Деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция

Найдено 1 определение:

Деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция

специальная социально-психологическая концепция, рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные содержанием и ценностями деятельности. Разработана А.В. Петровским и первоначально была названа "стратометрической концепцией". Деятельностное опосредствование понимается как системообразующий признак группы, определяющий ее важнейшие социально-психологические характеристики. Осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят в конечном счете от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности. Обращение к опосредствованию межличностных отношений совместной деятельностью позволило понять характер групповой дифференциации и интеграции; построить типологию групп и выявить особенности групп высшего уровня развития, показав их принципиальные качественные отличия (с использованием количественных индексов) от других малых групп; ориентировать психолога-практика на выяснение значимых параметров группового развития, способствуя тем самым решению задач диагностики группы и прогнозирования результатов ее деятельности; увидеть сложный, многоуровневый ("стратометрический") характер структуры межличностных отношений и необходимость учета отнесенности выявленных в исследовании явлений к конкретному уровню (страте) групповых процессов; охарактеризовать группу высокого уровня социально-психологического развития как общность, где индивид получает наиболее благоприятные возможности для удовлетворения своей потребности быть полноценной личностью и развития соответствующих способностей. В ходе экспериментальной разработки был введен в научный оборот ряд понятий, обозначающих определенные социально-психологические явления, а также предложены конкретные методики, с помощью которых выявляются параметры группы и личности в группе, отражающие эти явления. А.В. Петровский
Оцените определение:

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

САМООЦЕНКА И Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Арендачук Ирина Васильевна
Представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения личностных факторов, определяющих особенности межличностных отношений подростков, становление которых является важнейшей задачей их возрастного развития. Показано, что процесс формирования самооценки и Я-концепции подростков происходит в контексте их социально-психологического развития и детерминирован системой межличностных отношений. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке подростков 12-14 лет (n = 85). Использовались методики: тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири; опросник «Изучение особенностей Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А. М. Прихожан; анкета для учащихся по выявлению уровня самооценки Р. В. Овчаровой. Обоснована и доказана гипотеза о том, что самооценка подростков и связанные с ней представления о себе в структуре Я-концепции обусловлены особенностями их межличностных отношений. Выявлены взаимосвязи самооценки подростков с типом межличностных отношений и со структурными компонентами Я-концепции. Установлено, что у подростков доминирует авторитарный тип межличностных отношений, а в структуре Я-концепции факторами, влияющими на самооценку и на тип отношений подростков с окружающими, являются внешность, физическая привлекательность, общение, популярность среди сверстников, уверенность в себе и тревожность. В практическом аспекте результаты исследования представляют интерес для психологов образования, учителей и родителей при решении задач формирования личности, конструктивных межличностных отношений среди подростков.
Скачать PDF

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Скачать PDF

Особенности межличностных отношений леворуких людей

Буренкова Е. В., Чиханова И. В.
В данной статье рассматриваются особенностях межличностных отношений амбидекстров, праворуких, леворуких людей в юношеском возрасте. Исследователями было проведено диагностическое исследование для определения направления коррекционной программы, направленной на развитие межличностных коммуникаций у леворуких людей. В ходе статистического анализа полученных результатов были выявлены различия по шкалам агрессивности и напряженности в отношениях в зависимости функциональной асимметрии мозга.
Скачать PDF

Восприятие в системе межличностных отношений студентов

Прокофьева Татьяна Алексеевна, Колесникова Екатерина Ивановна
В статье исследуется одна из детерминант социометрических предпочтений, которая является источником положительных или отрицательных взаимоотношений внутри группы степень различий личностных ценностей студентов и особенности восприятия внешне привлекательных и непривлекательных сокурсников на этой основе
Скачать PDF

Развитие межличностных отношений как фактор управления субъектами образования в вузе

Рассказова О.В.
Скачать PDF

Исследование межличностных отношений в семьях подростков с коммуникативно-речевой инактивностью

Дюмон Н.Н.
Скачать PDF

Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе.

Беликова В. В.
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации программы педагогической диагностики формирования межличностных отношений, направленной на повышение уровня сформированности межличностных отношений как фактора совершенствования образовательного процесса в учебном заведении.
Скачать PDF

Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе

Жажина Оксана Сергеевна
В статье анализируется проблема дружеских отношений школьников как сферы наиболее близких межличностных отношений со сверстниками, что является актуальным для расширения теоретических представлений о развитии в этом возрасте и имеет практическую пользу. Описана разработанная методика, изучающая стадии межличностных отношений. Приведена валидность и надежность шкал методики.
Скачать PDF

Характер межличностных отношений в полиэтничной среде как показатель психологической безопасности ли

Бучек Альбина Александровна, Мещерякова Эмма Ивановна
Описаны основные результаты эмпирического исследования восприятия межличностных отношений респондентами разной этнической принадлежности. Демонстрируется возможность использования данных о характере межличностных отношений для анализа психологической безопасности личности в условиях разных этноконтактных сред.
Скачать PDF

Теоретико-экспериментальные основы формирования социоэмоциональной культуры межличностных отношений

Маликов Лев Витальевич
В статье предпринята попытка рассмотрения социоэмоционального развития подростков, воспитывающихся вне семьи, под углом зрения социоэмоциональной культуры личности на основе культурно-исторической теории. Представлена методологическая основа анализа факторов и условий развития социоэмоциональной культуры подростков-сирот в образовательной среде; определены направление и логика экспериментального исследования; охарактеризованы факторы, влияющие на успешность развития социоэмоциональной культуры межличностных отношений.
Скачать PDF

Система отношений в структуре «Я-концепции» психосоматических больных

Пережигина Нина Валерьяновна, Дрынова Мария Викторовна
В данной статье представлен новый взгляд на систему отношений в структуре «Я-концепции» психосоматических больных с учетом их индивидуальных особенностей и длительности течения заболевания.
Скачать PDF

Особенности межличностных отношений студентов, изучающих различные иностранные языки

Бекасова Е.Ю.
В статье анализируется влияние иностранного языка на особенности межличностных отношений студентов. Особое внимание уделяется различию типов межличностных отношений в разных языковых группах. Изучается динамика степени выраженности типов межличностных отношений в зависимости от курса обучения. The article analyzes the influence of foreign languages on the students interpersonal relationships. Special attention is given to the differences in types of interpersonal relationships in various language groups. The author points the main interest on changes in the degree of intensity in different types of interpersonal relationships. These types depend on educational courses.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: