НОРМАЛЬНОСТЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НОРМАЛЬНОСТЬ
Состояние того, относительно кого было решено, что он нормальный (4).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

нормальность
[normality] Недостаточно четко определенное понятие, имеющее несколько различных значений. Значения, наиболее применимые в сфере здоровья-обычный; безвредный; оптимальный или наиболее подходящий; средний; метрическое значение с определенной величиной вероятности.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Нормальность
(Нормальное). Общее обозначение средних или близких к средним степеней выражения данного явления, в т. ч. психического свойства. Согласно этому статистическому мнению, выражением психической аномалии (ненормальности) считается такое поведение, которое является необычным для данной популяции. См. Нормальный.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

нормальность
[normality) Понятие, которое имеет несколько различных значений применительно к поведению и психическому здоровью (например подразумевая не несущее вреда или непатологическое; оптимальное или наиболее соответствующее обстановке; привычное, среднее или модальное) либо измеренное значение со стандартным отклонением. Культура вносит вклад во все измерения нормальности внезависимости от того, как она определяется.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

НОРМАЛЬНОСТЬ
NORMALITY)
Понятие, используемое, несмотря на свою неоднозначность, при попытках различения ток называемого здорового и патологического поведения. Многочисленность и разнообразие определений нормальности в различных дисциплинах приводит к концептуальной путанице, что существенно усложняет применение этого понятия в психоаналитической теории и практике- Статистические нормы отличаются от того, что имеется в виду при рассмотрении нормальности как идеала или того, что должно было бы быть. При определении нормальности должны быть разрешены или обойдены вопросы развития, культуры, морали (ценностные суждения). Попытки определить нормальность с точки зрения здоровья оказываются связанными с кругом проблем, возникающих при определении понятия здоровья. Гартманн (1939) попытался разрешить эту дилемму, предложив рассматривать здоровье не просто кок отсутствие болезни и симптомов, но как витальное совершенство. Приняв эту идею, психоаналитики были склонны рассматривать все поведенческие проявления в континууме от патологии до идеала нормальности, или здоровья. Такие попытки были подвергнуты критике из-за того, что различия между патологией и нормальностью, или здоровьем, оказались сведены к минимуму.
Нормальность (или положительное психическое здоровье) определяется на основе изучения психических структур и функций индивида, о также эффективности использования им своих способностей. Такие динамически ориентированные исследования имеют преимущество перед сугубо статическими, феноменологическими описаниями, поскольку решение вопроса о том, является ли тот или иной феномен симптомом, зависит от его места в структуре и функционировании индивида. С этим, по-видимому, связан и тот факт, что большинство попыток описания нормальности испытывает значительное влияние со стороны психоанализа.
Считается, что психически здоровые личности относительно более рациональны и уравновешены в своих установках и поведении. Адаптивное функционирование Я должно доминировать над хаотическими влечениями Оно, но это доминирование не должно быть выражено в крайней степени. Я должно распознавать иррациональную природу других форм психической активности и осуществлять контроль над ними, но при этом обладать способностью использовать их в целях развития. Таким образом, цель психоанализа релевантна тому, что называется здоровьем в идеальном смысле представлений о нормальности. Герман Нунберг (1954) считал, что психоанализ должен способствовать увеличению подвижности энергии Оно, толерантности Сверх-Я, освобождению Я от тревоги и улучшению синтетических функций Я. Определяя нормальность, Анна Фрейд (1965) подчеркивало, что Я должно достичь большей гармонии между Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира. Эрнест Джонс (1931) полагал, что психологическая норма предполагает не только эффективность психической деятельности, но также счастье и положительные социальные чувства. Все эти характеристики здоровья, или нормальности, выражены тезисом Фрейда: "Где было Оно, должно стать Я".
Гартманн (1964) предположил, что часть психической энергии не является изначально энергией влечений, а с самого начала принадлежит Я, обслуживая его функции посредника между силами психики и среды. Однако позже (1982) это представление о первичной автономии Я и свободной от конфликтов сфере было оспорено Бреннером. Он приводит клинические донные в пользу того, что конфликт вездесущ и что признаком психического здоровья являются успешные, адаптивные компромиссные образования, пусть даже и содержащие некоторый конфликт.
Достижение полной гармонии человеческой мотивации сомнительно; с учетом этой оговорки здоровье можно определить в соответствии с тем, насколько часто поведение базируется на оптимальном равновесии. Это равновесие поддерживается удачным сочетанием инстинктивных влечений Оно и позитивной ориентацией на идеал Я. Психологическое равновесие всегда нестабильно, но чем большую прочность обретают функции Я, тем успешнее последнее справляется с требованиями Оно и ригидностью Сверх-Я. С точки зрения развития необходимо признать, что многие индивиды, не обладающие достаточным равновесием/ не могут все же рассматриваться как отклоняющиеся от нормы или психически больные. У детей и подростков проявляются свойства, которые у взрослого были бы сочтены патологическими. Нарушение равновесия у взрослого может вызывать регрессия, тогда как за детскую лабильность отвечает незавершенность развития. Таким образом, психически здоровый ребенок может быть описан как существо, чей прогресс не тормозится и завершится так, как к этому располагает биологическое созревание.
Конфликты возникают в ходе развития, поскольку трудно гармонизировать инстинктивные потребности и стремление инкорпорировать ценности, предлагаемые культурной средой. Побуждения могут быть слишком сильными, а среда слишком жесткой в своих требованиях. Возникающая при этом тревога может существенно препятствовать перцепции и ценностным суждениям Я. В этой ситуации гибкая адоптация к конфликтам должна быть сочтена здоровой или нормальной, если реакция предохраняет фундаментальные инстинктивные потребности, позволяет индивиду выдержать необходимые фрустрации и тревогу и дает возможность беспрепятственно продвигаться в направлении зрелой адоптации. Механическая адаптация не считается признаком психического здоровья. Свободная аллопластическая адаптация допускает временный отрыв от реальности, если это необходимо для обретения лучшего впадения собой. Адаптация предполагает также возможность выбора или создания новой среды. Таким образом, психоаналитическое определение нормальности должно включать также способность преобразования собственного поведения и среды.
Фрейд (1937) отмечал, что исход психоаналитического лечения может быть ограничен конституционально детерминированной интенсивностью влечений, остротой инфантильной травмы и уровнем связанных с защитой изменений Я. Принимая во внимание возможность этих ограничений, целью психоаналитической терапии является усиление Я и обретение им большей независимости от Сверх-Я, расширение сферы его действия и организации, чтобы иметь возможность совладать с новыми частями Оно. Эти качества также характеризуют психическую жизнь нормально развивающейся личности.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

НОРМАЛЬНОСТЬ
представление о желательном состоянии человека, в соответствии с которым проводятся различия между здоровьем и болезнью, нормой и патологией.
   В психоанализе проблема нормальности возникает не только в плане определения критериев нормального и патологического развития человека, но и с точки зрения определения цели психоаналитической терапии, стратегии лечения, завершенности анализа.
   В работах З. Фрейда неоднократно ставились вопросы о понимании того, что следует считать нормальным развитием человека, что представляет собой нормальное Я и что такое нормальность вообще. Основатель психоанализа был одним из первых, кто показал, что граница между нормальностью и ненормальностью, здоровьем и болезнью весьма относительная. Эта мысль недвусмысленно звучала в отдельных его трудах. В кратком, но обобщенном виде ответы на вопросы, касающиеся психоаналитического понимания нормальности, наиболее отчетливо, пожалуй, содержались в его работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937).
   Как известно, аналитическая ситуация предполагает установление альянса между аналитиком и пациентом с целью подчинения необузданных влечений Оно больного и осознания им вытесненного, ослабления притязаний его гиперморального Сверх-Я и усиления его Я. Установление терапевтического альянса между аналитиком и пациентом может быть прочным в том случае, если Я того и другого является нормальным. Но, как замечал З. Фрейд, «подобное нормальное Я, как и нормальность в целом, – это идеальная фикция». Аналитику приходится иметь дело с ненормальным Я пациента и нет ничего удивительного в том, что и установление терапевтического альянса, и возможность успешного лечения представляются делом непростым, требующим значительных усилий со стороны обоих участников аналитического процесса. Кроме того, нормальность является не только идеалом, к достижению которого стремится человек, отмеченный печатью патологического развития, но и неким усредненным показателем здоровья, позволяющим проводить условную границу между нормой и патологией. В действительности же, по мнению основателя психоанализа, «каждый нормальный человек нормален лишь в среднем, его Я приближается к Я психотика в той или иной части, в большей или меньшей мере». Степень удаления от одного конца ряда и приближения к другому, то есть от психотического к нормальному развитию, может служить мерой того изменения Я пациента, которое вообще достижимо при психоаналитической терапии.
   Профессиональная пригодность аналитика требует наличия у него высокой степени психической нормальности. Не случайно психоаналитическое образование предполагает прохождение кандидатом в аналитики дидактического анализа, в процессе осуществления которого прорабатываются его собственные комплексы и осуществляется разбирательство с его собственным бессознательным. В конечном счете качества аналитика влияют на перспективы психоаналитического лечения и каждый аналитик преуспевает настолько, насколько оказываются проработанными его собственные комплексы. Во всяком случае предполагается, что в процессе психоаналитического лечения ненормальному Я пациента противостоит нормальность аналитика. Однако, по мнению З. Фрейда, остается бесспорным то обстоятельство, что «аналитики как личности отнюдь не достигли той степени психической нормальности, к которой они хотят подвести своих пациентов». Другое дело, что аналитики – это специалисты, обучившиеся владеть определенным искусством раскрытия бессознательного и в этом отношении они могут оказать существенную помощь пациентам, бессознательное мышление и поведение которых не осознается ими.
   С точки зрения нормальности, цель психоаналитической терапии состоит в том, чтобы осуществить такие изменения в пациенте, благодаря которым его ненормальное Я стало бы нормальным. Однако это вовсе не означает, что аналитик должен стремиться к достижению такой нормальности пациента, которая становится своего рода абсолютной нормальностью. З. Фрейд возражал против подобного понимания нормальности и соответствующей ей цели психоаналитической терапии. «Никто не ставит себе целью стереть все человеческие особенности во имя схематической нормальности и не требует, чтобы «основательно проанализированный человек» не испытывал страстей и не переживал внутренних конфликтов». Цель анализа – создание наиболее благоприятных психологических условий для функционирования Я пациента.
   В работе «Очерк психоанализа» (1938) З. Фрейд высказал мысль, что ни в каком существенном отношении неврозы не отличаются от нормального состояния. И если это верно, то их изучение «обещает внести ценный вклад в наши знания о нормальном». При этом он подчеркнул, что, возможно, таким образом аналитикам удастся обнаружить «слабые точки» нормальной организации.
   В написанной совместно с У. Буллитом в 30-х годах работе «Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование» основатель психоанализа подчеркнул, что психоанализ давно отказался от веры в «узкие рамки нормальности», от веры в резкую разграничительную черту между «нормальным и анормальным в психической жизни». Более тонкая техника диагностики показывает всевозможные образцы неврозов там, где менее всего ожидается их обнаружить. До определенной степени невротические симптомы стали обычными для всех людей, живущих в условиях современной цивилизации. Это вынуждает прийти к заключению, что «для суждения о психических явлениях категория «нормальный – патологический» является такой же неадекватной, как и предшествующая ей всеохватывающая категория «хороший – плохой».
   Представления З. Фрейда о нормальности получили свое дальнейшее развитие в работах ряда психоаналитиков. Так, А. Фрейд (1895–1982) отмечала, что во взрослом анализе понятие нормы играет особенно важную роль и всегда подвергается дискуссии, когда речь заходит об оценке успеха лечения. В детском психоанализе, начиная со своей первой встречи с ребенком, аналитик интересуется в первую очередь вопросом «о его нормальности, то есть о его нормальном или отклоняющемся от нормы состоянием развития». Психоаналитическое изучение нормальных процессов достигло успехов благодаря исследованиям в области детской психологии. Именно это изучение дало возможность лучше понять ступени или линии нормального и патологического развития ребенка. В частности, обнаружилось, что нет необходимости рассматривать дисгармонии между различными линиями развития в качестве патологических явлений. Как заметила А. Фрейд в работе «Норма и патология детского развития» (1965), до тех пор, пока рассогласования в темпе развития на станут чрезмерно большими, они создают лишь вариации в пределах нормы, наблюдаемые у людей с самого раннего детского возраста. Одновременно она подчеркнула, что нормальное детское развитие идет не скачками, а шаг за шагом, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании и что регрессивные проявления в детстве «даже более нормальны, чем их противоположность».
   Если З. Фрейд рассматривал нормальность как идеальную фикцию, то Э. Фромм (1900–1980) поставил вопрос о «патологии нормальности» в современном обществе, что нашло отражение в его книге «Здоровое общество» (1955). В его понимании для большинства людей общество предусматривает такие модели поведения, которые дают им возможность сохранять здоровье, но оставаться ущербными. Поскольку социальная ущербность присуща не одному индивиду, а многим, то она не осознается как неполноценность. Более того, сама ущербность возводится обществом в ранг добродетели, способствующей усилению ощущения человека в достигнутом успехе и в присущей ему нормальности, хотя в действительности он страдает от недостатка спонтанности и индивидуальности. Таким образом, задаваемая обществом нормальность на самом деле оказывается патологической.
   Психоаналитическое понимание нормальности и патологии, а также патологии нормальности вызывает потребность в переосмыслении представлений о цели и стратегии аналитической терапии. Во всяком случае ставшая привычной фрейдовская максима «Там, где было Оно, должно стать Я» оказывается не столь действенной, если при этом не уточняется вопрос о том, что представляет собой нормальное Я и о какой нормальности вообще может идти речь при психоаналитическом лечении.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
591.74 кб

“НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ” ИЛИ НОВОЕ “БОЛЬШОЕ СОГЛАШЕНИЕ”?

Громыко Алексей Анатольевич
Читать PDF
255.42 кб

Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с н

Защиринская Оксана Владимировна, Горбунов Иван Анатольевич
Изучение эмоций проводится в контексте развития невербальной коммуникации человека. Эмоциональный компонент является важнейшей составляющей межличностного общения.
Читать PDF
334.16 кб

Формирование положительных взаимоотношений у слепых и слабовидящих детей с нормально видящими сверст

Абдуллаева Муслимат Сурхаевна, Маллаев Джафар Микаилович
Цель исследования создание адекватных психолого-педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивном игровом пространстве для формирования положительных взаимоотношений с детьми в норме.
Читать PDF
497.55 кб

Регистрация реокардиограммы (РКГ) - новые возможности развития студенческого практикума по нормально

Правдивцев В. А., Евсеев А. В., Сосин Д. В., Анищенко М. М., Кузин В. Р.
Читать PDF
447.04 кб

Физиологические особенности кардиореспираторной системы у женщин при нормально протекающей и осложне

Северин А. Е., Шевелев А. В., Старцева Н. М., Радзинский В. Е.
В работе представлены данные о различиях в реакции кардиореспираторной системы у здоровых беременных женщин и с гестозом на сочетанное действие экзогенных гипоксии и гиперкапнии (проба «возвратное дыхание»).
Читать PDF
314.43 кб

Особенностй механизмов адаптации в различные периоды нормально протекающей беременности

Морозов В. Н., Карасева Ю. В., Морозова В. И.
Читать PDF
75.11 кб

Опыт лечения врождённых ректовестибулярных свищей при нормально сформиро ванном заднем проходе

Доронин В. Ф., Доронин Ф. В., Минаев С. В., Тимофеев С. В.
Читать PDF
589.68 кб

Тромбоцитарные параметры при нормально протекающей беременности и гестозе

Погорелов В. М., Козинец Г. И., Макаров И. О., Точенов А. В., Рыкунова О. В.
Проведено изучение тромбоцитарных параметров у здоровых женщин репродуктивного возраста (n=29) и беременных в III триместре с нормально протекающей беременностью (n=20) и на фоне гестоза (n=38).
Читать PDF
287.52 кб

Функциональное состояние вегетативной нервной системы при нормально протекающем гестационном процесс

Филинов Андрей Геннадьевич, Брагина Людмила Борисовна
Исследовано состояние вегетативной нервной системы у женщинв первом триместре беременности с помощью компьютерного многофункционального комплекса «Поли-спектр» («Нейрософт», г. Иваново, Россия).
Читать PDF
649.31 кб

Сопоставление результатов определения уровня D-димера различными методами у женщин с нормально проте

Силина Наталья Николаевна, Головина Ольга Георгиевна, Смирнова Ольга Анатольевна, Николаева Алла Ехильевна, Папаян Людмила Петровна
D-димер является важным показателем степени активации гемостаза, значительно увеличивающимся в течение физиологической беременности.
Читать PDF
256.78 кб

Психические расстройства при нормально протекающей беременности (клиническая структура и лечение)

Кулиев Р. Т., Руженков В. А.
Читать PDF
729.77 кб

Стандарт медицинской помощи больным с преждевременной отслойкой нормально расположенной плаценты

Читать PDF
973.91 кб

Характеристики речи нормально слышащих матерей при общении с глухими детьми в возрасте от четырех до

Дмитриева И. В.
В работе проведено описание характеристик материнской речи, адресованной глухим детям в возрасте от четырех до двенадцати месяцев.
Читать PDF
374.02 кб

Реакции нормально развитых и отставших в развитии плодов на сокращения матки при индукции родов (экс

Габаева Мадина Магаметовна, Назарова Людмила Анатольевна, Яковлева Анастасия Александровна, Базиян Елена Владимировна, Пастушенков Алексей Владимирович
В статье представлены физиологические и биохимические реакции нормально развитых и отставших в развитии плодов самки кролика на индуцированные окситоцином сокращения матки в конце беременности.
Читать PDF
0.00 байт

Маркеры дисфункции эндотелия и тромбофилии в диагностике преждевременной отслойки нормально располож

Зайнулина М. С.
Обследованы 72 женщины с преждевременной отслойкой нормально расположенной плаценты, 187 беременных с гестозом и 81 женщина с физиологическим течением беременности.

Найдено книг по теме — 14

Похожие термины:

  • Нарушение нормального процесса межличностного общения

    это обоюдное осложнение О. и обострение отношений, психол. сторона к-рого обусловлена предрасполагающими личностными свойствами общающихся (к таким свойствам могут относиться неумеренное тщесла
  • Нормального содержания воздуха в легком синдром

    позволяет подтвердить отсутствие изменений лёгочной ткани, подтвержается полученными данными различными методами при физикальном исследовании грудной клетки с помощью пальпации, перкуссии, ау
  • ПИЩЕВАРЕНИЕ НОРМАЛЬНОЕ

    eupepsia) - нормальное или хорошее пищеварение; отсутствие каких-либо нарушений процесса пищеварения.
  • Нормальное распределение

    См. распределение.
  • Нормальное развитие

    normal development) Под развитием понимается функциональная адаптация индивидуума, происходящая в результате взаимодействия нормального физиолог. роста со средовым опытом, опосредствованным развивающи
  • ЛОГАРИФМИЧЕСКИ НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

    если переменная Y такова, что logY распределен нормально, то говорят, что распределение Y логарифмически нормально. Это скошенное распределение. Cм. также распределение нормальное.
  • ОТСТАВАНИЕ УМСТВЕННОЕ НОРМАЛЬНОЕ

    уровень умственного развития, характерный для довольно широко представленной в обществе категории людей, чьи тестовые показатели интеллектуального развития (IQ) ниже нормы, но не могут быть оцене
  • Везикулярное нормальное дыхание

    симптом, характеризующийся как мягкий дующий, как бы присасывающий звук, напоминающий звук «ф-ф», слышимый на всем протяжении вдоха и в первой трети выдоха над легочной паренхимой, обусловленный п
  • ЗДОРОВЬЕ УМСТВЕННОЕ (НОРМАЛЬНОЕ)

    термин, используемый для характеристики людей, чья психика и поведение являются вполне нормальными (в сравнении с психикой и поведением людей с теми или иными отклонениями).
  • ПАТОЛОГИЯ НОРМАЛЬНОСТИ

    ущербность, характеризующаяся невозможностью человека реализовать свой внутренний потенциал и достичь подлинного самовыражения.    Представления о патологии нормальности содержались в размыш