добровольный семейный союз мужчины и женщины, подразумевающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и своим детям.
БРАК
БРАК
Брак
Семейный союз между мужчиной и женщиной, порождающий установление определенных взаимных прав и обязанностей между ними и по отношению к детям. В России официальным признается только брак, заключенный в соответствующем государственном органе.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Брак
1. институт семьи; 2. набор социальных норм, регулирующих семейные отношения. Эти нормы действуют согласно местным обычаям, объединяя двух (и более) людей и связывая последних с системой обязательных моделей поведения с целью поддержания единства семьи. Антропологи и социологи различают более двух десятков различных видов брака; 3. работа с плохим качеством.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
БРАК
В общем обиходе имеется тенденция опускать тот момент, что брак – это институт, набор социальных норм. Во всех случаях он действует, согласно местным обычаям, объединяя двух (или иногда более) людей и, по крайней мере, теоретически, связывая их с системой обязательных моделей поведения с целью поддержания единства семьи. Хотя мы не должны их здесь перечислять, следует отметить, что антропологи и социологи различают более двух десятков различных видов брака.
БРАК
Marriage; Ehe, Hochzeit) - в зависимости от контекста в работах Юнга брак рассматривается как длительное взаимоотношение между мужчиной и женщиной или как внутреннее сочетание мужского и женского начал в психике индивида, или как коньюкция, или же как священный брак - иерогамия.
Базируясь на принципе взаимопритягательности противоположностей, Юнг рассматривал браки (с внешней стороны) как союзы людей с разным складом личности. Брачную модель с точки зрения аналитической психологии Юнг рассматривает в работе "Брак как психологическое отношение" (КДД, с. 209-224). Идея внутреннего брака (сочетания мужских и женских черт) основана на юнговской идее, что каждый человек в потенциале обладает полным спектром психологических возможностей, из чего следует, что личность может быть описана в терминах равновесия между мужскими и женскими составляющими элементами.
Базируясь на принципе взаимопритягательности противоположностей, Юнг рассматривал браки (с внешней стороны) как союзы людей с разным складом личности. Брачную модель с точки зрения аналитической психологии Юнг рассматривает в работе "Брак как психологическое отношение" (КДД, с. 209-224). Идея внутреннего брака (сочетания мужских и женских черт) основана на юнговской идее, что каждый человек в потенциале обладает полным спектром психологических возможностей, из чего следует, что личность может быть описана в терминах равновесия между мужскими и женскими составляющими элементами.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
БРАК
/англ Marriage/, 1) исторически обусловленная и регулируемая обществом форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к потомству. См. также Мезальянс; Семья. Ср. Безбрачие.
Возник в сред. или верхнем палеолите, придя на смену промискуитету. Древнейшей формой Б. в эпоху родового строя считается брак групповой. Эпизодическое сожительство отдельными парами постепенно создало предпосылки брака парного. Распространенный при матриархате обычай проживания супругов в общине жены обусловил т.н. матрилокальный Б. При переходе к патриархату возник патрилокальный Б., при котором супруги проживали в общине мужа. Основным регулятором брачных отношений поначалу являлась экзогамия, позднее – совместно с эндогамией. В раннеклассовых обществах имел место кузенный Б.: с дочерью брата матери или сестры отца (1) (кросскузенный) и с дочерью брата отца или сестры матери (ортокузенный). Б. оставался непрочным и легко расторжимым, сохранявшим такие пережитки, как полигамия, сорорат и др. Начиная с периода развитого неолита, постепенно начала складываться семья патриархальная, а с нею моногамный Б., являющийся в настоящее время самым распространенным во всем мире.
В России до XVII в. Б. устраивался и регулировался на основе Домостроя, поскольку соответствующего законодательства не существовало. Во время правления Петра I было положено начало развитию семейного права. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности заключения Б. В 1714 вводится образовательный ценз для дворян, требующий при венчании предъявлять справку о знании арифметики и геометрии. Устав 1722 запрещал женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». С этого же времени священникам было поручено регистрировать акты гражданского состояния.
В середине 1740-ых Указ Синода запретил Б. лицам старше 80 лет: «Брак от бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно». Законодательно установлены личные права и обязанности супругов. Жена в обязательном порядке должна была всюду следовать за мужем; вместе с тем, имела право обращаться в суд для защиты от физического насилия.
После октябрьской революции начался новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 вышел декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся». Единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение брака гражданского (1) в государственных органах. Условия Б. значительно упростились; закон уравнял в правах незаконнорожденных и законных детей. Препятствиями к Б. признавались наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства, а также наличие не расторгнутого ранее брака.
«…брак без любви не есть брак, что только любовь освящает брак и что брак истинный только тот, который освящает любовь.» Л.Н.Толстой. Крейцерова соната.
Брачный (-ая; -ое) (матримониальный) – относящийся к осуществлению и состоянию Б.
«Измучив доброго коня,
На брачный пир к закату дня
Спешил жених нетерпеливый.» М. Лермонтов. Демон: Восточная повесть.
Добрачный (-ая; -ое) – имевший место до Б.
«…брак мой с гражданкой Грицацуевой расторгнут по заявлению с ее стороны и что мне присваивается добрачная фамилия О. Бендер.» И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок.
Добрачные связи – то же, что внебрачные связи.
2) то же, что супружество.
Возник в сред. или верхнем палеолите, придя на смену промискуитету. Древнейшей формой Б. в эпоху родового строя считается брак групповой. Эпизодическое сожительство отдельными парами постепенно создало предпосылки брака парного. Распространенный при матриархате обычай проживания супругов в общине жены обусловил т.н. матрилокальный Б. При переходе к патриархату возник патрилокальный Б., при котором супруги проживали в общине мужа. Основным регулятором брачных отношений поначалу являлась экзогамия, позднее – совместно с эндогамией. В раннеклассовых обществах имел место кузенный Б.: с дочерью брата матери или сестры отца (1) (кросскузенный) и с дочерью брата отца или сестры матери (ортокузенный). Б. оставался непрочным и легко расторжимым, сохранявшим такие пережитки, как полигамия, сорорат и др. Начиная с периода развитого неолита, постепенно начала складываться семья патриархальная, а с нею моногамный Б., являющийся в настоящее время самым распространенным во всем мире.
В России до XVII в. Б. устраивался и регулировался на основе Домостроя, поскольку соответствующего законодательства не существовало. Во время правления Петра I было положено начало развитию семейного права. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности заключения Б. В 1714 вводится образовательный ценз для дворян, требующий при венчании предъявлять справку о знании арифметики и геометрии. Устав 1722 запрещал женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». С этого же времени священникам было поручено регистрировать акты гражданского состояния.
В середине 1740-ых Указ Синода запретил Б. лицам старше 80 лет: «Брак от бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно». Законодательно установлены личные права и обязанности супругов. Жена в обязательном порядке должна была всюду следовать за мужем; вместе с тем, имела право обращаться в суд для защиты от физического насилия.
После октябрьской революции начался новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 вышел декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся». Единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение брака гражданского (1) в государственных органах. Условия Б. значительно упростились; закон уравнял в правах незаконнорожденных и законных детей. Препятствиями к Б. признавались наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства, а также наличие не расторгнутого ранее брака.
«…брак без любви не есть брак, что только любовь освящает брак и что брак истинный только тот, который освящает любовь.» Л.Н.Толстой. Крейцерова соната.
Брачный (-ая; -ое) (матримониальный) – относящийся к осуществлению и состоянию Б.
«Измучив доброго коня,
На брачный пир к закату дня
Спешил жених нетерпеливый.» М. Лермонтов. Демон: Восточная повесть.
Добрачный (-ая; -ое) – имевший место до Б.
«…брак мой с гражданкой Грицацуевой расторгнут по заявлению с ее стороны и что мне присваивается добрачная фамилия О. Бендер.» И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок.
Добрачные связи – то же, что внебрачные связи.
2) то же, что супружество.
Источник: Словарь доктора либидо
БРАК
(Marriage; Ehe, Hochzeit). Обычно из контекста становится ясным, имеет ли в виду Юнг брак как длительное взаимоотношение между мужчиной и женщиной или рассматривает его как внутреннее сочетание женской и мужской составляющих психики индивида, или как coniunctio, или же, наконец, как иерогамию, священный брак (см. АЛХИМИЯ). Юнг верил, что противоположности взаимопритягательны, и потому рассматривал браки (с их внешней стороны) как союзы, в которые, возможно, будут вступать люди разного склада личности. В частности, он создал модель (Собр. соч. Г. 17. Парагр. 324— 345), предполагавшую, что один из партнеров в браке будет иметь более сложную личную психологию, чем другой. Пол партнеров в этом случае роли не играет. Сложная личность будет, так сказать, сдерживать более простую, и какое-то время все будет выглядеть неплохо. Но рано или поздно более сложный партнер найдет, что менее сложный его не вдохновляет, и начнет искать где-нибудь в другом месте то, что кажется ему исполнением мечты (см. ПРОЕКЦИЯ). Это делает сдерживаемую, более простую личность еще более зависимой и готовой отдать брачным отношениям все, что только возможно. По наблюдениям Юнга, партнер, исполняющий функцию сдерживания, сам втайне испытывает потребность в сдерживании и бессознательно ищет этого, вступая в экспериментальные отношения с другими людьми. Лекарство для такого партнеpa — осознать собственную потребность в зависимости. А «сдерживаемому» партнеру надо понять, что он не найдет спасения в облике другого партнера. Не так легко дать оценку такой модели. Насколько можно судить по опытным данным, она не сводится ни к случаю притяжения противоположностей в браке, ни к бракосочетанию по сходству. Скорее, выбор партнера в браке, по всей видимости, зависит от восприятия подвижного итогового соотношения между чертами сходства и различия, находимыми в другом. Юнговская модель «сдерживающего—сдерживаемого» является попыткой описать то, что теперь называют «тайным соглашением», «коллюзией». Эта модель помогает также увидеть партнеров в браке как действующих иногда под влиянием общей для них фантазии. В их окружении могут найтись элементы, которые способствуют рождению таких совместных фантазий. Юнг не предлагал полного анализа брачной динамики, но интересовался вовлеченными в нее психологическими факторами. Модель «сдерживающего-сдерживаемого» не следует рассматривать изолированно от действия анимы и анимуса. Эти архетипические структуры влияют на взаимоотношения в браке, и, следовательно, черты, увиденные в другом и определяющие выбор партнера, можно в известной степени считать проекциями анимы и анимуса (см. АРХЕТИП). Поскольку эти персонификации отчасти находятся под влиянием детских взаимоотношений с родителем противоположного пола, выбор брачного партнера часто отражает психологическую специфику родителя, с которым ребенок бессознательно связан (см. ИНЦЕСТ). Идея внутреннего брака (сочетания мужских и женских черт) основана на убеждении Юнга, что перед каждым человеком открыт полный спектр психологических возможностей половая роль; пол), и из этого следует, что личность может быть описана в терминах равновесия между мужскими и женскими составными элементами. Когда понятия «мужское» и «женское» относятся к внутренним тенденциям, внешняя половая роль здесь прямо не подразумевается. Тем не менее Юнг часто этого не замечал, и в результате у него иногда явно обнаруживается путаница между «мужским» и «женским» полом и ролью этих полов. Не так давно стали уделять внимание вопросу индивидуации в брачных отношениях. «Браки с сохранением индивидуации» не придерживаются стандартов коллективного, но служат глубочайшим интересам партнеров, способствуя индивидуальному стилю отношений, характерному для двух людей (Guggenbiihl-Craig, 1977). О «Б.» в анализе см. АНАЛИТИК и ПАЦИЕНТ.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.