ДЕФЕКТ
ДЕФЕКТ
1. Недостаток. 2. Неспособность функционировать вследствие такого недостатка. Следует отличать от дефицита и производных от него терминов, где подразумевается недостаток чего-то, а не дефект.
ДЕФЕКТ
от лат. defectus - недостаток] - недостаток, изъян, недочет; недостаток какого-л. органа, выпадение какой-л. физиологической или психической функции (см. Дефект развития, Дефекта структура, Дефектов развития виды),
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Дефект
Дефект – какой-либо телесный недостаток . Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий , ответный и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на развитие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота), повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие). (11.5.10, 181 – 182) См. Воспитание
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
дефект
[defect] Стабильное, необратимое ухудшение любой психической функции (например, когнитивный дефект), общего развития психических способностей (психический дефект), или доминирующего паттерна мышления, чувствования, поведения, определяющего особенности личности. Дефект в любой из этих сфер может быть как врожденным, так и приобретенным. Характерное состояние дефекта, различающегося в своем проявлении от потери интеллектуальной и эмоциональной энергии и некоторой эксцентричности поведения до аутистичекой отгороженности и эмоциональной тупости, рассматривалось Kraеpelin (1856-1926) и Eugen Bleuler (1857-1939) как отличительная черта исхода шизофренического процесса, в отличие от маниакально-депресивного психоза. Смотри также: изменение личности, стойкое; снижение по шизофреническому типу
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
ДЕФЕКТ
лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток). Резидуальные психические изменения, в первую очередь личностные, вследствие перенесенного психотического состояния. Возникает при шизофрении, органических поражениях головного мозга, носит специфические для ряда психических заболеваний черты; например, при шизофрении характеризуется апатико-аутистическими изменениями с диссоциативными проявлениями в мышлении, после травм головного мозга Д. определяется церебрастеническим или церебропатическим синдромом с различной степени выраженности интеллектуально-мнестическими и характеропатическими проявлениями. Нередко особенности Д. зависят от формы течения психического заболевания: так, например, он значительно быстрее развивается и носит более грубый характер при приступообразно-прогредиентном, чем при рекуррентном, течении шизофрении.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
ДЕФЕКТ (МКБ 295.7)
продолжительное и необратимое нарушение любой психологической функции (например, "когнитивный дефект"), общего развития психических способностей ("умственный дефект") или характерного образа мышления, ощущения и поведения, составляющего отдельную личность. Дефект в любой из этих областей может быть врожденным либо приобретенным. Характерное дефектное состояние личности, колеблющееся от нарушения интеллекта и эмоций или от легкой эксцентричности поведения до аутической замкнутости или аффективного уплощения, Крепелин (1856-1926) И Блейлер (1857-1939) расценивали как критерии выхода из шизофренического психоза (см. также изменения личности) в отличие от выхода из маниакально-депрессивного психоза. Согласно исследованиям последнего времени, развитие дефекта после шизофренического процесса не является неизбежным.
ДЕФЕКТ
(от лат. defectus – недостаток) – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие Д. – центральное для дефектологии – детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Им установлено, что структура Д. не сводится к симптомам повреждения биологических систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и др.), которые представляют собой первичные симптомы нарушения – первичный Д. Недоразвитие высших психических функций (например, речи и мышления у глухих, опосредованной памяти у дебилов, восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т. д.) и социальной стороны поведения Выготский считал вторичными отклонениями, не связанными непосредственно с основным, первичным Д., но обусловленными им. Он показал, как это соотношение первичных, вторичных и последующих наслаивающихся на них отклонений усложняет структуру Д. Он проанализировал также условия для предупреждения и преодоления этих отклонений развития. Адекватное обучение и воспитание способствуют преодолению причин, которые порождают вторичные (третичные и т. д.) отклонения. При этом центральная область компенсации Д., согласно Выготскому, – повышение культурного развития, формирование высших психических функций.
Чем дальше отстоит нарушение от пораженного органа и связанного с ним первичного отклонения, тем легче это нарушение поддается коррекции.
Чем дальше отстоит нарушение от пораженного органа и связанного с ним первичного отклонения, тем легче это нарушение поддается коррекции.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
Дефект
(Defectus) (от лат. defectus - отсутствие, недостача). Букв. - отсутствие, недостаток, повреждение. В психиатрии - устойчивый упадок личности в эмоционально-волевом и/или интеллектуально-мнестическом плане вследствие органических поражений головного мозга, эпилепсии, после некоторых инфекционных и интоксикационных заболеваний, шизофрении и др. Относительно термина шизофренический дефект необходимо заметить, что содержание его все еще уточняется и продолжаются споры целесообразности его употребления.
Д. вследствие среды. Дефект развития, причиненный неполноценной воспитательной средой. См. ГоспитализМ; Социальная олигофрения; Псевдоолигофрения.
Д. задержки. В психологии - дефект памяти, при котором исчезают запомнившиеся факты. Признак деменции. Термин, не получивший широкого распространения в литературе и практике.
Д., интеллигентностный - см. Интеллигентностный дефект.
Д. психики (от лат. defecto - уменьшение, слабость). Недостаточность, неполноценность функции психической деятельности - по сравнению с нормой (при врожденном дефекте) или с преморбидным состоянием (при Д. п. после болезни). Имея в основе органическое поражение вещества головного мозга, Д. п. может быть в значительной степени компенсирован за счет соответствующей деятельности мозга в целом. См. Исходные состояния.
Д., шизофренический - см. Шизофренический дефект.
Д. вследствие среды. Дефект развития, причиненный неполноценной воспитательной средой. См. ГоспитализМ; Социальная олигофрения; Псевдоолигофрения.
Д. задержки. В психологии - дефект памяти, при котором исчезают запомнившиеся факты. Признак деменции. Термин, не получивший широкого распространения в литературе и практике.
Д., интеллигентностный - см. Интеллигентностный дефект.
Д. психики (от лат. defecto - уменьшение, слабость). Недостаточность, неполноценность функции психической деятельности - по сравнению с нормой (при врожденном дефекте) или с преморбидным состоянием (при Д. п. после болезни). Имея в основе органическое поражение вещества головного мозга, Д. п. может быть в значительной степени компенсирован за счет соответствующей деятельности мозга в целом. См. Исходные состояния.
Д., шизофренический - см. Шизофренический дефект.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Дефект
лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток) - невосполнимый дефицит психических функций и личностных качеств, возникающий вследствие душевного заболевания. Не следует смешивать проявления дефекта с дефицитарной симптоматикой. Последняя всегда наблюдается и в активной фазе психиатрической болезни, но в значительной степени бывает обусловлена функциональными, обратимыми нарушениями, хотя, несомненно, частично включает и симптомы дефекта. Нарушения, образующие психический дефект, в той или иной мере могут быть, однако, компенсированы или могут преодолеваться патологическим образом, путем их гиперкомпенсации. Например, стойкое ухудшение памяти может быть компенсировано привычкой делать записи, класть вещи на строго определенное место, что-либо делать в одной и той же последовательности, использованием приемов мнемотехники. Эмоционально-волевой дефицит иногда как бы преодолевается посредством патологического развития личности (агрессивности, сутяжничества и т.п.). Следует заметить, что психическое расстройство, по определению, никогда не приводит к повышению уровня психологического функционирования, обратное мнение заимствововано из области мифологии. Исключением являются легкие маниакальные состояния, но и здесь, это нужно специально отметить, временно выигривая в одном, такие пациенты часто больше теряют в чем-то другом, будучи неспособными интегрировать свое понимание действительности и свои действия в продуманную линию поведения. Опыт болезни отдельным пациентам, по их словам, иногда бывает полезным, но, разумеется, лишь в той мере, в какой они способны действовать по пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012