НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ Нарушение операциональных возможностей общения

Нарушение нормального процесса межличностного общения

Найдено 1 определение:

Нарушение нормального процесса межличностного общения

это обоюдное осложнение О. и обострение отношений, психол. сторона к-рого обусловлена предрасполагающими личностными свойствами общающихся (к таким свойствам могут относиться неумеренное тщеславие и зависть, крайний эгоцентризм и нарциссизм и пр.). Н. н. п. м. о. - это пагубная для отношений смесь дефектного и одновр. деструктивного взаимодействия. Мотивация такого взаимодействия часто бывает неосознанно враждебной и разрушительной. Н.н.п.м.о. и «болезненные» взаимодействия возникают, когда в ходе контакта собеседник систематически обращает внимание на те стороны личности партнера, к-рых тот не осознает и к-рые противоречат его представлениям о самом себе. Напр., в неформальной группе человек, находящийся с кем-то в сложных межличностных отношениях и испытывающий фрустрацию по поводу неудовлетворения важных жизненных потребностей, может систематически преследовать избранную «жертву»: высмеивать публично, задевать достоинство в условиях, исключающих отпор и самозащиту (ситуация «козел отпущения»). Напряжения, вызванные такого типа О., могут создаваться в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Последствия подобного взаимодействия - неудовольствие и досада; агрессия или апатия, уход; внутр. беспокойство и страх; личностные изменения. Психол. основа этих изменений - самообман участника взаимодействия («помочь», «понять», «направить» и т. п.) относительно истинной цели преследования как результата сложившихся отношений вражды и опасения. Н. н. п. м. о., неспособность к глубокому психол. контакту свойственны людям с опр. личностной направленностью и особой структурой характера. Типичным примером нарушений является взаимодействие акцентуированных личностей. Акцентуации имеют общие черты с психопатиями, но главное отличие состоит в удовлетворительной адаптации акцентуированной личности к жизненным обстоятельствам. Существенные нарушения поведения, О., дезадаптация обнаруживаются лишь в трудных условиях. Напр., скрытая шизоидная акцентуация может обнаружиться в случае, когда к такому человеку настойчиво и бесцеремонно «лезут в душу», либо когда нужно за короткий срок вступить в большое количество тесных эмоциональных неформальных контактов, - задача, непосильная для людей с этим типом акцентуации. Удовлетворительная адаптация акцентуированных личностей проявляется в безошибочном выборе партнера для О., совместной работы и отдыха. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983. В. Н. Куницына
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками

Виноградова Наталья Валерьевна, Рьрчкова Лидия Сергеевна
Рассмотрены проблемы общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками, особенности общения детей-сирот с депривационным дизонтогенезом развития. Определено решающее значение межличностного общения не только как базовое основание формирования личности, но и как необходимое условие при реабилитации детей-сирот с депривационным дизонтогенезом.
Скачать PDF

Характерные особенности динамики межполушарной асимметрии при развитии нарушений и в процессе коррек

Звоников В.М.
Скачать PDF

Функциональное проявление эмоций в процессе общения

Эксакусто Т. А.
Скачать PDF

Взаимодействие людей в процессе общения

Супрун Г.Б.
Скачать PDF

Психосексуальность старших подростков с нарушениями общения

Донской Дмитрий Алексеевич
Данная статья представляет клинико-психологический и акмеологический анализ психосексуального развития в старшем подростковом возрасте для дальнейшего выбора психокоррекционных мероприятий.
Скачать PDF

Роль и место темперамента в процессе общения

Бекетова Ирина Владимировна
В статье рассматривается значение и оценка темперамента в учебном процессе студентов, в ходе их общения.
Скачать PDF

Тренинг взаимодействия родителей с детьми раннего возраста в процессе общения

Токарева Елена Николаевна
Рассмотрены основные концепции детско-родительских отношений. Определено, что тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности с ребенком раннего возраста. Предложена оригинальная тренинговая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений. Представлены результаты сравнительного исследования динамики общения родителей с детьми раннего возраста, позволяющие определить эффективность тренинга, предложенного автором.
Скачать PDF

Особенности процесса развития интеллектуального внимания спортсмена к педагогическому общению тренер

Ткачева Мария Сергеевна
В статье обсуждаются вопросы педагогического общения спортивных тренеров и внимания спортсменов к этому виду взаимодействия. Показаны возрастные и деятельностные особенности развития внимания спортсменов к содержанию и форме педагогического общения тренеров.
Скачать PDF

Статусно-позиционно-ролевой «Барьер» общения в процессе педагогического взаимодействия преподавателя

Шестакова А.В., Александрова Н.А.
Скачать PDF

Исследование особенностей аргументации как способа организации взаимодействия в процессе общения

Арбузова Елена Николаевна, Дубнякова Анастасия Игоревна
В работе представлены эмпирические результаты исследования особенностей аргументации у курсантов университета МВД. Аргументация рассматривается как форма проявления личностных, в том числе интеллектуальных особенностей человека. Исследуется динамика изменений типов аргументации в процессе обучения от спекулятивных форм аргументации к максимально эффективным риторическим формам
Скачать PDF

К вопросу о комплексном исследовании особенностей познавательных процессов у детей с нарушениями вни

Сугробова Галина Алексеевна
В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к исследованию особенностей познавательных процессов у детей с нарушениями внимания и гиперактивным поведением. Знание особенностей функционального состояния различных регуляторных систем мозга, состояния коры мозга и познавательной деятельности у таких детей позволит выявить, какие нейрофизиологические процессы лежат за нарушениями внимания и поведения, и будет способствовать выявлению причин трудностей в обучении и разработке на этой основе адекватных методов их преодоления и коррекции.
Скачать PDF

Учет механизмов личности родителей детей с двигательными нарушениями в процессе психологической помо

Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: