ДЕФЕКАЦИЯ ДЕФЕКТ ПАМЯТИ

ДЕФЕКТ

Найдено 7 определений термина ДЕФЕКТ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕФЕКТ

1. Недостаток. 2. Неспособность функционировать вследствие такого недостатка. Следует отличать от дефицита и производных от него терминов, где подразумевается недостаток чего-то, а не дефект.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ДЕФЕКТ (МКБ 295.7)

продолжительное и необратимое нарушение любой психологической функции (например, "когнитивный дефект"), общего развития психических способностей ("умственный дефект") или характерного образа мышления, ощущения и поведения, составляющего отдельную личность. Дефект в любой из этих областей может быть врожденным либо приобретенным. Характерное дефектное состояние личности, колеблющееся от нарушения интеллекта и эмоций или от легкой эксцентричности поведения до аутической замкнутости или аффективного уплощения, Крепелин (1856-1926) И Блейлер (1857-1939) расценивали как критерии выхода из шизофренического психоза (см. также изменения личности) в отличие от выхода из маниакально-депрессивного психоза. Согласно исследованиям последнего времени, развитие дефекта после шизофренического процесса не является неизбежным.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru)

ДЕФЕКТ

лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток). Резидуальные психические изменения, в первую очередь личностные, вследствие перенесенного психотического состояния. Возникает при шизофрении, органических поражениях головного мозга, носит специфические для ряда психических заболеваний черты; например, при шизофрении характеризуется апатико-аутистическими изменениями с диссоциативными проявлениями в мышлении, после травм головного мозга Д. определяется церебрастеническим или церебропатическим синдромом с различной степени выраженности интеллектуально-мнестическими и характеропатическими проявлениями. Нередко особенности Д. зависят от формы течения психического заболевания: так, например, он значительно быстрее развивается и носит более грубый характер при приступообразно-прогредиентном, чем при рекуррентном, течении шизофрении.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

ДЕФЕКТ

от лат. defectus - недостаток] - недостаток, изъян, недочет; недостаток какого-л. органа, выпадение какой-л. физиологической или психической функции (см. Дефект развития, Дефекта структура, Дефектов развития виды),

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Дефект

лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток) - невосполнимый дефицит психических функций и личностных качеств, возникающий вследствие душевного заболевания. Не следует смешивать проявления дефекта с дефицитарной симптоматикой. Последняя всегда наблюдается и в активной фазе психиатрической болезни, но в значительной степени бывает обусловлена функциональными, обратимыми нарушениями, хотя, несомненно, частично включает и симптомы дефекта. Нарушения, образующие психический дефект, в той или иной мере могут быть, однако, компенсированы или могут преодолеваться патологическим образом, путем их гиперкомпенсации. Например, стойкое ухудшение памяти может быть компенсировано привычкой делать записи, класть вещи на строго определенное место, что-либо делать в одной и той же последовательности, использованием приемов мнемотехники. Эмоционально-волевой дефицит иногда как бы преодолевается посредством патологического развития личности (агрессивности, сутяжничества и т.п.). Следует заметить, что психическое расстройство, по определению, никогда не приводит к повышению уровня психологического функционирования, обратное мнение заимствововано из области мифологии. Исключением являются легкие маниакальные состояния, но и здесь, это нужно специально отметить, временно выигривая в одном, такие пациенты часто больше теряют в чем-то другом, будучи неспособными интегрировать свое понимание действительности и свои действия в продуманную линию поведения. Опыт болезни отдельным пациентам, по их словам, иногда бывает полезным, но, разумеется, лишь в той мере, в какой они способны действовать по пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Дефект

Дефект – какой-либо телесный недостаток . Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий , ответный и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на развитие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота), повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие). (11.5.10, 181 – 182) См. Воспитание

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

ДЕФЕКТ

(от лат. defectus – недостаток) – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие Д. – центральное для дефектологии – детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Им установлено, что структура Д. не сводится к симптомам повреждения биологических систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и др.), которые представляют собой первичные симптомы нарушения – первичный Д. Недоразвитие высших психических функций (например, речи и мышления у глухих, опосредованной памяти у дебилов, восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т. д.) и социальной стороны поведения Выготский считал вторичными отклонениями, не связанными непосредственно с основным, первичным Д., но обусловленными им. Он показал, как это соотношение первичных, вторичных и последующих наслаивающихся на них отклонений усложняет структуру Д. Он проанализировал также условия для предупреждения и преодоления этих отклонений развития. Адекватное обучение и воспитание способствуют преодолению причин, которые порождают вторичные (третичные и т. д.) отклонения. При этом центральная область компенсации Д., согласно Выготскому, – повышение культурного развития, формирование высших психических функций.

Чем дальше отстоит нарушение от пораженного органа и связанного с ним первичного отклонения, тем легче это нарушение поддается коррекции.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2004 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Социализационный дефект онтогенеза личности как проблема социально-психологической виктимологии личн

Руденский Евгений Владимирович
В статье впервые в отечественной психологии представлен феномен «социализационный дефект онтогенеза личности» как проблема социально-психологической виктимологии личности, инновационной социально-психологической теории, автором которой является Е.В. Руденский. Социализационный дефект онтогенеза личности рассматривается с позиции клинико-социологической методологии социально-психологической виктимологии личности и на основе интеграции социализационно-компетентностного, социализационносубъектного, социально-конструктивистского и социализационно-интеракционистского подходов, которые автор, а под его руководством и все сотрудники Лаборатории социально-психологической виктимологии Е.В.Руденского реализуют в теоретико-методическом обосновании шести частей социально-психологической виктимологии личности: социально-генетической виктимологии личности; культурно-генетической виктимологии личности; социально-педагогической виктимологии личности; психологической виктимологии личности; социальной виктимологии личности; клинико-социологической виктимологии личности.
Скачать PDF

Психологическое исследование личностных особенностей студентов дефектологического факультета

Сычева Е.С.
В статье представлено исследование личностных механизмов и направленности студентов различных дефектологических специальностей. Необходимость подобного исследования обоснована обновлением содержания высшего педагогического образования и введением общегосударственных стандартов в системе подготовки педагога-дефектолога.
Скачать PDF

Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков

Корнилова Ирина Геннадиевна
Статья посвящена изучению роли зрительного дефекта в формировании когнитивных и эмоциональных компонентов «Образа Я» подростков. В работе рассматриваются результаты исследования системы эмоционально-ценностных отношений подростков, в которых зрительный дефект и его последствия играют роль индивидуально-психологических и социально значимых детерминант.
Скачать PDF

Проблема внутренней картины дефекта в специальной психологии

Гайдукевич Екатерина Анатольевна
Представлен теоретический анализ психологических исследований по проблеме личностной реакции на дефект учащихся с нарушениями психофизического развития. Автором дается обоснование правомерности применения термина «внутренняя картина дефекта» в специальной психологии, раскрывается содержание данного понятия. Приводится описание специфики самовосприятия и самоотношения подростков в зависимости от структуры дефекта, формулируется ряд наиболее актуальных вопросов по исследуемой проблеме, подлежащих дальнейшему изучению
Скачать PDF

Теоретические аспекты и пилотажное исследование деонтологической готовности педагогов-дефектологов

Филатова Ирина Александровна
Статья посвящена проблеме деонтологической готовности педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях. Рассматриваются теоретические аспекты деонтологической готовности педагогов, представленные в научных исследованиях; анализируются результаты пилотажного исследования, направленного на изучение деонтологической готовности педагогов-дефектологов
Скачать PDF

Когнитивная дифференцированность и интеллектуальные особенности студентов дефектологического факульт

Сычева Е.С., Ратанова Т.А.
В статье представлены основные результаты экспериментального исследования когнитивной дифференцированности и интеллектуальных особенностей студентов дефектологического факультета разных специальностей. Исследование проводилось в рамках системно-структурного подхода к пониманию интеллекта, по методике скоростной классификации сигналов. The article presents main results of the experiment focused on the cognitive differentiation and intellectual abilities of students of a Faculty of Speech Correction who major in various spheres. The research was conducted on the basis of a system-structure approach to the understanding of intellect by the method of speed classification of signals.
Скачать PDF

Особенности социального здоровья педагогов-дефектологов специальных дошкольных образовательных учреж

Поникарова Валентина Николаевна, Чернецова Александра Владиславовна
В статье представлена проблема выявления и анализа особенностей социального здоровья педагогов-дефектологов специальных дошкольных образовательных учреждений, раскрывается когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты совладающего поведения педагогов-дефектологов, являющиеся важнейшим компонентом их социального здоровья.
Скачать PDF

Структура патопсихологического синдрома шизофренического дефекта с позиции теории субъектной регуляц

Прыгина Ирина Леонидовна, Прыгин Геннадий Самуилович
С общепсихологических позиций анализируется структура патопсихологического синдрома, определяющая шизофренический дефект. Показано, что основные его проявления, такие как: снижение потребностно-мотивационных характеристик социальной регуляции поведения, психической активности, нарушения произвольных процессов, дефицит критичности имеют свои «аналоги» в структуре субъектной регуляции. Описаны результаты экспериментальных исследований, доказывающие, что низкий уровень сформированности регуляторных компонентов и отсутствие целостности в системе субъектной регуляции больных шизофренией проявляется в низкой эффективности их регуляторной системы.
Скачать PDF

Особенности символизации как компонента смыслообразования у старшеклассников с дефектами слуховой фу

Колтунова Елена Аркадьевна
В статье рассматривается феномен смыслообразования. В процессе смыслообразования единицей содержания становится отношение «субъектный опыт объективная ценность», т. е. личностный смысл. Существенным компонентом смыслообразования автор отмечает символизацию как процесс освоения (на уровне индивидуального сознания) понятий-символов. Далее проводится анализ исследований функционирования понятия-символа в учебном процессе у старшеклассников с дефектами слуховой функции.
Скачать PDF

Структурно-фазовое состояние и дефектность низкоуглеродистой стали после комбинированной интенсивной

Петрова Нюргуяна Дмитриевна, Петров Петр Петрович, Иванов Афанасий Михайлович, Платонов Анатолий Андреевич
Исследовано влияние комбинированного воздействия методов интенсивной пластической деформации на структуру, фазовый состав и дефектность низкоуглеродистой стали.
Скачать PDF

Социологическая диагностика организационно-производственных стрессоров в контексте анализа дефектов

Семенов Юрий Григорьевич
В статье описана структура организационно-производственных стрессоров, связанных с деформациями организационной культуры. Статья содержит изложение способа конструирования социологической анкетной методики исследования организационно-производственного стресса, а также результаты, полученные с ее использованием.
Скачать PDF

Изучение коммуникативных способностей будущих дефектологов в вузе

Весельева Ирина Петровна
Представлены основные результаты исследования показателей коммуникативных способностей будущих дефектологов. Выделены особенности коммуникативных способностей студентов-дефектологов.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 11