Отношения межличностные это что такое Отношения межличностные: определение — Психология.НЭС
Межличностное пространство Межличностные отношения близкие

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Найдено 10 определений термина МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

субъективно переживаемая связь между людьми; существуют разнообразные виды межличностных отношений - деловые и личные, приятельские, товарищеские, супружеские и др. Проба и оценка межличностных отношений возникает на работе, в учебном коллективе, в быту.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

особый вид общественных отношений; реализация безличностных отношений в деятельности, актах общения и взаимодействия индивидов; фрагменты общественных отношений, воспринимаемые индивидом (как носителем суммы социальных ролей и неповторимой личностью) только как межличностные отношения. (Андреева Г.М.)

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

Межличностные отношения

в детском возрасте) — субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности. М. о. в детской группе, начиная с дошкольного возраста, представляют собой достаточно сложное социально-психологическое явление и подчиняются определенным закономерностям. Первая из них — обусловленность природы М.о. тем местом, которое возрастная социальная группа (большая или малая) занимает в обществе, поскольку для каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития это место специфично. Вторая характеристика М. о. в группе — это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие М. о. и определяет их строение. Третья особенность М. о. в детской группе — их уровневая природа. М.о. в детской группе развиваются от прямых непосредственных форм в раннем возрасте к опосредствованным, т. е. осуществляющимся с помощью особых средств — внешних (организация совместной деятельности) в старшем дошкольном возрасте и внутренних (смысловые установки) к подростковому возрасту. В условиях группы могут быть выделены различные пласты М. о.: функциональноролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Первые (нормы, образцы поведения и пр.) являются тем материалом, который усваивается личностью в процессе социализации, они зафиксированы в специфических для данной культуры различных сферах жизнедеятельности детей и взрослых. Другие проявления — это симпатии и антипатии детей, они имеют место в ситуациях возможных конфликтов, например, при распределении ролей в игре. И, наконец, личностно-смысловые М. о. осуществляются ради другого человека — партнера по совместной деятельности. В этом случае члены группы начинают переживать интересы и потребности другого как свои собственные. Когда в силу изменения социальной позиции ребенок принимает на себя ответственность за благополучие других людей (например, младшего брата или заболевшей бабушки), тогда ярко проступают его личностносмысловые отношения. Возникая в реальном взаимодействии ребенка с другими, они обладают определенной независимостью и, более того, способны активно влиять на другие уровни отношений, например, эмоционально-оценочные. В. В.Абраменкова

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Отношения межличностные

объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, «задает» определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности. Межличностные отношения, с одной стороны, определяют психологические особенности, степень интенсивности и «знаковую» направленность целого комплекса аттитюдов, диспозиций, ценностных ориентаций, социальных стереотипов, нормативных предписаний, которые реализуются в условиях прямого контактного и опосредствованного взаимодействия людей, а с другой — выступают в качестве той стимульной определяюще-отправной платформы, которая и формирует именно этот, а не какой-то иной характер и выраженность этих социально-психологических феноменов, эффектов межличностного восприятия и личностных диспозиций в конкретной группе и при этом в конкретных условиях совместной деятельности и общения. Другими словами, однозначно продемонстрировано (это четко показано в бесчисленных экспериментальных исследованиях), что психологическая специфика межличностных отношений в любой человеческой общности выступает в качестве своеобразного последствия и функции таких показателей, как содержание, задачи и цели совместной деятельности и уровень социально-психологического развития данного сообщества. В то же время особенности межличностных отношений одновременно являются решающим фактором, обусловливающим формирование и развитие как неповторимости социально-психологического климата в группе, так и траектории становления основных социально-психологических феноменов, характеризующих способы взаимодействия и взаимовлияния в ней (ценностно-ориентационное единство, действенная групповая эмоциональная идентификация, атрибуция ответственности за успехи и неудачи, референтность, самоопределение личности в группе, мотивационное ядро выбора и т. д.).

Перспективы межличностных отношений и сама возможность их возникновения на первом этапе, как правило, определяются способностью потенциальных партнеров скоординировать предстоящую совместную деятельность. Вполне понятно, что вероятность и качество такого рода координации напрямую зависят от общности интересов и целей, исходных установок, а также характерологических особенностей субъектов взаимоотношений. Именно по этой причине действительно похожие в том или ином отношении люди гораздо быстрее и проще вступают в межличностный контакт. Так, например, на многолюдной вечеринке, где большинство гостей не знакомы друг с другом, любители танцев также легко находят друг друга и организуют совместную деятельность по приятному времяпровождению, как и любители преферанса и «горячительных» напитков. Однако изначальная скоординированность совместной деятельности еще не является гарантией качества и прочности межличностных отношений.

В современной социальной психологии наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой залогом по-настоящему прочных межличностных отношений является взаимный обмен — каждый из партнеров вкладывает в формирующийся альянс определенные ресурсы (эмоциональные, интеллектуальные, материальные и т. д.) и, в свою очередь, рассчитывает получить определенное вознаграждение или отдачу от этих отношений. В США был проведен целый ряд исследований, направленных на выявление типичных вложений и вознаграждений, ассоциирующихся с межличностными отношениями. В ходе одного из них «...психологи попросили студентов колледжа описать вознаграждения и затраты, связанные с их романтическими любовными взаимоотношениями. Перечень вознаграждений включал дружеское общение, ощущение, что тебя любят, счастье, душевную близость и сексуальное наслаждение. Воспринимаемые затраты от романтических взаимоотношений включали переживания за судьбу взаимоотношений, недостаток свободы общаться или встречаться с другими людьми, количество уделяемого взаимоотношениям времени и усилий, ссоры и ощущение зависимости от партнера, несмотря на то, что мужчины и женщины в целом описывали сходные вознаграждения и затраты, обнаружились некоторые гендерные различия. Например, женщины выражали большую озабоченность своей зависимостью от партнера и растворением в нем; мужчины выражали большую озабоченность денежными расходами и затратами времени и энергии»1.

На основании анализа результатов ряда подобных исследований социальными психологами было выделено шесть типов вознаграждений, обычно ожидаемых людьми от межличностных отношений: любовь, деньги, статус, информация, блага и услуги. Следует добавить, что вложения или затраты в контексте межличностных отношений, как правило, сводятся к этим позициям, в силу чего их правомерно рассматривать как своего рода «отношенческую валюту». Каждый из этих видов вознаграждений может быть оценен по двум параметрам: «специфичность-универсальность» и «конкретность-символичность». Следует отметить, что «измерение специфичности касается степени, в которой ценность вознаграждения зависит от того, кто его предоставляет. Ценность любви или, более конкретно, ценность таких вещей, как объятия и нежные слова, в значительной мере зависит от того, от кого они исходят. Следовательно любовь — вознаграждение специфическое. В отличие от этого, деньги сохраняют свою полезность независимо от того, от кого они исходят; деньги не специфическое, а универсальное вознаграждение... Второе измерение, конкретность отражает различие между материальными, или осязаемыми вознаграждениями — вещами, которые мы можем увидеть, почувствовать и потрогать, и неконкретными, или символическими вознаграждениями, такими как совет или социальное одобрение»1. При оценке паритетности обмена, а следовательно, и перспектив конкретных межличностных отношений необходимо учитывать два обстоятельства.

Во-первых, хотя каждый из шести типичных видов «отношенческой валюты» отчетливо тяготеет к определенному полюсу описанных шкал, он подвержен и противоположному влиянию, которое может усиливаться в определенных условиях. Так, например, деньги, в большинстве случаев являющиеся конкретным материальным вознаграждением, могут выступать как выражение социального одобрения, т. е. приобретать черты вознаграждения символического. С другой стороны, объятие или поцелуй могут быть приятны, даже если они исходят от малознакомого и субъективно незначимого человека (скажем, в ситуации публичного награждения), иными словами выступать в качестве универсального вознаграждения.

Во-вторых, обмен ресурсами в процессе межличностных отношений часто носит непрямой характер — партнер, вкладывая универсальные ценности, ожидает получить взамен специфические, или наоборот. Типичным примером такого рода является брак по расчету.

В силу изложенных причин оценка справедливости обмена в контексте межличностных отношений всегда крайне субъективна и подвержена сильным колебаниям, однако, именно она определяет степень удовлетворенности партнеров отношениями.

Оценивать справедливость обмена в межличностных отношениях люди учатся с раннего детства. Первоначально в дошкольном возрасте основной мерой справедливости является принцип равенства. Как правило, оно касается универсальных и конкретных видов ресурсов — справедливо, если праздничный пирог делится поровну. В дальнейшем дети осваивают более сложный принцип — принцип относительных потребностей, который уже распространяется и на символические и специфические виды «отношенческой валюты». Например, они усваивают, что младшим братьям и сестрам требуется больше внимания, поскольку они «маленькие» и сильнее нуждаются в заботе и ласке. В конечном итоге, большинство индивидов усваивают принцип паритетности в отношениях, который «...опирается на представление о том, что доходы человека должны быть пропорциональны его вкладам»2. На базе принципа паритетности социальные психологи, изучающие межличностные отношения, разработали теорию справедливости, включающую четыре основных положения:

1. Участвующие во взаимоотношениях люди пытаются максимизировать свои выгоды.

2. Пары и группы могут максимизировать свои коллективные вознаграждения, вырабатывая правила или нормы в отношении способов справедливого распределения среди всех заинтересованных участников.

3. Когда индивиды замечают нарушения справедливости во взаимоотношениях, они испытывают напряжение. Чем больше воспринимаемая несправедливость, тем выше переживаемое напряжение.

4. Индивиды, замечающие нарушения справедливости во взаимоотношениях, будут предпринимать шаги по восстановлению справедливости.

Целый ряд исследований подтверждает обоснованность теории справедливости: «В частности, было показано, что когда взаимоотношения оказывались несправедливыми, напряжение испытывали оба партнера. То, что лишенный заслуженного им вознаграждения (эксплуатируемый) человек испытывает напряжение, по-видимому, не противоречит здравому смыслу. Однако исследования показывают, что получивший незаслуженное вознаграждение человек также может испытывать напряжение, возможно, вследствие возникающего у него чувства вины или дискомфорта, вызванного нарушением баланса»1. На житейском уровне с данным феноменом сталкивался практически каждый, кому доводилось одержать «чистую» победу в той или иной семейной баталии. Как правило, люди, даже если они убеждены в собственной правоте, после подобного «триумфа» испытывают эмоциональный дискомфорт и потребность, если не извиниться, то сделать что-то приятное для поверженного партнера, тем самым восстанавливая нарушенный баланс в отношениях.

Если же по тем или иным причинам нарушенная справедливость в отношениях не восстанавливается, либо нарушается снова и снова, то в отношениях наступает кризис, который может привести к конфликту. Все сказанное о конфликте в соответствующей статье настоящей «Азбуки» вполне применимо к межличностным отношениям, однако, стоит упомянуть о типологии типичных поведенческих реакций людей, неудовлетворенных межличностными отношениями, разработанной американским социальным психологом К. Разблат и ее коллегами. Она включает в себя четыре позиции: проговаривание, лояльность, безразличие и уход.

«Проговаривание происходит, когда человек включается в активное обсуждение возникающих проблем, пытается искать компромиссы, обращается за помощью, старается изменить себя, партнера или ситуацию — иначе говоря, прилагает всяческие усилия к тому, чтобы улучшить взаимоотношения (проговаривание в большинстве случаев является наиболее зрелой и конструктивной линией поведения, близкой по смыслу поиску решения в логике “выигрыш-выигрыш” в модели К. Томаса — В. И., М. К.)... Под лояльностью подразумевается пассивное, но оптимистическое ожидание улучшения ситуации. Лояльность представляется консервативной реакцией, направленной на сохранение сложившегося порядка вещей (подобная позиция часто означает фактический отказ от отстаивания собственных интересов, что соответствует стратегии “проигрыш-выигрыш”, правда при этом следует иметь в виду, что в силу специфики межличностных отношений пренебрежение собственными интересами одного из партнеров далеко не всегда означает автоматическое удовлетворение интересов другого — В. И., М. К.). ...

Безразличие выражается в пассивном равнодушии к гибнущим взаимоотношениям. ... Эта реакция наиболее характерна для человека, который не был удовлетворен своими взаимоотношениями и раньше, а также осуществил в них мало вложений, (подобная позиция, в рамках которой по сути дела, игнорируются интересы обеих сторон, наиболее близка стратегии “проигрыш-проигрыш” — В. И., М. К.)...

Уход связан с активным завершением взаимоотношений. ... Это происходит, когда взаимоотношения сложились несчастливо, человек сравнительно мало в них вложил или когда у него имеются приемлемые альтернативы» (уход может представлять собой как инфантильную реакцию слабой и незрелой личности, целью которой является “бегство от проблемы”, так и совершенно адекватный и оптимальный способ разрешения сложившейся ситуации, в последнем случае уходу, как правило, предшествует проговаривание, в результате которого стороны приходят к совершенно осознанному и обоснованному выводу о бесперспективности дальнейших отношений — В. И., М. К.)»1.

При всей универсальности теории справедливости и ее практической значимости в целом ряде специфических межличностных отношениях, таких как любовь и дружба, присутствуют не менее значимые переменные.

Практический социальный психолог должен быть вооружен крайне многообразными взаимоуточняющими и взаимодополняющими методиками исследования характера межличностных отношений в реально функционирующих сообществах уже хотя бы потому, что, если говорить о его конкретных профессиональных задачах, именно та психологическая реальность, которая традиционно описывается через термин «межличностные отношения», должна являться и является основным предметом его изучения и интереса.

Источник: Азбука социального психолога-практика

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. М. о. опосредуются системой условий и факторов, с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти условия и факторы определяются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования психологического климата в коллективе. В многочисленных психологических исследованиях показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление М. о., а также обратное влияние М. о. на формирование сплоченности, ценностно-ориентированного единства членов коллектива. Различают М. о. «по горизонтали» и «по вертикали». Практически наиболее отчетливо М. о. проявляются в степени психологической совместимости. Умение организовать нужные М. о. в коллективе является одним из важнейших показателей качества руководства ими.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Межличностные отношения

Субъективно переживаемые связи между людьми. М. о. проявляются в характере и способах оказываемых людьми друг на друга взаимных влияний в процессе совместного общения и деятельности. Характер М. о. во многом предопределяется индивидуально-типологическими особенностями участвующих в них людей, уровнем их культуры, мотивацией и т. д.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Межличностные отношения

субъективно Переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Источник: Словарь по конфликтологии

Межличностные отношения

М. о. формируются в процессе длительного О. и взаимодействия людей. Отношения - целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая 3 связанных компонента: отношение человека к людям; к себе; отношения к предметам внеш. мира. Так определял отношения В. Н. Мясищев, включая в понятие отношения помимо связей между людьми, отношение к объективной действительности во всем ее многообразии. Следует указать на нек-рую созвучность этого понятия с установкой, в частности трехкомпонентный характер отношений и установок - когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. В определении В. Н. Мясищева присутствуют существенные признаки всего класса отношений индивидуальный и целостный характер, избирательность и сознательность. Частью всего класса отношений являются. М. о., в к-рых важное место занимает неосознаваемый пласт. М. о. отличаются от обычных человеческих контактов и формального взаимодействия по ряду признаков. Это длительные, основанные на потребности взаимодействия, преим. парные, избирательные контакты, сохраняющие свой эмоционально насыщенный компонент и при отсутствии непосредственного взаимодействия. В отличие от непосредственных контактов они имеют определенную, иногда неосознаваемую цель и мотив, ярко выраженный ментальный уровень, т. е. рефлексируются, анализируются, мысленно проигрываются и планируются. Позитивные М. о. - отношения между людьми, возникающие на основе взаимной симпатии, общих интересов, характеризующиеся длительностью по времени существования, глубиной, взаимностью, удовлетворяющие потребности общающихся в эмоциональной преданности, доверии, любви. Классификация типов отношений: 1) взаимоотношения - встречные, интегрированные отношения людей, к-рые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, взаимопомощи; 2) личные отношения - связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношения к личностным достоинствам и свойствам каждого. Чаще встречается асимметрия; 3) самоотношение - выражается в принятии или непринятии себя как целого, в степени критичности своих черт, включая недостатки в первую очередь. Адекватность самооценки О. и отношения имеют опр. близкие пересекающиеся стороны. А. А. Леонтьев отмечает, что О. есть актуализация отношений людей. Стабильные, скрепленные потребностью друг в друге отношения можно обозначить как привязанности. Привязанности, по определению В. Н. Куницыной, - долговременные, устойчивые, позитивно окрашенные взаимоотношения, эмоционально наполненные и основанные на большой потребности друг в друге. Привязанности неоднозначны по своему психол. содержанию. Формируются в детстве и накладывают отпечаток на взаимоотношения с близкими людьми в течение всей жизни. Отличаются от дружеского О.; привязанности более эмоциональны и различаются по эмоциональной дистанции и силе (интенсивности). Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева // Психол. журн., 1992, № 3; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997; Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психол. наука в СССР. М., 1960. В. Н. Куницына

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

межличностные отношения

массовидные социально-психические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющих ядро их общения и обьективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Различают м.о. официальные и неофициальные; "по горизонтали" – между равными, и "по вертикали" – между подчиненными и начальниками. М. о. проявляются в психической совместимости-несовместимости.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

субъективно перживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

Найдено рефератов по теме МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние психического здоровья на межличностные отношения в образовательном процессе

Резер Т.М.
В статье в аспекте траектории развития рассматриваются понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Приводится концепция понимания психического здоровья. Раскрывается значение психического здоровья индивида, типа акцентуации личности и имеющихся психических комплексов для межличностных отношений в образовательном пространстве.
Скачать PDF

Межличностные отношения младших школьников с гиперкинетическим расстройством

Цыганкова Наталия Игоревна, Никольская Ирина Михайловна
Представлены результаты исследования межличностных отношений детей 9-10 лет с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания с гиперактивностью» и их взаимосвязей с воспитательной практикой матерей по сравнению с детьми группы риска с симптомами невнимательности и импульсивности и контрольной группы. Определены задачи психологической коррекции.
Скачать PDF

Межличностные отношения как предпосылка формирования представлений друг о друге

Казарян Кристина Андронниковна
В статье представлены результаты теоретического анализа исследований отечественных психологов по проблеме межличностных отношений, которые позволяют понять, насколько были отрефлексированы ее основные аспекты. Данные материалы могут составить теоретическую основу для изучения представлений студентов друг о друге в процессе межличностного взаимодействия.
Скачать PDF

Динамические аспекты совладания, ориентированного на близкие межличностные отношения (партнерство, с

Крюкова Татьяна Леонидовна
В статье отражены результаты исследования динамических тенденций совладания со стрессом в особенных семейных ситуациях, повышающих уровень напряженности и активизирующих копинг. Соотносятся процессы групповой динамики и совладание как адаптивный процесс гибкого, изменяющегося при трудностях поведения субъекта. Анализируется соотношение и взаимодействие индивидуального и группового копинга. Отмечена многофакторная природа совладающего поведения субъекта, делающие его нелегким для изучения в особо трудных ситуациях.
Скачать PDF

Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе

Будаева Эржена Владимировна
В статье представлен анализ проблемы влияния социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе. Доказывается, что одним из важнейших условий роста продуктивности труда и качества выполняемой работы является формирование благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе. Основываясь на данных проведенного социологического исследования, автор выдвигает предположение о том, что на социальнопсихологический климат в трудовом коллективе наряду с различными объективными и субъективными факторами немаловажное влияние оказывает существующий характер межличностных отношений. Рассматриваются важнейшие показатели межличностных отношений в трудовом коллективе сплоченность и преобладание симпатий и антипатий, имеющие разные проявления в зависимости от рода профессиональной деятельности и гендерной принадлежности сотрудников.
Скачать PDF

Межличностные отношения как ресурс эмоциональной безопасности образовательной среды

Киселева Елена Васильевна, Киселев Николай Николаевич
В статье анализируются подходы к проблеме психологической безопасности образовательной среды и ресурсов данной безопасности. Межличностные отношения рассматривается как ресурс эмоциональной безопасности образовательной среды. Представлены результаты эмпирического исследования содержания страхов и опасений студентов-первокурсников. а также анализ влияния уровня межличностных отношений на снижение страхов и опасений студентов. Рассмотрены личностные качества, которые могут способствовать или мешать установлению эффективных межличностных отношений. Проанализированы составляющие эмоционально безопасной и эмоционально небезопасной образовательной среды.
Скачать PDF

Межличностные отношения подростков, склонных к аддиктивному поведению

Иванов Дмитрий Викторович
В статье раскрываются понятия межличностных отношений и Интернет-зависимости. Показано влияние аддиктивного поведения на межличностные отношения подростков. Рассматривается современное состояние проблемы аддиктивного поведения. Определяются возможности применения различных методов психологической профилактики интернет-зависимости у подростков. Рассматриваются результаты психологической профилактики аддиктивного поведения подростков.
Скачать PDF

Влияние форм командного управления на межличностные отношения в коллективах судебных приставов

Кутузова Е. А., Зайцев Р. А.
В статье анализируются возможности одной из технологий управления - технологии создания высокоэффективных управленческих команд - в достижении поставленных задач. Проводится анализ понятия «команды», ее признаки и роль в управлении организацией, рассматривается сам процесс формирования управленческой команды, приводятся результаты исследований по выявлению социально-психологических особенностей коллектива, а также даются предложения по оптимизации психологического климата в коллективе.
Скачать PDF

Межличностные отношения детей дошкольного возраста

Дощанова С.М., Болдырева Е.Р.
В статье акцентируется внимание на значимости формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста. Выделяются и анализируются психологические особенности дошкольного возраста, оказывающие влияние на развитие межличностных отношений детей.
Скачать PDF

Межличностные отношения подростков истинных и социальных сирот

Барсегян О.В.
В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования межличностных отношений подростков сирот с легкой степенью умственной отсталости и без интеллектуальных нарушений. В эксперименте участвовали подростки с легкой степенью умственной отсталости: истинные сироты 32 человека, социальные сироты 38. Воспитанники без интеллектуальных нарушений: истинные сироты 16 человек и социальные сироты 21. В работе принимали участие воспитатели и педагоги. Использованы следующие методы: биографический, наблюдение, беседа и экспериментально-психологические методики: диагностика межличностных отношений Т. Лири, оценка отношений подростка с классом, социометрия, диагностика самооценки Спилбергера, Ханина, опросник Айзенка, опросники для воспитателей и воспитанников, методы математической статистики. Исследование показало, что межличностные отношения в группах истинных и социальных сирот отличаются неоднозначностью по отдельным психологическим показателям. Полученные экспериментальные данные позволяют выделить основные направления практической работы и могут быть использованы для оптимизации межличностных отношений воспитанников детского дома.
Скачать PDF

Межличностные отношения подростков, относящихся к различным этническим группам

Гондаренко Ксения Андреевна, Бакунова Ирина Владимировна
В данной статье рассматривается роль этнопсихологических особенностей подростков в межличностных отношениях. Приведены результаты экспериментального исследования этнопсихологических особенностей, которые влияют на межличностные отношения подростков русской и армянской национальности.
Скачать PDF

Межличностные отношения — связывающая структура в системе управления

Ирена Емилова
Скачать PDF

Похожие термины: