с нормальными показателями здоровья и минимальны

Кудинов С. И., Пересыпкин В. А.
данная статья посвящена психологическому исследованию организованности учащихся младших классов с нормальными показателями здоровья и минимальными мозговыми дисфункциями. В частности авторами проводится сравнительная характеристика эргодинамических показателей и мотивационно-смысловых переменных организованности у респондентов с нормальными показателями здоровья и минимальными мозговыми дисфункциями.
Скачать PDF

Напряжение в сети нормальное (некоторые аспекты психотерапии как социокультурной практики)

Михайлова Екатерина Львовна
В статье рассматривается противоречие, определяющее статус современной психотерапии как социокультурной практики особого рода. Внимание читателя-профессионала привлекается к воздействующим на психотерапию факторам, связанным с динамикой культурных контекстов. В частности, в иной, нежели в статье А.И. Сосланда, плоскости обсуждаются противоречия между дефицитом легитимности и тенденцией к официализации психотерапевтических практик.
Скачать PDF

Психологическое описание нормального человека (идеологические, теоретические и методологические проб

Шадриков Владимир Дмитриевич
В статье рассматриваются идеологические, теоретические и методологические проблемы психологического описания нормального человека, дается их содержательная трактовка, показывается вся сложность практической работы в этом направлении.
Скачать PDF

Особенности развития базовых психических функций у дошкольников с нормальным и задержанным развитием

Лонская Диана Владимировна
Сложность формирования изобразительной деятельности у дошкольников с замедленным темпом психического развития обусловлена несформированностью психологического базиса, необходимого для этого (внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации). По особенностям развития изобразительной деятельности дети с задержкой психического развития представляют собой три группы, каждая из которых характеризуется различным сочетанием сформированных и несформированных психологических функций. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с задержкой психического развития в период подготовки к школе.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!