БРАК

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

БРАК
добровольный семейный союз мужчины и женщины, подразумевающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и своим детям.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

Брак
Семейный союз между мужчиной и женщиной, порождающий установление определенных взаимных прав и обязанностей между ними и по отношению к детям. В России официальным признается только брак, заключенный в соответствующем государственном органе.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Брак
1. институт семьи; 2. набор социальных норм, регулирующих семейные отношения. Эти нормы действуют согласно местным обычаям, объединяя двух (и более) людей и связывая последних с системой обязательных моделей поведения с целью поддержания единства семьи. Антропологи и социологи различают более двух десятков различных видов брака; 3. работа с плохим качеством.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

БРАК
В общем обиходе имеется тенденция опускать тот момент, что брак – это институт, набор социальных норм. Во всех случаях он действует, согласно местным обычаям, объединяя двух (или иногда более) людей и, по крайней мере, теоретически, связывая их с системой обязательных моделей поведения с целью поддержания единства семьи. Хотя мы не должны их здесь перечислять, следует отметить, что антропологи и социологи различают более двух десятков различных видов брака.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

БРАК
Marriage; Ehe, Hochzeit) - в зависимости от контекста в работах Юнга брак рассматривается как длительное взаимоотношение между мужчиной и женщиной или как внутреннее сочетание мужского и женского начал в психике индивида, или как коньюкция, или же как священный брак - иерогамия.
Базируясь на принципе взаимопритягательности противоположностей, Юнг рассматривал браки (с внешней стороны) как союзы людей с разным складом личности. Брачную модель с точки зрения аналитической психологии Юнг рассматривает в работе "Брак как психологическое отношение" (КДД, с. 209-224). Идея внутреннего брака (сочетания мужских и женских черт) основана на юнговской идее, что каждый человек в потенциале обладает полным спектром психологических возможностей, из чего следует, что личность может быть описана в терминах равновесия между мужскими и женскими составляющими элементами.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

БРАК
/англ Marriage/, 1) исторически обусловленная и регулируемая обществом форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к потомству. См. также Мезальянс; Семья. Ср. Безбрачие.
Возник в сред. или верхнем палеолите, придя на смену промискуитету. Древнейшей формой Б. в эпоху родового строя считается брак групповой. Эпизодическое сожительство отдельными парами постепенно создало предпосылки брака парного. Распространенный при матриархате обычай проживания супругов в общине жены обусловил т.н. матрилокальный Б. При переходе к патриархату возник патрилокальный Б., при котором супруги проживали в общине мужа. Основным регулятором брачных отношений поначалу являлась экзогамия, позднее – совместно с эндогамией. В раннеклассовых обществах имел место кузенный Б.: с дочерью брата матери или сестры отца (1) (кросскузенный) и с дочерью брата отца или сестры матери (ортокузенный). Б. оставался непрочным и легко расторжимым, сохранявшим такие пережитки, как полигамия, сорорат и др. Начиная с периода развитого неолита, постепенно начала складываться семья патриархальная, а с нею моногамный Б., являющийся в настоящее время самым распространенным во всем мире.
В России до XVII в. Б. устраивался и регулировался на основе Домостроя, поскольку соответствующего законодательства не существовало. Во время правления Петра I было положено начало развитию семейного права. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности заключения Б. В 1714 вводится образовательный ценз для дворян, требующий при венчании предъявлять справку о знании арифметики и геометрии. Устав 1722 запрещал женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». С этого же времени священникам было поручено регистрировать акты гражданского состояния.
В середине 1740-ых Указ Синода запретил Б. лицам старше 80 лет: «Брак от бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно». Законодательно установлены личные права и обязанности супругов. Жена в обязательном порядке должна была всюду следовать за мужем; вместе с тем, имела право обращаться в суд для защиты от физического насилия.
После октябрьской революции начался новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 вышел декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся». Единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение брака гражданского (1) в государственных органах. Условия Б. значительно упростились; закон уравнял в правах незаконнорожденных и законных детей. Препятствиями к Б. признавались наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства, а также наличие не расторгнутого ранее брака.
«…брак без любви не есть брак, что только любовь освящает брак и что брак истинный только тот, который освящает любовь.» Л.Н.Толстой. Крейцерова соната.
Брачный (-ая; -ое) (матримониальный) – относящийся к осуществлению и состоянию Б.
«Измучив доброго коня,
На брачный пир к закату дня
Спешил жених нетерпеливый.» М. Лермонтов. Демон: Восточная повесть.
Добрачный (-ая; -ое) – имевший место до Б.
«…брак мой с гражданкой Грицацуевой расторгнут по заявлению с ее стороны и что мне присваивается добрачная фамилия О. Бендер.» И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок.
Добрачные связи – то же, что внебрачные связи.
2) то же, что супружество.

Источник: Словарь доктора либидо

БРАК
(Marriage; Ehe, Hochzeit). Обычно из контекста становится ясным, имеет ли в виду Юнг брак как длительное взаимоотношение между мужчиной и женщиной или рассматривает его как внутреннее сочетание женской и мужской составляющих психики индивида, или как coniunctio, или же, наконец, как иерогамию, священный брак (см. АЛХИМИЯ). Юнг верил, что противоположности взаимопритягательны, и потому рассматривал браки (с их внешней стороны) как союзы, в которые, возможно, будут вступать люди разного склада личности. В частности, он создал модель (Собр. соч. Г. 17. Парагр. 324— 345), предполагавшую, что один из партнеров в браке будет иметь более сложную личную психологию, чем другой. Пол партнеров в этом случае роли не играет. Сложная личность будет, так сказать, сдерживать более простую, и какое-то время все будет выглядеть неплохо. Но рано или поздно более сложный партнер найдет, что менее сложный его не вдохновляет, и начнет искать где-нибудь в другом месте то, что кажется ему исполнением мечты (см. ПРОЕКЦИЯ). Это делает сдерживаемую, более простую личность еще более зависимой и готовой отдать брачным отношениям все, что только возможно. По наблюдениям Юнга, партнер, исполняющий функцию сдерживания, сам втайне испытывает потребность в сдерживании и бессознательно ищет этого, вступая в экспериментальные отношения с другими людьми. Лекарство для такого партнеpa — осознать собственную потребность в зависимости. А «сдерживаемому» партнеру надо понять, что он не найдет спасения в облике другого партнера. Не так легко дать оценку такой модели. Насколько можно судить по опытным данным, она не сводится ни к случаю притяжения противоположностей в браке, ни к бракосочетанию по сходству. Скорее, выбор партнера в браке, по всей видимости, зависит от восприятия подвижного итогового соотношения между чертами сходства и различия, находимыми в другом. Юнговская модель «сдерживающего—сдерживаемого» является попыткой описать то, что теперь называют «тайным соглашением», «коллюзией». Эта модель помогает также увидеть партнеров в браке как действующих иногда под влиянием общей для них фантазии. В их окружении могут найтись элементы, которые способствуют рождению таких совместных фантазий. Юнг не предлагал полного анализа брачной динамики, но интересовался вовлеченными в нее психологическими факторами. Модель «сдерживающего-сдерживаемого» не следует рассматривать изолированно от действия анимы и анимуса. Эти архетипические структуры влияют на взаимоотношения в браке, и, следовательно, черты, увиденные в другом и определяющие выбор партнера, можно в известной степени считать проекциями анимы и анимуса (см. АРХЕТИП). Поскольку эти персонификации отчасти находятся под влиянием детских взаимоотношений с родителем противоположного пола, выбор брачного партнера часто отражает психологическую специфику родителя, с которым ребенок бессознательно связан (см. ИНЦЕСТ). Идея внутреннего брака (сочетания мужских и женских черт) основана на убеждении Юнга, что перед каждым человеком открыт полный спектр психологических возможностей половая роль; пол), и из этого следует, что личность может быть описана в терминах равновесия между мужскими и женскими составными элементами. Когда понятия «мужское» и «женское» относятся к внутренним тенденциям, внешняя половая роль здесь прямо не подразумевается. Тем не менее Юнг часто этого не замечал, и в результате у него иногда явно обнаруживается путаница между «мужским» и «женским» полом и ролью этих полов. Не так давно стали уделять внимание вопросу индивидуации в брачных отношениях. «Браки с сохранением индивидуации» не придерживаются стандартов коллективного, но служат глубочайшим интересам партнеров, способствуя индивидуальному стилю отношений, характерному для двух людей (Guggenbiihl-Craig, 1977). О «Б.» в анализе см. АНАЛИТИК и ПАЦИЕНТ.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
165.82 кб

Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак

Жолудева С. В.
В статье рассматриваются основные понятия, связанные с определением возраста вступления в брак, с точки зрения социологического, физиологического и психолого-педагогического подходов.
Читать PDF
337.07 кб

Исследование связи уровня эгоизма с возрастом вступления в брак и удовлетворенностью браком

Бондарева О. В.
Рассматривается проблема эгоизма личности. Прослеживается взаимосвязь эгоизма с возрастом вступления в брак, также взаимосвязь эгоистической направленности супругов с удовлетворенностью браком.
Читать PDF
144.04 кб

Эгоизм личности и его влияние на возраст вступления в брак и удовлетворенность браком

Бондарева Олеся Вячеславовна
Pассматривается проблема эгоизма личности. Прослеживается взаимосвязь эгоизма с возрастом вступления в брак, а также взаимосвязь эгоистической направленности супругов с удовлетворенностью браком.
Читать PDF
211.68 кб

Исследование мотивов вступления в брак. Влияние ребенка на частоту конфликтных ситуаций молодой семь

Камнева Н. А.
В статье обсуждаются результаты исследования молодых семей. На основании полученных в процессе исследования данных констатируется наличие конфликтных ситуаций в молодых семьях.
Читать PDF
281.54 кб

БРАК И СЕМЬЯ В СИБИРИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Михеева А.Р.
Читать PDF
557.67 кб

Семья и брак в аспекте евгенического проекта: реальность и утопии: (аналитический обзор)

Хлебников Г. В.
Читать PDF
511.58 кб

Бесплодный брак (гинекология: учебник / под ред. Г. М. Савельевой, В. Г. Бреусенко. - 4-е изд. , пер

Читать PDF
263.90 кб

Мотивация вступления в брак и ее влияние на конфликтные ситуации будущей молодой семьи

Камнева Нина Анатольевна
В статье обсуждаются результаты опросного анкетирования молодых семей работниками отдела ЗАГС совместно с психологами центра планирования семьи.
Читать PDF
159.91 кб

По материалам монографии Marriage, the family, and Personal fulfillment. «Брак, семья и персональное

Гарафутдинова И. Ф.
Читать PDF
361.17 кб

Классификация и характеристика мотивов вступления в брак

Волченкова Е.В.
Представлена авторская классификация мотивов вступления в брак по ряду оснований: степени осознанности, содержанию, объекту и характеру направленности, возможному влиянию на удовлетворенность семейными отношениями в будущем.
Читать PDF
569.41 кб

Междисциплинарный подход в исследовании феномена любви, как фактора влияния на институт семьи и брак

Попова Ирина Викторовна, Караваева Виктория Алексеевна, Храброва Ксения Геннадиевна
В статье обоснована нарративность в русле культурно-исторического подхода как фундаментального компонента социального взаимодействия.
Читать PDF
84.69 кб

Губернаторы и бизнес: брак по расчету?

Лысенко Владимир Николаевич
Читать PDF
187.26 кб

«Женский» вопрос в теории марксизма (почему брак марксизма с феминизмом оказался несчастливым?)

Пушкарева Н. Л.
Читать PDF
187.52 кб

Консенсуальный брак в контексте социальной трансформации института современной российской семьи

Руднева Д. Ю.
Читать PDF
9.63 мб

Грани гендерных отношений: брак и сексуальность

Лагонда Г.В.
Статья продолжает цикл публикаций, представляющих разрабатываемую автором экспектационную теорию брачных отношений. В статье доказывается положение о том, что брак является средоточием гендерных отношений человека.

Похожие термины:

  • ДЕВСТВЕННЫЙ БРАК

    то же, что Виргогамия.
  • ГРУППОВОЙ БРАК

    См. ценогамия.
  • ИНБРЕДНЫЙ БРАК

    англ. in - в, внутри, breeding - разведение). См. Родственный брак.
  • Предложение о вступлении в брак

    Это, в норме, должен делать мужчина женщине, а не наоборот. Девушка или женщина при этом всегда должна иметь в виду, что любое брачное предложение – это оказание ей чести, и поэтому прежде всего долж
  • ПЕРЕКРЕСТНЫЙ БРАК

    1. Брак между людьми, являющимися кровными родственниками. 2. Брак между людьми, принадлежащими к несопоставимым группам. Эти группы могут определяться социальным классом, этнической или расовой п
  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ БРАК

    См. последовательная полигамия.
  • СВЯЩЕННЫЙ БРАК

    Sacred marriage; heilig Ehe) 1981 см. гиерогамия.
  • БРАК ЦЕРКОВНЫЙ

    /англ. Church marriage/, брак, заключенный с соблюдением религиозных обрядов венчания и благословения. В качестве обязательной правовой нормы установлен в 1775. Заключался по достижению определенного во
  • БРАК ФИКТИВНЫЙ

    /англ. Marriage fictitious; Marriage of convenience/ (брак договорной), юридическое оформление брака без намерения создания семьи или даже совместного проживания. Как правило, Б.Ф. преследует материальные или иные кор
  • БРАК ГОСТЕПРИИМНЫЙ

    /англ. Marriage open/ (гостеприимный гетеризм; проституция гостеприимная), историческая форма брака, возникшая на основе брака группового. Заключается в предоставлении гостю жены или дочери хозяина дом
  • БРАК ГРАЖДАНСКИЙ

    1) /англ. Marriage law/ (брак законный; брак светский) брак, зарегистрированный в установленном государством порядке. 2) /разг./ фактическое сожительство без бракосочетания. См. также Брак открытый; Брак пр
  • БРАК ИСКУПИТЕЛЬНЫЙ

    /англ. Marriage redemptive/, историческая форма брака, предусматривающая право определенных лиц на девственность невесты. См. также Право первой ночи; Проституция культовая. Б.И. предполагал жертвоприношен
  • БРАК МОРГАНАТИЧЕСКИЙ

    /англ. Marriage morganatic/, тайный брак члена королевской семьи с лицом более низкого происхождения. Ср. Мезальянс. «Бедняга из-за вступления в морганатический брак с графиней Торби был лишен права верну
  • БРАК ОДНОПОЛЫЙ

    /англ. Marriage same-sex/, брак между лицами одного и того же пола. Принципиально новое государственное установление, возникшее в результате борьбы за права сексуальных меньшинств. Позволяет практическ
  • БРАК ОТКРЫТЫЙ

    /англ. Marriage open/, брак гражданский, допускающий значительную свободу пол. отношений для каждого из супругов. Ср. Адюльтер. Термин Б. О. получил широкое распространение после выхода в свет одноимен
  • БРАК ПАРНЫЙ

    /англ. Marriage doubles/, историческая форма брака, пришедшая на смену браку групповому при первобытнообщинном строе. Ранняя форма единобрачия, предшествовавшая моногамии. Супружеская пара в Б.П. не вела
  • БРАК-ПОХИЩЕНИЕ

    /англ. Marriage by capture/, обряд заключения брака путем похищения невесты. Появился в период разложения первобытнообщинного строя; широко применялся в средние века. До настоящего времени сохранился у 
  • БРАК ПРОБНЫЙ

    /англ. Marriage trial/, форма брака гражданского (2), распространенная в странах с либеральной пол. моралью. См. также Подночевывания; Пробные ночи; Семья шведская. Ср. Компаньонат. Представляет из себя со
  • БРАК ВРЕМЕННЫЙ

    (брак для удовольствия), в исламе брак, заключаемый на определенный срок («от одного часа до 99 лунных лет»). Б.В. законодательно признается шиитами в Иране и некоторых др. странах араб. Востока; за
  • ЛАВАНДОВЫЙ БРАК

    /англ. Lavender marriage; букв. «лавандовый брак»/ (Front marriage; Marriage blanc), форма брака фиктивного, имеющая своей целью сокрытие истинной ориентации сексуальной одного или обоих супругов. Л.Б. носит чисто договор