Межличностные отношения: механизмы формирования

Найдено 1 определение:

Межличностные отношения: механизмы формирования

Индивидуальные навыки, умения, способности человека устанавливать контакты и находить общий язык с людьми - это необходимые условия формирования и развития отношений. Существенными среди многих психол. механизмов являются легкость и контактность О., доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, осуществляемые в процессе непосредственного О. Легкость и контактность следует рассматривать как способность к спонтанному, не отягощенному излишней рефлексией и осторожностью О., и как непрерывный процесс, удовлетворяющий потребность в обмене информацией, чувствами и поддержкой. Истинная легкость О. не является поверхностным бессодержательным актом на всем протяжении взаимоотношений; даже в привычных устоявшихся ритуализированных парных взаимодействиях близких людей, родственников они имеют скрытые от посторонних глаз оттенки и содержание. Легкость О. обеспечивается природными способностями человека, темпераментом, общительностью, а также коммуникативными навыками и умениями; предполагает отсутствие жесткой программы и целей О., манипулятивности и корыстных целей. Доверие. Отношение доверия к партнеру включает ожидание ответного доверия и поддержки, надежду и уверенность, что доверие не будет использовано во вред партнеру, стремление разделить чувства и ожидания по поводу обсуждаемых значимых событий и получить подкрепление собственных оценок и прогнозов. Важная функция доверительного О. - это сближение и углубление отношений в процессе О., сокращение психол. дистанции до оптимального уровня. Доверчивость - негативная сторона доверия; выражается в необоснованном стремлении верить на слово, верить любому человеку, несмотря на постоянные разочарования, подвохи, невыполнение обязательств и обещаний; носит защитный характер, подсознательно питается подозрительностью и сомнениями; в основе лежит эмоциональная и личностная незрелость. Понимание - это накопление и оперирование системой вербализованных знаний о др. людях с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам, причем, главным и наиболее сложным в этом процессе является конечная «расшифровка» мотивов, что позволяет оценивать конкретные поступки и прогнозировать поведение. Понимание, по мнению В. А. Лабунской, обслуживается комплексом социально-перцептивных способностей. Ею была разработана методика диагностики уровня развития способностей к адекватному пониманию невербального поведения. Понимание может быть эмпатичное, сочувствующее, оптимистичное, либо холодное, рациональное, манипулятивное, эгоистическое. Эмоциональное притяжение - предполагает эмоциональную развитость, эмпатию, влечение; они актуализируются в непосредственном взаимодействии людей. Принятие человека - интуитивный процесс согласия, расположения и готовности взаимодействовать. В итоге взаимодействия все перечисленное приводит к психол. близости. Ее уровень зависит от меры развитости каждого механизма и меры его представленности в отношениях. Лит.: Знаков В. В. Понимание в познании и общении. Самара, 2000; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Лабунская В. А. О структуре социально-перцептивных способностей личности // Вопр. психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосяна. Краснодар, 1983. В. Н. Куницына
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психолого-педагогические механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе с испол

Васина Ольга Николаевна
В статье рассмотрены психологические каналы и уровни формирования ценностных отношений, на основе которых раскрыта система поэтапной трансформации социально значимой ценности в личностно значимую. Представлена технология формирования эмоционально-ценностного отношения к природе с использованием традиций народной экологии.
Скачать PDF

Психолого-акмеологический механизм формирования эмпатии в отношениях преподаватель-студент

Алтухова Елена Владимировна
The basic properties of empathy, its functions, its psychological factors, and also pedagogical situations of empathic relations manifestation are distinguished.
Скачать PDF

Ценностные ориентации и боевой опыт в механизмах формирования отношений комбатантов к врагу

Голянич В. М., Шаповал В. А., Грачев С. С., Васильева А. М.
В работе анализируются ценностные ориентации комбатантов (образ «Я», образ противника, мотивирующие ценности по Шварцу), определяется роль самооценки и боевого опыта в механизмах формирования негативного отношения к врагу. В исследовании приняли участие 247 комбатантов, 257 студентов петербургских вузов, 177 курсантов военных училищ и 48 осужденных исправительной колонии строгого режима. Выделено 4 типа отношения к врагу, определены сходства и различия ценностных ориентаций у испытуемых экспериментальной (комбатанты) и контрольных (студенты, курсанты, осужденные) групп, проанализированы особенности самооценки и боевого опыта комбатантов с различными типами негативного отношения к врагу. Результаты исследования могут использоваться для прогноза отношения человека к чужому, иному, враждебному на основании характеристик его самооценки.
Скачать PDF

Психолого-педагогические механизмы формирования ценностно-смыслового отношения у курсантов военных в

Алексюк Роман Алексеевич
В статье рассматриваются: механизмы и установки формирования ценностно-смыслового отношения, группы эмоциональных стимулов и их роль в процессе формирования, сущностные характеристики, компоненты и особенности готовности личности.
Скачать PDF

Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе.

Беликова В. В.
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации программы педагогической диагностики формирования межличностных отношений, направленной на повышение уровня сформированности межличностных отношений как фактора совершенствования образовательного процесса в учебном заведении.
Скачать PDF

Теоретико-экспериментальные основы формирования социоэмоциональной культуры межличностных отношений

Маликов Лев Витальевич
В статье предпринята попытка рассмотрения социоэмоционального развития подростков, воспитывающихся вне семьи, под углом зрения социоэмоциональной культуры личности на основе культурно-исторической теории. Представлена методологическая основа анализа факторов и условий развития социоэмоциональной культуры подростков-сирот в образовательной среде; определены направление и логика экспериментального исследования; охарактеризованы факторы, влияющие на успешность развития социоэмоциональной культуры межличностных отношений.
Скачать PDF

Копинг-механизмы, типы межличностных отношений и восприятие социальной поддержки у лиц, проживающих

Пушкин Игорь Александрович
The research investigates relationships of coping, perception of social support and types of interpersonal relations of the people living in conditions of partial social isolation. Healthy group and group of patients with alcohol abuse are compared. Pick out common and specific mechanisms of adaptation.
Скачать PDF

Межличностные отношения как предпосылка формирования представлений друг о друге

Казарян Кристина Андронниковна
В статье представлены результаты теоретического анализа исследований отечественных психологов по проблеме межличностных отношений, которые позволяют понять, насколько были отрефлексированы ее основные аспекты. Данные материалы могут составить теоретическую основу для изучения представлений студентов друг о друге в процессе межличностного взаимодействия.
Скачать PDF

Механизмы формирования аддективного поведения в молодежной среде

Гришко И.В
Скачать PDF

Психофизиологические механизмы формирования исполнительской техники музыкантов

Корлякова С.Г.
Скачать PDF

Защитные механизмы личности и особенности родительского отношения к детям с двигательными нарушениям

Хитёва А.А.
В статье проводится анализ стереотипов семейного воспитания в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, а также в семьях детей, перенесших компрессионный перелом позвоночника или страдающих сколиозом. Приводятся данные экспериментально-психологического исследования, посвященного изучению психологической защиты личности у детей и их родителей, а также влиянию семьи на развитие защитных механизмов.
Скачать PDF

К вопросу о психологическом механизме формирования «бренда»

Володина А. Н.
Бренд это сформированная предрасположенность реагировать определенным образом на те или иные товары, возникшая в результате отражения в сознании человека в ответ на различное маркетинговое и социальное воздействие. Формирование в сознании потребителя торговой марки в бренд происходит по механизму формирования социальной установки, также обнаруживается сходство структурного состава и функциональной принадлежности «бренда» с понятием «социальная установка».Brand is a formed predisposition to react in a particular way to certain goods, having emerged as a result of reflection in one's consciousness, in return to various marketing and social influences. Transformation from trade mark to brand in the consumer's consciousness takes place through the process of forming a social attitude, and there also comes to light the resemblance of brand in its structure and functional belonging to the concept of attitude.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: